`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

IP-телефония в малом и среднем бизнесе: методы и решения

Статья опубликована в №36 (555) от 26 сентября

0 
 

В последнее время все чаще приходится слышать о «феномене IP-телефонии», который «неожиданно» привел к снижению доли продаж традиционных УАТС и миграции крупных предприятий на IP-решения. Обоснование этому – заметное сокращение накладных расходов и упрощение управления инфраструктурой – зачастую считалось недостаточным для сектора малого и среднего бизнеса (SMB). А основными аргументами «против», как правило, становились высокая стоимость и сложность внедрения подобных систем. Так ли это?

До сих пор в массовой литературе можно встретить мнение о том, что современные методы построения решений на основе IP-телефонии слишком дороги и чересчур объемны для небольших предприятий. Причем под «объемностью» подразумевается необходимость радикального изменения существующей сетевой инфраструктуры компании и явная избыточность применяемого оборудования. В самом деле, зачем оснащать организацию со штатом в 100–200 сотрудников устройством, способным обслужить до 10 000 абонентов?

Однако такие выводы делают лишь те, кто недостаточно информирован в этом вопросе, поскольку сегодня можно смело утверждать, что подобной проблемы не существует. Мы не будем ограничиваться такими заявлениями без их обоснования, поэтому предлагаем разобраться в ситуации, сложившейся в данном сегменте рынка, и начнем с оценок мирового значения. Так, известная аналитическая компания Synergy Research прогнозировала превосходство рынка IP-УАТС над рынком традиционных уже к 2006 г. По ее информации, сектор IP-УАТС, в 2003 г. оцениваемый в 2 млрд долл., к 2007 г. достигнет 6 млрд. В то же время доля традиционных УАТС сократится на 50% (с 7 до 3,5 млрд долл.).

Аналитики отмечают интерес к IP-телефонии во всех сегментах рынка. Опрос, проведенный Morgan Stanley еще в 2004 г., показал, что свыше 50% средних и крупных предприятий уже внедрили эту технологию или планируют сделать это в течение ближайших 12 месяцев. Как крупные компании, так и представители малого и среднего бизнеса видят в IP-телефонии средство повышения продуктивности своей работы за счет конвергенции приложений, связанных с передачей голоса и данных. Согласно отчетам Meta Group, более 70% предприятий также ожидают существенной экономии эксплуатационных расходов за счет использования единой сети для передачи голоса и данных.

Конечно, приведенные цыфры трудно в полной мере проецировать на рынок Украины, но, тем не менее, очевидно, что тенденция к переходу на полностью «цифровые» технологии наметилась и у нас – по крайней мере, некоторые компании уже могут похвастаться внедренными проектами. Правда, среди них есть определенная доля приобщившихся к новейшим технологиям своими силами – за счет применения условно-бесплатного ПО, упрощенных методов и «самодельных» решений. Впрочем, осуждать их за это не стоит – так или иначе, они уже пользуются прогрессивными средствами, в отличие от тех, кто еще окончательно не решился на такой шаг.

Очевидно, если упомянут один путь перехода к использованию средств IP-телефонии, значит, их несколько. Рассмотрим, какие же варианты решений существуют на сегодняшний день.

Основные модели внедрения

Итак, услуги управляемой IP-телефонии могут быть реализованы несколькими путями. Компания Ovum, занимавшаяся исследованиями рынка, выделяет четыре основных подхода к реализации IP-телефонии: «сделай сам», «управляемая IP-УАТС», «операторская IP-УАТС» и «IP-Centrex».

При подходе «сделай сам» решение IP-телефонии, которое может быть приобретено или взято в аренду, размещается на территории клиента и находится под его собственным управлением. Роль оператора сводится к предоставлению клиенту IP-канала. Этот путь избирают в основном компании, желающие осуществить переход и дальнейшее обслуживание своими силами, зачастую даже не имея представления о возможных трудностях, связанных с отслеживанием всех изменений технологий и необходимости своевременной реакции на них. Предполагается и наличие квалифицированного персонала, знакомого с сутью вопроса, в противном случае неизбежны дополнительные расходы в виде инвестирования средств на обучение кадров.

Подход «управляемая IP-УАТС» подразумевает установку IP-УАТС на территории заказчика и делегирование оператору права на развертывание комплекса и удаленное управление платформой. При этом оператор предоставляет целый набор услуг управления офисной IP-телефонией, включающий мониторинг аварийных ситуаций, конфигурирование, анализ производительности и контроль качества обслуживания, добавления и перемещения абонентов и т. д. При этом клиенты могут как приобретать оборудование, так и брать его в лизинг или аренду в виде одной из частей услуги.

Возможно также решение типа «операторская IP-УАТС». При этом IP-УАТС размещается на территории оператора на выделенных для крупных клиентов серверах и им же управляется. Услуга просто арендуется на абонентной основе. IP-телефоны под управлением IP-УАТС, расположенные в офисах, могут быть куплены, взяты в лизинг или аренду. Ежемесячная плата за них просто включается в стоимость услуги операторской IP-УАТС.

Поскольку серверы IP-УАТС предназначены для конкретных клиентов (по принципу «одна IP-УАТС на одного клиента»), дополнительные приложения, характерные для деятельности пользователя, легко и безопасно интегрируются по его заявке, что, как и любые другие услуги хостинга, является источником дополнительной прибыли для оператора.

Четвертая разновидность предложений по внедрению IP-телефонии получила название «IP-Centrex». В данном случае услуга операторской IP-УАТС предоставляется с централизованной платформы, разделяемой между несколькими клиентами и размещаемой на территории оператора.

Заказчик арендует услугу на абонентной основе точно так же, как и в случае традиционной TDM Centrex. Соответственно клиенты, которым требуется интеграция специфических приложений, полностью зависят от готовности оператора к такому действию и предоставляемой платформы. В первую очередь требуется обеспечение безопасности данных клиента и ограничение доступа к ним других пользователей этой же централизованной платформы.

Конечно, каждый из предлагаемых подходов имеет как преимущества, так и недостатки, поэтому, принимая решение, всегда стоит провести грамотное исследование с учетом не только насущных потребностей, но и расширения круга задач – возможно, в будущем.

Очевидно, что многие предприятия желают сосредоточиться на профильном бизнесе и не отвлекаться на управление инфраструктурой малознакомой для них IP-телефонии. Они также стремятся избегать значительных первичных капиталовложений в новое решение, предпочитая оплачивать услуги на ежемесячной основе по мере пользования ими, относя при этом затраты на эксплуатационные расходы. В свою очередь, операторы, берущие на себя ответственность за переход предприятий на IP-телефонию, получают новые источники стабильного дохода в то время, когда простая передача речи становится обыденным товаром, а доходы от традиционных голосовых услуг быстро снижаются.

Еще одним немаловажным вопросом, возникающим у потенциальных пользователей новой услуги, является полное незнание предложений типовых аппаратных решений от компаний-разработчиков, вследствие чего у них утвердилось стереотипное мнение о сложнейших устройствах, требующих отдельных помещений и, кроме того, крайне дорогих.

Появлению подобного стереотипа способствовало также то, что еще совсем недавно решения IP-телефонии позиционировались в основном для крупных компаний, с территориально распределенной структурой и штатом более 10–15 тыс. человек. Конечно, для обслуживания фирм таких масштабов действительно необходимо было оборудование соответствующей мощности.

В настоящее время практически все компании создали собственные комплексные решения, спроектированные для нужд небольших компаний со штатом до 200 сотрудников, на основе которых строятся масштабируемые системы. Некоторые из таких разработок рассмотрим подробнее.

Alcatel

IP-телефония в малом и среднем бизнесе методы и решения
Alcatel OmniPCX Office обеспечивает функциональность маршрутизатора с межсетевым экраном, сервера электронной почты, сервера CTI и прокси-сервера кэширования
IP-телефония в малом и среднем бизнесе методы и решения
OmniPCX Office может управлять передачей данных, доступом в Интернет, телефонными соединениями и другими ресурсами

Предприятиям малого и среднего размеров, по мнению специалистов Alcatel, необходимо оборудование, способное работать как с инфраструктурами пакетной передачи, так и с традиционной проводной телефонией, обрабатывать голос, обеспечивать взаимодействие с интернет-сервисами, приложениями электронной почты и сервисами LAN. Для этих целей предлагается решение OmniPCX Office, относящееся к типу «e-communication». Комплекс включает предварительно настроенный сервер, интегрирующий передачу данных, доступ в Интернет и телефонию в единую систему. Кроме того, он предоставляет возможность адаптации под конкретные задачи предприятия.

OmniPCX Office имеет модульную структуру. Все его разновидности (компактная, монтируемая на стену, а также версия со стойками малого, среднего и большого размеров) оснащены универсальными слотами для плат расширения. Предусмотрен широкий диапазон различных модулей (в том числе многофункциональных), а также большой выбор системных программных ключей.

В качестве операционной системы выбрана ОС Linux. OmniPCX Office работает на базе стандартных протоколов (CSTA, TAPI, IP, XML, HTTP, SOAP) и предоставляет интерфейсы ISDN, PSTN, DSL. С помощью этой разработки возможна поддержка до 236 абонентских телефонных линий, включая аналоговые, цифровые, DECT и VoIP по протоколу Н.323 второй версии.

Cisco

IP-телефония в малом и среднем бизнесе методы и решения
Маршрутизатор с интеграцией сервисов Cisco 2851с ПО Cisco IOS и функциональностью Cisco CallManager Express
IP-телефония в малом и среднем бизнесе методы и решения
IP Communication Express для малого офиса

Для небольших компаний предлагается и программное решение Cisco CallManager Express. Это ПО для маршрутизаторов с межсетевой операционной системой Cisco IOS предоставляет набор наиболее востребованных функций IP-УАТС для офисов, содержащих до 240 IP-телефонов Cisco IP Phone или традиционных аналоговых аппаратов. Оно удовлетворяет потребности в телефонии не только предприятий малого и среднего бизнеса, но и филиалов и небольших отделений крупных организаций.

Реализованный в абонентском оборудовании (в маршрутизаторе доступа с Cisco IOS), Cisco CallManager Express является оптимальным решением для клиентов, которым требуется как передача данных, так и услуги офисной телефонии. Функции управления вызовами и предоставления дополнительных видов обслуживания выполняются непосредственно на площадке клиента. В его рамках осуществляется интеграция различных приложений для передачи данных, голоса и видео в качестве единой сетевой инфраструктуры, причем зачастую предусмотрена возможность использования уже существующих узлов.

Дополнение конфигурации еще одним продуктом – Cisco Unity Express, установленным на сетевом модуле, обеспечивает 100 ч хранения голосовой почты. Пользователи могут быстро освоить этот сервис с помощью обучающей программы Telephone User Interface (TUI) tutorial, которая позволит упростить процедуру первого подключения и настройки, минимизируя необходимость участия администратора.

Другая полезная особенность Cisco Unity Express – автоматический секретарь. Этот модуль выполняет такие функции, как звонки по имени или по расширению, возвращение вызова оператору и т. д. При необходимости обеспечить защищенную связь используется специализированное ПО Cisco IOS Firewall/IDS, которое устанавливается на маршрутизатор Cisco для обнаружения вторжений, а также служит программным брандмауэром.

Nortel

IP-телефония в малом и среднем бизнесе методы и решения
Типовая конфигурация, построенная на базе Nortel Business Communications Manager, может быть легко адаптирована к требованиям заказчика

Решение компании Business Communications Manager (BCM) представляет собой систему корпоративной связи с возможностями IP. Оно объединяет на единой платформе передачу голоса и данных, традиционную и IP-телефонию, универсальный доступ в Интернет, а также сервер телефонных приложений, среди которых – система унифицированной обработки сообщений, мультимедийный центр обработки вызовов, системы интерактивного взаимодействия (IVR).

BCM предназначено для малых и средних предприятий с количеством пользователей не более 200, которым требуется экономичное решение с расширенной функциональностью. Кроме того, оно может применяться и для связи филиалов с центральным офисом предприятия или сети небольших офисов.

IP-телефония в малом и среднем бизнесе методы и решения
Nortel Business Communications Manager объединяет на одной универсальной платформе передачу речи и данных, а также поддержку эффективных приложений для бизнеса

Основные функции, доступные пользователю при помощи этой разработки, включают не только телефонию (поддержка всех интерфейсов ТФОП - ISDN, городские аналоговые линии, Voice over IP), но также речевые интегрированные приложения: голосовая почта и автосекретарь, система унифицированной обработки сообщений, центр обработки вызовов, компьютерно-телефонная интеграция (CTI), системы интерактивного взаимодействия(IVR) и беспроводная связь DECT.

Здесь также реализованы средства обработки данных, в числе которых маршрутизатор IP/IPX с функциями Quality of Service (QoS), Firewall (Stateful packet filtering, NAT, PAT), VPN (IPSec и PPTP), Netlink Manager; протоколы WAN (Frame Relay, FRF.9, РРР, MLPPP, RIP/2, OSPF, IP, IPX); протоколы LAN (IP, IPX, PPP over Ethernet); IP-сервисы (DiffServ, DHCP, DNS Proxy, Web Proxy, SNMP Traps). Все перечисленные возможности организованы в системе BCM таким образом, чтобы обеспечить максимальную простоту развертывания начальной конфигурации с последующим наращиванием требуемых функций и масштабированием системы под нужды заказчика.

Для кого это выгодно

Желание производителей с мировым именем удовлетворить требования клиента, к сожалению, только половина дела. Для полноценного внедрения и перехода на новые технологии необходима как минимум еще и готовность потенциального потребителя.

Итак, какие же выгоды для использующих систему IP-телефонии стоит выделить прежде всего? Во-первых, это низкая стоимость трафика и высокая степень защиты от прослушивания. Во-вторых, следует отметить такое свойство IP-телефонии, как мобильность внутри компании за счет организации рабочего места с постоянным телефонным номером, который сохраняется при любых перемещениях пользователя, достаточно лишь обеспечить доступ к Интернету. Более того, для ряда фирм, которые по роду деятельности предполагают развертывание удаленного офиса (или отделения), например, при организации выставок или консультационных центров, это преимущество может стать решающим.

Еще один плюс IP-телефонии – нелимитированное расстояние. Телефонные аппараты традиционных аналоговых и цифровых станций работают на дистанции от нескольких до десятков километров, тогда как в IP-телефонии таких ограничений нет: можно использовать свой корпоративный номер хоть на другом континенте. Это особенно важно для организаций, чьи сотрудники часто бывают в разъездах.

Несомненное удобство и в централизованности решения. Помимо собственно телефонных услуг, оно позволяет обеспечить возможность операций с данными, поддерживая тесное взаимодействие голосового общения и обработки дополнительных задач, причем результатом такой конвергенции становится максимально упрощенная схема обмена информацией.

Трудно сказать, насколько оправдаются прогнозы относительно того, что в ближайшем будущем IP-телефония вытеснит обычную аналоговую и цифровую связь – здесь мнения аналитиков расходятся. Однако практически все они совпадают в одном – снижение цен на оборудование и услуги обязательно приведет к продвижению новых средств связи в сектор среднего, а затем и малого бизнеса, причем они займут в данном сегменте если не лидирующую, то, по крайней мере, довольно крепкую позицию.

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT