Несмотря на периодически возникающие препятствия, технологии передачи телевизионного сигнала по IP-протоколу становятся все более популярными, вызывая повышенный интерес компаний и рядовых зрителей во всем мире.
В последнее время гиганты телекоммуникационной индустрии позиционируют услуги IPTV в одном ряду со своими основными ударными силами – высокоскоростным интернет-доступом и VoIP. В немалой степени этому способствуют активно развивающиеся broadband-технологии, значительно продлевающие сроки эксплуатации традиционных телефонных линий. Согласно аналитическому исследованию Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), на конец 2005 г. в мире наcчитывалось более 158 млн пользователей широкополосных сетей.
Эта цифра говорит о том, что уже сегодня сложились все условия, необходимые для активного продвижения IPTV к массовому потребителю, создания реальной конкуренции каналам платного кабельного и большей частью бесплатного эфирного телевидения. Впрочем, последние также не против приобщиться к «IPTV-пирогу» и, таким образом, завладеть новыми каналами дистрибуции собственной продукции. Так, если «кабельщики» предпринимают небезуспешные попытки расширения собственной гибридной оптико-коаксиальной сетевой инфраструктуры, стараясь как можно более эффективно задействовать системы абонентского доступа Local Loop, то спутниковые операторы в большинстве своем делают ставку на тривиальное поглощение провайдеров широкополосного доступа.
Среди прочих катализаторов IPTV-движения следует отметить активность по улучшению существующих алгоритмов компрессии транслируемого видеоматериала, а также беспрерывную конвергенцию технологических решений для работы с цифровым медиаконтентом. Отнюдь не последнее место занимает и субъективный фактор, который выражается в возможности зрителя формировать телевизионное меню, исходя из собственных предпочтений. Однако здесь на первый план выступает одна из главных проблем, серьезно замедляющих развитие IPTV, – неизменно слабый выбор контента, доступного в настоящее время для просмотра. Что и говорить, по этому показателю поставщики услуг через протокол IP существенно уступают кабельным операторам. К примеру, подобная ситуация вынудила одного из ключевых тайваньских телекоммуникационных игроков Chunghwa Telecom снизить планируемое в 2006 г. число новых клиентов IPTV-сервисов с 500 до 300 тыс.
Лидерство в конкурентной борьбе между поставщиками IP-вещания будет определяться не только количеством доступного телепродукта, но и способностью в кратчайшие сроки перестроиться на популяризацию более продвинутых сервисов. Речь идет о переходе от ранних вариаций решений видео-по-запросу к полноценному replay-TV, готовности к внедрению телевещания высокой четкости (HDTV) и повсеместному распространению цифровых видеорекордеров (DVR).
Рост числа пользователей IPTV в Западной Европе, 2004–2010 гг.
Год |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Усредненный показатель роста |
Общее число пользователей, тыс. чел. |
705 |
1,654 |
3,283 |
6,311 |
10,070 |
13,636 |
16,695 |
- |
Рост, % |
- |
134,5 |
98,5 |
92,2 |
59,6 |
35,4 |
22,4 |
58,8 |
Технологические предпочтения приверженцев broadband-доступа
Вид подключения |
Число пользователей, млн |
% |
DSL |
97,96 |
61,84 |
Кабельный модем |
48,49 |
30,68 |
Другой |
11,8 |
7,48 |
Всего |
158,25 |
100 |
Предполагаемая численность подписчиков IPTV-услуг в мире
Год |
Общее число пользователей, млн. |
2006 |
4,6 |
2007 |
8,9 |
2008 |
15,3 |
2009 |
24,3 |
2010 |
37,8 |
Исходя из прогнозов исследовательской компании Gartner Dataquest, в этом году число западноевропейских подписчиков интернет-телевидения может достигнуть 3,3 млн абонентов, а к 2010 г. этот показатель приблизится к 16,7 млн. Так что за рассматриваемый период доходы поставщиков подобного рода услуг смогут возрасти с 336 млн до 3 млрд евро. Здесь необходимо отметить, что целевая аудитория исследований Gartner состоит из владельцев телевизионных приемников с соответствующим оборудованием (set-top-boxes) и не включает приверженцев потокового видео на домашних РС.
Как и прежде, бессменным лидером по числу абонентов остается Франция. До конца нынешнего года на долю этого государства будет приходиться почти половина рынка (1,7 млн пользователей) Западной Европы. Причем к 2010 г. их количество может перешагнуть рубеж в 5 млн. Подобная ситуация во многом объясняется жесткой конкурентной борьбой, которая развернулась между France Telecom и амбициозными компаниями Free и Neuf. Совершенно противоположная картина наблюдается в Великобритании, где численность абонентов IPTV на конец нынешнего года составит всего 75 тыс. пользователей и вряд ли превысит отметку 2 млн до 2010 г. Предварительные выводы можно будет сделать летом, когда British Telecom наконец-то введет в действие широко разрекламированный сервис ВТ Vision. Впрочем, даже при его высокой популярности соперничать со Sky TV будет достаточно сложно. Так или иначе, но вопросы о реальной востребованности IPTV и форм его дальнейшего развития как в Великобритании, так и далеко за ее пределами решатся уже в этом году.
Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365