`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Интегрированная графика: на пороге перемен?

Статья опубликована в №26 (643) от 8 июля

+77
голосов

На сегодняшний день ситуация в сегменте материнских плат со встроенным графическим адаптером подвержена влиянию двух важных тенденций, векторы которых зачастую противоположны. Во-первых, нельзя не отметить, что за последние два года производительность, функциональность и эргономика таких решений значительно улучшились. А это означает, что все большее количество пользователей, покупающих ПК для самого широкого диапазона возможных моделей использования (кроме игрового), отдают предпочтение продуктам с интегрированным видеоядром.

Такой подход вполне оправдывает себя, ведь многие современные чипсеты с интегрированным GPU обеспечивают поддержку ускорения декодирования видеоформатов высокой четкости, а качество изображения в 2D-режиме уже давно сблизилось у дискретных и встроенных видеоядер.

С другой же стороны, требования современных игр повышаются с такой скоростью, что часто даже ускорители топ-класса за $500 и более с ними не справляются. Темп, с которым растут запросы новейших игр к вычислительной мощности ПК, приводит покупателей к пониманию того факта, что для поддержания компьютера на современном уровне нужно постоянно выделять на его модернизацию значительные суммы либо вообще не ввязываться в эту «гонку вооружений». И в данном случае интегрированные видеоядра последнего поколения полностью удовлетворяют поставленным задачам.

Кроме того, все большее число пользователей приходят к выводу, что для игр надо покупать специализированную систему – Xbox 360, Playstation 3 или Wii, которые не требуют модернизации, не устаревают десятками лет и стоят на уровне видеокарты среднего класса. Не говоря уже о том, что выбор действительно оригинальных и качественных игр на приставках несравненно выше, чем на ПК, и эта тенденция продолжает набирать силу.

Итак, для игр – консоль, а для работы – ноутбук либо ПК с интегрированной графикой – примерно таким образом будет происходит дифференциация компьютерных систем, и этот процесс уже идет полным ходом. А упомянутое выше возрастание качества встроенных GPU приводит к тому, что покупатели, которые рассчитывали приобрести дискретную видеокарту начального уровня, теперь без колебаний отдают предпочтение интегрированному решению.

Следовательно, в долгосрочной перспективе доля материнских плат со встроенными видеоядрами будет однозначно увеличиваться. Так считают и аналитики из Jon Peddie Research.

Светлое завтра

Несмотря на успешность самой концепции встроенной графики и уверенное эволюционное развитие таких решений, ведущие производители на данный момент находятся на завершающем этапе разработки продуктов, которые должны революционизировать традиционные подходы в этой области.

В середине-конце 2009 г., по последним данным, появится AMD Fusion – центральный процессор со встроенным графическим ядром. Таким образом, в CPU переходит все больше ключевых компонентов чипсета – ранее AMD первой перенесла в него контроллер ОЗУ из северного моста, и это стало действительно выдающимся прорывом в быстродействии подсистемы памяти – за счет сокращения задержек производительность ПК на базе Athlon 64 заметно выросла. Теперь AMD говорит о том, что увеличение количества ядер в современных центральных процессорах не обязательно должно идти по пути простого удвоения идентичных вычислительных блоков. Тем более что пока индустрия ПО лишь только начинает полноценно использовать преимущества многоядерных процессоров. Часть из новых ядер можно выделить для выполнения специфических задач, и первым на очереди тут стоит 3D-рендеринг.

До реального появления Fusion в продаже остается еще немало времени, но уже сейчас ясно, что это стратегический проект для компании, и в AMD считают саму концепцию не просто перспективной, а определяющей для сегмента бюджетных ПК в будущем. И такое мнение выглядит обоснованным – «комбайн» Fusion явно будет дешевле, нежели связка из процессора и видеокарты равной производительности. Кроме того, AMD утверждает, что меньшим будет и энергопотребление, а быстродействие, наоборот, выше.

Разумеется, Intel, основной конкурент компании, не мог спокойно взирать, как AMD создает и тут же монополизирует новую рыночную нишу, и ответ последует незамедлительно. Некоторые чипы архитектуры Nehalem, планируемые к выходу в этом году, также будут обладать встроенным контроллером памяти и графическим ядром. По информации, которой мы располагаем на данный момент, оно будет содержаться только в 8-ядерном Nehalem, в то время как 2- и 4-ядерные чипы будут иметь идентичные ядра. В этом случае возникает некий логический конфликт между концепцией встроенной графики, как правило, используемой в бюджетных системах, и 8-ядерным процессором, который на первых порах будет явно не по карману традиционной целевой аудитории покупателей ПК со встроенным графическим ядром. С другой стороны, Intel обещает многократный (!) прирост производительности интегрированной графики в Nehalem, так что позиционирование этого продукта еще должно быть уточнено.

День сегодняшний

Интегрированная графика на пороге перемен?
ASUS M3N-H HDMI

Что ж, надеемся, что светлое будущее, которое предрекают производители сегменту интегрированной графики, действительно скоро наступит, и будет по-настоящему светлым. Пока же мы вынуждены выбирать из того, что есть, т. е. традиционных интегрированных чипсетов. Смеем заверить, выбор более чем достойный – нынешнее поколение этих продуктов совершило ощутимый рывок в качестве и потребительских свойствах.

На данный момент ситуация в сегменте платформ (который главным образом и влияет на расстановку сил на рынке интегрированной графики) ясна и понятна с первого взгляда. Основных игроков два – Intel и AMD, столько же процессорных сокетов – соответственно LGA775 и AM2/AM2+. В ближайшее время расклад будет меняться, и оба вендора запланировали внедрение новых процессорных разъемов, но пока наблюдается непривычное отсутствие неразберихи, что не может не радовать.

Интегрированные графические чипы также выпускаются для каждой платформы отдельно и слабо коррелируют между собой.

Интегрированная графика на пороге перемен?
ASUS P5E-V HDMI

Как известно, на данный момент доминирующее положение на рынке платформ (а соответственно, и процессоров) принадлежит Intel. Она же занимает львиную долю рынка чипсетов для собственных CPU, что, как вы понимаете, дает компании чувствовать себя чрезвычайно уверенно. В то же время для чипов Intel существует и достойная альтернатива – это наборы системной логики NVIDIA. Других вариантов нет – VIA, по большому счету, полностью ушла с этого рынка, а неплохие чипсеты, которые производила ATI, теперь являющаяся составной частью AMD, по понятным причинам более не актуальны. А рассчитывать в дальнейшем на выпуск наборов системной логики для главного конкурента не имеет смысла.

Таким образом, для процессоров Intel подавляющее большинство пользователей (и уж подавно – сборщиков) выбирает сегодня чипсеты Intel, и только энтузиасты могут предпочесть высокоуровневые наборы системной логики для сборки специфических конфигураций ПК топ-класса. Разумеется, это очень невысокий процент от общего числа продаваемых устройств.

Другая, более многочисленная и интересная в данном случае для нас, категория покупателей материнских плат на чипсетах NVIDIA для платформы Intel – это те, кто собирает относительно бюджетные ПК на базе интегрированных чипсетов. Тут у наборов микросхем nForce действительно есть сильные стороны, которыми не могут похвастаться «родные» решения Intel.

С другой стороны, за последние пару лет интегрированные чипсеты Intel очень сильно прибавили во всех отношениях. В частности, не так давно была выпущена новая версия драйверов, которая в одночасье подняла производительность в 3D чипсетов G965 и G33/35 на 20%! Такой впечатляющий результат был достигнут благодаря включению ранее неактивных аппаратных блоков вершинных шейдеров и ускорения трансформаций и освещения.

Ну а планы Intel по выпуску Nehalem со встроенным графическим ядром и информация о проекте по разработке дискретных видеоадаптеров Larrabee свидетельствуют о том, что компания уделяет графическим решениям самое серьезное внимание. Если же говорить об интегрированных чипсетах, то в определенном смысле даже чересчур серьезное, учитывая близкую к 90% долю наборов системной логики Intel для CPU собственного производства.

Интегрированная графика на пороге перемен?
Biostar TPower N750

На рынке интегрированных решений для процессоров AMD ситуация далеко не столь скучная. Исторически сложилось так, что доминирующие позиции тут были у NVIDIA, которая захватила лидерство с появлением первых Athlon 64. Особенно убедительным оно было в среднем и высоком ценовых сегментах, сильны были позиции и в области интегрированной графики для данной платформы. После приобретения ATI (а вместе с ней и опытного подразделения по разработке чипсетов) AMD затратила немало усилий, чтобы донести до общественности следующую мысль: никаких предпочтений чипсетам собственной разработки оказываться не будет – только честная рыночная конкуренция с продукцией NVIDIA, которая была названа ее ключевым партнером. На практике, разумеется, все вышло немного иначе – сегодня доля чипсетов собственного производства для процессоров AMD значительно возросла, компания представила платформу Spider, в рамках которой активно продвигает свои чипсеты 7-й серии. Да и интегрированные наборы системной логики последнего поколения вышли чрезвычайно удачными.

Так что будущее NVIDIA как производителя чипсетов до сих пор остается туманным – и Intel, и AMD заинтересованы в компании как в страховочном парашюте на случай, если что-то пойдет не так с их разработками, но в то же время обе, без сомнения, отдают предпочтение чипсетам собственного производства – Intel делает это явно, ну а AMD пока несколько смущаясь.

Кто есть кто

Несмотря на то что количество интегрированных чипсетов, реально формирующих картину рынка, не так уж велико (особенно если сравнивать с изобилием разновидностей дискретных видеоадаптеров), определить лидеров и аутсайдеров тут значительно сложнее, нежели среди отдельных GPU. Ведь помимо чистой производительности в 3D и функциональности видеоадаптера важнейшим (а в ряде случаев – главным) фактором является цена. Кроме того, встроенное видеоядро достается «в нагрузку» к базовому чипсету, а значит, потенциально отличный интегрированный GPU могут загубить недостатки основного набора системной логики. К счастью, в последнем поколении тестируемых чипсетов таких диспропорций нет, что не исключает необходимости рассматривать чипсеты с интегрированной графикой как комплексные и многофункциональные решения.

Intel

Вообще основная масса комплектующих продается в составе готовых систем, собираемых компаниями-сборщиками. Производители готовых ПК, как правило, имеют свою точку зрения по поводу того, что именно нужно пользователю, и далеко не всегда это наиболее современное и качественное решение. Манипулируя объемами партий ПК в несколько тысяч штук, на первое место для сборщиков выходит стоимость компонентов, особенно когда мы говорим о бюджетных компьютерах. И если разница между продуктом на базе чипсета нового и позапрошлого поколений составит несколько долларов, скорее всего сборщик выберет устаревшее решение.

Интегрированная графика на пороге перемен?
Biostar TA780G M2+

Именно описанный алгоритм работы и обусловливает ситуацию на украинском (да и на мировом) рынках, когда лидерами продаж в 2008 г. являются, к примеру, чипсеты серии Intel 945/946 G/GZ/GC/GT – явно устаревшие, но очень дешевые и по-прежнему годящиеся для создания бюджетных ПК. Ведь многие модели материнских плат поддерживают CPU Core 2 Duo (хотя в спецификациях на сайте Intel такими возможностями обладают только Intel 946 GZ и выше) и, по большому счету, достаточны для создания относительно современных ПК. Что касается отличий между ними, то все перечисленные наборы системной логики почти идентичны, и разница между ними заключается только в поддержке разного максимального объема и частоты оперативной памяти, а также FSB. Но, как показывает практика, фактически все производители «доводят» свои материнские платы на этих чипсетах таким образом, что по характеристикам они заметно превышают официальные спецификации.

В качестве встроенного видеоядра серия Intel 945 использует Graphics Media Accelerator 950 – достаточно неплохой, как для офисного применения, адаптер. Правда, рассчитывать на его применение хоть в сколько-нибудь современных играх не стоит – несмотря на поддержку DirectX 9 и возможность динамического выделения до 224 МБ видеопамяти (из основного ОЗУ).

Другой, еще более популярный до сих пор чипсет – Intel 946GZ – c легкой руки некоторых вендоров обзавелся поддержкой процессоров вплоть до Core 2 Quad, что вовсе не было предусмотрено в исходных спецификациях Intel. Разумеется, это изрядно продлило жизненный цикл данного набора системной логики. В качестве видеоядра тут используется GMA 3000, который, несмотря на похожее название, никакого отношения к GMA X3000 не имеет, а является минимально модифицированным аналогом GMA 950.

Интегрированная графика на пороге перемен?
Biostar TF7150U-M7

Пожалуй, современными чипсетами компании можно считать модели начиная с Intel G965. GMA X3000 – составная часть этого набора системной логики, и в официальных спецификациях значится поддержка им большинства новых процессоров. Однако Intel стремительно разрабатывает новые интегрированные чипсеты, и на сегодняшний день G965, вышедший, вроде бы совсем недавно, является продуктом позапрошлого поколения. Он поддерживает память DDR2 вплоть до 800 МГц, а частоту шины FSB – до 1066 МГц. В качестве южного моста применяется более современный ICH8. Начиная с интегрированного видеоядра GMA X3000, можно говорить о заметном рывке Intel в производительности, функциональности и возможностях графики собственных чипсетов. Судите сами – аппаратное выполнение расчета трансформаций и освещения, вершинные и пиксельные шейдеры, гибкая архитектура с программируемыми исполнительными блоками. Изначально данный GPU разрабатывался как полностью DirectX 10-совместимый ускоритель, но программное включение этой функциональности постоянно переносилось, пока его не отменили окончательно. Количество видеопамяти, которую GMA X3000 может «заимствовать» из основной оперативной, увеличилось до 384 МБ. Важным фактором стала и поддержка видеоядром интерфейса Vista Aero Glass.

На сегодняшний день наиболее актуальной является линейка чипсетов Intel G35/G33/G31. И вот тут-то неопытного покупателя ожидает подвох: в качестве встроенного видеоядра в G33 и G31 применяется GMA 3100, отличающийся от GMA X3000 коренным образом. Исходя из названия, логично было бы предположить, что GMA 3100 стал преемником GMA X3000, так как чипсет G33 призван заменить G965. Но не тут то было – GMA 3100 относится к тому же устаревшему семейству GMA 950, причем заметить это, даже внимательно читая спецификации, очень сложно. Честно говоря, данный шаг обычно весьма аккуратной в таких вещах Intel вызывает как минимум удивление.

Отметим, что в довершение ко всему продукты на базе настоящего преемника G965 – чипсета G35, в состав которого входит видеоядро GMA X3500, стали появляться в рознице только недавно.

Интегрированная графика на пороге перемен?
Foxconn 45CMX

Пока серия G4x только начинает свой путь к прилавкам магазинов, G35/G33/G31 – это интегрированные чипсеты наивысшего уровня от Intel, доступные сейчас. Все они официально работают с Core 2 Duo и Core 2 Quad и частотой FSB вплоть до 1333 МГц (кроме G31). Таким образом, самое производительное встроенное видео из имеющихся в продаже – GMA X3500, которое поддерживает DirectX 10, Shader Model 4.0 и OpenGL 2.0. Подобные спецификации в сочетании с возросшей тактовой частотой позволяют нам ожидать от G35 высокой производительности, что мы и проверим в тестовой части.

В рамках данного материала мы не рассматриваем чипсеты Intel серии Q – Q965, Q33 и т. п. Имея встроенные графические адаптеры, эти наборы системной логики, ориентированные на бизнес-применение в рамках платформы VPro, мало отличаются по части графики от обычных G-разновидностей. Также мы не будем подробно рассказывать и о G45/G43, поскольку материнские платы на этих чипсетах пока еще отсутствуют даже у вендоров в виде образцов (похоже, повторяется проблема с G35, бывшим недоступным долгое время после анонса). Помимо повышенных тактовых частот и других небольших улучшений, от GMA X4500 (интегрированного видеоядра в G45/43) ожидают значительного прорыва в области работы с видео высокой четкости. В частности, в нем должна быть реализована новая версия технологии Intel ClearVideo, а также интегрирована поддержка HDCP.

AMD

С момента приобретения ATI Technologies прошло уже немало времени, но только сейчас AMD смогла выйти на финишную прямую процесса слияния, что и неудивительно. Две столь крупные компании, каждая со своей историей, традициями и штатами разработчиков, зачастую пересекающимися, не могли в одночасье стать единым целым. Но в последние полгода мы видим, что AMD представляет все более интересные и заслуживающие внимания продукты, причем это касается как чипсетов, так и видеокарт.

Интегрированная графика на пороге перемен?
Gigabyte GA-MA74GM-S2H

Первым интегрированным набором системной логики совместного производства стал AMD 690G, заслуженно снискавший популярность у покупателей и сборщиков. Встроенный GPU Radeon X1250 на момент выпуска оказался настоящим прорывом в производительности для решений подобного класса, а поддержка комплекса технологий по работе с HD-видео AVIVO сделала 690G выбором № 1 для создания медиаПК низшего уровня. Но самым важным достоинством данного чипсета, как нам кажется, было то, что именно с него началось внедрение разъема DVI на материнских платах со встроенным видео. До тех пор из соображений экономии применялся D-sub, несмотря на то, что качество обеспечиваемого им изображения на ЖК-мониторах было далеко не идеальным. Теперь же наличие порта DVI является правилом хорошего тона на большинстве системных плат со встроенным GPU нового поколения.

Еще одна инновация – разъем HDMI, на котором усиленно делали акцент маркетологи. С нашей точки зрения, такая функциональность на подобных продуктах пока выглядит избыточно, и по актуальности HDMI значительно уступает DVI.

В остальном же 690G является добротным чипсетом начального уровня. Все, что нужно, как правило, реализуется производителями материнских плат силами набора системной логики, без привлечения дополнительных контроллеров. Важным шагом вперед стало использование собственного южного моста – SB600 (ранее применялась микросхема от ULi, недавно приобретенной NVIDIA).

И все же изюминкой 690G является графическая составляющая, которая до сих пор выглядит более чем современно, несмотря на поддержку только DirectX 9b. К сожалению, на данный момент этот чипсет не поддерживает новых процессоров Phenom, что негативно сказывается на его перспективности, но в паре с до сих пор актуальными Athlon 64 – это по-прежнему отличная комбинация.

Самым громким анонсом недавнего времени от AMD в области чипсетов стал запуск платформы Spider, являющейся первым шагом компании в направлении «платформизации» своих комплектующих. В число составных частей Spider входят процессор Phenom, один из дискретных чипсетов серии AMD 790FХ, 790X или 770, а также видеоадаптер Radeon HD3850/3870.

Вторая волна в седьмой серии чипсетов AMD – интегрированные 780G, 780V и 740G. Кроме последнего, эти наборы системной логики содержат новый южный мост SB700, шину HyperTransport 3.0, поддерживают Phenom и, конечно же, имеют новые графические ядра. В 780G и 780V применяются соответственно Radeon HD3200 и Radeon HD3100. Это, пожалуй, одни из наиболее продвинутых на сегодняшний день интегрированных GPU. В них реализована поддержка DirectX 10 и комплекса технологий для работы с HD-видео – AVIVO HD (за счет наличия встроенного видеопроцессора UVD второго поколения).

Интегрированная графика на пороге перемен?
MSI G33M-FI

Но самое интересное нововведение – набор функций Hybrid Graphics, включающих в себя технологию CrossFire X, позволяющую объединять в CrossFire встроенное видеоядро и внешнюю видеокарту классов Radeon HD2400 и Radeon HD3400. Кроме того, в Hybrid Graphics входят функция SurroundView, позволяющая подключать четыре и более монитора как к встроенному графическому адаптеру, так и к внешней видеокарте одновременно. Среди нововведений PowerPlay – режим энергосбережения, значительно снижающий энергопотребление графического ядра в моменты простоя, а также технология PowerXpress, с помощью которой возможно переключаться между внешним и встроенным видеоядром, если они используются одновременно.

В качестве портов вывода могут применяться D-sub, DVI, HDMI и DisplayPort.

Таким образом, по функциональности новые чипсеты выглядят впечатляюще, а производительность в 3D также должна быть очень высокой.

Что касается 740G, то этот набор системной логики уступает моделям 780-й серии как по чипсетным возможностям, так и по мощности и доступным функциям встроенного графического ядра Radeon HD2100. Конечно, он выглядит очень скромно на фоне таких моделей, как 780G, и рассчитан на самые недорогие офисные ПК, которые не предназначены для игрового или мультимедийного использования.

NVIDIA

Несмотря на то что сейчас компания пытается диверсифицировать свой бизнес, пробуя играть в новых для себя нишах, немалую часть прибыли, помимо графических адаптеров, продолжает приносить ее чипсетное подразделение. Как нам кажется, в настоящее время будущее этого направления для NVIDIA под большим сомнением – Intel доминирует на рынке наборов системной логики для процессоров LGA775, а AMD постепенно развивает собственную сильную линейку чипсетов. Вероятнее всего, в скором времени AMD начнет более активно вести борьбу с NVIDIA за этот важный сегмент. В такой ситуации калифорнийская компания должна выпускать выдающиеся продукты – в противном случае ей будет тяжело конкурировать за доли этого рыночного сегмента с владельцами данных платформ.

Но пока ситуация выглядит более чем благоприятно для NVIDIA. У нее есть мощные линейки чипсетов всех классов для обеих платформ, правда, несколько удивляет тенденция брать «и умением, и числом», причем числом особенно активно. Другими словами, количество наименований чипсетов превосходит все разумные рамки – и хотя, возможно, таким образом компания старается покрыть все без исключения ценовые сегменты с прицельной точностью, разобраться в этом многообразии мало кому по силам.

Самая новая серия интегрированных чипсетов NVIDIA предназначена для платформы AMD (Socket AM2+) и состоит из трех моделей: GeForce 8300, GeForce 8200 и GeForce 8100. Все они поддерживают технологии GeForce Boost и HybridPower. GeForce Boost соответствует CrossFire X от AMD и позволяет создавать SLI-связку из внешнего видеоадаптера и встроенного на материнской плате. Из дискретных плат поддерживаются только GeForce 8500 GT и GeForce 8400 GS, а из чипсетов, помимо 8-й серии, – nForce 730a и 720a.

В свою очередь, HybridPower – это уникальная особенность чипсетов NVIDIA, полностью отключающая внешнюю видеокарту в периоды, когда ее производительность не требуется. Это не только снижает энергопотребление, но и, что немаловажно, уровень шума.

Предположительно в качестве графического ядра в серии GeForce 8300, GeForce 8200 и GeForce 8100 применяется аналог 8400 GS, чего, конечно, недостаточно для сколько-нибудь современных игр, но формально поддержка DirectX 10 присутствует. Также в наличии технология PureVideo HD, предназначенная для работы с HD-видео – и тут паритет с дискретной версией соблюден.

Интегрированная графика на пороге перемен?
MSI G965MDH

GeForce 7150/7100/7050 – более устаревшая, но по-прежнему актуальная серия чипсетов. Традиционно для себя NVIDIA один и тот же, по сути, набор MCP73 NVIDIA умудрилась представить как четыре разных: GeForce 7150+nForce 630i, GeForce 7100+nForce 630i, GeForce 7050+nForce 630i и GeForce 7050+nForce 610i. И все это только для платформы Intel! Разница между ними заключается в тактовой частоте встроенного GPU, поддерживаемой частоте системной шины и оперативной памяти, остальные отличия не столь существенны. Тут мы видим интегрированное графическое ядро уровня GeForce 7 – бюджетного класса, конечно же. Поддерживаются все функции дискретных графических процессоров 7-й серии – это касается как игровых технологий, так и (что значительно более важно в данной нише) видеовозможностей. Впрочем, по части 3D-производительности у данных чипсетов все не так уж плохо – старшее решение GeForce 7150 имеет частоту GPU 630 МГц.

Немаловажный момент – совместимость с новыми процессорами Intel с частотой системной шины 1333 МГц.

Есть аналоги 7-й серии и для процессоров AMD (GeForce 7050 PV и GeForce 7025), однако они теряют актуальность в связи с наличием в продаже современных GeForce 8300/8200/8100.

Еще более древними и, по сегодняшним меркам, уже морально устаревшими являются чипсеты NVIDIA 6-й серии. К ним относятся GeForce 6150 и GeForce 6100. Они вышли еще для платформы Socket 939, но выпускались и в исполнении под AM2. Разумеется, Phenom они не поддерживают, и аргументом в пользу покупки материнской платы на них может стать разве что уж слишком привлекательная цена.

Последней и наиболее интересной категорией чипсетов NVIDIA нужно признать линейку nForce 780a/750a/730a/720a. Дело в том, что с недавних пор компания объявила о постепенном прекращении производства наборов без встроенного GPU. Иными словами, дискретной системной логики от NVIDIA больше не будет – настолько необходимыми для потребителя технологиями руководство компании посчитало HybridPower и GeForce Boost. И мы, в общем-то, разделяем данную точку зрения.

Собственно, nForce 780a/750a/730a/720a – это первая линейка продуктов в рамках новой концепции. Как топовый 780а, так и бюджетные 730а/720а оснащены встроенным графическим адаптером. Каким именно, точно не известно, можно лишь предположить, что это модели начального класса 8-й серии GeForce. Все наборы системной логики полноценно поддерживают Socket AM2+ и процессоры Phenom.

Тестирование и выводы

Интегрированная графика на пороге перемен?
Интегрированная графика на пороге перемен?
Интегрированная графика на пороге перемен?
Интегрированная графика на пороге перемен?
Интегрированная графика на пороге перемен?

Всего мы собрали девять материнских плат на различных чипсетах, наиболее показательных на сегодняшний день (пять для платформы Intel и четыре с поддержкой процессоров AMD). Это два продукта AMD, четыре – Intel и три от NVIDIA, причем только калифорнийская компания имеет решения для обеих платформ, что неудивительно. Самой необычной среди участников тестирования является плата Biostar TPower N750 на базе nForce 750a: как уже было отмечено, чипмейкер по неясной причине очень аккуратно формулирует спецификации встроенной графики в этом продукте, и официальных данных о ней немного. На практике подтвердилось предположение о том, что IGP в этом наборе логики относится к серии MCP78, т. е. аналогичен GeForce 8200/8300, и демонстрирует хорошие показатели. Прямой конкурент для MCP78 – это AMD 780G, оказавшийся даже чуть более быстрым в большинстве тестов. А вот 740G, как и GeForce 7150 (MCP73), существенно медленнее лидеров, примерно равноценно конкурируя с IGP от Intel по результатам.

Явным аутсайдером на сегодняшний день оказываются предложения от Intel.

Это не слишком удивительно, ведь компания долгое время удерживает первенство в сегменте интегрированной графики по объемам продаж, а лидерам свойственно «почивать на лаврах». В рамках данного тестирования Intel нечего противопоставить лучшим продуктам AMD и NVIDIA, но здесь вероятны существенные изменения с появлением в продаже плат на основе чипсета G45 с ядром X4500 (и уж тем более после выхода Nehalem!). Пока же остается констатировать не только провал в производительности, но и функциональную недостаточность в виде отсутствия DVI/HDMI-выходов на большинстве решений с IGP от Intel. Еще год назад эта возможность была экзотикой (о чем можно было лишь сокрушаться), но теперь офисные пользователи тоже не обделены качественным изображением на ЖК-мониторах.

Ассортимент тестовых приложений частично может показаться пришельцем из прошлого: Aquamark 3 и 3DMark 2001 SE, хотя и способны выдать адекватный результат на флагманском современном аппаратном обеспечении, на практике уже редко применяются для сравнения производительности, ведь с момента появления этих пакетов прошло 6–7 лет! Тем не менее достаточно скромные цифры, показанные именно в этих приложениях, дают понять – от нынешней встроенной графики пока чудес ждать не следует. Фактически, несмотря на использование 4-ядерных процессоров и памяти DDR2, ПК на базе даже лучших нынешних интегрированных чипсетов ограничен по производительности в 3D-режиме до уровня мощного компьютера... 2002–2003 гг. Правда, присутствует поддержка DirectX 9 и даже DirectX 10 (о чем владельцы GeForce 4600 и Radeon 9700 не могли и мечтать пять лет назад), но скорость рендеринга в этих режимах все равно ужасающе низкая.

Если же сравнивать встроенное видео с актуальными дискретными решениями, то ближайшим соперником по функциональности и производительности для AMD 780G и NVIDIA MCP78 являются карты класса Radeon HD 2400 и GeForce 8400. И здесь происходящее предстает в другом ракурсе. Во-первых, далеко не всем пользователям и не на всех ПК требуется высокая скорость 3D-рендеринга (т. е. попросту в играх), а вот комфортная работа с интерфейсом Aero интересует многих – и ни одна из протестированных плат не создает проблем в Windows Vista. Во-вторых, современные IGP при слабой производительности имеют полную функциональность GPU последнего поколения, когда речь идет об интерфейсах подключения монитора, средствах обработки видео и т. п. Таким образом, аргументов в пользу установки недорогой выделенной видеокарты в офисный ПК или медиацентр становится все меньше (а это экономит $50–80). Вероятно, понимая это, разработчики предложили гибридные схемы, когда вычислительные мощности IGP и бюджетного GPU объединяются по принципу SLI/CrossFire. Скорость рендеринга при этом существенно возрастает, позволяя несколько более комфортно играть во многие игры. Но такие технически изощренные решения традиционно позиционируются на энтузиастов, поэтому у нас есть опасения, что «гибриды» не станут по-настоящему популярными.

Таким образом, наше тестирование продемонстрировало, что привлекательность интегрированных решений продолжает постепенно возрастать, ну а что будет с этим сегментом дальше, мы узнаем после появления и повсеместного распространения новых центральных процессоров с GPU.

Конфигурация тестового стенда
Процессор Intel Core 2 Extreme QX6850 AMD Phenom X4 9850
Система охлаждения Scythe Orochi
Оперативная память 2x Corsair TWIN2X1024-8888D4F
Жесткий диск Seagate Barracuda 7200.9 250 GB
Блок питания PC Power & Cooling Turbo-Cool 1KW-SR
Операционная система Microsoft Windows Vista Ultimate SP1
Продукты предоставлены
AMD Представительство AMD www.amd.com
ASUS Technopark www.technopark.ua
MTI www.mti.ua
Biostar Compass www.compass.ua
Intel Представительство Intel www.intel.com
Gigabyte Представительство Gigabyte www.gigabyte.kiev.ua
Foxconn Представительство Foxconn www.mti.ua
MSI K-Trade www.k-trade.ua
Представительство MSI www.msi-ukraina.com
PC Power & Cooling Nebesa www.nebesa.ua
Scythe Eletek www.eletek.ua
+77
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

VIA всіх переможе! Колись обовя'язково! Ги.

Щось на це не дуже схоже останнім часом..

Почитав статтю: AMD буде переможцем поряд із VIA! Ги.

Хочу почитати, а номер поштою не отримав. Коли можна буде прочитати на сайті?

Зазвичай повна версія на сайті з`являється за 2-3 тижні.

я так понимаю вы подписчик? и часто вам задерживают номера?

Обычно номер приходит в четверг-субботу, а именно этот не пришёл вообще (уточнял на почте). КО выписываю больше 10 лет, в среднем за год недополучаю 2 номера.

К сожалению, тут мы (редакция) ничего сделать не можем.
Вам следует обратится в Укрпочту (если через них подписка), от нас они получают все необходимое...

Отримав номер 7 серпня.

И все же изюминкой 690G является графическая составляющая, которая до сих пор выглядит более чем современно, несмотря на поддержку «только» DirectX 9c

DirectX 9b, это переименованный мобильный вариант X700, SM3 там нет

Вторая волна в седьмой серии чипсетов AMD – интегрированные 780G, 780V и 740G. Эти наборы системной логики содержат новый южный мост SB700, шину HyperTransport 3.0, поддерживают Phenom и, конечно же, имеют новые графические ядра.
........
Что касается 740G, то этот набор системной логики уступает моделям 780-й серии как по чипсетным возможностям, так и по мощности и доступным функциям встроенного графического ядра Radeon HD2400.

740G это переименованный 690G, потому никаких анонсированных HT3.0 в нём нет, ну и ядро называется Radeon HD2100, хотя внутри это всё тот же x700 :))

Ну, положим, просто переименованным вариантом назвать 690G -- мягко говоря, недостаточно.

740G это переименованный 690G, потому никаких анонсированных HT3.0 в нём нет, ну и ядро называется Radeon HD2100, хотя внутри это всё тот же x700 :))

Все правильно, там так и написано =) За правку по 2100 спасибо, упущение.

Ну, положим, просто переименованным вариантом назвать 690G -- мягко говоря, недостаточно.

Не совсем понял мысль :-/

Все правильно, там так и написано =)

Дв, но зато в начале написано

Вторая волна в седьмой серии чипсетов AMD – интегрированные 780G, 780V и 740G. Эти наборы системной логики содержат новый южный мост SB700, шину HyperTransport 3.0, поддерживают Phenom и, конечно же, имеют новые графические ядра.

За правку по 2100 спасибо, упущение.

Версию DX для 690G подправьте тоже :)

Таки да, спасибо, формулировка некорректная.

А можно линк на спеки 690G в этой части?

А можно линк на спеки 690G в этой части?

Вот тут не затёрли ещё - http://ati.amd.com/products/radeonxpress1250dsk/specs.html

Full DirectX® 9.0 support (Vertex Shader version 2.0 and Pixel Shader version 2.0)

Исправлено

Глядя на результаты интегрированной графики Intel в 3DMark06 можно подумать, что от чипсета к чипсету она активно прогрессирует.
И только по реальным играм становится ясно куда ушли усилия инженеров - на бенчмарк-твикинг новых чипсетов.

Отдельные "цёмки" и "пасибки" Intel за использование старого видеоядра GMA3000 в G33-31...

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT