`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

ИТ в кино: оксюморон или насущная необходимость?

+66
голосов

Уже никого не удивишь тем фактом, что в Украине ежегодно снимаются десятки телевизионных проектов весьма высокого уровня. Их производство сопряжено с огромным объемом работ, причем ИТ занимает не последнюю роль в этом процессе. Мы решили познакомиться с «кухней» современного видеопроизводства, чтобы узнать, какие задачи приходится решать ИТ-директору студии.

Кино начинается с... СХД

Заглянуть за кулисы съемок фильмов и сериалов нам помог Дмитрий Товстыга, ИТ-директор «Студии Квартал-95», которая известна благодаря «Сватам», «Байкам Митяя», «Чемпионам из подворотни» и другим кинокартинам. Интересно, что как только зашел разговор об использовании ИТ в такой, казалось бы, вовсе не связанной с цифровой обработкой информации сфере, как игровое кино, CIO сразу же заговорил о системах хранения данных.

Возможно, это покажется оксюмороном, но «цифра» является неотъемлемым атрибутом современных фильмов, причем, даже тех, где вовсе нет пресловутых спецэфектов. Дело в том, что съемка ведется с помощью цифровых камер, которые выдают «на гора» многомегабайтные файлы. И главной заботой ИТ-директора является организация их хранения, оперативного доступа к ним в процессе монтажа и цветокоррекции, а также архивирование и резервное копирование всех рабочих материалов. И если абстрагироваться от типа исходных данных, то это вполне похоже на задачи, решаемые в ИТ-инфраструктурах промышленных предприятий или банков.

Впрочем, специфика видеопроизводства все же предъявляет специфические требования к организации системы хранения. Дело в том, что приоритетами для ИТ-директора при ее планировании, внедрении и эксплуатации кроме достаточного объема являются надежность и скорость доступа. Стоимость материала, отснятого в течение каждого рабочего дня, весьма велика, так как включает оплату и высококвалифицированных специалистов, и дорогих актеров, и аренду съемочного павильона либо организацию съемок на натуре. Поэтому недопустима потеря даже части данных. Тем более что каждая сцена снимается в несколько заходов: на разных крупностях, с разных ракурсов. И эти файлы впоследствии должны быть синхронизированы и сведены при монтаже весьма точно. Так что главное — это надежно все сохранить.

ИТ в кино: оксюморон или насущная необходимость?

Система хранения данных — главная забота ИТ-директора киностудии

Чтобы получить на выходе одну серию тех же «Сватов» продолжительностью 45 минут, нужно отснять около 450 минут исходного видео. Среднее соотношение результата и исходного материала составляет 1 к 10, и зависит оно от многих факторов: от сложности происходящего на экране, насыщенности действия, а иногда и от погоды. Да и хранить снятое видео приходится довольно долго. Мало того, что процесс монтажа и цветокоррекции требует времени, так еще и случается, что съемочный период длится полгода, а то и дольше, как, например, это было с шестым сезоном «Сватов».

Еще один важный фактор, влияющий на используемую в студии систему хранения данных, связан со скоростью доступа к видео. Дело в том, что в процессе производства фильма задействовано несколько рабочих станций, на каждой из которых могут параллельно монтироваться разные эпизоды фильма или производиться цветокоррекция и спец. эффекты.

Так сложилось, что на 99% в постпродакшн используются рабочие станции Apple Mac Pro. Дело в том, что специалисты предпочитают пакет Final Cut Pro 7 из-за его стабильности и простоты переноса проектов. И все эти рабочие места подключены к сети хранения данных на базе Fiber Channel 8 Гбит/c с двухканальной оптикой. Выбор этого решения связан с сочетанием используемых «тяжелых» файлов и необходимости быстрого обмена ими. Даже если будет задействовано одно рабочее место, то зачастую видео на него загружается в два-три потока. А если их количество утраивается, то ресурсы каналов передачи используются на все 100%. При этом хранилище обеспечивает скорость около 700 МБ/c.

ИТ в кино: оксюморон или насущная необходимость?

Результаты съемки нужно быстро и без потерь перенести со встроенных накопителей камеры RED в СХД студии

Если же говорить о надежности СХД, то для его обеспечения используются RAID-массивы уровня 6. На одну серию может приходиться исходного материала объемом до 10 ТБ. А если учесть, что в одном сезоне в среднем 16 серий, то становится понятно, что вместимость СХД должна быть не менее 160 ТБ.

Еще одна задача, связанная с ИТ и выполняемая во время съемок, — оперативный просмотр снятого материала для контроля корректности построения сцен и их «монтажности». На кино-жаргоне она называется playback и подразумевает быструю конвертацию файлов с цифровой камеры в компрессированный HD-формат. Традиционно для вывода используется Apple MacBook Pro с производительностью, достаточной для быстрой конвертации «сырого» видео. При этом к СХД, предназначенной для хранения сконвертированного видео не предъявляется высоких требований по надежности, так как в данном случае речь идет не о рабочих материалах, а о вспомогательных данных. Хотя и они могут храниться достаточно долго, так как бывает, что эпизоды, которые в готовом фильме идут подряд, снимаются с разбросом в месяцы. Поэтому полезно еще раз посмотреть отснятую сцену перед работой над очередной, чтобы исключить нестыковки. В решениях для playback как наиболее эффективные СХД себя показали внешние жесткие диски, причем с недавних пор применяют устройства с интерфейсом Thunderbolt, так как он позволяет наиболее оперативно передавать довольно объемные видеофайлы. Эволюция применяемых внешних накопителей шла от USB 2.0 через FireWire 800, к ныне получившему широкое распространение Thunderbolt.

Владимир Грегуль, руководитель департамента AV-систем Entry, поделился опытом внедрения проектов в студии «95 Квартал»:

«Задачи видеопроизводства в целом, и построение систем хранения общего доступа, в частности, меняются от проекта к проекту. Настолько, что к ним впору применять принцип неопределенности Гейзенберга из квантовой механики. Вариативность форматов телепроектов и технических требований к картинке в цепочке съемка-постпродакшн—хранение-дистрибуция, как ни странно, приводит к инвариантности требований к СХД:

1) Максимальный объем и скорость.

2) Минимальная латентность и стоимость.

В первом требовании — весь Гейзенберг: нельзя со сколь угодной точностью одновременно определить, какие понадобятся скорость и „объем“ для того или иного проекта. Как поступать? Брать по максимуму — исходя из имеющегося бюджета. Как добиваться наилучшей производительности, в расчете на вложенные по-хозяйски средства? Строить СХД с блочным доступом, на стандартной компонентной базе, доступных жестких дисках SAS 7200, отказавшись от аппаратных RAID-контроллеров в пользу программных. Как заставить все это работать вместе? Приложив опыт и знания компании—интегратора, при условии, что будущий пользователь думает и действует сообразно: по квалификации, подходам, скорости принятия решений. Ежевечерние/недельные эфиры студии „95 Квартал“ — лучшее подтверждение такому типу сотрудничества».

4K — уже сегодня!

Ставшее одной из самых свежих тенденций видео в формате 4K уже сегодня является реальностью в сфере производства фильмов. Интересно, что камеры RED появившиеся в 2007 году, и часто используемые в профессиональной съемке, изначально поддерживают это разрешение. Оказывается, «4K-революция», о которой лишь недавно заговорили в ИТ, уже свершилась в сфере создания контента благодаря тому, что создатели камер RED своевременно подготовились и реализовали в своей разработке эту технологию. Как это ни парадоксально, но уже несколько лет рабочие видеоматериалы, снятые в исходном формате 4K, переводят в меньшее разрешение на этапе монтажа. Поэтому проблему обеспечения контентом для нарождающегося класса устройств отображения 4K решить довольно просто. Достаточно лишь формировать финальную версию фильма в таком формате, благо никаких дополнительных инвестиций в съемочный процесс для этого не требуется.

ИТ в кино оксюморон или насущная необходимость?

Камеры RED уже давно поддерживают формат видео 4K, поэтому переход на него не потребует от индустрии больших усилий

Вообще, стоит коротко остановиться на камерах RED. Их появление в сфере кинематографа стало настоящей революцией, так как позволило заменить аналоговый процесс с использованием пленки на более прогрессивный и удобный цифровой. В RED осуществляется запись в «сыром» цифровом формате, позволяющем за счет увеличенного динамического диапазона вытягивать огрехи цветопередачи на этапе цветокоррекции. Оборотная сторона применения такого формата — значительное увеличение объема файлов. Но на нынешнем этапе развития технологий производства жестких дисков, гораздо проще и дешевле приобрести дополнительные накопители, и, таким образом, обеспечить хранение большего объема драгоценных данных. Впрочем, хотя сама камера благодаря информационным технологиям стала доступнее, оптика к ней по-прежнему является самым дорогим удовольствием. И хотя в последнее время довольно часто встречаются истории о том, как тот или иной небольшой фильм был снят с помощью зеркальных фотокамер, но все же профессиональный подход к качеству видео не позволяет студиям упрощать себе жизнь. Как бы то ни было, а пусть и мощные фотокамеры все же не в состоянии обеспечить ту глубину цветопередачи, что необходима в профессиональном кинематографе.

Подводя итог знакомства с ИТ-оснащением современной киностудии, можно уверенно дать ответ на вопрос, вынесенный в заголовок. Информационные технологии стали неотъемлемой частью, в том числе, и игрового кино. А реализованные в этой сфере проекты будут наверняка интересны самому широкому кругу ИТ-специалистов, которое найдут в них что-то интересное и для себя.

+66
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Вы забыли про звук. Объёмы данных при одновременной записи с 16-32 микрофонов и обработка звука, отдельно от видео - требует специфичных знаний от ИТ-специалистов отвечающих за организацию процесса. Озвучка и тонировка, также требуют специальных рабочих мест: удалённое расположение консолей, повышенные требования к джиттеру и латентности всех KVM-ных соединений. Нужно учесть также и работу с удалёнными покупателями/заказчиками: отправка громадных объёмов данных в эфирном и "сыром" вариантах на серверы в другие страны и защита этих данных от копирования и вмешательства. И даже просто - знания для IT-специалиста: какие специальности и к каким типам данных, на какую "глубину" и с какими правами должны получить при определении прав доступа учётных записей.
Именно не "в офисе", а в производстве кино.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT