`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Йон фон Течнер, Operа: «Мы являемся самым старым разработчиком браузеров»

Статья опубликована в №45 (711) от 15 декабря

+66
голосов

В конце ноября Украину впервые посетил глава и один из основателей компании Opera Software Йон фон Течнер (Jon von Tetzchner). Мы не преминули воспользоваться возможностью пообщаться с ним. Разные исследования показывают, что продукты норвежской компании в странах СНГ традиционно намного популярнее, чем, скажем, в других государствах Европы. Наш разговор мы начали именно с вопроса о том, чем можно объяснить такую популярность.

Йон фон Течнер, Operа «Мы являемся самым старым разработчиком браузеров»
Основная причина нашей популярности в СНГ заключается в мощной поддержке сообщества

Четыре года назад во время моего первого визита в Россию я очень активно пытался разобраться в столь высокой и неожиданной для нас популярности браузеров Opera именно в регионе СНГ. Я услышал много разных мнений – кому-то нравилась их функциональность, кто-то во главу угла ставил скорость, особенно на медленных каналах. Но ни одно из этих объяснений не позволяло выделить однозначный набор факторов, который бы не работал в других странах. Поэтому мы сделали вывод, что основная причина нашей популярности заключается в мощной поддержке сообщества.

Есть ли в вашей компании специальные сотрудники, которые работают с сообществом?

Мы этому вопросу уделяем повышенное внимание, и такие специалисты у нас есть в разных департаментах. Кроме того, мы активно работаем с пользователями в рамках онлайн-сообщества My Opera. Но тут важно понимать, что мы не стремимся диктовать какие-то условия. Наша цель – оказать поддержку и понять, что пользователи ожидают от новых версий браузеров Opera.

В некоторых странах My Opera составляет конкуренцию социальным сетям, таким как MySpace. Планируете ли вы развивать свой ресурс, чтобы соперничать с крупными сетями в будущем?

Таких целей нет. Главная задача сервиса My Opera – объединение пользователей со схожими интересами вокруг нашего продукта.

А как вообще у вас возникла идея создания браузера?

Работы начались еще в 1994 г. в исследовательской лаборатории тогда еще государственной телекоммуникационной компании, впоследствии превратившейся в Telenor. Это было еще до того, как веб-сервисы стали популярными. Кстати, именно мы установили первый веб-сервер в Норвегии (на тот момент во всем мире их было не более 200). Однако сначала мы с коллегами активно вели разработки открытого формата документов ODA (Open Document Architecture), потенциального конкурента DOC, и текстового редактора. Тот проект так и не был запущен, его сочли малоперспективным, хотя мы, в то время практиканты, набили руку на управлении сложным проектом. Вскоре наша группа переключилась на Веб, и после нескольких месяцев размышлений мы задумали создать свой браузер. Руководство компании, в которой я работал, идею восприняло без особого энтузиазма, решив, что мы не сможем конкурировать с крупными игроками. Полгода ушло на расчеты, после чего мы договорились с Telenor об организации собственной фирмы. На момент старта в 1995 г. в ней было два человека: Гейр Иварсёй (Geir IvarsØy) занимался разработкой программного ядра, а я – пользовательским интерфейсом. Наш начальный капитал составлял всего около 7 тыс. долл. К тому моменту продукт Netscape стал уже очень популярным, а компанию оценивали более чем в 1 млрд долл., она как раз выходила на биржу. Как видите, задача была не из легких.

Что придавало вам уверенности?

Мы верили, что сумеем сделать продукт, который будет заметно выделяться на фоне остальных. Мы видели, что между Microsoft и Netscape шла непримиримая борьба за долю на рынке всеми средствами. Нашей же главной задачей было, чтобы созданный нами браузер нравился конечному пользователю. Так, Opera первой предусмотрела поддержку большого количества окон, которые со временем превратились во вкладки. Мы первыми добавили опцию масштабирования веб-страниц, чтобы веб-сайты могли просматривать даже люди со слабым зрением, да и еще много чего.

Кроме того, наш продукт можно было адаптировать для разных компьютерных платформ. Постепенно мы наращивали пользовательскую базу. В 1997 г. браузер Opera уже был достаточно популярен, а в 2000-ном мы впервые получили финансирование извне.

Вы были первой компанией, разработавшей браузер для мобильного устройства?

Тут я бы вообще отметил, что сегодня мы являемся самым старым разработчиком браузеров на рынке, если учесть, что Netscape в ее первозданном виде и Mosaic уже не существует. Internet Explorer еще не появился, когда мы начинали. Так что у нас накопился немалый опыт, в том числе и создания нетребовательных к аппаратным ресурсам приложений. Производительность первых КПК и смартфонов была ограничена. Кроме того, не все считали, что браузер нужен для подобных устройств, тогда попросту не было развитых каналов передачи данных, таких как сейчас. Многие думали, что доступ в Интернет – это не та функция, которая нужна пользователям телефонов. Мы придерживались иного мнения.

Существует как минимум пять разных браузеров для настольных ПК. Не много ли это?

С нашей точки зрения, пользователь от этого только выигрывает. Мы верим в преимущество открытых стандартов, которые подразумевают возможность выбора наиболее подходящего решения. Но обратите внимание: за последние 10 лет никто не выпустил новое ядро для браузера, по-прежнему существуют лишь уникальные ядра от Microsoft, Opera, Netscape (на нем построен браузер Firefox) и Apple WebKit (он основан на KDE KHTML). Вряд ли появится еще один, поскольку его очень сложно создать. Сегодня никто не берется разрабатывать браузер с нуля, даже Google и Apple.

Но тем не менее в этом сегменте появляются новые игроки?

В настоящее время браузер – это наиболее востребованное ПО для настольного компьютера. Но главное, что он становится системообразующей платформой. Многие сервисы и приложения, которые раньше использовались отдельно, сегодня являются частью браузера или могут быть доступны через браузер. Приложения создаются с прицелом на их дальнейшее использование в браузере. Это облегчает задачу разработчикам, которым не приходится писать программы под Linux, Mac OS или Windows – они могут построить программу, пригодную для разных операционных систем, потому что в кросс-платформенном браузере те будут работать одинаково.

Как вы можете прокомментировать появление браузера от Google, а следом и операционной системы, построенной на нем?

Для ответа на ваш вопрос нужно понять, кто является основным конкурентом Google. Этой компании сейчас очень важно развиваться так, чтобы максимально ограничивать позиции Microsoft на рынке. При этом Google сотрудничает и с нами, и с Mozilla. Я не перестаю повторять, что для нас запуск Chrome был выгоден. Среди прочего это вызвало дополнительный интерес и к нашему продукту, что повлияло на увеличение его загрузок.

Не планируете ли вы выпустить собственную ОС?

Много лет назад мы уже прошли тот путь, которым сегодня идет Google. Мы не называли свой продукт Opera OS, но у нас был браузер, тесно интегрированный с одной из версий Linux. C нашей точки зрения, этот путь не самый оптимальный. Наша стратегия состоит в ином – чтобы браузер работал как можно с большим количеством операционных систем, и мы не хотим создавать им конкуренцию, тратить ресурсы на борьбу.

Часть дохода вы получаете от сотрудничества с Google. С другой стороны, вы конкуренты. Не боитесь ли, что в какой-то момент Google просто откажется от партнерства с вами?

Наша пользовательская база сегодня насчитывает почти 100 млн человек, и я не думаю, что Google будет пренебрегать этой аудиторией (кстати, буквально пару недель назад она продлила соглашение с нами до 2012 г.).

А с Microsoft Bing не думаете сотрудничать?

Google не является нашим эксклюзивным партнером, мы работаем со многими поисковыми системами, включая Yandex, может быть, когда-нибудь будем сотрудничать и с Bing. Еще раз хотел бы обратить внимание, что сегодня 45 млн человек используют Opera на ПК, а 40 млн – пользователи Opera Mini, и мы ожидаем роста этих показателей. Миллионы применяют наши браузеры на других устройствах – смартфонах, игровых приставках, интернет-планшетах, телевизорах.

Йон фон Течнер, Operа «Мы являемся самым старым разработчиком браузеров»
Наша стратегия состоит в ином – чтобы браузер работал как можно с большим количеством операционных систем, и мы не хотим создавать им конкуренцию, тратить ресурсы на борьбу

Как вы намерены развивать Opera Mini?

Около 1,6 млрд человек имеют доступ в Интернет – это более 24% мирового населения. Свыше 70% живущих на планете – 4,5 млрд – пользуются мобильными телефонами, и на подавляющем их большинстве может применяться Opera Mini. Я думаю, что тут цифры говорят сами за себя. Мы продолжаем активно инвестировать в это направление.

Opera Mini – это ведь не только ПО?

Это система со сложной инфраструктурой. Основная работа выполняется на сервере, а браузер – это, по сути, тонкий клиент на мобильном телефоне, который лишь отправляет запросы и получает адаптированные страницы со сжатыми до 90% данными.

Как появилась идея применять сжатие данных?

Работа с «реальным миром» – это часть нашего подхода. Львиная доля телефонов, которыми сегодня пользуются, скажем, в Украине, – не слишком мощные в техническом плане, с небольшими экранами. Кроме того, они работают в медленных сетях, так что о полноценном доступе в Интернет говорить не приходится. Обычное ПО не решит проблему, но телефоны поддерживают Java, что позволяет создавать специальные приложения.

Разработкой этого ПО занимается специальный отдел?

Наши разработчики находятся в нескольких странах. В Норвегии, Швеции и Польше базируются самые крупные отделы. Помимо этого, у нас есть офисы в Чехии, Китае, Корее, Индии, Японии, США и на Тайване. Огромная часть работы по улучшению браузера Opera Mini была сделана именно в Швеции. Раз уж мы заговорили о разработчиках, стоит сказать, что сегодня в штате нашей компании 760 человек, и более 500 из них составляют инженеры.

Какой доход вы планируете получить в текущем году и какова динамика вашего роста по сравнению с прошлым?

С момента основания компании 14 лет назад наш рост обычно составлял 40–50% в год. В предыдущем году доход увеличился на 58%, в этом, скорее всего, он будет несколько меньше.

Многим не очень понятно, как можно получать годовой оборот в 90 млн долл., выпуская бесплатный продукт.

Мы используем три основных бизнес-модели. В соответствии с первой распространяем бесплатный браузер, который содержит прямые ссылки на сайты контент-провайдеров, наших партнеров или ссылки в поисковой панели. Именно так мы сотрудничаем с Google, Yandex, Ozon, Mail.ru и другими компаниями. В данном случае у нас действует соглашение о разделении доходов.

Вторая модель – сотрудничество с ОЕМ – предусматривает поставку Opera Mobile, Opera Mini, а также создание на их основе специальных браузеров для устройств таких компаний, как Samsung, Motorola, HTC, Nintendo, Sony, Philips и др. В данном случае мы зарабатываем на продаже лицензий.

Ключевым звеном третьей модели является Opera Mini. Здесь подразумевается сотрудничество с мобильными операторами, для которых мы создаем специализированные версии своего продукта и предоставляем их как сервис. Это означает, что за данные услуги нам платят каждый месяц исходя из количества активных пользователей. Мы подсчитали, что бесплатная версия Opera Mini дает возможность операторам заработать суммарно почти 1 млрд долл. в год. И мы предполагаем, что к концу следующего года этот показатель вырастет вдвое. Opera Mini представляет собой идеальное решение, поскольку эффективно для пользователей, а операторам позволяет меньше инвестировать в строительство и модификацию сотовых сетей, сохраняя уровень сервиса без значительных инвестиций в инфраструктуру.

Получается, что пользователи Opera Mini генерируют меньше трафика, чем с помощью других браузеров. Разве это выгодно операторам мобильной связи?

Выгодно, поскольку немалая часть потенциальных пользователей из-за дороговизны доступа к мобильному Интернету вообще не выходят в Веб. Наш браузер стимулирует экономных абонентов к использованию услуги передачи данных, и операторы это понимают, поэтому многие из них активно с нами сотрудничают.

А как выглядит структура вашего дохода по разным бизнес-моделям?

Глобально мы разделяем наши финансовые поступления на две категории: от мобильных и от настольных устройств. Доход от продуктов второй группы составляет 30%, остальное мы получаем от мобильного сегмента. Около 40% нашей выручки обеспечивают такие операторы, как Vodafone, T-Mobile, AT&T, «Мегафон». В Украине мы пока не сотрудничаем с локальными операторами, но ввиду большой популярности Opera Mini в вашей стране, думаю, ситуация скоро изменится.

Какие планы на ближайшее будущее?

Для нас ключевыми являются три пункта. Во-первых, мы продолжим совершенствовать свои продукты в соответствии с требованиями пользователей и предлагать им такие функциональные возможности, которые они хотят видеть в нашем браузере. Во-вторых, мы намерены сфокусироваться на том, что называем реальным миром. Это значит, что пользователи не самых современных телефонов смогут получить быстрый и качественный доступ в Интернет с помощью Opera Mini или технологии Opera Turbo. В-третьих, это инновации. Одной из них является Opera Link – технология, которая позволяет синхронизировать настройки и историю браузеров на вашем мобильном устройстве и на ПК. На днях мы также анонсировали платформу Opera Unite. Без сомнения, с нашей точки зрения, это следующий шаг в развитии Веба. Интернет стал более централизованным, перемещаясь в сторону «облачной» системы обработки данных. Однако мы думаем о том, что случится в следующие десять лет, и приходим к выводу, что вскоре начнется процесс децентрализации. Если вы посмотрите на историю развития индустрии Интернета, то увидите, что она представляет собой именно такие волны между централизацией и децентрализацией.

В случае с Opera Unite мы поместили в браузер веб-сервер, который может загружать и исполнять приложения. Так, в версии 10.10 появился сервис обмена фотографиями. Теперь, если вы хотите показать снимки, то можете дать другому пользователю ссылку на галерею, физически находящуюся на вашем ПК. Кроме того, есть приложения для прослушивания музыки или просмотра видеороликов в потоковом режиме, а также для обмена файлами. Благодаря Opera Unite можно передать другому пользователю файл большого размера, не задействуя e-mail и различные внешние сервисы, достаточно лишь дать ссылку на ваш компьютер и пароль для доступа к файлу.

Нацеливаете ли вы эти технологии и на корпоративный сегмент?

Безусловно. Скажем, Opera Unite вполне может применяться в качестве сервера для размещения ERP- или CRM-системы небольшой фирмы. Подчеркну, что сегодня очень важную роль играют разработчики, создающие приложения и даже целые схемы использования Opera Unite. Мы лишь разрабатываем базовую структуру, на которую любой желающий с помощью SDK может надстраивать свои приложения.

Многие ваши оппоненты задаются вопросом относительно пиратства в контексте использования Opera Unite.

Я думаю, любая технология может применяться как легально, так и нелегально. Мы, естественно, рекомендуем первое. Что касается пиратства, этот феномен будет существовать независимо от технологий.

Насколько я понимаю, такие платформы, как Opera Unite подразумевают наличие мощной системы безопасности. Ведь кто угодно, используя различные уязвимости, может получить доступ к вашей информации через ваш же канал.

Вы можете выбрать, виден ли ваш канал извне или нет. Все зависит от уровня приватности. Одной из функций Opera Unite является возможность контролировать, когда ваши файлы доступны, а когда – нет. Мы считаем, что если каждая папка защищена паролем – это безопаснее, чем если все данные находятся в «облачном» сервисе.

Есть ли идеи использовать встроенные системы безопасности в браузере?

Мы сотрудничаем с рядом производителей антивирусного ПО, и наша система безопасности, с моей точки зрения, является одной из лучших. На сайте датской компании Secunia указаны все известные проблемы, связанные с безопасностью браузеров. По данным этого ресурса, в Opera таких проблем минимум. Абсолютно безопасных браузеров не существует, но мы очень быстро реагируем на любую критическую ситуацию.

Что вы думаете по поводу Open Source, который, например, исповедует Mozilla? Какие преимущества и недостатки у этого подхода?

Открытый код подразумевает возможность внесения изменений сторонними разработчиками. Но многие глобальные процессы в таком случае не смогут работать нормально. Я не против идей Open Source и отчасти сам ее сторонник, но наш код останется доступным только для наших программистов.

Йон фон Течнер, Operа «Мы являемся самым старым разработчиком браузеров»
Наши разработчики находятся в нескольких странах. В Норвегии, Швеции и Польше базируются самые крупные отделы. Помимо этого, у нас есть офисы в Чехии, Китае, Корее, Индии, Японии, США и на Тайване

Почему?

Здесь есть два момента. Во-первых, бытует мнение, что открытый код является залогом успеха, но можете ли вы назвать хоть одного успешного разработчика браузера с открытым кодом? Код Firefox открыла Netscape, и теперь этой компании, как и браузера, нет на рынке. Safari тоже построен на открытом ядре WebKit, однако многие даже не знают, кто его автор. А ведь это проект KDE – компании, которая в итоге не получила за свой продукт ни славы, ни денег. Во-вторых, мы работаем над более чем 150 проектами одновременно. Это очень сложная организационная задача, поэтому необходимо быть уверенным, что каждый из них будет функционировать одинаково и развиваться в едином русле. В свое время я и сам занимался Open Source и знаю эту кухню изнутри. Очень сложно координировать работу людей, которые не слишком хорошо отделяют общие задачи от частных. Как следствие, много времени уходит на корректировку ошибок. Мы этого себе позволить не можем.

Часто спрашивают, почему до сих пор нет версии Opera Mobile или Opera Mini для iPhone.

Ну этот вопрос касается не только нашего продукта. В Mozilla, например, также им обеспокоены. Они даже комментировали ситуацию с SDK-инструментарием Apple, который нельзя использовать для создания приложений, конкурирующих с разработками самой Apple для iPhone. Такой подход можно воспринимать по-разному, поэтому я не хотел бы это комментировать.

Некоторые аналитики считают, что следующий бум в индустрии будет связан с электронными книгами. Есть ли у вас планы относительно браузера для таких устройств?

Мы можем выпустить продукт для любого устройства, которое имеет экран и потенциально должно подключаться к Сети (конечно, если в этом будут смысл и необходимость). Например, сейчас становится очень популярной идея доступа в Интернет с помощью телевизора, и там тоже нужен браузер. Уверен, будет расти востребованность использования браузера в медиаплеерах, автомобильных компьютерах, GPS-навигаторах, фоторамках. Потенциальный рынок насчитывает десятки миллиардов единиц техники. Сегодня у всех нас дома очень много устройств, которые не работают вместе, но потенциально их можно объединить и управлять ими. Кстати, идея Opera Unite – это не только обмен данными, но и контроль различных устройств, например, с помощью мобильного телефона из Opera Mini или Opera Mobile, создания персонального «облака» данных, если хотите.

Все это, возможно, сейчас звучит слишком фантастически, но нас не раз называли мечтателями, когда мы анонсировали что-то неординарное. В конце концов многое оказывалось весьма востребованным и находило позитивный отклик пользователей, так что нам не привыкать переизобретать Интернет.

+66
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT