`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Иван Шихат-Саркисов

Эх, школа, школа!

+1315
голосов

«Эх, школа, школа! Родная школа! Сколько ты нам знаний дала – вспомнить страшно… Ну зачем, зачем нормальному человеку все это нужно?»

Такими словами начинается очень «бородатый» монолог Аркадия Хайта «Школьные годы». В 1988 году, в третьем классе, я заучил этот монолог наизусть для декламации перед своими одноклассниками, так было надо ;)

Монолог повествует больше об отсутствии практической связи преподаваемых дисциплин с повседневными реалиями жизни взрослого человека, чем критикует наполнение самих учебных курсов. Но зачастую сами курсы могут быть составлены так, что дают бесполезные и устаревшие знания, которые уже никому не нужны.

И, казалось бы, сегодня спустя более 20 лет, в нашей стране должна была невольно сформироваться система образования, шагающая в ногу со временем и прогрессом, позволяющая выпускникам школ иметь отличный фундамент знаний и навыков. Однако имеем мы на сегодняшний день проблемы не только с практичностью, но и с наполнением.

Стремительно развивающиеся ИТ, несомненно, внесли свои коррективы в систему общеобразовательной школы, но вопрос в том, являются ли эти изменения достаточными? Взять хотя бы такой предмет, как «Информатика». Насколько программа этого курса отвечает современным тенденциям? Каков уровень квалификации педагогов, которые преподают его? Как часто происходит актуализация учебной программы?

При беглом анализе вопроса возникает впечатление совершенно адекватной ситуации с учебной программой, ее наполнением, а также учебниками, которые рекомендует МОН.

В программу включены такие «правильные» разделы как «Комп’ютерні презентації», «Текстовий процесор», «Системи обробки табличної інформації» и даже «Служби Інтернету»! Страницы учебников содержат блок-схемы демонстрирующие, например, перечень возможностей использования Интернет-ресурсов для обучения. Используется очень много скриншотов элементов интерфейса изучаемого программного обеспечения. Включены так же и списки ссылок на полезные сайты…

Так, может, и нет никакой проблемы, спросите вы? Проблема есть и она системная, она не носит характер досадного недоразумения, она распространяется, увы, на всю сферу школьного обучения.
Вот лишь неполный список того, что в первую очередь бросается в глаза при попытке анализа ситуации:

• Программа обучения – последние глобальные изменения внесены в 2008-2009 гг;
• Тематическое наполнение курса отрывисто и скудно;
• Порядок чтения тематических блоков вызывает недоумение;
• Отсутствует изучение или пояснения необходимых фундаментальных определений и принципов;
• Цитирую: «…рекомендуємо використати одну з двох найпопулярніших програм — ICQ або Skype і не рекомендуємо підмінювати їх середовищами соціальних мереж, таких як «В Контакте»;
• Львиная доля гиперссылок, приведенных в учебниках, не работают (сайты прекратили свое существование);
• Модификации программного обеспечения, на основе которого построен учебный процесс, морально устарели;
• Модули контроля знаний иногда содержат удивительные вопросы!

Например, такой: «Як часто збирається експертна група з питань рухомого зображення (MPEG)?» - чем полезны такие знания???
Если углубляться в тему, то уверен, список недочетов и несуразностей вырастет многократно.

Интересно, когда произойдет ближайшее обновление программы курса «Информатика»? Появится ли в программе рассмотрение социальных сетей и других интернет-сервисов в разрезе средств коммуникации? А если появится, то кто и как это все будет преподавать?

Вопрос квалификации преподавателей в действительности еще более сложный. Вот как об этой проблеме сказал один из участников круглого стола по проблемам ИТ- образования: «В Украине более 100 ВУЗов имеют лицензию на подготовку ИТ-специалистов. И каждый из них искренне хочет выполнять свою работу хорошо. Но есть как минимум два фактора, которые делают это невозможным – обязательная (устаревшая) программа обучения и невозможность привлечь к преподаванию компетентные кадры из-за низкой платежеспособности. Это – реальность».

И волей-неволей приходишь к выводу, что преподавание в школе направления, непосредственно связанного с информационными технологиями, требует не «косметического ремонта», а кардинальных изменений. Каких? Давайте попробуем обсудить…

+1315
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Вернуть больше алгоритмику, пусть в молодые головы вложат хоть каплю знаний о программировании. Текстовый/Табличный процессор, презенташки - это можно оставить как есть, годами в самих пакетах ничего не меняется.

Ну да, и на информатике больше рассказывать об информационной безопасности. Как страшно выкладывать голый йух у себя вКонтактике, Фейсбуке.

Еще долбить детишкам, что не все соц.сети принадлежат частным инвесторам-капиталистам, а некоторые даже очень хорошо курируются спецслужбами, и шобы , пардон, не обгамняться сызмальства - базар надо уметь фильтровать, особенно в интернете на политические темы.

Текстовый/Табличный процессор, презенташки и прочее очень даже сильно изменились с 2003 по 2010, да так, что люди, сидевшие на старом офисе, до сих пор впадают в ступор и шок, когда им ставят 2010й. так что подачу знаний надо актуализировать по мере выхода кардинально нового ПО хотя бы. Насчет алгоритмики - и вроде согласна, и нет. разве что, может, первый блок какой-то вводный дать, ну по сути, кому в реальной жизни, кроме специальных профессий, алгоритмика вообще нужна? так, для общего развития...

по делу - проблема школы в первую очередь, в низких зарплатах преподавателей. скоро трудно будет найти не то, что нормального информатика, не будет существовать хорошего учителя математики или литературы - просто потому что никто не хочет идти в школу, и попадают в нее только те, кто больше никуда не смог пристроиться, а это не лучшее резюме в большинстве случаев...

Нужно в принципе разделить навыки пользования ПК, домашним или учебным, и информатику как таковую. К первому следует отнести работу с клиентскими приложениями - офисом или, скорее, бесплатными аналогами. Ко второму - - понимание алгоритмов, визуализацию их блок-схемами, системы счисления и т.д.

а вот тут соглашусь! это похоже на правду)

А как часто собирается экспертная группа по вопросам MPEG?
Я вот тоже не знаю. Даже интересно стало :)

Ситуація з викладанням Інформатики у школі є прямим наслідком повального піратства та економії на послугах в ІТ. З якого взагалі дива за кошти платників податків дітей підсаджують на "морду" МС ПЗ?
А алгоритміка та вміння роскласти завдання на послідовність кроків потрібних та достатніх задля досягнення мети -- головний навик, що потрібний людині в житті. Добре, один з головних. :)

Все правильно написал, но проблема быстрого развития очень печально влияет на то, как знания догоняют прогресс. С каждым годом количество технологий увеличивается намного быстрее, чем происходит рост квалифицированных сотрудников. Как я считаю, именно это вскоре и замедлит эффективный рост на IT-рынке, ведь для изобретений нужен гениальный мозг, а для реализации – руки. И то, насколько эти руки будут соответствовать требованиям, определит успех развития.

Чтобы понять, чему и насколько глубоко следует учить детей в школе в плане знакомства (изучения) дисциплин, так или иначе связанных с компьютерами, следует сперва начертать профиль выпускника это самой школы. Т.е. понять, что мы хотим видеть, к чему готовим. А готовить, соответственно, не к сдаче ЗНО и прочей формальщине, а к жизни. Хотя без формальщины никак, к сожалению.

Так вот, с нами или без нас, дети с компьютером ознакомятся. И аккаунты в Вконтактах заведут. А вот ограничится ли их кругозор навыками флуда, или они все же узнают о существовании онлайновых словарей, гуглодксов, скайдрайва и проч. - вот тут учителю самое место приложить знания свои.

Плюс локальные приложения для документов - от таблиц до видеомонтажа, хотя бы самые попсовые.

В общем, несложно выявить минимальный набор необходимых современному человеку навыков в плане владения компьютером и инетом. С них начать.

Сергей, поддержу на все 100%.

И насчет разделения базовых знаний и прикладных. И насчет роли учителя, который хоть и зажат рамками программы, но при желании (или правильнее сказать, наличии таланта) может дать знания полезные, а не формальные.

Словари, доксы, драйвы, таблицы, редакторы и т.п. - всё это ерунда, но почему их не могут научить даже элементарым вещам? Например умение пользоваться ВСТРОЕННЫМ ХЕЛПОМ, ведь именно поэтому все люди, и блонидинки, и остальные впадают в ступор когда видят перед собой новую морду лица приложения. Я не знаю каким тупым человеком надо быть чтобы звонить админу и спрашивать "где в этом дебильном офисе теперь моя любимая фича?"
Уже там, в школе, их должны учить преодолевать "препятствия" при общении с любым ПО.

Я работал в школе какое-то время, и сейчас продолжаю тесно общаться с коллегами, которые продолжают там работать. Несмотря на достаточный багаж знаний, которым могли бы поделиться с учащимися, из-за привязанности к учебной программе (которая ужасна), не так уж и сильно удается развернуться. Но программа - не единственная проблема.

Отношение учащихся к информатике просто поражает. Одна половина изображает из себя, что они все знают, потому что дома есть компьютер. Поэтому учить ничего не хотят. Другая половина утверждает, что информатика им в жизни не нужна, и тоже не хотят учить. Но парадокс еще и в том, что администрация школ тоже не считает этот предмет важным, поэтому даже при желании учителя, средств заставить учеников учиться, сводится к минимуму.

Конечно учитель тоже должен постоянно совершенствоваться. Для этого даже есть курсы повышения квалификации, которые постоянно проводятся. Но вы бы слышали какой бред там говорят. Изучать дополнительный материал самому? А когда? Все оставшееся время учитель информатики загружен массой идиотских дел по части школьной жизни. После работы? Жить тоже когда-то нужно.

Вывод: проблема с информатикой на всех уровнях. И решать ее нужно начинать с головы.

где тут можно комментарий лайкнуть? :)

пока нет такой функции, но работаем над этим ))

это был риторический вопрос, но было бы неплохо)))

Очень точно описание ситуации.

Спасибо за комментарий, Алексей.

Это не проблема предмета «информатика». Это проблема «школы» вообще. Сетевой тролль fritzmorgen на эту тему много и по делу говорил.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT