Немного цифр
Если верить прогнозам исследователей рынка онлайновой торговли, в 2003 
г. оборот Internet-магазинов в России продемонстрирует феноменальный -- почти 
трехкратный -- рост и перевалит в долларовом эквиваленте за полумиллиардную отметку. 
Например, по данным инвестиционной компании 
Brunswick 
UBS Warburg, эта цифра вырастет с 250 млн. долл. (в 2002 г.) до 650 млн. в 
текущем году, а российские сетевые продавцы при этом получат 48 млн. долл. прибыли. 
Скорее всего, нечто подобное должно произойти и в Украине, хотя и с поправкой 
на разницу в объемах рынков.
О повышении интереса к Uanet, как месту продажи товаров, в целом свидетельствует и увеличение притока денег рекламодателей. В прошлом году, по данным агентства Mediacom, общий объем рекламы в украинской Сети впервые превысил отметку в 1 млн. долл., а в текущем, при условии сохранения динамики роста, прогнозируется уже 2 млн. (для сравнения: прогноз для Рунета на 2003 г. -- 10--12 млн. долл.).
Если оценка числа пользователей Рунета колеблется в пределах 8--9 млн. человек, то для Uanet этот показатель, согласно данным GfK-USM, по состоянию на февраль 2003 г. превысил 3 млн. человек и составил 6,4% населения страны. При этом за год доля украинских пользователей, делающих покупки в Internet, увеличилась на 5%.
Если экстраполировать российскую зависимость объемов продаж в Сети (и соответственно прибылей) от числа пользователей Internet на отечественный рынок, то по самым грубым расчетам 
торговый оборот Uanet в 2003 г. может составить порядка 150 млн. долл., а прибыль отечественных сетевых продавцов -- около 10 млн.
Против такой оценки не возражают многие украинские онлайновые торговцы, но только при условии, что в ней учтены продажи дилерам, использующим Internet-магазины для оптовых закупок. Что же касается "чистых" розничных продаж конечному потребителю (по схеме B2C), то их объемы в Uanet, скорее всего, в несколько раз, а то и на порядок меньше.
Доля IT
На фоне столь оптимистичных оценок увеличения общего торгового оборота в Internet продажи компьютеров, комплектующих, периферии и других IT-товаров как в российском, так и украинском сегментах Сети, пока не демонстрируют больших объемов или бурного роста.
По оценкам "МКС", которая имеет, пожалуй, наиболее широкий ассортимент 
подобной продукции в своем Internet-магазине (
mks-shop.com), 
доля IT-товаров в розничном онлайновом обороте Uanet сегодня не превышает 15--20%.
С таким мнением соглашаются в 
Itkom.com.ua. 
"Проведя анализ объемов продаж сканеров, модемов и т. п., мы отказались от 
них в пользу портативной аудиотехники", -- комментирует менеджер этого магазина 
Дмитрий Мельниченко.
Впрочем, есть и другие оценки. "Уровень продаж IT-товаров в украинском сегменте 
Internet, по идее, должен быть выше остальных категорий товаров, если принять 
во внимание, что большинство онлайновых покупателей -- это IT-специалисты", 
-- говорит Валерий Вань, директор компании "ТиД" и его одноименного 
онлайнового магазина 
tid.com.ua. 
И тут же добавляет: "Но мне бы хотелось ошибаться...".
Покупатели 
Действительно, логично предположить, что 
основными покупателями 
IT-товаров в Uanet являются именно IT-специалисты -- те, кто хорошо представляют, 
что они приобретают, и кому не требуется визуальный или физический контакт с покупаемым 
товаром.
Представители большинства опрошенных нами онлайновых магазинов отмечают, что сегодня 
соотношение юридических и частных лиц среди онлайновых покупателей примерно одинаково. 
Хотя есть и исключения, как в случае с 
mks-shop.com: 
в Киеве и Харькове -- 20% "домашних" покупателей, остальные 80% -- компании; 
в других регионах -- с точностью до наоборот. В "МКС" поясняют такой 
феномен тем, что их магазин изначально создавался прежде всего для удобства постоянных 
заказчиков-организаций.
Наиболее ходовой IT-товар
Представители "МКС" отмечают, что за последнее время очень 
заметно 
выросли продажи расходных материалов. Более того, в настоящее время 70% заказов 
в mks-shop.com приходится именно на эту категорию товаров, хотя основной доход 
(в денежном выражении) магазину по-прежнему приносит реализация ПК и периферии. 
В 
Itkom.com.ua лучше всего продаются 
музыкальные диски и MP3-плееры, за ними идут аксессуары (карты памяти, кардридеры, 
наушники) и уж затем -- цифровые диктофоны и фотоаппараты. 
Другая группа товаров, которая пользуется в Сети повышенным спросом на фоне других, -- это средства связи, включая мобильные телефоны.
География продаж
Чаще всего онлайновыми покупателями IT-товаров становятся жители крупных 
городов, а "глубинка", которая, вероятно, скрывает в себе достаточно 
большой потенциал, остается малоосвоенной. Причин тому предостаточно: отсутствие 
удобной и распространенной системы оплаты через Internet, проблемы организации 
нормального доступа к Сети, более низкая платежеспособность населения в небольших 
городах и селах и др.
В результате, например в 
Itkom.com.ua, 
несмотря на то, что магазин предлагает бесплатную доставку по всей Украине, 
свыше 
80% продаж приходится на столицу. При этом, что интересно, через свои оффлайновые 
торговые сети "Итком" продает больше товаров за пределами Киева.
Аналогичная ситуация и в 
mks-shop.com: 
около 80% онлайновых продаж приходится на Харьков, 10% -- на Киев и еще 10% -- 
на другие города. Средняя стоимость покупки в этом магазине составляет около $200, 
65% заказов через Internet доставляется курьерской службой, а треть покупателей 
забирают товар самостоятельно. 
Когда товар продан
Онлайновые продавцы отмечают, что замена и возврат купленных через Internet 
IT-товаров, хотя и нечасто, но случаются. При этом особых проблем не возникает, 
если покупатель позаботился о сохранении чеков, гарантийных талонов, которые обязательно 
выдаются, в том числе при онлайновой покупке.
Стоит отметить, что украинское законодательство, в принципе, не разделяет онлайновые и оффлайновые покупки, поэтому все взаимоотношения между покупателем и продавцом (в том числе возврат и замена товара) регулируются законом "О защите прав потребителей".
На практике же в большинстве случаев клиентам предлагается самостоятельно доставить для обмена или возврата приобретенный ими товар (в магазин, сервисный центр производителя или в его представительство), что вряд ли удобно для клиента, тем более онлайнового, поскольку в таком случае теряется смысл покупки в Internet.
Правда, 
некоторые продавцы все 
же обещают произвести пересылку некачественного или непонравившегося товара за 
свой счет. Кстати, в последнем случае могут возникнуть дополнительные проблемы. 
Статья 20 закона "О защите прав потребителей" предусматривает замену 
непонравившегося покупателю товара "надлежащего качества" в течение 
14 дней (без учета дня приобретения) -- об этом наслышаны многие, но не все знают, 
что это правило действует лишь в том случае, если товаром "не пользовались"! 
Покупатель может задать резонный вопрос: как он определит, подходит ему товар 
или нет, если не испробовать его в действии? У продавца -- как он может принять 
назад товар б/у по цене нового?
В "ТиД", например, интерпретируют упомянутую статью закона следующим образом: "Если вы купили принтер и он у вас стоит в коробке, вы можете его вернуть в течение двух недель, но если вы его достали, распечатали и подключили, то теряете такое право".
Конфликт интересов очевиден, и, пожалуй, наилучший способ для покупателя избежать его -- оговорить все условия возврата с продавцом заранее.
Перспективы
По единодушному мнению всех опрошенных нами представителей украинских Internet-магазинов, 
значительного роста розничных продаж IT-продукции (по крайней мере, таких сравнительно 
дорогих товаров, как ПК, мониторы и принтеры) через Сеть пока нет и не предвидится 
в обозримом будущем.
"Лавинообразного роста в онлайновой торговле нет, его темпы соответствуют обычным для офлайнового бизнеса объемам продаж, -- отмечает Валерий Вань, -- присутствуют колебания, отражающие лишь общую сезонную динамику".
"Сейчас уже никто не переоценивает роль Internet-торговли, -- добавляет Дмитрий Мельниченко. -- Возможно, в Украине еще будут попытки запустить проект "а-ля Amazon.com", но без крупных инвестиций создать инфраструктуру и обратить на себя внимание потребителей невозможно. Покупка в Internet стала обычным явлением -- ее преимущества и недостатки уравнялись".
По словам Олега Машкова, директора по корпоративным продажам "МКС", эффективное продвижение Web-торговли, с одной стороны, достаточно затратно, с другой -- нет пока той критической массы онлайновых покупателей, при которой Internet-магазин мог бы конкурировать с розничным IT-салоном.
Таким образом, как уже отмечалось в самом начале, объемы продаж IT-товаров через Internet будут расти по мере увеличения числа пользователей Сети, а также, безусловно, благодаря усилиям онлайновых торговцев, направленным на совершенствование логистики и популяризации удобств Internet-покупок. Существенным катализатором развития этого рынка могло бы стать появление удобной и эффективной системы Internet-платежей, но вряд ли это произойдет в ближайшее время.
Таким образом, операторы рынка сходятся на том, что 
в 2003 г. рост объема розничной 
торговли IT-продуктами в Uanet будет на уровне среднеотраслевого (оффлайнового) 
или даже меньше (10--15%). При этом увеличение общего розничного товарооборота 
может иметь прирост 30--40%, но, в основном, за счет других видов более распространенных 
сетевых товаров (книг, музыкальных дисков и т. п.). 
 Стратегія охолодження ЦОД для епохи AI