`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Joost: на заре эпохи интернет-телевидения

Статья опубликована в №22 (590) от 12 июня

+11
голос

На прошлой неделе проект Joost, находящийся сейчас в стадии открытого бета-тестирования, опять стал фигурантом новостных лент. Его новым CEO назначен не кто иной, как Майк Волпи (Mike Volpi), занимавший ранее должность старшего вице-президента компании Cisco. Сходу довольно сложно вспомнить, когда еще онлайн-стартапу удавалось взять на работу топ-менеджера из известной транснациональной IT-корпорации с годовым оборотом свыше 28 млрд долл.

Вне всяких сомнений, переход специалиста такого уровня в компанию, занимающуюся новыми разработками в отрасли сетевых видеосервисов, свидетельствует о высокой перспективности этого сегмента. Только в США, согласно прогнозам Park Associates, суммарные доходы фирм от такой деятельности к 2010 г. составят более 7 млрд долл. Примечательно, что, по данным ABI Research, уже сегодня 12% интернет-пользователей хотя бы раз платили за различные видеоматериалы в Сети. Однако если сайтов, на которых можно просмотреть, загрузить или приобрести такой контент, с каждым днем появляется все больше, то серьезных проектов, основывающихся на действительно новых разработках, – единицы.

Joost на заре эпохи интернет-телевидения
Меню Joost весьма наглядное и простое, каналы можно отсортировать как по жанрам, так и по названиям, доступны также списки самых популярных и новых передач

Третий – не лишний

Joost на заре эпохи интернет-телевидения
Joost на заре эпохи интернет-телевидения
Янус Фриис и Никлас Зеннстром намерены поставлять исключительно легальный контент, зарабатывая при этом на рекламе в трансляциях

Ранее фигурировавший под названием The Venice Project проект Joost привлек к себе внимание интернет-общественности еще задолго до запуска и даже публичного тестирования. Секрет подобного «предварительного» успеха объясняется достаточно просто – этот стартап стал третьим совместным детищем небезызвестных Януса Фрииса (Janus Friis) и Никласа Зеннстрома (Niklas Zennstrom), создателей таких популярных сервисов, как Skype и KaZaa. По всей видимости, от этих предпринимателей ожидают не менее удачного продукта и теперь.

Joost представляет собой интернет-телевидение по запросу (TV-on-demand), работающее на основе протокола peer-to-peer (оба предыдущих проекта Фрииса и Зеннстрома, кстати, тоже основываются на нем), а передача контента осуществляется по DRM-соединению с использованием специальных алгоритмов шифрования. В отличие от той же KaZaa, Фриис и Зеннстром теперь не намерены конфликтовать с правообладателями, скорее наоборот, в их планах – поставлять исключительно легальный контент, зарабатывая при этом на рекламе в трансляциях.

К сегодняшнему дню, несмотря на то, что доступ к Joost открыт не полностью (требуется приглашение, которое можно запросить на сайте), рекламные контракты с сервисом подписала 31 компания, среди них такие гиганты, как Procter & Gamble, Coca-Cola, Nike, General Motors и Visa. Естественно, их привлекли не громкие имена создателей, а уже существующий контент – сервисом заинтересовалось множество медиакомпаний, предоставивших разнообразные видеопрограммы. К примеру, Viacom заключила соглашение с Joost  и является в настоящее время основным поставщиком материалов для проекта. Всего же к просмотру доступно более 150 каналов, в числе которых MTV, National Geographic и др.

Опять 25

Однако по условиям лицензий на вещание набор трансляций зависит от региона проживания конкретного абонента – подключившись к Joost из Украины мы, к сожалению, не обнаружили множества популярных телеканалов, о наличии которых повсеместно пишут американцы в блогах и форумах. Кроме того, просидев несколько часов «за телевизором», мы не увидели ни одного рекламного ролика. Понятно, что раз рекламодатели Joost не заинтересованы в аудитории из нашего региона, то и более качественного и интересного видеоконтента в ближайшее время ожидать тоже сложно. Впрочем, разработчики сообщают об активных переговорах с медиакомпаниями, чтобы убрать это ограничение и создать единое покрытие сервиса по всей Сети независимо от страны проживания пользователя.

Пока отечественному зрителю Joost доступно 27 каналов – преимущественно развлекательные, спортивные, музыкальные, документальные и мультипликационные. Качество их трансляции (на скорости 512–1024 Kbps) значительно лучше, чем у других интернет-видеосервисов, к примеру у YouTube, но до картинки, сравнимой с тем, что обеспечивает цифровое кабельное телевидение, еще очень далеко. Впрочем, если изображение Joost может удовлетворить некоторых наших соотечественников (кстати, у большинства подключенных к Сети украинцев каналы доступа достаточно медленные, ввиду чего трансляция будет хуже), то скудность ассортимента контента – вряд ли. Поэтому осмелимся сделать вывод, что заменить привычный телевизор Joost у нас в обозримом будущем не сможет.

Делаем ставки?

Совсем другое дело Северная Америка и Западная Европа, тут, по замыслу создателей, данный сервис в будущем может составить ощутимую конкуренцию обычному кабельному телевидению. К преимуществам Joost относят как уже упомянутый выше широкий выбор контента, доступный в этих регионах, так и отсутствие необходимости приобретать дополнительное оборудование (телевизор, ТВ-приставку, ресивер и т. д.).

По всей видимости, в такую перспективу верят не только Фриис и Зеннстром – желающие инвестировать в стартап чуть ли не стоят в очереди, однако предприниматели пока не намерены распродавать свое детище, даже по частям, и приняли заявки лишь от пяти крупных компаний, которые в обмен на миноритарные доли в проекте вложили в разработку около 45 млн долл. Не исключено, что на руку создателям Joost сыграет и недавнее заявление Билла Гейтса, выразившего уверенность, что в обозримом будущем традиционное телевидение существенно утратит свою популярность под натиском IPTV-сервисов.

Впрочем, несмотря на кажущиеся безоблачными перспективы Joost, ряд экспертов уже сегодня сообщают о конкретных недостатках сервиса, которые могут отрицательно сказаться на его популярности. К примеру, в нем отсутствует возможность обмениваться своим видео, а также регулировать загрузку интернет-канала. За 10 мин просмотра телепередачи при тестировании объем трафика превысил 40 MB – такая «прожорливость» сервиса может серьезно перегружать магистральные линии связи. Кроме того, критики отмечают, что в отличие от предыдущих проектов предпринимателей в Joost нет практически ничего нового по сравнению с традиционными кабельными сервисами видео по запросу, и вообще сомневаются в целесообразности переноса телевидения в Интернет, ведь в развитых государствах данная услуга все равно предоставляется по одному кабелю с другими телекоммуникационными сервисами. Несомненно, и в этих словах есть доля истины, однако Фрииса и Зеннстрома никак нельзя назвать новичками в онлайн-бизнесе, да и если вспомнить, тому же Skype в свое время некоторые предрекали весьма мрачные перспективы.

+11
голос

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT