`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Электронное обучение: начало

Статья опубликована в №30 (740) от 31 августа

0 
 

Рынок электронного обучения в Украине начинает формироваться. С каждым днем эта модель становится все более популярной. Ряд компаний уже вплотную занялись либо всерьез размышляют над внедрением систем организации e-learning, эффективностью их применения и влиянием на бизнес-показатели. К альтернативной форме обучения присматриваются и отечественные вузы. Эксперты сходятся во мнении, что в дальнейшем данная тенденция сохранится или даже усилится.

Корни

Существует несколько версий происхождения концепции дистанционного обучения, мы склоняемся к такой. Можно полагать, что датой ее рождения стал 1728 г., когда в американской Boston Gazette было опубликовано объявление преподавателя стенографии Калеба Филлипса, искавшего студентов для того, чтобы еженедельно рассылать им занятия по почте. Сама возможность появления данного вида образования тогда была обусловлена развитием почтовой системы.

Формально первым высшим учебным заведением, применившим дистанционное обучение, считается Университет Лондона, учредивший в 1858 г. программу экстерната. Спустя без малого сто лет, в 1946 г., Южноафриканский университет, один из активных радетелей идеи, начал осуществлять обучение по почте. В 1969 г. в Великобритании был создан Открытый университет (Open University) – в настоящее время крупнейший вуз, предоставляющий дистанционную систему. Сейчас существует множество открытых университетов по всему миру.

Комплектация учебно-методических материалов в специальный набор (кейс), который пересылается студентам для самостоятельного изучения, называется кейс-технологией. Ее позиции достаточно устойчивы. Свое пусть и незначительное место под солнцем получило и направление телевизионно-спутниковых технологий. Сегодня ведется разработка учебных курсов в соответствии со стандартом цифрового телевидения, а в скором времени запланирован переход на концепцию WebTV, предполагающую прием лекций через Интернет непосредственно на домашний телевизор. Правда, это уже в какой-то мере вотчина информационных технологий, наиболее актуального средства поддержки дистанционного обучения. Они предусматривают применение широких возможностей Интернета и последних достижений в области организации совместной деятельности. Сеть как доступное средство коммуникаций обеспечила свободный доступ к учебно-методическим материалам, а также интерактивное взаимодействие между преподавателями и учащимися.

«За», «против» и другое

Электронное обучение начало

Итак, мы пришли к идее электронного обучения, или e-learning (хотя понятия дистанционного и электронного обучения, вообще говоря, различаются, у нас они обычно используются в равной степени, и мы тоже будем придерживаться этой системы). Такую форму можно определить как комплекс аппаратно-программных средств, методик и организационных мероприятий, которые обеспечивают доставку образовательной информации посредством сети, а также проверку знаний, полученных в рамках курсов. Для учащихся она удобна тем, что обеспечивает свободу – позволяет учиться в соответствии со своим темпом, личностными особенностями и образовательными потребностями, и делать это в наиболее приятной и способствующей продуктивности обстановке, создавая для себя комфортную атмосферу. Благодаря модели e-learning можно не ограничивать себя в выборе учебного заведения и образовательных возможностей независимо от своего местонахождения, самостоятельно планировать время и расписание занятий, а также список изучаемых предметов. Наконец, едва ли не важнейшим ее плюсом выступает меньшая стоимость обучения, которая, по данным Cedar Group, в среднем ниже на 32–45%.

Электронное обучение начало

Но при всех преимуществах у электронного обучения есть ограничения и недостатки, которые следует учитывать. Во-первых, оно требует от учащихся прежде всего серьезной самодисциплины, самостоятельности и сознательности, умения распределять свое время. Во-вторых, здесь отсутствует личный контакт между преподавателем и обучаемым, а в силу тех или иных индивидуальных особенностей не каждый готов воспринимать виртуального инструктора. В-третьих, не хватает общения с коллегами-студентами для обмена опытом, нет возможности немедленного практического применения полученных знаний с последующим обсуждением возникающих вопросов. В-четвертых, учащиеся не всегда могут обеспечить себя достаточным техническим оснащением – иметь компьютер и постоянный выход в Интернет (особенно это касается провинции, где дистанционное обучение наиболее целесообразно).

Чтобы нивелировать недостатки и трудности перехода на «чистое» электронное обучение, эксперты советуют применять смешанную форму (именуемую blending learning), предполагающую использование комбинации различных сред (технологий, действий и типов мероприятий), в которых протекает учебный процесс, объединенных с целью создания оптимальной обучающей программы для конкретной аудитории. Она призвана сочетать максимум преимуществ и минимум ограничений e-learning и традиционной системы. Например, сотрудники Cisco в рамках программы украинских институтов предпринимательства оставляют очный компонент (встречи с преподавателями) как требование локального рынка. Судя по имеющейся у нас информации о внедрениях (описания некоторых из них приведены во врезках), именно такая парадигма электронного обучения даст нашей стране наибольшие перспективы.

Большие надежды

Наблюдатели указывают, что в настоящий момент дистанционное обучение становится в мире все популярнее. По данным аналитической компании Ambient Insight, в 2009 г. объем мирового рынка продуктов и услуг, связанных с e-learning, составил 27,1 млрд долл. Ожидается, что в течение следующих пяти лет он будет расти ежегодно в среднем на 12,8% и к 2014 г. достигнет отметки 49,6 млрд. Эксперты прогнозируют, что в регионе Восточная Европа, куда входит и Украина, будет наблюдаться 23%-ная динамика увеличения. Попробуем разобраться, чем такие высокие темпы могут быть обеспечены в нашей стране.

Прежде всего должна «сыграть» перманентная нехватка квалифицированных кадров. В Украине дефицит чувствуется не только в отрасли информационно-коммуникационных технологий (инженеры телекоммуникаций, ERP-специалисты, руководители ИТ-отделов, разработчики ПО), но и в сфере управления (руководители проектов, бизнес-аналитики, аудиторы и др.). Конечно, финансовый кризис внес свои коррективы в ситуацию – в связи с сокращениями и приостановкой расширений штатов кадровый голод пошел на спад. Но сейчас мы являемся свидетелями возврата к росту рынка и, соответственно, дефицит вновь ощущается все острее.

Электронное обучение начало

Однако конец 80-х – начало 90-х годов прошлого века ознаменовались заметным падением рождаемости на территории практически всех стран бывшего СССР, поэтому сегодня на бурный поток молодых специалистов рассчитывать не приходится. Необходимый человеческий ресурс для решения проблемы нехватки кадров должен быть обеспечен из числа людей, получающих второе высшее образование или проходящих профессиональную переподготовку. А так как совмещать работу и учебу в очной форме нередко бывает непросто, выходом из положения может стать дистанционное обучение.

Следующий фактор, который может оказать положительное влияние на рост рынка e-learning в Украине, – повышение осведомленности населения. Сейчас о существовании электронного обучения знают лишь жители крупных городов, правда, и они не всегда располагают достоверной информацией о том, насколько оно эффективно и признаются ли его результаты равноценными результатам очной формы.

Нельзя сбрасывать со счетов и характерное изменение образовательной парадигмы. Получившие новый стимул развития электронные учебные курсы становятся более проработанными, появляются четкие критерии цены и качества, увеличиваются возможности выбора учебных программ, ускоряются сроки внедрения средств их поддержки.

Еще один залог успеха – резкое увеличение зависимости доходности предприятия от темпов и уровня повышения квалификации персонала. Налицо тенденция к постоянному ускорению обновления оперативных знаний специалистов. Основная положительная динамика связывается с тем, что крупные корпорации создают собственные учебные центры, компании поменьше приглашают представителей тренинговых и учебных заведений провести курс переподготовки для сотрудников на своей территории. Однако для большинства мелких и средних фирм подобные расходы не по карману, в таких случаях опять же на помощь приходит электронное обучение.

В правильную дверь

В Украине, кроме коммерческих образовательных и тренинговых компаний, чаще других дистанционное обучение используют ИТ-фирмы, организации из телекоммуникационного и финансового секторов, сетевой розницы и других крупных предприятий с распределенной сетью филиалов. В нынешних условиях наиболее востребованными направлениями учебных курсов являются следующие: обучение применению программных и аппаратных средств; тренинги по новым продуктам (услугам) для менеджеров торговых предприятий, банковских и страховых компаний; курсы по обслуживанию и ремонту технически сложных изделий; освоение новых методов работы специалистов финансовых отделов, бухгалтерии и других подразделений.

В ведущих вузах мира созданы центры e-learning, позволяющие пройти дистанционное обучение с выдачей соответствующего диплома. Все идет к тому, что число самоучек станет расти очень интенсивно. «Через пять лет в Интернете будет возможно бесплатно получить доступ к лучшим лекциям в мире, что не в состоянии обеспечить ни один университет», – так считает Билл Гейтс, человек, уже не раз доказавший свои пророческие способности. По его мнению, современные технологии сегодня открывают широкий доступ к знаниям, и те, кто в них нуждается, смогут ими овладеть. Что же касается академической среды в Украине, то здесь активного и последовательного развития e-learning ждать не следует, пока не будут решены вопросы нормативно-правового регулирования данной индустрии. По словам Лии Воловой, директора по маркетингу корпорации «Актив», учебные заведения, пытаясь идти в ногу с развитием современных технологий, конечно, внедряют и будут внедрять те или иные элементы дистанционного обучения, но для того чтобы делать это системно, сфера образования нуждается в официальных установках по данному вопросу, а все заявления, звучащие с высоких трибун, до сих пор носили исключительно декларативный характер. Но когда руки власть предержащих дойдут до этого дела, остается только гадать.

Необходимые вещи

Гибкость, присущая электронному обучению, позволяет выстроить эффективную модель бизнес-образования, адаптируемую под любого слушателя. Какие же инструменты применяются для организации e-learning? Прежде чем мы перейдем к их рассмотрению, подчеркнем, что данный рыночный сегмент сейчас «горяч» как никогда и новые поставщики средств инструментальной поддержки появляются едва ли не каждый день, что касается не только Запада – на постсоветском пространстве компаний, пробующих себя на этом поприще, тоже достаточное количество. Продукты многочисленны и разнообразны, отсюда и сложности с их классификацией и сравнением. Потому в данном разделе мы не будем преследовать цель создать какой-то всеобъемлющий обзор систем дистанционного обучения (она практически неподъемная в рамках журнальной статьи, даже Темы недели), а лишь ознакомительный, где мы попытаемся дать представление о продуктах, предназначенных для решения задач, связанных с e-learning.

Moodle и педагогика социального конструкционизма

Электронное обучение начало
Moodle – Open Source LMS-система, реализующая философию «педагогики социального конструкционизма»

Специализированные средства поддержки дистанционного обучения начали появляться на рынке с середины 1990-х годов. Речь о профессиональных инструментах для создания и проведения курсов. Этот тип ПО, получивший общее название Learning Management Software (LMS), призван облегчить процедуру организации обучения, считается, что даже преподаватели, не обладающие глубокими знаниями в области информационных технологий, способны разрабатывать курсы с помощью таких программных средств. К популярным представителям LMS-решений относится, в частности, Moodle.

Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) – это система управления обучением, реализующая философию так называемой педагогики социального конструкционизма (в двух словах данная идея предполагает образование некоей группы, члены которой формируют что-то для других, работая совмест-но и создавая тем самым «малую культуру» разделяемых участниками группы предметов и смыслов, и когда кто-то погружается в подобную культуру, он попадает в непрерывный и многоплановый процесс обучения тому, как «быть» в этой культуре). Проект стартовал в 1990-х гг. под руководством Мартина Дугиамаса (Martin Dougiamas), в то время веб-мастера из Австралийского технологического университета имени Дж. Картина. Основная цель автора состояла в создании инструмента для взаимодействия между преподавателем и учениками, который бы дал возможность первым перенести свои педагогические умения в онлайн. В результате кропотливого труда был разработан полноценный представитель систем дистанционного обучения с открытыми исходными текстами, завоевавший мировую популярность не только в академической, но и в корпоративной сфере обучения.

Посредством системы Moodle можно решить практически все задачи обучения и развития персонала: создавать и манипулировать учебными материалами, управлять индивидуальным расписанием ученика, проводить опросы, тестирование, аттестацию и получать отчеты по результатам. Кроме того, здесь имеются средства для организации семинаров, лекций и других учебных мероприятий.

Решение отличается гибкостью. Его можно видоизменить в соответствии с запросами клиента, так как Moodle неплохо взаимодействует с различными открытыми программами. Система поддерживает все популярные платформы: Windows, Linux, Mac OS X и др. ПО распространяется бесплатно, клиент оплачивает только внедрение и техническое сопровождение, в этом случае максимум внимания уделяется настройке системы под индивидуальные требования компании (дизайн, разработка дополнительных функций и т. д.).

GNU General Public License 2, на условиях которой распространяется Moodle, гарантирует владельцу право эксплуатации системы в коммерческих целях и адаптации ее под свои потребности. При этом у пользователя есть доступ к обновлениям и новым модулям, разрабатываемым партнерами Moodle. Например, для решения ряда специфических корпоративных задач украинской компанией «Техноматика» была создана серия дополнительных модулей, объединенных под названием Moodle Corporate.

SkillPort – LMS с солидным багажом

Электронное обучение начало
SkillPort подойдет тем компаниям, которые планируют инвестировать средства прежде всего в контент, а не в дорогую LMS

SkillPort – легкая в использовании система организации учебного процесса. Она была разработана ирландской компанией SkillSoft, входящей в число лидеров рынка «коробочного» обучающего контента. Фирма сформировала необыкновенно ценную библиотеку, считающуюся одним из самых больших профессиональных собраний контента в области корпоративного дистанционного обучения. Хотя часть этой информации в какой-то степени уже устарела и SkillSoft приходится постоянно обновлять сведения, касающиеся быстро изменяющихся областей (например, ИТ), многие данные являются вневременными – они будут значимы и полезны даже спустя годы.

Собственно, для обеспечения доступа к этим материалам – всевозможным курсам (их свыше 7 тыс., и доступны они на 18 языках, включая русский), книгам виртуальной библиотеки Books 24x7, учебным симуляциям и центрам знаний – и предназначена SkillPort. Она построена таким образом, чтобы облегчить поиск информации, благодаря внутренней контекстной поисковой системе Search & Learn необходимые сведения находятся в каталогах за считаные секунды. Выбор материала осуществляется как по тематической и языковой принадлежности, так и с помощью корпоративных каталогов, упрощающих нахождение материалов для поддержки профессиональных компетенций слушателей.

Хотя большинство компаний не считают SkillPort системой управления знаниями корпоративного уровня, этот продукт обладает многими развитыми возможностями. SkillSoft предлагает уникальный API, который позволяет заказчикам и другим вендорам использовать ее контент.

Система идеально подходит тем, кто планирует применять в качестве учебного материала исключительно продукты SkillSoft, но ограничивает возможность интеграции специально разработанных курсов с данным ПО. Предоставление доступа к решению осуществляется по модели SaaS (Software-as-a-Service), поэтому компаниям нет необходимости в развертывании дополнительной и, надо сказать, весьма недешевой инфраструктуры для проведения веб-конференций, заказчики оплачивают лишь объем оказанных услуг. Существует и вариант его приобретения для эксплуатации в рамках интранет предприятия.

Microsoft SharePoint как основа

Электронное обучение начало
За быстрорастущий рынок систем организации электронного обучения борются и компании из постсоветского пространства, например российская Competentum с ее продуктом ShareKnowledge LMS, построенным на базе Microsoft SharePoint

Встраивание системы электронного обучения в корпоративный портал позволяет органично совместить учебный процесс и повседневную работу сотрудников. Таким образом, не нужно осваивать новый интерфейс – все проходит в привычной среде. Одной из наиболее распространенных платформ для создания порталов является Microsoft Office SharePoint Server 2007 (MOSS 2007) и ее упрощенная версия Windows SharePoint Services 3.0 (WSS 3.0). Недавно начался переход на SharePoint 2010, в которой аналог WSS 3.0 получил название Foundation. С помощью указанного решения можно разработать корпоративный портал без сложного программирования и значительных усилий квалифицированных ИТ-специалистов. Именно на его базе построены несколько продуктов, предназначенных сугубо для нужд электронного обучения. Например, среди наших ближайших соседей такие системы выпускают российская Competentum (ShareKnowledge LMS) и белорусская Belitsoft (SharePointLMS, созданная разработчиком в содружестве с датским подразделением Microsoft для компании Elearningforce International).

Первое преимущество такого подхода – прозрачная аутентификация. Пользователь ShareKnowledge LMS сразу попадает в систему с определенной учебной ролью на основании информации из Active Directory. Да и вообще, если ИТ-инфраструктура базируется на продукции Microsoft, возможность интеграции с Microsoft Exchange, CRM-, HR-системами и др. существенно упрощает работу ИТ-подразделений при развертывании и обслуживании решения. Кроме того, опора на SharePoint позволяет реализовать в ПО развитые средства по самостоятельной настройке его интерфейса. Функциональность, имеющая отношение к электронному обучению, доступна в виде веб-частей (web-parts), из которых можно собрать вариант инструмента, наиболее точно соответствующий потребностям обучения сотрудников организации. С их помощью администратор способен определять, что необходимо разместить на каждой из страниц портала, в визуальном режиме добавляя или убирая те или иные функциональные элементы, переставляя их местами и конфигурируя посредством специальных настроек. Например, можно выложить на главную страницу ShareKnowledge LMS список программ обучения, доступных любому сотруднику, перечень учебных заданий, которые он должен выполнять, последние новости учебного процесса, «доску почета» лучших учеников и т. д.

Портальное решение Microsoft SharePoint предлагает развитые средства организации электронных хранилищ различных материалов, соответствующие общепринятым стандартам корпоративного управления документами, таким как версионность, добавление произвольного количества сведений, организация рабочих процедур по утверждению и т. д. На ресурсе учебные материалы организуются как документы, размещенные в библиотеках SharePoint, благодаря чему компании получают возможность реализовать все необходимые комплексные процедуры по подготовке и утверждению материалов.

Использование Microsoft SharePoint в качестве платформы системы электронного обучения позволило возложить многие ее функции, не относящиеся к специфическим учебным, на инфраструктуру портала. Например, его средствами решаются технические вопросы масштабируемости приложения, работы с учетными записями, безопасности, интеграции с внешними системами, а также многие задачи совместной работы пользователей, включая организацию библиотек документов, wiki, опросов, блогов и др.

Cisco WebEx: видео-конференц-связь на службе электронного обучения

Электронное обучение начало
Простой интерфейс решения Cisco WebEx Training Center позволяет легко совмещать разнообразные обучающие материалы и формы взаимодействия, будь то обычное аудио или интерактивная видеосреда, с возможностью более тесного общения

Все более популярными в сфере e-learning становятся системы организации совместной работы с развитыми возможностями видео-конференц-связи. Ярким представителем таких решений является Cisco WebEx. Компания WebEx существовала на рынке более десяти лет до того, как в 2007 г. была приобретена Cisco Systems. Портфель ее продуктов пополнился WebEx Application Suite – линейкой онлайновых сервисов, направленных на проведение веб-конференций для широкого круга бизнес-задач: от поддержки продаж до маркетинга, сервисного обслуживания, проведения совещаний и организации электронного обучения. Обеспечение последней выполняет инструмент WebEx Training Center, позволяющий реализовать потребности компаний в проведении онлайновых курсов, семинаров, тренингов, презентаций и пр. Как и SkillPort, WebEx Training Center предлагается в виде сервиса.

Для его освоения персоналом не требуется специального тренинга. Не отличающийся сложностью интерфейс решения WebEx Training Center позволяет легко совмещать разнообразные обучающие материалы и формы взаимодействия, будь то обычный аудиоклип или интерактивная видеосреда, с возможностью более тесного общения. В ходе трансляции здесь можно вести обсуждения в чате или посредством VoIP, совместно редактировать документы, демонстрировать работу приложений, устраивать опросы.

Не Photoshop'ом единым

Электронное обучение начало
Платформа Adobe Acrobat Connect одинаково хорошо подходит для синхронного и асинхронного обучения

Без сомнения, визитной карточкой Adobe является тройка хорошо известных во всем мире продуктов – Photoshop, Creative Suite и Acrobat. Однако, по словам представителей компании, продвижению решений для повышения бизнес-продуктивности в ней уделяют самое пристальное внимание, и одна из главных ролей отводится средствам для дистанционного обучения. Adobe видит в них большой потенциал как для корпоративного сегмента, так и для сферы образования (в первую очередь для вузов).

Решения Adobe eLearning состоят их трех ключевых компонентов: собственно платформы для организации дистанционного обучения, набора инструментов для создания контента и необходимых разработчикам для интеграции с другими системами и расширения стандартной функциональности API и SDK. По сути, практически все приложения из состава Adobe eLearning в том или ином виде достались компании в наследство от приобретенной в 2005 г. Macromedia, которая в течение долгого времени планомерно занималась развитием технологии Flash.

Уникальная особенность платформы Acrobat Connect (ранее – Macromedia Breeze) состоит в ее пригодности для целей как синхронного (аудиторные занятия), так и асинхронного (самостоятельного) обучения. В первом случае речь идет о проведении вебинаров в режиме реального времени, во втором – офлайновом обучении. Возможность взаимодействия с системами e-learning сторонних разработчиков и создания детализированной отчетности по различным параметрам – традиционно сильные стороны решения Adobe.

В основе Acrobat Connect лежит масштабируемая модульная архитектура, центральным элементом которой является Flash Media Server. Для нужд синхронного взаимодействия предназначен модуль Meeting, а асинхронного – Training. Чтобы обеспечить автоматическую регистрацию на семинары внешних участников и затем информационную рассылку, используется еще один компонент – Events.

В зависимости от специфики решаемых задач Enterprise Server из состава Acrobat Connect можно развернуть на одном физическом сервере, основном и пограничном (для территориально распределенных структур) и даже кластерных конфигурациях (для крупных компаний). Они должны работать под управлением как минимум ОС Windows Server 2003 SP2 с предустановленной СУБД SQL Server 2005 Standard Edition SP3. В качестве альтернативы серверам on-premise есть опция использования хостинга Adobe в США или Великобритании. На клиентах достаточно наличия браузера и проигрывателя Flash.

Электронное обучение начало
Adobe Captivate – средство для быстрой разработки и редактирования учебного контента, не требующее навыков программирования

Adobe Captivate составляет основу набора приложений Adobe eLearning Suite (в том числе доступен как самостоятельный продукт) и позиционируется в качестве средства быстрой разработки и редактирования учебного контента. Для применения пакета не требуется навыков в области программирования, он ориентирован на зачастую далекую от ИТ аудиторию – тренеров и преподавателей самых разнообразных специализаций. В Captivate поддерживается публикация готовых материалов в форматах PDF, AVI и SWF, что означает возможность их отображения практически на любом ПК. Начиная с июля доступен Adobe Captivate 5, который наряду с Windows стал поддерживать платформу Mac OS X.

В Adobe Captivate важное место отводится средствам интеграции с обучающими материалами мультимедийного контента – озвученных диалогов, флэш-анимации или видео, синхронизированных с проектом, отдельным слайдом или их группой. Это позволяет удачно дополнить материал курса, сделать его живее и тем самым привлечь внимание аудитории. Программа поддерживает импорт аудио- и видеофайлов в наиболее популярных форматах, а также презентаций из Microsoft PowerPoint со звуком и интерактивными элементами. В состав Captivate 5 включен инструмент редактирования аудио и видео, наложения субтитров, озвучивания текстов (правда, пока только на английском языке).

Интерфейс Captivate теперь выполнен в одном стиле с остальными продуктами Adobe, что должно максимально упростить его освоение. Пятая версия содержит большое количество дополнительных виджетов, способных существенно расширить функциональность курса. Например, с их помощью можно организовать работу с подкастами и популярным сервисом микроблогов Twitter (к слову, это наглядное подтверждение «социализации» электронного обучения). Вообще, новую версию флагманского продукта для рынка решений e-learning программисты из Adobe написали с нуля – отсюда и множество радикальных изменений.

Инструментальная среда Captivate предоставляет широкие возможности для создания различного рода симуляций, тренингов, онлайновых курсов, тестов и викторин, демонстраций, сочетающих интерактивные функции, ситуационное моделирование и обучение на основе сценариев. Captivate позволяет загрузить подготовленный контент непосредственно на сервер Adobe Connect и сделать его доступным для тренингов и дальнейшей отчетности. Совместимость с международными стандартами SCORM/AICC гарантирует корректную работу созданных в Adobe Captivate курсов практически в любой из популярных LMS-систем.

Часто процесс подготовки учебного контента неразрывно связан с обработкой звука и изображений, созданием флэш-анимации и пр. Если приходится активно обращаться сразу к нескольким приложениям Adobe, стоит рассмотреть вариант приобретения набора приложений Adobe eLearning Suite 2 – это может оказаться выгоднее. В него входят Photoshop CS5 Extended, Flash Professional CS5, Soundbooth CS5 и другие снискавшие популярность в творческой среде программы. В данном списке обращает на себя внимание Adobe Presenter 7 – это плагин для Microsoft PowerPoint, позволяющий превращать стандартные презентации в интерактивный обучающий контент.

Александр Пархоменко

руководитель проектной группы компании «Мегатрейд»

Электронное обучение начало

Ежедневная деятельность дистрибьютора состоит из огромного количества задач, одна из которых – обучение и донесение информации о портфеле оборудования, технологиях, решениях и даже бизнес-возможностях. А поскольку в современном мире при плотном графике нам и нашим партнерам не всегда можно выделить время (командировки и отрыв от процесса работы – непозволительная роскошь), мы используем систему электронного обучения.

Несколько лет назад, оценив предложения поставщиков систем организации e-learning, мы остановили свой выбор на решениях компании WebEx, структурного подразделения Cisco Systems. Использование технологий e-learning, реализованных в сервисе Cisco WebEx Training Center, позволило нам и нашим партнерам получить новые возможности по общению, презентациям, обмену информацией и опытом, находясь при этом далеко друг от друга. Организация обучения с рабочего места из любого региона Украины в считаные минуты кардинально упрощает, удешевляет и делает более гибким сам процесс обмена знаниями. Получается взаимовыгодное применение технологий, в результате выигрывают все стороны учебного процесса.

Наталия Панченко

начальник отдела внутренней коммуникации и дистанционного обучения центра управления изменениями и развития персонала розничного бизнеса «УкрСиббанк BNP Paribas Group»

Электронное обучение начало

Инвестором УкрСиббанка в Украине является одна из ведущих банковских групп в мире, которая всегда активно использовала передовые технологии. Например, в свое время BNP Paribas первой успешно внедрила профессиональную приключенческую игру в сфере банковского дела, основанную на сценариях, взятых из реальной жизни.

Обучение сотрудников посредством ИТ-технологий в УкрСиббанке применяется уже более трех лет – мы просто не могли себе позволить не воспользоваться качественно новым подходом к массовому обучению персонала и оптимизации затрат. СДО позволяет быстро и объективно оценить уровень знаний, она незаменима в компаниях с обширной региональной сетью филиалов. Электронное обучение позволяет минимизировать время отсутствия сотрудника на рабочем месте, как следствие, увеличивает производительность труда, не требует затрат времени на перемещение преподавателей.

Мы внедрили систему комплексной автоматизации WebTutor, и в итоге получили портал, на основе которого построена вся система дистанционного обучения. Для создания электронных учебных курсов и тестов используем программу CourseLab. Портал открывает каждому сотруднику доступ к сервисам и информационным материалам. Он помогает планировать обучение, обрабатывать заявки на участие в тренингах, независимо от региона стандартизировать процесс обучения во всем банке, организовывать обратную связь через форумы, блоги и опросы.

Модель корпоративного обучения в УкрСиббанке представляет собой интеграцию дистанционных и очных форм обучения. На сегодняшний день мы имплементировали все современные технологии в области e-learning – обучение в компьютерной форме, управление обучением, доставка учебных материалов и обмен информацией между участниками учебного процесса. Cотрудники банка принимают участие во внутренних и внешних тренинговых программах, заканчивают мультимедийные учебные курсы, работают с аудионосителями и презентациями, проходят компьютерное тестирование и контроль знаний. В ближайшем будущем планируем использовать вебинары.

Результатом внедрения любых изменений в компании являются определенные количественные или качественные показатели. Существует не менее шести методик образовательной оценки. УкрСиббанк частично использует одну из самых известных – модель Дональда Кирпатрика. В соответствии с ней оценка производится на четырех уровнях: реакция, усвоение, поведение и результат. Самый весомый фактор по методике ROI, влияющий на возврат инвестиций, – снижение стоимости обучения в классе.

После внедрения e-learning сотрудники получили удобный инструмент для повышения квалификации и возможность массового обучаться новым продуктам. Для банка это значительная экономия средств и повышение эффективности и прозрачности процессов управления персоналом. Безусловно, e-learning следует рассматривать как одно из звеньев в цепочке факторов, влияющих на итоговые финансовые показатели банка.

Богдан Бабиец

руководитель проекта Webinar.ua

Электронное обучение начало

Пока рынок e-learning в Украине находится в зачаточном состоянии, но он стремительно растет и развивается. У электронного образования большие перспективы, поэтому нам показалось вполне своевременным создание портала, способного предоставлять тренерам и слушателям качественную платформу для дистанционного обучения.

Детально ознакомившись с немалым количеством решений e-learning, в 2009 году мы приобрели Adobe Connect (первыми в Украине – прим. ред). Нам удалось интегрировать эту платформу с веб-интерфейсом и на выходе получить продукт для проведения вебинаров и онлайновых трансляций на коммерческой основе. Развитые средства формирования отчетности в Adobe Connect позволили использовать вебинары в том числе и для анализа результатов нашей деятельности, чтобы в конечном итоге достоверно оценивать спрос и на основе полученной информации создавать сбалансированное предложение.

В Украине портал Webinar.ua пока не имеет аналогов. Он предоставляет возможность всем желающим независимо от места проживания (в первую очередь, мы рассчитываем на приток посетителей из-за рубежа) организовать дистанционное обучение по любым тематическим направлениям, начиная от ставших для многих привычными курсов английского языка и заканчивая специфическими тренингами по психологии влияния или развитию личности. Связь с преподавателем не является односторонней, к услугам слушателей чат, звуковая и видеосвязь, другие многочисленные функции Adobe Connect.

Поскольку дистанционное обучение не имеет привязки к отдельно взятому региону или стране, порталы, предоставляющие похожие сервисы по всему миру, – для нас прямые конкуренты. Мы постоянно ведем поиск тренеров, чьи знания и навыки представляет интерес для наших слушателей, и таким образом, сохраняем для них привлекательность. На примере Webinar.ua стараемся донести, что удаленное обучение не только не хуже очного, но при должном подходе к качеству во многом его превосходит по степени удобства и эффективности.

Артем Сергеев

ведущий специалист по развитию компании «Астелит» (ТМ life:))

Электронное обучение начало

У компании, которая уделяет много внимания развитию и обучению персонала, при этом его численность велика и он разбросан по всей стране и за ее пределами, нет другого выхода, кроме как использовать СДО. Добиваться необходимых показателей только с помощью аудиторных тренингов или визитов в регионы просто невозможно, хотя от классического обучения мы полностью и не отказались.

Сегодня многие новые сотрудники компании обязательно должны посетить не только аудиторные тренинги, но и пройти ряд электронных курсов в системе СДО, где мы можем проверить насколько сотрудник готов к выполнению своих должностных обязанностей. При обучении английскому языку и в некоторых тренинговых решениях мы практикуем формат смешанного обучения, объединяющий e-learning и аудиторные тренинги. Участники получают возможность закрепить на практике знания из электронного курса, скажем, в ролевой игре.

Раньше для целей информирования и тестирования мы пользовались образовательными электронными ресурсами. СДО внедрена в нашей компании два года назад, она представляет собой очень удобный и эффективный инструмент развития и регулярного мониторинга знаний персонала (внутреннего и партнеров). Тесты, экзамены, опросники – все это активно используется нами в СДО на платформе Enocta. Надежный программный продукт и своевременная техническая поддержка позволяют нам максимально эффективно использовать инструменты и методологии дистанционного обучения.

Электронные курсы мы создаем самостоятельно с помощью линейки программных продуктов Adobe, прежде всего, Adobe Presenter и Adobe Captivate версии 3 или 4. Некоторые курсы разрабатываем совместно с поставщиками на основе детально расписанных сценариев и плана. Когда тематика электронного курса не является предметом узких профильных знаний в рамках компании или мобильных коммуникаций, покупаем курсы off-the-shelf.

Перед внедрением СДО в компании проводился бизнес-анализ эффективности подобных продуктов. Все секреты открывать не станем, скажем только, что затраты на обучение персонала по определенным программным продуктам и услугам сокращаются на 70-80%.

И это на фоне удобства такого обучения! Создатели электронного учебного контента все более и более насыщают его красивой графикой, флеш-анимацией, интерактивными заданиями. Человек не только получает эстетическое удовольствие от обучения, но и вовлекается в процесс, приобретая определенные практические навыки.

Александр Пащенко

ведущий менеджер по развитию персонала компании «РУШ» (линия магазинов «Ева»)

Электронное обучение начало

На сегодняшний день линия магазинов «Ева» в Украине насчитывает более 120 торговых площадей формата droggery (категория «магазинов рядом с домом», где можно приобрести непродовольственные товары бытового назначения – прим. ред.). Качественное обучение и объективная оценка персонала – движущая сила на пути к повышению товарооборота, увеличению среднего чека и качества обслуживания, что напрямую влияет на лояльность наших покупателей. Особенно при наличии разветвленной региональной сети.

«РУШ» работает на рынке Украины уже более 8 лет, но решение о включении LMS в стратегию в области управления персоналом мы приняли только в начале 2009 года. Стремительное развитие нашей компании привело к увеличению ее штата и реорганизации системы обучения и развития персонала. Внедрение смешанного обучения (Blending Learning) диктовала необходимость оптимизации ряда задач, которые стояли перед отделом по развитию и обучению персонала. В первую очередь, снижения затрат на обучение и оценку персонала (командировки, аренда учебных помещений), оптимизации временных ресурсов обучаемого и обучающего персонала и реорганизации системы развития и обучения персонала.

Наше внимание привлекла система Moodle, распространяемая на условиях публичной лицензии Open Source. Она оказалась лучшей с точки зрения затрат на разработку и внедрение, необходимого на интеграцию и адаптацию количества времени, гибкости и автономности, простоты использования. Moodle предусматривает интеграцию с кадровой системой, ее легко адаптировать под конкретные задачи, включая особенности дизайна, дополнительные опции и контент. Широкие возможности удаленного общения и взаимодействия, в числе которых чаты, форумы, wiki, обмен файлами, аудио- и видеоконференции, окончательно убедили нас в правильности сделанного выбора.

В линии магазинов «Ева» электронная система управления обучением выполняет функцию инструмента оценки в ежегодной аттестации торгового и руководящего состава, периодической оценки знаний по группам товара и является отправной точкой ряда других проектов. Использование смешанного обучения позволило улучшить традиционный процесс обучения персонала, более точечно сформировать программу контроля знаний, навыков и компетенций персонала.

Должен сказать, «чистого» e-learning пока нет даже в банковских учреждениях, которые считаются первопроходцами в приобретении и построении стратегий развития персонала на платформах дистанционных систем обучения в Украине. В отечественных компаниях, внедривших LMS, популярностью пользуется именно Blended Learning. Одним из положительных моментов такого симбиоза выступает возможность своевременной координации развития LMS в структуре линии магазинов «Ева». В ближайшее время многие организации с традиционным обучением перейдут к Blended Learning, а компании со смешанным обучением примут решение «очиститься» до уровня e-learning. В свою очередь заказчики станут более требовательными.

Александр Ширяев

руководитель проекта дистанционного обучения СК «Провидна»

Электронное обучение начало

К полномасштабному внедрению системы электронного обучения во всех подразделениях «Провидна» приступила в 2008 г., выбрав решение от российского разработчика WebSoft.

Построенное решение не имеет аналогов на украинском страховом рынке по охвату аудитории (до 10 тыс. человек) и количеству точек обучения (до 540). Система рассчитана в первую очередь на агентов, менеджеров агентских групп, офисных и корпоративных продаж, директоров центров продаж и обслуживания клиентов и других сотрудников. Кроме дистанционных курсов и тестовых программ по страхованию, есть возможность проводить обучение навыкам продаж, коммуникаций и управления.

Курсы, направленные на освоение технологий продаж, снискали популярность в Украине сравнительно недавно. В последние несколько лет также получили распространение внутренние дистанционные курсы, которые разрабатывают «под заказ», в том числе по страховым и банковским продуктам.

Анализ эффективности e-learning в первый год использования в повседневных бизнес-процессах нашей компании показал, что уровень продаж страховых продуктов повысился в среднем на 15–20%.

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT