`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Инновации, которые нужны уже сегодня

Статья опубликована в №25 (544) от 4 июля

0 
 

В Киеве 22 июня состоялась конференция «Инновации в технологиях и бизнесе», организованная компанией IBM. Ее программа была довольно обширной: в ней значились презентации по информационным системам высокой надежности и средствам хранения данных, программным и инфраструктурным решениям, пользовательским приложениям и управлению контентом. Но особо хотелось бы остановиться на весьма необычной для IT-компании презентации, которую провел директор представительства IBM ЕЕ/А в Украине Игорь Пастушенко, имеющей оригинальное название – Innovations That Matter.

Innovation
1) the introduction of something new;
2) a new idea, method, or device.
Merriam-Webster Online Dictionary

О необходимости инноваций сегодня говорят многие ведущие IT-компании мира и правительства стран, входящих в первые десятки по развитию экономики. Ответ на то, почему это происходит, исчерпывающе сформулировал Джефри Иммельт (Jeffrey Immelt), председатель совета директоров и СЕО «Дженерал Электрик»: «Непрерывные инновации – настоятельная необходимость в GE... Мы всего в одном шаге от ада ширпотреба». Похоже, эту точку зрения разделяет не только IBM, но и мировое бизнес-сообщество, что, видимо, в значительной степени повлияло на появление презентации, которую мы с рядом комментариев описываем ниже.

Почему нужны инновации

Согласно видению IBM, инновации требуются в первую очередь потому, что задачи, стоящие сегодня перед организациями, изменяются. Вызывают интерес результаты исследования, проведенного в марте 2005 г. аналитической компанией McKinsey и собравшего мнения более 9 тыс. топ-менеджеров: 54% из них назвали инновации ключевым фактором успеха и конкурентного преимущества в современных условиях. Далеко позади остались поиск и привлечение лучших специалистов (22%), высококачественный глобальный менеджмент (15%), способность к результативному поиску инвестиций (8%) и умение управлять растущими расходами (3%).

Обоснование необходимости инноваций искала и сама IBM, опросившая в 2006 г. 765 руководителей компаний 20 отраслей индустрии. Собранные фактические данные, по мнению экспертов, убедительно опровергают по крайней мере три стереотипа, или, как они названы в отчете, мифа об инновациях.

Миф первый: в ближайшие два года изменения затронут лишь некоторые фирмы.

Однако 65% респондентов полагают, что им нужны радикальные реформы, чтобы не отстать от уровня мирового бизнеса. Только каждая седьмая компания рассчитывает при этом обойтись малой кровью. Характерно, что из тех, кто имел опыт фундаментальных изменений в прошлом, около половины оценили их результаты как успешные или очень успешные.

Миф второй: инновации – слишком важная область для компаний, чтобы привлекать к их проведению сторонние организации.

Инновации, которые нужны уже сегодня
Инновации, которые нужны уже сегодня
Рис. 1. Основные источники инноваций

В то же время оказалось, что партнеры и заказчики более продуктивны в области новых идей, чем собственные сотрудники (рис. 1). Наименьшую роль среди внешних источников играют академические и научные учреждения. Примерно равную пользу, как отметили 20% опрошенных, приносят конференции, конкуренты и консультанты. Но ведущая роль сегодня принадлежит заказчикам, которые говорят о том, что они хотели бы купить, и партнерам, привносящим малоизвестный для данной компании опыт и идеи из других отраслей.

Неожиданны и результаты исследования внутрикорпоративных источников идей. Похоже, что компании махнули рукой на Интернет, блоги и хранилища данных, несмотря на усилия десятков софтверных фирм, разрабатывающих эффективные алгоритмы поиска нужной информации.

Удивительно, что эффективность творческого поиска основных подразделений компаний превысила возможности R&D-департаментов. Конечно, в последних работают выдающиеся умы, но современный бизнес не может ждать результатов по нескольку лет, и хорошая маркетинговая идея или открытие нового сегмента сбыта часто приносят гораздо большую пользу. Но главным почти для половины компаний является побуждение своих сотрудников к активному диалогу с руководством: из сотни фантастических идей всегда можно выбрать пяток возможных и парочку перспективных.

И все же не стоит переоценивать данный подход: лучшие компании получают более 30% идей извне, причем девять отраслей сообщили о 40%-ном уровне, а индустрия медиа и развлечений, телекомы и нефтегазовый сектор назвали цифру свыше 50%.

Кстати, в 2004 г. IBM открыла информацию о проводимых ею разработках, чего ранее никогда не наблюдалось. Общий вывод, сделанный в данном исследовании, – совместный подход к инновациям неизбежен. Так, сегодня компания входит более чем в 200 стратегических альянсов по различным направлениям – аппаратному и программному обеспечению, технологиям, компонентам, стандартам, а также по экономическим вопросам.

Миф третий: инновации – это всего лишь новые продукты и сервисы.

Разумеется, нет – и это подтверждает лаконичное определение Merriam-Webster, вынесенное в эпиграф: введение чего-либо нового – идеи, метода и только в последнюю очередь – устройства.

Именно таков подход IBM к данному вопросу. Она показала, что самые успешные компании сегодня быстро смещаются в сторону разработок и внедрений новых моделей ведения бизнеса за счет снижения внимания к операционной деятельности, хотя своим продуктам, услугам и рынкам отводят практически прежнюю роль. Вывод: инновационная бизнес-модель обеспечивает меньшие операционные издержки и большую эффективность управления.

Не все так просто

Было бы довольно самонадеянным считать, что для проведения инноваций не существует сдерживающих внешних и внутренних факторов (рис. 2).

Инновации, которые нужны уже сегодня
Инновации, которые нужны уже сегодня
Рис. 2. Основные факторы, сдерживающие инновации

Из внешних прежде всего упоминаются государственные и юридические ограничения, т. е. неготовность самого государства к грядущим преобразованиям, которые могут потребовать изменения в том числе законодательной базы. Названные следующими факторы экономической нестабильности также характерны практически для любой страны мира.

Типичными проблемами являются также неадекватность используемых технологий и кадровый вопрос, но они могут быть решены самими компаниями.

Говоря о внутренних факторах, в первую очередь следует отметить наименее значимые из них. Несмотря на активное рекламирование разработчиками гибкой IT-инфраструктуры и средств доступа к информации из любых источников эти вопросы, как оказалось, не слишком волнуют бизнесменов. Намного важнее для них уровень зрелости используемых процессов и организация эффективной работы персонала.

Но более всего сдерживают инновации недостаток денег для их проведения (что вполне понятно) и отсутствие надлежащей корпоративной культуры. Это также распространенное явление – нововведениям всегда сопутствует скрытое или явное противодействие персонала, а во многих случаях и ряда менеджеров, опасающихся потерять насиженные места и свою значимость в глазах руководства.

В целом, если сравнить 2004 и 2006 гг., то видно, что прежние приоритеты – увеличение прибыли и уменьшение расходов – уступили место созданию уникальных продуктов, услуг, бизнес-процессов и бизнес-моделей. Называются и основные причины этого – снижение прибыльности IT-бизнеса и глобализация.

Как внедрять инновации

Если говорить очень коротко, то эффективно используя существующие средства. А их не так мало: многочисленные устройства, которые становятся все более интеллектуальными, возможности проводной и беспроводной связи. Стремительно растут вычислительные мощности – в 2005 г. в мире построено более 50% всех суперкомпьютеров. Быстро совершенствуются сетевые вычисления, использующие свободные вычислительные мощности компьютеров – например, в области расшифровки генома человека. IBM также участвует в этой программе, и соответствующее ПО установлено на сотнях тысяч используемых ею машин.

Еще пример – сегодня в Украину поставлено и вводится в эксплуатацию только два сервера производства IBM, которые принадлежат к семейству high-end. Таким образом, для решения поставленных заказчиком задач вполне достаточно серверов средних и младших моделей.

Инновации, которые нужны уже сегодня
Игорь Пастушенко: «Как внедрять инновации? Если говорить очень коротко, то эффективно используя существующие средства»

Кроме этого, в настоящее время имеются многочисленные информационные ресурсы, возможности для удаленной совместной работы, доступа к различным специальным знаниям и экспертам по тем или иным вопросам, и, как вершина всего перечисленного, – первые успехи в построении виртуальных предприятий.

Возможно, многим это кажется весьма далеким будущим, однако прогноз развития профессиональных услуг в области Web-сервисов говорит о том, что объем этого сектора увеличится с 2,2 млрд долл. в 2004 г. до 22,7 млрд в 2007, что означает ежегодный рост более чем на 100%. В области IT подобное наблюдалось только в золотые годы бума ERP-систем и позже – доткомов.

Нынешние реалии таковы: более 40% из 2 тыс. крупнейших компаний уже внедрили архитектуру, ориентированную на сервисы (SOA), до конца текущего года эта цифра составит примерно 60%, а к 2008 г. на SOA будут основаны до 80% новых проектов корпоративных информационных систем. Подсчитано, что среднестатистический банк использует в своей повседневной деятельности от 60 до 90 бизнес-компонентов.

Правда, следует обратить внимание, что речь все же идет в первую очередь о крупных и очень крупных компаниях. Поэтому в Украине перспективы SOA, по нашему мнению, должны также рассматриваться организациями аналогичного масштаба. Вероятно, спустя несколько лет использование SOA станет удобнее и экономически выгоднее в среднем бизнесе, но здесь еще предстоит наработать соответствующий опыт и показать преимущества этой архитектуры по сравнению с традиционной клиент-серверной.

Этот фантастический мир будущего

Начнем этот раздел с определения Сэма Палмизано (Sam Palmizano), СЕО IBM: «Инновация – это социальный, а не технологический феномен, который возникает на пересечении изобретательства и познания сути бизнеса». О чем хочет сказать компания IBM? Инновациям подвержены продукты и услуги, бизнес-процессы и бизнес-модели, управление и культура. Что, по мнению IBM, ожидает в ближайшие несколько лет?

Прежде всего изменится сама «конструкция» коммерческих компаний XXI века. Произойдет очередное глобальное перераспределение специальностей интеллектуального направления и самих knowledge workers. Объем традиционных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, рассчитанных на средне- и долгосрочную перспективу, в значительной мере будет сокращен, и высвободившиеся ресурсы направлены на внедрение новых инновационных моделей. Затем в систему глобального бизнеса включатся средние и малые фирмы.

Управление городским хозяйством и транспортом станет во многом автоматическим, причем подвижной парк будет оснащен целым набором средств для отслеживания его состояния и географического положения. Новое поколение систем аутентификации и контроля получат порты, таможни и пункты паспортного контроля.

Экологически опасные производства внедрят системы управления, сводящие к минимуму их воздействие на окружающую среду, а долгосрочные точные прогнозы погоды позволят снизить риски и убытки для миллионов жителей планеты.

Бизнес XXI века

Правда, описанную выше фееричную картину еще предстоит реализовать, и сделать это призваны предприятия, само определение которых еще находится под вопросом, поскольку организовываются структуры, не подпадающие под традиционную классификацию.

Что представляет собой Wikipedia, где работают два штатных сотрудника, а контент создают свыше 360 тыс. авторов? eBay вообще не имеет собственного штата, что не мешает более чем 725 тыс. людей зарабатывать на жизнь реализацией товаров на этом аукционе.

Подобных образований, которые появляются на основе совпадающих или близких интересов людей, становится все больше, и менеджмент в результате начинает выполнять преимущественно функции объединения, координации и обеспечения. Одно из следствий: мелкие компании с высокой специализацией начинают играть все более значительную роль на рынке и представляют существенную угрозу для крупных холдингов.

И все же, что хотела сказать IBM, впервые в своей истории представившая такое видение со стороны IT-компании? Основные выводы описанной выше презентации таковы:

  • наиболее успешно будут развиваться компании, стремящиеся к инновациям во всех аспектах своей деятельности;
  • они также будут поощрять поиск своими сотрудниками наиболее привлекательных для них позиций и мягче относиться к их неизбежным ошибкам;
  • основной упор предполагается сделать на талант и креативность людей, а не на жесткую организационную составляющую;
  • R&D-департамент станет скорее центром подготовки и проведения инноваций, чем отдельной закрытой организацией;
  • произойдет переход от понятия интеллектуальной собственности к понятию интеллектуального капитала.

Конечно, все это звучит довольно непривычно, если не сказать фантастично. Но разве за последнее десятилетие не вошло в нашу жизнь и не стало обыденным очень многое из того, что еще не так давно казалось фантастикой?

Кстати, все, о чем говорила IBM в данной презентации, она берется воплотить в жизнь на основе своих технологий, аппаратного и программного обеспечения, консалтинга и сопровождения уже сегодня, в том числе и в Украине.

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT