`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Итоги года: цифровое фото

0 
 

Самым значительным фотособытием уходящего года, без сомнения, стала осенняя Pho­to­ki­na 2004 ("Компьютерное Обозрение", # 40, 2004). Не будет преувеличением сказать, что именно на этой выставке в полной мере проявилось большинство современных направлений, веяний и тенденций в мире как потребительской, так и профессиональной фотографии, а представленные основными компаниями-разработчиками новинки и анонсы позволяют довольно уверенно прогнозировать пути развития индустрии.
Бум цифрового фото продолжается – наверное, именно эта фраза наиболее точно отражает текущее состояние дел в данной сфере. И хотя темпы роста несколько замедлились, а объемы продаж уже не удваиваются год от года, как это было ранее, но до вершины развития технологии цифровой фотографии все так же далеко – а значит, есть к чему стремиться.

Потребительская фототехника

Обзор потребительского рынка имеет смысл начать с рассмотрения наиболее заметной тенденции. Нет, речь отнюдь не о новом витке гонки мегапикселов и не об очередных усовершенствованиях возможностей моделей класса prosumer – разговор у нас пойдет о камерафонах.

Еще несколько лет назад мысль совместить мобильный телефон и фотокамеру вызывала, мягко говоря, удивление, а жизнеспособность такого устройства – большие сомнения. В самом деле, разве можно надеяться на получение хорошего качества снимков, учитывая миниатюрные размеры и слабые возможности встраиваемого в телефон модуля цифровой камеры? Но оказалось, что в большинстве случаев это попросту не нужно – пользователи, которым требуется высокое качество, и так приобретут цифровую камеру соответствующего уровня, а для остальных наличие фотоаппарата в телефоне стало занятной игрушкой и попросту модной "фишкой". И лишь через некоторое время к владельцу камерафона приходит понимание того, что, помимо чисто развлекательных, такое устройство может выполнять и весьма практические функции – ведь сфотографировать что-либо (скажем, расписание рейсов) в большинстве случаев гораздо проще и удобнее, чем запоминать или записывать информацию.

Недостатки камер в телефонах становятся очевидными уже при сбрасывании снимков на ПК, а про печать и говорить не приходится. Но прогресс не стоит на месте, и в следующем году следует ожидать появления более продвинутых устройств – например, компании Nokia и Sony Ericsson анонсировали выпуск трехмегапиксельных моделей, а в аппарате Samsung SPH-S2300 есть также и трехкратный оптический зум (который можно сочетать с четырехкратным цифровым), так что через несколько лет камерафоны наверняка догонят по качеству снимков современные "цифромыльницы". Последним же при этом придется изрядно потесниться. Некоторые аналитики вообще полагают, что ЦФК ценой до $200 угрожают исчезнуть как класс – по крайней мере, в линейках основных производителей.

Итоги года цифровое фото Вообще, приход в сферу фото сугубо "телефонных" компаний (например, Nokia) свидетельствует об одном – о стремительной конвергенции цифровых устройств. Уже давно не вызывают удивления мобильные телефоны и КПК, снимающие фотографии и видеоролики; цифровые фотоаппараты с возможностями записи видео со звуком; цифровые видеокамеры с выделенным режимом для фото и т. д. По-видимому, и в будущем подобные "гибриды" будут множиться и развиваться.

От камерафонов перейдем к следующему классу – имиджевым камерам. Как показал рынок, многие покупатели не обременяют себя попытками разобраться со всем множеством характеристик, присущих ЦФК (тем более что даже для искушенного человека выбор между камерами одного класса подчас довольно проблематичен), и останавливаются на моделях, чья внешняя привлекательность не вызывает сомнений. Поэтому практически у каждого основного производителя этот класс камер представлен в полной мере, а некоторые, как, например, Casio, вообще сделали на него основной упор. Учитывая постоянное совершенствование матриц и процессоров, а также появление новинок в области оптики для компактных камер (разработанная Casio технология керамических линз), им можно прочить безоблачное будущее, так как красивые и миниатюрные устройства в стиле Hi-Tech всегда в моде.

Что же касается класса prosumer, то, помимо ставшего уже традиционным обновления сенсоров (на этот раз стандартом стали восьмимегапиксельные устройства, хотя к концу года появились и "семимиллионники"), стоит отметить и другие, более важные тенденции. Производители хорошо понимают, что привлечь внимание потребителей простым наращиванием мегапикселов уже не получится – разрешение матриц практически сравнялось с таковым у профессиональных устройств, и чтобы дальнейший его рост имел хоть какой-то смысл, придется обратить серьезное внимание на оптику.

А в этой сфере, в отличие от микроэлектроники, прогресс далеко не столь стремителен. Хотя и заметен – все больше полупрофессиональных камер оснащаются 5 кратными, 8 кратными, 10 кратными и даже 12 кратными (Panasonic) зум-объективами; появляются также модели с необычными для цифровых камер широкоугольными зум-объективами (Olympus). Для подобных фотоаппаратов наиболее востребована технология стабилизации изображения, позволяющая получать качественные фотографии при съемке с рук на больших фокусных расстояниях либо в условиях недостаточной освещенности. Традиционной считается оптическая стабилизация, где дрожание камеры компенсируется за счет перемещения линзы в объективе (Canon, Nikon, Panasonic), хотя есть и альтернатива – стабильность изображения достигается с помощью движения светоприемной матрицы (Konica Minolta).

Из новых возможностей ЦФК данного класса стоит отметить запись видеороликов с разрешением 640×480 при 30 кадрах/с. Не может не радовать также тенденция к улучшению используемых в камерах ЖК-дисплеев. Помимо увеличения размеров и разрешения, совершенствуются и другие их характеристики – снижается потребление, повышается контрастность и увеличиваются углы обзора. Получают распространение трансрефлективные (Olympus) и OLED-дисплеи (Kodak).

Не столь очевидным для пользователя, но все же очень важным для данного сегмента аспектом является быстродействие. Это комплексная величина, которая определяется временем включения и готовности к съемке устройства, скоростью фокусировки, задержкой при нажатии на спуск, быстротой реакции на команды пользователя и временем записи снимка на карту памяти. С увеличением количества мегапикселов растет также потребность в процессорной мощности для внутрикамерной обработки, что приводит к повышению энергопотребления и сокращению времени автономной работы. Кроме того, проблема цифрового шума при поднятии чувствительности выше ISO 200 все еще остается актуальной – для современных компактных камер использование более высоких значений чаще всего мало приемлемо с точки зрения качества снимка. Одним словом, здесь производителям еще есть над чем поработать, хотя все эти проблемы далеко не новы, и ожидать их скорейшего и полного решения в данном классе техники не стоит.

Профессиональное фото

А вот класс современных цифровых зеркальных камер со сменной оптикой лишен практически всех вышеперечисленных недостатков, что и делает такие аппараты незаменимым инструментом профессионального фотографа либо просто энтузиаста, предъявляющего высокие требования к возможностями камеры и качеству снимка. Как и в потребительской сфере, здесь также есть свое разделение на подклассы в зависимости от цены и функциональности.

Прежде всего, за истекший год полностью сформировался рынок бюджетных "зеркалок" – выпуском соответствующих моделей отметились (либо собираются сделать это в ближайшее время) большинство основных производителей. Но превзойти хит продаж – Nikon D70 – пока, пожалуй, не удалось никому.

В среднем ценовом диапазоне наиболее интересны следующие новинки: Canon EOS 20D, 8 мегапиксельное обновление проверенной временем и заслуженно популярной "десятки"; Olympus E-300, вторая камера стандарта "four thirds"; Fujifilm FinePix S3 Pro, оснащенная матрицей Super CCD SR II; и Konica Minolta Maxxum 7D, первая цифровая "зеркалка" этого производителя, оборудованная фирменной системой стабилизации изображения Anti-Shake за счет перемещения матрицы, что автоматически делает "стабильным" любой установленный объектив.

Из hi-end стоит отметить Canon EOS-1Ds Mark II и Nikon D2X. Однако нельзя пройти мимо автофокусной среднеформатной "зеркалки" Mamiya ZD, сенсор которой имеет размеры 36×48 мм и разрешение 22 мегапиксела при глубине цвета 12 бит. Наиболее интересные новинки в стане дальномерных камер – это цифровая Epson R-D1 и цифровой задник от Leica, DigitalModulR.

Немного статистики

По данным CIPA (Camera & Imaging Products Association), за период с января по октябрь 2004 г. производителями-членами ассоциации было выпущено 48 478 588 камер, что на 44,3% превышает количество камер, произведенных за тот же период 2003 г. (кстати, тогда этот показатель составлял 81,5%). Наибольший рост наблюдается в сфере зеркальных камер и цифровых компактов с разрешением выше 5 мегапикселов, что неудивительно – это на сегодняшний момент наиболее популярные классы. Производство пленочных камер продолжает сокращаться (в этом году их произведено на 40% меньше, чем в прошлом), но объемы выпуска таких аппаратов все еще довольно значительные.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT