`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Эффективное управление – меньшие расходы

Статья опубликована в №42 (708) от 24 ноября

0 
 

В условиях экономической нестабильности наиболее рациональной стратегией развития ИТ-инфраструктуры является автоматизация и повышение эффективности управления ею – такой подход, как правило, позволяет заметно сократить затраты на ИТ, обеспечив при этом высокое качество предоставляемых сервисов.

Эффективное управление – меньшие расходы
Антон Серов: «Главная задача ИТ-департамента – поддержка основного бизнеса, поэтому мы стремимся не просто обеспечить работоспособность ИТ-систем, а гарантировать каждому пользователю доступность всех необходимых сервисов»

Системы мониторинга и централизованного проактивного управления распределенной ИТ-инфраструктурой не случайно стали темой форума IDC IT Infrastructure Management 2009, состоявшегося 18 ноября в конференц-центре столичного гостиничного комплекса Президент-отель «Киевский». По мнению его участников, именно автоматизация процессов управления сервисами и инфраструктурой может стать ответом на естественное во времена рецессии стремление предпринимателей – снизить затраты на поддержание ИТ, сохранив на высоком уровне доступность критичных для бизнеса сервисов.

По словам Александра Загнетко, ведущего аналитика компании IDC в России и странах СНГ, многолетние наблюдения свидетельствуют, что ИТ-рынок быстрее остальных секторов экономики реагирует на любые изменения ее состояния, и если в условиях роста он развивается опережающими темпами, то и при спаде амплитуда оказывается в несколько раз выше. Так, по данным Международного валютного фонда, рост ВВП нашей страны в докризисном 2007 г. составил 7,9%, в нынешнем же году ожидается его снижение на 14%. При этом объем рынка информационных технологий, по оценкам аналитиков, в позапрошлом году увеличился на 37,8%, а теперь упадет предположительно на 50%.

Оптимизм внушает то, что ИТ-индустрия не впервые переживает подобную ситуацию, и, к примеру, после так называемого краха доткомов в США наступил довольно длительный этап процветания, когда не просто открывалось множество новых компаний, но и зарождались целые направления.

Примечательно, что согласно приведенной докладчиком статистике, во II квартале 2009 г. при общей негативной динамике рост спроса на программное обеспечение для управления сетями в некоторых странах достигал 49%. Этот показатель свидетельствует о том, что внимание как вендоров, так и потребителей направлено на консолидацию вычислительных ресурсов, оптимизацию и защиту ИТ-инфраструктуры, а также автоматизацию управления ею. Ведь современные средства позволяют довести количество обслуживаемых одним администратором серверов до 15–20 (при распределенной обработке данных).

Доступным на отечественном рынке решениям были посвящены доклады ряда производителей. Ведущий технический консультант Symantec Андрей Москвин рассказал о семействе продуктов Symantec Endpoint Managament (EPM), включающем как собственные наработки корпорации, так и приобретенной ею в 2007 г. компании Altiris. В основе платформы лежит сервисно-ориентированный подход, а приложения, входящие в ее состав, дают возможность реализовать полный цикл управления ИТ-инфраструктурой – от закупки и настройки аппаратного и программного обеспечения, их мониторинга, сопровождения и модернизации вплоть до момента списания. При этом в соответствии с практиками ITIL фундаментом для построения ИТ-процессов является конфигурационная база данных CMDB (Configuration Management Database), содержащая исчерпывающую информацию о составе инфраструктуры и взаимодействии ее элементов. Для сокращения расходов на поддержание ИТ предлагается использовать средства, позволяющие автоматизировать выполнение рутинных операций, снизить трудозатраты и минимизировать влияние человеческого фактора.

Более специализированные решения, предназначенные преимущественно для управления активами центров обработки данных, выпускает компания Avocent. Благодаря сотрудничеству с крупнейшими производителями серверного оборудования ее устройства полностью совместимы с их продукцией, а модульная структура обеспечивает высокую гибкость при построении системы управления ЦОД и быстрый возврат инвестиций. Недаром, видимо, около 85% компаний из списка Fortune 1000 полагаются на Avocent в вопросах упрощения поддержки таких ИТ-комплексов.

Эффективное управление – меньшие расходы
Андрей Бойко: «Управлять ИТ-инфраструктурой крупных компаний следует в режиме реального времени, это требование бизнеса»

Довольно важный аспект внедрения систем мониторинга и управления ИТ-инфраструктурой поднял в своем выступлении Антон Серов, менеджер по развитию бизнеса программного обеспечения Hewlett-Packard. Согласно приведенной им мировой статистике, более 40% инцидентов на сегодня обнаруживается лишь по факту обращения пользователя. Последующие локализация проблемы и устранение неполадок требуют немало времени, что в итоге выливается в длительные простои и, соответственно, потери для бизнеса. Между тем в терминологии ITIL под мониторингом подразумевается постоянное наблюдение за конфигурационной единицей, ИТ-услугой или процессом. Именно такой подход и положен в основу комплексного решения HP Software BTO. Система не просто контролирует состояние элементов инфраструктуры, а осуществляет мониторинг восприятия пользователя – в часы простоя она воспроизводит его действия на рабочем месте, а затем, измеряя время отклика приложений и транзакций, выявляет узкие места и оповещает об этом технический персонал. Сведенная воедино информация накладывается на карту взаимосвязей ИТ-сервисов и дает возможность оценивать полную картину, упреждать возникновение инцидентов, управлять ими и обеспечивать за счет этого непрерывность бизнес-процессов.

Вопросам организации продуктивного взаимодействия ИТ-департамента и бизнеса был посвящен выдержанный в энергичной деловой манере доклад Геннадия Карпова, директора по технологиями компании De Novo. Поскольку руководство предприятия и ИТ-директор зачастую оперируют разными категориями и понятиями, он предложил последним осваивать финансовую терминологию и при обосновании проектов, особенно в условиях дефицита бюджета, отталкиваться от насущных задач бизнеса. Расходы на ИТ следует преподносить как инвестиции в системы автоматизации бизнес-процессов, позволяющие обеспечить их непрерывность и повысить эффективность предприятия.

Далее г-н Карпов на наглядном примере провел сравнение двух вариантов развития инфраструктуры – классический и с применением виртуализации, и показал, что во втором случае период окупаемости проекта составит всего полтора года. Весомый довод в пользу данной технологии. В целом же, по мнению докладчика, наиболее универсальной на сегодня является стратегия развития, объединяющая два основных элемента – сервис-ориентированную инфраструктуру и централизацию вычислений.

Развеять сомнения в том, что при правильном подходе современные технологии позволяют заметно сократить издержки, взялись представители компании VERNA – ее директор Андрей Бойко и руководитель департамента консалтинга и внедрения ИТ-проектов Сергей Тишенко. Они рассказали о пяти проектах, выполненных системным интегратором для банков и крупных предприятий Украины. Примечательно, что для каждого из них приводился экономический эффект внедрения.

Так, одному из финансовых учреждений с сетью филиалов по всей стране и парком техники около 3000 ПК централизация управления ИТ-системами позволила добиться экономии в размере 2,7 млн грн. При этом проактивный мониторинг сетевых приложений, устройств и служб дал возможность обеспечить непрерывность внутренних бизнес-процессов и ключевых услуг.

В другом случае стандартизация ИТ-инфраструктуры и миграция каталога Novell, доменов Linux, Windows NT4 и Windows 2000 на единый Active Directory способствовали сокращению расходов на ее администрирование и содержание на 2,34 млн грн. Внедрение выполнялось без остановки каких-либо бизнес-процессов, а заказчик получил удобный инструмент для структурного и оперативного управления распределенными активами, а также возможность дальнейшего внедрения централизованных средств управления ИТ.

Отметим, что, помимо довольно насыщенной программы докладов, на конференции «Управление ИТ-инфраструктурой: новый уровень ИТ-услуг», которую организовала и провела «IDC Украина», вниманию посетителей была также представлена небольшая экспозиция партнеров мероприятия – компаний «СВIТ IТ» и «Инфосистемы Джет», где желающие могли ознакомиться с предлагаемыми решениями, а также пообщаться с техническими специалистами и прояснить возникшие вопросы.

В заключение хотелось бы привести слова Сергея Тишенко, хорошо передающие лейтмотив форума: «Управлять инфраструктурой банков и крупных компаний надо в режиме реального времени, это требование бизнеса. Современные решения позволяют оперативно реагировать практически на любые изменения в ИТ-системах, управлять ими из единого центра, снижать затраты и риски».

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT