`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Интернет-экономика и бизнес

+11
голос

Интернет изменяет привычные способы социального общения, создания информации и обмена ею, формирования общественных течений, идей, пр. И одновременно оказывает огромное влияние на современную экономику, все больше приобретая черты отдельной отрасли мирового хозяйства, в которую уже вовлечено более 200 млн человек. Экономика и общество в 21 веке изменяются в значительной мере именно благодаря интернету.

Когда в далеком 1957 г. Министерство обороны США пришло к выводу, что страна нуждается в надежной системе передачи информации, и инициировало развитие проекта компьютерной сети, мало кто мог предположить, что в рамках программы DARPA будет сделано изобретение, изменившее не только способы связи, но и многие аспекты человеческой жизни. В течение первых двух десятков лет проект ARPANET оставался уделом ученых и технических экспертов, и это несмотря на то, что первое приложение электронной почты было разработано в 1971 г, в 1976 г. была предложена пакетная технология передачи данных и коаксиальный кабель, а к концу 1970-х начали активно развиваться протоколы передачи данных, стандартизированные в начале 1980-х. Переход в январе 1983 г. ARPANET на протокол TCP/IP, который применяется до сих пор для объединения сетей, стал основой современного интернета. Концепция World Wide Web, предложенная в начале 1990 гг. и появление в 1993 г. знаменитого веб-браузера NCSA Mosaic дали толчок небывалому росту популярности мировой сети, и первые примеры монетизации новых изобретений не заставили себя долго ждать — уже в 1994 г. «Pizza Hut» начала прием онлайн-заказов пиццы через собственный веб-сайт.

Чуть больше чем за 15 лет Интернет стал ежедневной реальностью для более чем для четверти населения мира (к ней имеет доступ около 2 млрд чел), которые через системы е-коммерции ежегодно проводят транзакций примерно на $8 трлн, и кардинально изменил бизнес-ландшафт. Как утверждается в отчете, опубликованном McKinsey Global Institute на основании исследований, охвативших экономики стран G8, Индии, Китая, Бразилии, Кореи и Швеции (производящих более 70% мирового ВВП), сегодня Интернет отвечает за 3,4% их ВВП. Если выделить потребление товаров и услуг, связанных с Интернетом, в отдельный сектор экономики, его доля в общей структуре ВВП будет больше, чем сельского хозяйства или энергетики, больше ВВП Испании, при этом темпы роста выше показателей одной из наиболее динамичных экономик мира — Бразилии. Интернет как отрасль превращается в основную движущую силу экономического прогресса, отвечает за 21% роста ВВП крупнейших экономик мира за последние пять лет.

Интернет-экономика охватывает персональную деятельность (потребление конечными пользователями оборудования, ПО, бытовых устройств, е-коммерции, услуг связи, мобильного Интернета), частные инвестиции (индустрия телекоммуникаций, поддержка внешних, внутренних сетей, веб-страниц), общественные инвестиции (расходы на покупку ПО, оборудования и услуг государственным сектором), торговлю (экспорт оборудования для Интернета и В2В услуги). Как отрасль хозяйства Интернет больше других сегментов влияет на развитые экономики. Так, в Швеции, треть экономического роста за последние пять лет было обеспечено за счет деятельности в Интернете, доля онлайн-отрасли в ВВП страны составляет 6,3%, вдвое больше чем в Германии, Франции или Индии, при том, что например, в России — не достигает и 1%. Абсолютным мировым лидером онлайновой индустрии являются США, на эту страну приходится 30% мирового дохода от Интернета. В области онлайновых розничных продаж лидирует Великобритания: еще в 2009 г. британец тратил на покупки в интернете $2535, в 1,4 раза больше чем американец и вдвое больше, чем житель любой другого развитого государства.

Интернет инициирует фундаментальные преобразования бизнеса, изменяя давно сложившиеся способы ведения дел, которые затрагивают всю цепочку приращения стоимости во всех отраслях экономики, даже не имеющих непосредственного отношения к ИТ. Это касается не только процессов купли-продажи, но и разработки, производства, распространения товаров и услуг. По данным McKinsey, 75% экономического воздействия Интернета приходится на традиционные компании, которые вообще не относят себя к игрокам онлайн-рынка, и наращивают прибыль в основном счет повышения эффективности труда.

Во многих отраслях прибыльность крупного бизнеса определяется наличием динамических распределенных цепочек поставки, привлечения квалифицированного персонала из разных регионов, анализа больших потоков данных. Широкое вовлечение пользователей через интернет дает возможность оперативно модернизировать продукты в соответствии с отзывами последних, что способствует внедрению инноваций и концентрации разработок в наиболее важных для потребителей направлениях.

Влияние Интернета еще более значимо для сегмента малого, среднего бизнеса и стартапов — он позволяет даже небольшим предприятиям работать глобально, получить возможности, ранее доступные только транснациональным гигантам: общение с пользовательской аудиторией, глобальный выбор поставщиков, наем удаленных работников с уникальными навыками и опытом, средствам маркетинга и продвижения бренда. В результате модель ведения бизнеса малыми предприятиями приблизилась к схемам, используемым транснациональными корпорациями, появился целый ряд предприятий, которые можно охарактеризовать как «микромультинациональные», некоторые из них изначально были ориентированы на работу во многих странах.

На основании анализа 4800 небольших компаний в 12 странах, эксперты McKinsey (в отдельном отчете McKinsey Small and Medium Enterprises) утверждают: во всех секторах экономики, от производства до розничной торговли, организации, активно использовавшие Интернет в своей деятельности, росли практически вдвое быстрее, чем те, у которых использование веб-технологий было минимальным. Кроме того, первые получали практически вдвое больший оборот за счет большой доли экспорта в структуре продаж, и создавали вдвое больше рабочих мест.

Вообще, структура рабочих мест в связи внедрением Интернет-технологий в значительной степени изменилась. Действительно, некоторые профессии стали просто бесполезными, с другой стороны — для поддержки самой экосистемы Интернета также нужен штат (инженеров, техники, пр.), да и другие отрасли в связи с изменением бизнес-процессов, открывают новые вакансии. Так, на основании детального анализа экономики Франции, эксперты рассчитали, что за 15 лет Интернет привел к сокращению 500 тыс рабочих мест, и одновременно способствовал созданию 1,2 млн. Аналогичные данные дает и всемирное исследование сегмента SMB — на одно сокращенное рабочее место приходится 2,6 созданных.

Пожалуй, наибольшие дивиденды от интернет-технологий, получили все-таки пользователи — теперь они могут оперативно сравнивать товары и цены, находить скидки и акции, пользоваться путеводителями, получать экспресс-консультации юристов, врачей, психологов (нередко бесплатно). По данным статистики, чем больше используются ресурсы сравнения товаров, тем больше падают цены у всех реселлеров, а стоимость продукции в онлайновых торговых площадках, как правило, на 10% ниже цен в обычных магазинах. Экономическая прибыль от использования Интернета составляет от $18 в месяц на одного пользователя в Германии до $28 — в Великобритании. Выигрыш потребителя (разница между максимальной ценой, которую он готов заплатить, и ценой, которую реально платит за товар или услугу), генерированный интернетом в 2009 г. во Франции составил $10 млрд, в США — $64 млрд.

Кроме того, пользователи Интернета получают дополнительный выигрыш (весьма труднооценимый) как сообщество в целом, например за счет получения доступа к данным и возможности поиска информации. 82% людей в США перед проведением платежа в госструктуру ищет данные о ней, 80% — использует Интернет как первичную точку для выяснения вопросов, связанных с состоянием здоровья. Общественные и неправительственные организации все чаще используют Сеть для проведения своих кампаний, расширения сервисов, координации деятельности.

Несмотря на всю свою мощь, подчеркивают в McKinsey, влияние Интернета на экономику пока еще в зачаточном состоянии. Тот факт, что Интернет дает 6% ВВП в Швеции, и менее 4% в других развитых странах, позволяет утверждать, что горизонты будущей экспансии огромны. На грядущие изменения технологий и моделей использования будут оказывать значительное влияние уже имеющиеся тренды. Так, доступ к «большим данным» (например в здравоохранении) будут способствовать переносу их в «облака» и внедрению сервисов, которые в значительной степени снизят стоимость получаемых данных и используемых приложений. Возможности только одной этой отрасли в США оценивается более чем в $300 млрд в год.

В странах, менее развитых потенциал Интернета наиболее высок, у них есть шанс совершить скачок в использовании передовых технологий, аналогичный тому, как они перешли к модели использования современной мобильной телефонии, не проходя путь развитых стран (которые двигались к мобильной связи, уже построив разветвленные линии проводной). Индия и Китай уже имеют своеобразную интернет-экономику (большая часть интернет-индустрии ориентирована не на частных потребителей, онлайновые сервисы экспортируются во множество других стран) и, вероятно, будут расти наиболее быстрыми темпами. Возможности Интернет-среды по распространению знаний, организации социального взаимодействия, предоставлению пользователям новых услуг будут инициировать создание совершенно новых продуктов, от электроники до программного кода, определять трансформацию экономической среды по меньшей мере в ближайшие десятилетия.

+11
голос

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT