`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Электронные карты для массового рынка. Достижения и перспективы украинских ГИС

Статья опубликована в №24 (735) от 6 июля

+22
голоса

Электронная картография – отрасль украинского рынка ИТ с историей развития, на первый взгляд, сложной и противоречивой. Есть и научная школа, и институты, занимающиеся составлением карт еще с советских времен, и сами эти карты, довольно точные и достоверные, и примеры построения на их основе вполне приличных коммерческих электронных ГИС, относящиеся к началу 2000-х... Вот только время не ждет, GPS-навигация стала уже вещью обыденной и малоинтересной, не дожидаясь, пока Украина, по примеру Европы, обзаведется полным «детализированным покрытием», включающим небольшие городки, а на дворе сейчас новая «мода» – сервисы с привязкой к местоположению (LBS). Готовы ли к ней отечественные ГИС?

Электронные карты для массового рынка. Достижения и перспективы украинских ГИС
«Визиком-Киев 2000» – первая украинская ГИС для массового рынка, появившаяся в конце 2000 г. Вид у нее вполне современный, присутствуют и многие ныне популярные функции

История электронной картографии в Украине начинается едва ли не с самого момента обретения ею независимости. Еще с 1991 г. ведет отсчет своей деятельности «Визиком», которая впоследствии стала пионером целого ряда сегментов отечественного рынка ГИС для компьютеров и прочих вычислительных устройств. В то время работа компаний (с 1995 г. пошел трудовой стаж «Транснавиком») связана с выполнением государственных и коммерческих заказов, а с 2000 г. они приступают к освоению потребительского рынка. Первые продукты в этом сегменте имели вид справочных систем с функцией поиска адресов и отображения результата на карте. Распространялись они на CD и предназначались для работы на Windows-компьютерах. ГИС для Киева, Украины, а впоследствии и ряда областных центров представляли собой отдельные диски, которые, правда, предлагались по весьма демократичной цене – порядка 25 грн.

Ниша для подобного рода систем для «стационарного» применения сохранилась и поныне, с той разницей, что вместо коробочных продукты стали «облачными», а вместо дисков используются веб-сайты с геоинформационными сервисами, бесплатными для потребителя. Сначала сервис поиска адресов и отображения их на карте запустил киевский городской сервер www.kiev2000.com, но впоследствии пальму первенства перехватили глобальные проекты – «Яндекс.Карты», к которым затем присоединились ориентированные на поиск скорее не адресов, а объектов (своего рода «желтые страницы» в геоинформационном исполнении) Mapia.ua и YarMap, а в конце 2009 г. – и всемирно известные Google Maps. Но самые интересные события, безусловно, развернулись в сегменте мобильных ГИС.

Развитие

Отечественная история картографических и навигационных систем, предназначенных для применения на мобильных устройствах, начинается с появления версии карт «Визиком» для карманных ПК с операционной системой Pocket PC (Windows Mobile 2003). Вслед за выпуском таких продуктов, оснащенных GPS-приемниками, вышла и версия «Визиком GPS», позволявшая отслеживать местоположение пользователя на карте и указывать маршруты (правда, еще без сопровождения и перепрокладки в случае отклонения). Такие продукты стали появляться в украинских магазинах в конце 2003 – начале 2004 гг. Примерно в то же время на сцену вышел еще один разработчик – «Аэроскан», представивший локализованную версию навигационного КПК Garmin iQue 3600 на базе Palm OS с картами собственной разработки.

Следующие годы были периодом становления класса смартфонов (по тогдашней терминологии – коммуникаторов) на Windows Mobile, которые постепенно начали поголовно оснащаться GPS-приемниками и представляли собой растущую базу для использования навигационных систем «Визиком» и появившейся чуть позже Natec. Но катализатором достаточно медленного развития этого ПО стал взрывной рост интереса к другому классу устройств – автомобильным навигаторам.

Электронные карты для массового рынка. Достижения и перспективы украинских ГИС
Nav'n'Go iGo MyWay – навигационная система для мобильных устройств, предопределившая эргономику и функциональность нынешнего поколения таких программ

Этот сегмент начал формироваться к 2006 г. под влиянием совсем других критериев. Автомобильные навигаторы с экранами 3,5–7" создавались как массовый монофункциональный (обеспечивающий только навигацию и ничего более) продукт, доступный для использования любому человеку, не имеющему опыта работы ни с компьютером, ни с КПК (а среди профессиональных водителей таких на то время было множество). Сами устройства стоили заметно дешевле, чем коммуникаторы, при этом обладали большей диагональю экрана, а программное обеспечение отличалось простотой, продуманным интерфейсом, оптимизированным для быстрого управления с водительского места, и такими необычными тогда возможностями, как просмотр карты в аксонометрической проекции (3D) и автоматическая перепрокладка маршрута в случае отклонения. В мировые лидеры этого сегмента вырвались американская Garmin и европейская TomTom. Последняя в Украине не прижилась, поскольку разработчик ее карт, TeleAtlas, так и не создал достаточную по детализации карту нашей страны. А вот продукты Garmin усилиями «Аэроскана» и «Версии» (впоследствии – «Навионика») были локализованы, снабжены весьма качественными картами украинских городов и оказались очень популярными. Однако настоящим хитом стала навигационная система iGo от венгерско-израильской компании Nav'n'Go, благодаря которой приобрела известность еще одна картографическая фирма в Украине – CarteBlanche. Секрет успеха этого проекта в том, что ей удалось продать права на включение своей разработки венгерскому партнеру, а тому – обеспечить предустановку iGo на навигаторы большого количества крупных и мелких производителей. В основном данные продукты оказались намного дешевле и разнообразнее устройств Garmin и поэтому быстро вышли в лидеры продаж.

Впрочем, необходимость покупать отдельное устройство для навигации устраивала далеко не всех, несмотря на то, что по ряду критериев оно было оптимально для своих задач. Большинство потребителей прибегают к данной функции не так уж часто, так что рынок постепенно начал возвращаться к первоначальной идее использования для навигации смартфонов, оснащенных GPS, благо их парк заметно вырос, а характеристики подтянулись. Потому следующей задачей стал перенос эргономических наработок с автомобильных навигаторов в программы для смартфонов. Прежде всего наиболее удачное ПО для специализированных устройств было портировано на Windows Mobile. Так появились смартфонные версии iGo и программной оболочки Garmin – Mobile XT.

К 2008 г. производители карт начали обретать уверенность в том, что самым перспективным типом навигационных устройств являются все же смартфоны-конвергенты, и пришло время расширять функциональность ГИС с учетом оснащения уже этих продуктов, а именно – наличия постоянного интернет-доступа. Он открывает массу возможностей для интеграции динамических данных самого разного рода. В первую очередь было реализовано отображение информации о дорожной обстановке. Так, компания Natec, вышедшая на рынок под новым брендом «Автоспутник», реализовала в своей навигационной системе поддержку сервиса «Яндекс.Пробки» с их отображением на карте и учетом при прокладке маршрута. Новичок в сегменте «Навител» реализовала собственный механизм анализа дорожного трафика на основе данных о скорости движения, отдаваемых пользовательскими устройствами в Сеть. Правда, в Киеве база владельцев этой ГИС еще недостаточно велика, чтобы полностью отображать ситуацию в масштабах всего города.

Примерно тогда же появляются первые устройства, рассчитанные на работу с облачными ГИС, прежде всего Google Maps. Свою историю этот сегмент ведет с Apple iPhone, схожая концепция навигации заложена изначально в ОС от Google – Andro-id – и, соответственно, реализована во всех моделях данной платформы. Однако за период эксплуатации iPhone обнаружились существенные недостатки такой модели – неработоспособность решения вне пределов покрытия сотовой сети, рост расходов на интернет-трафик дома и чудовищные затраты при использовании функции в роуминге. Соответственно, в последнее вре-мя наметилась тенденция ограничения взаимодействия с онлайном – так, ставшая бесплатной и вышедшая на украинский рынок в начале 2010 г. ГИС от Nokia под названием OVI Maps хотя и активно использует интернет-доступ для поиска объектов, все же может обходиться и без него, а файлы с векторными картами хранятся в памяти смартфона.

Планы разработчиков по расширению детализированного покрытия городов Украины
Электронные карты для массового рынка. Достижения и перспективы украинских ГИС

 

Особенности национальной навигации

Помимо глобальных тенденций, на украинском рынке массовых ГИС есть и свои «национальные особенности». К сожалению, именно они оказывают наиболее заметное влияние на картину этого сегмента.

Надо понимать, что разработка и поддержание в актуальном состоянии картографической части электронной ГИС – мероприятие весьма затратное. Даже первые этапы ее подготовки – оцифровка, «привязка» к координатам, прорисовка дорожной сети – требуют значительных вложений труда и времени, а также использования мощных рабочих станций CAD, что само по себе дорого, даже если не учитывать расходов на закупку «сырого» топографического материала. Далее, обеспечение хоть какого-то минимального уровня достоверности и актуальности требует полевых исследований (автомобильных и пешеходных) всей дорожной сети, которые впоследствии еще и нужно с определенной периодичностью повторять. Это связано с расходованием множества ресурсов – автомобильной и вычислительной техники, топлива и опять же человеческого труда. В итоге электронная карта имеет очень высокую себестоимость и является одним из самых дорогих видов программного продукта.

В отношении затрат украинские и мировые картографы находятся примерно в одинаковом положении, однако окупаются они принципиально по-разному. Основное отличие в том, что Европа, США и ряд других регионов смогли обеспечить высокие уровни продаж коробочных ГИС и навигационных устройств на первом этапе их вывода на массовый рынок, когда они были относительно дорогими. Украинскую же реальную цену на электронную карту в те времена мы уже упоминали – 25 грн. В результате наша страна показалась глобальным картографическим компаниям слишком мелким рынком, чтобы обращать на него внимание, поэтому детальных карт ни от TeleAtlas, ни от NAVTEQ (до начала нынешнего года) мы так и не увидели.

Отечественные же производители с ходу столкнулись с тем, что рынок мобильных GPS-устройств относительно невелик, что вынудило их выставлять за ГИС заоблачные как для ПО цены – $100–150 за копию. Такой уровень стоимости автоматически привел к расцвету пиратства, от которого, как оказалось, не спасали никакие технические ухищрения. В сегменте «настольных» ГИС цены изначально были выставлены адекватные, что снизило масштаб незаконного копирования, но в абсолютном выражении заработок все равно был скромным.

Электронные карты для массового рынка. Достижения и перспективы украинских ГИС
Карта «Аэроскан» для навигаторов и смартфонов Garmin – пример современной мобильной навигационной ГИС с трехмерными моделями зданий и мощной базой POI

Ограниченность доходов автоматически определяла низкий уровень финансирования разработки, из чего вытекает основная особенность украинских навигационных систем – чрезвычайно медленный темп расширения детализированного покрытия. Вспомним, что до 2006 г. (до распространения iGo) отечественным пользователям вообще не были доступны целостные ГИС национального масштаба: отдельно продавалась «карта дорог Украины» и отдельно – «города», каждый из которых нужно было приобретать и устанавливать независимо, причем в ряде случаев при междугородных поездках приходилось вручную загружать нужные карты, автоматического «роуминга» в единой оболочке не было. Нормальное количество детализированных городов составляло 3–10, в их число входили Киев и важнейшие областные центры.

Возможности для развития появились только тогда, когда удалось найти более адекватные украинскому рынку бизнес-модели – участие в продаже аппаратного обеспечения и сотрудничество с региональными или мировыми брендами. С улучшением финансирования темпы расширения детализированного покрытия резко выросли. К концу 2008 г. ведущие разработчики ГИС уже брали планку в 100 городов с адресным поиском, сейчас их количество доходит до 200, а к концу 2011 г. фирмы уже осторожно заявляют о планах охватить порядка 500 населенных пунктов. Много это или мало? Конечно, если сравнивать с Европой, в которой детализированы даже поселки, – мизер. Если учитывать, что в Украине в сумме порядка 30 тыс. городов и сел – тоже. Но не нужно забывать, что подавляющее большинство в этом числе составляют села, редко посещаемые и исключительно простые для навигации. Реально в расчет стоит брать примерно 450 городов и еще порядка 900 поселков городского типа. Это значит, что если планы картографов не разойдутся с реальностью, к концу 2011 г. подробное покрытие получит больше трети значимых населенных пунктов, что, в общем-то, не так уж и мало.

Но пока наши разработчики добивались этих, скромных или нет, успехов, прогресс ГИС в мире ушел вперед, и сейчас приоритет в глобальном масштабе получают не возможности нахождения дома по адресу, а несколько иные вещи.

Точки интереса

Как показала практика, навигация, несмотря на все ее показное волшебство, в массовом масштабе не может похвастаться чересчур высокой интенсивностью применения. Причина тому проста: обычный человек большую часть своей жизни передвигается по немногочисленным, хорошо освоенным маршрутам и достаточно редко оказывается перед необходимостью попасть в неизвестное ранее место или же выбраться из незнакомого окружения – т. е. в тех ситуациях, для которых и придуманы навигационные системы. По крайней мере мотивация для покупки приборов, оснащенных GPS, есть, но достаточно ограниченная. Тем не менее в быту почти каждый день возникают те или иные вопросы, связанные с местоположением и передвижением человека, получением справочной информации об окружающих его объектах, поиском нужных мест. Эти задачи способен решить только комплекс геоинформационных сервисов, среди которых навигация занимает лишь одну из ниш. Такие услуги принято называть Location Based Services (LBS) – сервисами, основанными на местоположении.

Что это за сервисы? В первую очередь – каталоги объектов социальной инфраструктуры с возможностью отображения на карте и поиска с ранжированием результатов в зависимости от расстояния между пользователем и объектом. Подобная технология носит название POI и реализована в геоинформационных системах уже довольно давно. Практически во всех навигаторах на карте обозначены объекты, имеющие первостепенную важность при автомобильных путешествиях, – АЗС, СТО, мотели, гостиницы, рестораны и кафе, клиники и больницы. Направленность таких устройств на туристическую аудиторию способствовала добавлению и других категорий объектов – театров, музеев, достопримечательностей. В сумме базы уже на протяжении нескольких лет получаются достаточно емкими и всесторонними.

Электронные карты для массового рынка. Достижения и перспективы украинских ГИС
Наибольшая на сегодня в Украине база объектов с привязкой к ГИС – у Mapia.ua, которая собрала сведения о 500 тыс. учреждений

У разработчиков, создающих базы объектов для ГИС, есть две проблемы: как обеспечить актуальность информации и ее полноту. Первая связана с тем, что любая база с момента ее публикации начинает неотвратимо стареть: учреждения и компании открываются, закрываются, переезжают, обзаводятся филиалами, и все это приводит к тому, что сведения, «зафиксированные» на определенную дату, перестают быть достоверными. Особенно в такой ситуации уязвимы устройства, не рассчитанные на постоянное подключение к Интернету и, соответственно, редко подвергающиеся обновлению ПО. Впрочем, если данные к выпуску продукта были актуализированы, то с учетом ожидаемого времени его эксплуатации (порядка 1,5–2 лет) процент ошибок будет относительно небольшим, особенно если объем базы велик. В некоторых случаях это позволяет применять офлайновые массивы POI без функции автоматического обновления даже в устройствах, рассчитанных на постоянное подключение. К примеру, лицензированная у Mapia.ua база POI, содержащая 140 тыс. объектов, используется в качестве офлайновой в смартфонах Garmin-ASUS вместе с картой от «Аэроскан». Это осознанная политика производителя, призванная обеспечить полную функциональность навигационной системы даже в случае недоступности сотовой связи. Надо понимать, что процент ошибок, вызванных старением базы, в данном случае считается допустимым.

Альтернативный подход использует NAVTEQ в системе «Карты OVI», в которой по умолчанию применяется поиск объектов в онлайновой базе. Впрочем, это не страхует полностью от ошибок и потери актуальности, поскольку внесение в нее изменений тоже требует времени и человеческих ресурсов. Как показала практика тестирования навигационных систем, ключевую роль в повышении вероятности успешного поиска объектов играют качество изначального заполнения базы POI и ее полнота.

Вопрос полноты информации в списке точек интереса также весьма непрост, поскольку собрать в базе абсолютно все объекты невозможно по техническим причинам. Начиная с определенного порога, дополнительная информация перестает повышать ценность базы, так как практически не является востребованной, но при этом для ее добавления нужны значительные усилия. Где же оптимум? Опыт тестирования показывает, что 140 тыс. точек, которыми оперирует Garmin-ASUS в масштабах Украины, не всегда бывает достаточно. С другой стороны, Mapia.ua, применяя широкий арсенал средств пополнения базы, смогла накопить около 500 тыс. объектов и дальнейшее их увеличение связывает только с расширением списка городов, по которым имеется детализированная информация. Это косвенно говорит о том, что для ныне представленных населенных пунктов количество POI достигло максимума и его дальнейший рост потребует неоправданных, по мнению компании, затрат.

А может быть, проблему заполнения баз объектов решат признаваемые сегодня чуть ли не панацеей технологии Web 2.0? Другими словами, не являются ли лучшими составителями справочников сами владельцы и менеджеры заведений? Мы не склонны так считать. Давайте посмотрим: сколько из работающих ныне кафе, магазинов, мастерских имеют собственные веб-сайты? Далеко не всем подобного рода фирмам представленность в Вебе вообще нужна, не все видят в нем источник дополнительной прибыли (и не для всех он таков в действительности), и далеко не во всех случаях, с их точки зрения, оправданы дополнительные затраты на мониторинг справочных систем и внесение туда информации. Да и техническая грамотность, необходимая для этого, есть отнюдь не у всех представителей малого бизнеса. Так что пока для большинства геоинформационных проектов самостоятельное добавление информации POI пользователями является лишь вспомогательным каналом.

Электронные карты для массового рынка. Достижения и перспективы украинских ГИС
Будущее технологии POI – система пользовательских комментариев и рейтингов – присутствует пока только у Google Maps

На первый взгляд кажется перспективной технология, по которой адрес запрошенного учреждения находился бы методом обычного веб-поиска, что позволило бы вообще отказаться от заполнения специальных баз и находить на карте практически любой объект, адрес которого упоминался бы на любом ресурсе Интернета. Но в действительности с идентификацией адреса и однозначным связыванием его с названием объекта возникает масса затруднений, есть разночтения также в период смены адреса. Поэтому подобный поиск обычно выдает целый набор результатов с неодинаковой степенью достоверности, разбросанных по карте. Так что в настоящее время альтернативы целенаправленному формированию баз POI все же нет.

Безусловно, самым интересным усовершенствованием функции поиска объектов (помимо расширения самой номенклатуры каталожной информации, к примеру публикации фотографий, ценников) была бы возможность их комментирования – создание цепочек отзывов и обсуждения, присвоение рейтингов и зависимость порядка выдачи объектов при LBS-поиске от них. На деле часть подобной функциональности сегодня предлагают только Google Maps, при этом в украинском сегменте объем пользовательских данных пока весьма скромен – для самых популярных в своем классе объектов количество отзывов может достигать десятка. Тем временем в Европе и США контента такого рода значительно больше, и к отметкам отелей, ресторанов или развлекательных комплексов порой бывают прикреплены ленты с сотнями комментариев.

LBS, нужные и не совсем...

Поиск объектов на карте и их ранжирование по расстоянию от настоящего местоположения, как нетрудно догадаться, – всего лишь один, к тому же принадлежащий к самым простым, сервис из семейства LBS. Что же представляют собой другие?

Пожалуй, первыми заявили о себе LBS-игры, в ранних своих версиях для массовости использовавшие вместо GPS-позиционирования метод грубого определения координат с помощью GSM- или 3G-сети. Суть подобной игры в общих чертах проста: нужно находить других участников по их координатам, которые выдает система, или же выполнять определенные задания на местности. Развитие подобных развлечений происходит преимущественно за счет использования GPS и подключения к разного рода социальным сервисам, тому же Twitter. Но, как оказалось, LBS-игры, по крайней мере проекты, представленные до сих пор, имеют довольно невысокую популярность. Потенциальные участники, даже молодежь, в основном не готовы в городской обстановке тратить время и усилия, необходимые для результативной игры. К тому же автоматическая трансляция местоположения и статуса игрока в социальную сеть, которую реализует, к примеру, сервис foursquare.com, воспринимается остальными ее участниками как нежелательные сообщения, спам, что ухудшает отношение к пользователю.

Следующим по времени возникновения вариантом LBS-сервиса является постоянная трансляция местоположения клиента в социальную сеть или в ГИС, благодаря чему его можно видеть на карте. По замыслу подобный сервис позволяет определять, где находятся друзья, чтобы облегчить встречу людей, которые случайно оказались неподалеку друг от друга. Первый такого рода сервис, получивший известность, – Nokia Friends View, ныне ставший функцией пакета OVI Maps, за ним появился Google Latitude, отображающий отметки пользователей на картах Google Maps. Аналогичную возможность сейчас предоставляет компания Garmin в смартфонах Garmin-ASUS (сервис Ciao!). Все эти LBS поначалу вызывают интерес, главным образом в экспериментальных и развлекательных целях, но до повседневного их применения дело доходит не так часто. Основное опасение, связанное с ними, заключается в том, что они могут существенно нарушить приватность абонента, несанкционированно показывая другим людям его реальное местоположение. Да, сервисы предлагают гибкую систему настроек, позволяющих указать, кому можно видеть позицию человека на карте, а кому нельзя, включать/выключать трансляцию координат и т. п. Но всегда есть риск забыть переключить режим или ошибиться с опциями, что приведет к определенным отрицательным последствиям. Потому основная масса людей избегает пользоваться подобными вещами просто из перестраховки.

Электронные карты для массового рынка. Достижения и перспективы украинских ГИС
Социальные LBS наподобие Google Latitude («Локатор») пока представляют собой предмет экспериментов, но не практического интереса

Прочие LBS пока не имеют настолько широкой известности и применения, это скорее экспериментальные функции в различных ГИС и приложениях. Примером могут служить настройки ограничений и предпочтений при поиске информации в Интернете, реклама с привязкой к местоположению, напоминания, срабатывающие в определенном месте.

Отдельно стоит упомянуть актуальное ныне семейство технологий под общим названием «дополненная реальность» (augmented reality). Потенциально оно включает любые методики, позволяющие распознавать объекты в поле зрения камеры мобильного терминала и выдавать по ним информацию. Но в нынешнем состоянии «дополненная реальность» представляет собой чистейший LBS, так как для определения и маркировки объектов применяется исключительно информация о местоположении пользователя и направлении, в котором «смотрит» объектив камеры. Основная область распространения этих технологий сегодня – функция «виртуального гида» (выдача справочной информации по архитектурным объектам) и возможность визуального поиска, когда направление на нужный объект и его марка накладываются на реальное изображение местности, что помогает ориентироваться тем, кто недостаточно хорошо умеет обращаться с картами.

Как показывает практика, различные LBS вызывают значительный интерес на уровне идеи и бурно обсуждаются, тестируются на первом этапе реализации. Но реальных бестселлеров, способных похвастаться массовой популярностью в Украине, среди них не существует. В чем может быть загвоздка? Многие сервисы, как игровые, так и информационные, предлагают потребителю новый пользовательский опыт, который у него отсутствует и в необходимости которого он не уверен. При этом случаев реализации, «оцифровки» уже приобретенных навыков практически нет, из примеров уже знакомых людям проблем, решаемых с помощью LBS, можно отметить только поиск ближайших объектов требуемого типа. Однако это не означает, что LBS не нужны в принципе – разноплановые эксперименты непременно приведут к созданию новых потребностей или появлению сервисов, удовлетворяющих уже известные. Следует только иметь в виду, что для достижения массовой востребованности конкретной услуги понадобится больше времени (соответственно, на короткие сроки окупаемости лучше не рассчитывать) или же более тонкий маркетинговый подход на этапе концептуальной разработки.

Что дальше?

Если оценивать состояние украинского рынка ГИС, то оно, по всей видимости, соответствует заключительной фазе экстенсивного роста, следующим этапом будет переход в зрелую фазу развития. Сегодня одних только навигационных систем с локальной картографической базой для мобильных платформ существует восемь от разных компаний, а ведь есть еще системы с онлайновой базой (Google Maps, «Яндекс.Карты»), причем первая грозит в скором времени также стать полноценной навигационной средой, а кроме них – онлайновые и офлайновые справочные ГИС без возможности прокладки маршрута и сопровождения. При этом очевидно, что платить напрямую за программные решения пользователь не готов (за онлайновые, в веб-среде тем более) и хочет их получать в пакете с аппаратными средствами – навигаторами, смартфонами или планшетами. Даже за вполне адекватные 300–400 грн продажи, хоть они и есть, нельзя назвать ураганными. Перспектива определенно за бесплатными для пользователя средствами навигации, финансируемыми за счет продажи устройств, по рекламным или дотационным бизнес-моделям.

Электронные карты для массового рынка. Достижения и перспективы украинских ГИС
Системы «дополненной реальности», такие как Layar, пока являются одной из ветвей LBS

Вполне очевидно, что билет в будущее достанется тем ГИС, чьи разработчики войдут в альянс с производителями популярных, продаваемых устройств с функцией GPS-позиционирования, или получат от них твердые долговременные заказы. Инструментами конкуренции сейчас выступают визуальная реализация карты и навигационной системы, детальность покрытия, включающая дворовые проезды (которые должны использоваться при прокладке маршрута), распространение детализированного покрытия по стране (то самое пресловутое количество городов), доступность поиска объектов социальной инфраструктуры и вспомогательные LBS-функции. Навигационные системы, доступные сегодня в Украине, обладают очень по-разному сбалансированными наборами этих показателей, причем «идеальной», т. е. реализующей максимальный набор возможностей, среди них нет. Посему будущее каждого из производителей прямо сейчас предсказать сложно, они как раз вошли в тот период, когда рынок определяет, у кого есть шансы. Но все они явно постараются решить задачу полностью обеспечить Украину детализированным покрытием на уровне городов районного подчинения. Собственно, те разработчики, которые смогут с этим справиться, окажутся в наиболее выгодном положении в тот момент, когда рынок неизбежно подойдет к следующей фазе своего развития – укрупнению.

Нужно отметить резко ускорившиеся в последнее время темпы роста детализированного покрытия. Пусть Украина и отстает по его «плотности» от Европы, расстраиваться по этому поводу особенно не стоит: такое положение дел соответствует не только финансовым возможностям рынка, но и реальной востребованности информации по небольшим городам и селам, пока не детализированным – в них обычно очень мало и жителей, и приезжих. Те же населенные пункты, которые находятся вблизи крупных городов или внутри оживленных экономических или туристических зон, обзаводятся подробными картами и адресным поиском в хорошем темпе.

Что же касается LBS, то и в нашей стране, и во всем мире эти сервисы в основном относятся к категории экспериментальных. Кое в чем мы отстаем заметно (к примеру, в количестве объектов в базах POI навигационных ГИС или в доступности пользовательских рейтингов и комментариев), в чем-то идем вровень, но в целом это отставание «от графика» незначительно. Будем надеяться, что макроэкономические показатели будут способствовать дальнейшему сокращению разрыва.

• Какова роль пользователей в формировании базы динамических данных для ГИС?

Леонид Медников

аналитик сервиса «Яндекс.Пробки»

Электронные карты для массового рынка. Достижения и перспективы украинских ГИС

Сервис «Яндекс.Пробки» запущен в восьми городах Украины – Днепропетровске, Донецке, Запорожье, Киеве, Львове, Одессе, Полтаве, Харькове. Сведения для формирования картины уличного трафика в реальном времени поступают как от наших партнеров, так и от пользователей мобильного приложения «Яндекс.Карты», которые согласились передавать их нам, включив опцию «Сообщать о пробках». Большую часть информации о ситуации на киевских дорогах мы получаем именно от абонентов. Доля их данных колеблется в некоторых пределах изо дня в день, но в среднем она составляет примерно 85% всех сведений.

• Как заполняются базы объектов для ГИС?

Ольга Марченко

начальник отдела контента, usability и SEO компании Mapia.ua

Электронные карты для массового рынка. Достижения и перспективы украинских ГИС

На данный момент в базе данных Mapia.ua более 500 тыс. компаний. Основная их часть находится в городах, карты которых детально представлены на сайте, а именно в Киеве, Харькове, Донецке, Днепропетровске, Запорожье, Николаеве, Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Севастополе, Ялте и Черкассах. Часть объектов находится на дорогах между городами (придорожные рестораны, заправки и т. д.). База данных пополняется новыми компаниями каждый день. Существенное обновление планируется при появлении в проекте дополнительных детализированных карт. Данные мы собираем комплексным методом. В него входят: самостоятельный поиск информации в открытых источниках (Интернет, СМИ и т. д.) путем прямого контакта; активность самих владельцев компаний, которые оставляют заявки на сайте; включение готовых баз, как было в случае с нашим партнером – службой «559».

• Как продаются ГИС для мобильных платформ?

Ирина Екимова

генеральный директор «Карт Бланш Украина»

Электронные карты для массового рынка. Достижения и перспективы украинских ГИС

Мы являемся не только разработчиком карты, но и дистрибьютором iGo по двум платформам – Microsoft Windows Mobile (КПК и смартфоны) и Windows CE.NET (программа CarteBlanche Navigator, построенная на базе iGO 8 для переносных навигаторов и встраиваемых штатных автомобильных систем) – и одновременно предлагаем карты для навигаторов Garmin. Лицензионные версии ПО обеспечиваются технической поддержкой и бесплатными обновлениями и поставляются изначально с картой Украины, так как она наиболее востребована и клиент не переплачивает за ненужную информацию. При необходимости он всегда может через сайт разработчика приобрести карты других стран или целых регионов. Эта услуга оказалась достаточно востребованной. Расчеты при подобной покупке через сайт производятся с помощью электронных денег. Возможен и визит к нам, в таком случае мы берем на себя все заботы по загрузке и подключению карт. Радует также, что в компанию все чаще обращаются пользователи нелегальной версии – им надоело бегать на радиорынок за очередной версией программы и каждый раз платить деньги. Они уже научились считать и понимают, что покупка ПО на рынке + 8 обновлений за два года обойдутся дороже лицензионной программы и начинают ценить сервис.

• Как выбирается стратегия расширения?

Сергей Добрицкий

руководитель картографического подразделения компании «Аэроскан»

Электронные карты для массового рынка. Достижения и перспективы украинских ГИС

Картографическая компания в Украине постоянно стоит перед дилеммой, какие города обеспечивать детализированным покрытием (все сразу – невозможно). При выборе первоочередных кандидатов есть два основных критерия – количество населения (влияет на объем «домашнего» рынка, т. е. потенциальное число людей, которым нужна навигация по родному городу), и привлекательность с деловой или туристической точки зрения. Последняя влияет на продажи навигационной системы по всей Украине. Города с высоким приоритетом по первому и второму параметру уже давно покрыты – это областные центры, города-миллионники. Следующие населенные пункты выбираются ситуативно – по качеству доступного исходного материала, по прямым запросам пользователей или дилеров (Славутич, Рожище), наличию достопримечательностей (Почаев, Бахчисарай) и курортов (Затока). Дополнительные преимущества получают города и села, через которые проходят важные трассы (Коростень, Обухов), относительно крупные населенные пункты местного значения (Шостка, Измаил), промышленные центры (Энергодар, Нетешин) или части агломератов, к примеру Великая Дымерка, Новоселки, многие населенные пункты на Донбассе.

• Как делаются электронные карты?

Олег Лапчинский

директор проектов и программ компании Luxena

Электронные карты для массового рынка. Достижения и перспективы украинских ГИС

Технологический цикл заполнения информацией детализированной карты города состоит из нескольких этапов, требующих как офисной, так и полевой работы.

1. Подготовка карт-основы. Топографический материал оцифровывается, и выполняется его «привязка» к координатной сетке (задаются географические координаты ключевых точек).

2. Добавление информации аэро- и спутниковой фотосъемки. На карту наносятся недостающие объекты – дороги, проезды, здания, видимые на снимках.

3. Автомобильная экспедиция. Выясняется расположение дорожных знаков, они вносятся в специальную программу, формирующую маршрутные графы. Уточняется расположение объектов. Определяется качество покрытия дорог, согласно которому выбираются приоритеты участков, также вносимые в граф и влияющие на выбор дороги при прокладке маршрута.

Электронные карты для массового рынка. Достижения и перспективы украинских ГИС Электронные карты для массового рынка. Достижения и перспективы украинских ГИС

4. Пешая экспедиция. Уточняются нумерация домов и подъездов, расположение проходов и проездов. Собираются данные об учреждениях и предприятиях, расположенных в обследуемых зданиях.

+22
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT