`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Janus: новая DRM-система от Microsoft

0 
 

DRM-пространство: status quo

До сих пор присутствие Microsoft и Apple на настольных платформах и наличие продуктов для управления авторскими правами (а попросту -- для предотвращения копирования и массового распространения цифровой музыки, литературы и фильмов) устраивали обе компании, однако мало интересовали поставщиков цифрового контента и его конечных потребителей. Пользователи Apple сегодня могут загрузить купленную в магазине Apple iTunes музыку на компьютеры на базе Mac OS и Microsoft Windows, а также перенести треки на iPod все той же Apple. Microsoft не занимается производством подобных устройств, предпочитая продавать кодеки для них. Песни, приобретенные в Napster, BuyMusic, WalMart и других онлайн-магазинах, можно воспроизводить на плеерах, поддерживающих Windows Media Audio, с единственной оговоркой -- они должны "защищать контент", т. е. работать с персональными пользовательскими лицензиями.

Треки из онлайн-магазинов сохраняются на компакт-диски, после чего они переводятся в более удобный формат MP3. Заметим, что некоторые игроки на рынке, в числе которых и Napster, предлагают отдельные записи сугубо для загрузки, без возможности сохранения в аудиоформате на портативном носителе. Поставщики музыкального контента не против отказаться от компакт-дисков как таковых, поскольку именно их наличие способствует музыкальному пиратству. Если же композиция в DRM-формате путешествует с сервера провайдера на ПК пользователя, а затем с его персонального компьютера на карманный ПК или портативный цифровой плеер с поддержкой DRM, то степень контроля над файлом со стороны правообладателя увеличивается. Безусловно, существуют утилиты, позволяющие записать звуковой файл непосредственно из данных, передаваемых кодеком на звуковую карту, однако такие ухищрения в подобных сценариях не предполагаются.

Таким образом, круг основных конкурентов ограничивается все теми же Microsoft и Apple. Несмотря на срыв плана (согласно которому за первый год своей работы Apple iTunes должен был продать 100 млн. треков -- когда реально покупатели приобрели только 70 млн.), магазину Apple принадлежит 75% этого зарождающегося сегмента. На долю лидера рынка операционных систем приходится оставшаяся четверть онлайн-рынка, и он выигрывает по количеству партнерских сайтов, избравших именно Windows Media в качестве формата распространения.

Преимущества защищенного AAC от Apple очевидны -- композиции можно воспроизводить на одном из самых популярных плееров iPod, а по дизайну и эргономичности продуктов с этой компанией мало кто сравнится. Недостатки данной платформы также налицо -- купив песню в формате AAC, пользователь оказывается привязанным не только к своему ПК или "Маку", но и к портативным устройствам Apple. Microsoft более либеральна на данном рынке, не в последнюю очередь из-за того, что производство плееров с поддержкой WMA берут на себя сторонние разработчики. В настоящее время Windows Media уступает по коммерческому распространению AAC-файлам, однако количество устройств с поддержкой форматов Microsoft растет.


Janus: DRM завтрашнего дня

Новая технология от Microsoft, которая уже в ближайшее время будет внедрена в устройства и программные приложения, пока что существует на бумаге и в виде некоторых прототипов. Между тем количество партнеров, привлеченных Microsoft к проекту Janus, впечатляет. Среди них контент-провайдеры AOL и Disney, продавцы цифровых кинофильмов CinemaNow, MovieLink, производители бытовой электроники Archos, Creative, Dell, iRiver, Samsung, Rio, Pure Digital, Prismiq и даже поставщики чипов BridgeCo, SigmaTel, Motorola и Equator Technologies.

В новом DRM-проекте от Microsoft контролируется возможность аналогового выхода, количество устройств и ПК, на которых допускается воспроизводить музыку и фильмы, осуществлять перезапись, сохранение на диск. Цифровые файлы могут продаваться в "традиционном" смысле, после чего пользователь вправе загрузить их на жесткий диск и слушать (смотреть) сколько угодно. Или же к ним будет прикреплен "счетчик", и покупатель станет платить энную сумму за каждое прослушивание или просмотр.

Наличие упомянутых средств контроля над распространением контента, безусловно, удовлетворяет его поставщиков -- кинокомпании и звукозаписывающие организации, в последнее время усматривающие в цифровом пиратстве основную причину падения своих продаж. Между тем сегодня в том же магазине Apple iTunes реализуются прежде всего треки, которые можно записать на компакт-диск, ставший, по сути, универсальным носителем сегодняшнего дня, -- его поддерживают домашние стереосистемы, компьютеры, портативные плееры и автомагнитолы. "Последняя версия DRM-технологии от Microsoft дает нам возможность развивать торговлю цифровой музыкой, позволяет удовлетворять запросы пользователей высокоскоростных каналов. При этом клиент, купивший или взявший напрокат цифровой файл, сможет слушать и смотреть его где угодно", -- заявил на презентации Janus Алекс Блум (Alex Blum), вице-президент компании America Online.

Подобное оптимистическое будущее рисовали и другие партнеры Microsoft, в пресс-релизах заверявшие публику в том, что с выходом Janus рынок, производители музыки и кинофильмов наконец-то получат долгожданную свободу. Ничем не ограниченную же свободу должны будут обрести покупатели, обладающие полным спектром продуктов и услуг от Microsoft, снабженных DRM- защитой. Скажем, подписчики AOL, которые приобретают фильмы Walt Disney и музыку у MusicNow и предпочитают в качестве устройств для воспроизведения ПК на основе Windows или же бытовую электронику, поддерживающую Janus. Такое будущее действительно может показаться безоблачным, если забыть на время о том, что и ныне человек с компакт-диском или DVD способен прослушать и просмотреть его практически на любом стандартном устройстве.

Аналитик Джо Уилкокс (Joe Wilcox) из Jupiter Research подчеркивает: "Сегодня большая часть покупаемого "традиционного" контента не содержит ограничений. Книги можно читать в любой комнате, а потом с ними знакомятся родные и друзья. Компакт-диски -- проиграть на любой стереосистеме и затем оцифровать на ПК. Телешоу -- записать на DVR или кассетный видеомагнитофон. При этом все распространяется практически свободно. Microsoft хочет, чтобы ситуация с цифровым контентом была аналогичной. Покупатели получат возможность приобретать фильмы в онлайне и иметь к ним доступ на любом DRM-устройстве в своем доме. Создатели контента могут предотвратить цифровое пиратство. Но я не убежден, что покупатели позитивно отреагируют на новые запреты. Тот диск, что вы купили или взяли напрокат, играл везде, а онлайн-версия будет продаваться с некоторыми ограничениями на дальнейшее распространение".

Появление первых устройств с поддержкой DRM-технологии ожидается в конце первой половины этого года.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT