`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

«Инком»: «Мы ориентируемся не только на крупный бизнес»

0 
 

Сегодня у нас в гостях президент корпорации «Инком» Александр Кардаков. Наша беседа началась с обсуждений преобразований в компании, очередной этап которых завершился совсем недавно, но затронул практически все направления. Отвечая на первый вопрос, наш собеседник высказал предположение, что правильно развивающийся бизнес каждые два-три года требует реструктуризации.

Существуют мнения, что этот период должен составлять семь лет...

На западных рынках, возможно, так и есть. Но для нашего в силу понятных причин этот цикл существенно меньше. Все меняется очень быстро.

«Инком» «Мы ориентируемся не только на крупный бизнес»
«Могу уверенно сказать, что глобальных изменений в «Инком» в ближайшие два года не будет»

Вообще, реструктуризация – обычное состояние для растущего бизнеса. Если рассматривать нашу компанию, то только в самой структуре «Инком» пять крупных подразделений плюс еще фирмы, не входящие в корпорацию. Как только заканчиваются какие-то серьезные преобразования по одному направлению, тут же начинается подобный процесс в другом и т. д. Это в чем-то напоминает известную притчу про мост Golden Gate в Сан-Франциско, ремонт и покраска которого – процесс непрерывный: как только бригада маляров доходит до последнего пролета, на что уходит несколько лет, первый уже вновь требует ремонта.

Безусловно, иногда даже по ходу реформирований случаются какие-то изменения планов, но мы на год-два вперед знаем, что и как будет происходить. Преобразование структуры, ее оптимизация – это лишь одна составляющая процессов, которые идут в компании. Каждый день мы сталкиваемся с какими-то новыми условиями, внешними и внутренними, конечно же, это требует реагирования и оперативного подстраивания под них – может меняться система отношений или распределение функций и т. д.

Могу уверенно сказать, что глобальных изменений в «Инком» в ближайшие два года не будет.

Те же преобразования, которые мы буквально недавно закончили в компании, начались еще в 2001 г. Когда стало очевидно, что необходимо объединить небольшие предприятия, чтобы консолидировать финансовые потоки, выровнять отчетность, балансы и пр., была создана корпорация. Практически все наши предприятия к тому моменту выросли, большинство из них стали лидерами на рынке в своих нишах, в каком-то смысле им стало тесно, поэтому произошло естественное разукрупнение структуры. В ней сегодня собственно корпорация «Инком», группа телекоммуникационных предприятий «Датагруп» и еще ряд предприятий.

Какие это компании?

«Бест Пауэр», «Икс-Мегатрейд», «Икс-Маркет», «Икс-Техно», ElVisti, «Автор» – каждая из них является самостоятельной, развивает собственный бренд и бизнес, уже никак не подчеркивая отношения к корпорации.

А что сегодня представляет собой корпорация «Инком»?

Как я уже говорил, в «Инком» сейчас пять направлений деятельности. Во-первых, это системная интеграция, тут, я думаю, нет необходимости в детализации. Во-вторых – интеграция систем безопасности. Мы объединили все – от видеонаблюдений до комплексной защиты информации, этими направлениями компания, естественно, занималась и ранее, но они были в разных департаментах, а сейчас в одном. Третье подразделение – телекоммуникационное. Это операторские решения (в том числе и построение магистральных сетей для других операторов). Отдел программных систем перерос в департамент бизнес-консалтинга – это ERP-системы, в первую очередь SAP, CRM-системы Siebel, решения по документообороту Documentum, а также call-центры, контакт-центры и компьютерная телефония (по последнему направлению мы, кстати, сегодня являемся почти монополистом на рынке). Пятое подразделение было создано относительно недавно и сейчас активно развивается – IT-консалтинг, в структуру которого входит учебный центр.

Что Вы можете сказать о наиболее значимых проектах департамента бизнес-консалтинга?

Я бы отметил то, что с начала года уже подписано четыре проекта на внедрение решений SAP. Это очень серьезный показатель. В прошлом году был реализован один проект, в нынешнем ведется работа уже по четырем.

Когда начали активно развивать это направление?

Полтора года назад.

А если говорить о других проектах не только этого подразделения?

Их было много за прошедший год, не обо всех я могу рассказывать, поскольку заказчики не всегда хотят обнародовать эту информацию. Я бы, пожалуй, выделил построение совместными усилиями «Датагруп» и «Инком» корпоративной сети для «Укрсиббанка». Очень серьезный проект, который был начат в прошлом году и заканчивается сейчас.

Какой из департаментов развивался наиболее активно в прошлом году?

Пожалуй, департамент систем безопасности, где рост был почти четырехкратным.

Что касается бизнес-консалтинга, то по этому направлению большой прирост начался только сейчас, уже в нынешнем году.

А какова в целом динамика развития компании и будет ли она сохраняться?

В среднем хороший системный интегратор растет на 45–50% в год. Мы не являемся исключением. Если говорить о динамике нашего развития в прошлом году, то здесь все зависит от того, по какой системе вести такой подсчет и как учитывать переходящие проекты. К примеру, в одном случае может получиться и 65%, в другом – 45%, но чтобы не запутывать читателя, могу сказать, что в среднем рост был как минимум 50%. И есть все предпосылки к тому, что аналогичные показатели сохранятся и в текущем году.

В контексте реструктуризации – изме-нился ли как-то подход к развитию региональных филиалов?

Реально сегодня охвачены все регионы, у нас уже тридцать филиалов, практически все они работают на полную мощность. Сейчас идет активный подбор и обучение специалистов, в этом году будет происходить лишь их разукрупнение. Так, некоторые переедут в новые офисы, мы планируем для этого приобрести 7–8 зданий в разных городах. Филиалы, в основном, занимаются услугами именно системной интеграции, но также представляют интересы всех остальных наших подразделений. Очень часто они соседствуют с региональными офисами «Датагруп».

Какова доля местных проектов и локальных заказчиков в работе филиалов?

Как правило, это почти три четверти, иногда даже выше, т. е. в большей мере филиалы обслуживают локальные заказы.

Можно ли выделить какие-то тенденции, которые наблюдаются сегодня на рынке системной интеграции, если сравнивать, допустим, с тем, что было пять лет назад?

Основная тенденция – это то, что оставшихся на рынке системной интеграции игроков можно пересчитать на пальцах одной руки. Если три года назад в качестве системных интеграторов себя позиционировали полтора десятка компаний, то сейчас реальные проекты выполняют, пожалуй, три, включая нашу. Это, по большому счету, именно интеграторские контракты, включающие серверные, телекоммуникационные и софтверные решения. Иными словами, есть три компании, которые можно назвать интеграторами в полном смысле этого слова, и еще две, претендующие на такое звание. Думаю, они известны и без озвучивания их имен.

А заметно ли повышение спроса на сервис?

Многие серьезные клиенты сейчас переходят на более высокий уровень и требуют от нас абсолютно иного качества обслуживания. Нередки случаи, когда специально перезаключаются сервисные договоры. Хочу отметить, что наши затраты на эти службы в последние год-два резко возросли, и, соответственно, увеличилось количество персонала. Думаю, можно говорить о том, что рынок идет к аутсорсингу, и многие заказчики, которые раньше даже не думали об этом, приходят к такому решению. С другой стороны, клиенты требуют единого высокого уровня обслуживания на всей территории Украины, а это способны обеспечить сегодня далеко не все компании.

То есть не исключено, что через какое-то время как таковых IT-отделов (не секрет, что в крупных компаниях они сейчас огромные) просто не будет?

Требования высокого уровня обслуживания, о которых я говорил, с моей точки зрения, являются своеобразными предвестниками этих процессов, следующий этап – аутсорсинг. Что касается IT-отделов в крупных компаниях, вряд ли они исчезнут – скорее всего, уменьшатся. Вероятно, такие подразделения переключатся на другие задачи (анализ бизнес-процессов, например), а сугубо техническим обслуживанием будут заниматься субподрядчики.

На самом деле сейчас у «Датагруп» уже есть ряд клиентов, которых они обслуживают по телекоммуникациям и фактически занимаются аутсорсингом корпоративных сетей, настраивают системы, следят за ними и т. д. Иногда даже предоставляют в аренду все конечное маршрутизирующее и каналообразующее оборудование.

Почему «Датагруп» в свое время была выделена в отдельную структуру?

Потому что это совершенно другой бизнес. «Датагруп» – оператор, а «Инком» – глобальный IT-интегратор. Да, есть точки пересечения по построению корпоративных сетей. Но все-таки «Датагруп» занимается теми услугами, которые можно выделить в отдельный бизнес. Можно говорить и о том, что они позиционируют себя не просто в качестве оператора связи, а как оператора телекоммуникационных решений.

А не возникают ситуации, когда департамент телекоммуникаций «Инком» конкурирует с «Датагруп»?

До конфликтов, конечно же, не доходит, всегда можно найти разумный компромисс, и в итоге, как ни парадоксально, выигрывает клиент. Многие проекты делаются совместно. Естественно, иногда интересы пересекаются, поскольку интегратору выгодно все продать, получить деньги за проект, у оператора же несколько другой подход, там заработок от услуг...

Раз уж заговорили о «Датагруп», как развивалась эта группа компаний в прошлом году?

Рост в 2004 г. был практически двукратный – это лишь с учетом оборотов «Датасат» и «Датаком», без показателей приобретенных фирм.

А какое из направлений наиболее динамично развивалось – наземной или спутниковой связи?

Динамика была значительная и там и там. Могу лишь отметить, что количество инсталлированных спутниковых станций уже перевалило за тысячу. Технологически это, безусловно, разные услуги, но и система продаж, и проектная система одни и те же, отличается только производственная часть, даже диспетчерская служба одна. «Датагруп» сегодня продает услугу – к примеру, организацию канала передачи данных между двумя точками, а как это будет сделано – с помощью спутниковой связи, наземной или беспроводной, уже непринципиально. А принципиальным является заданный уровень сервиса. Ведь клиента не волнуют детали, он платит фиксированную сумму за предоставление коммуникационных услуг, за решение проблемы, выбирая наиболее оптимальный вариант.

Если посмотреть на структуру клиентов «Датагруп», то это, в основном, крупный корпоративный заказчик?

Пока да. «Датагруп» до последнего времени работала на корпоративную нишу, где всегда был силен «Инком», что, естественно, давало серьезное преимущество перед конкурирующими операторами. Сегодня же «Датагруп» старается диверсифицировать бизнес и выйти на потребительский рынок, о чем недавно было заявлено. Но это уже другая тема.

В телекоммуникационный сегмент сейчас очень активно стремится российский бизнес, видите ли Вы в этом какую-то угрозу?

Смотря какое направление рассматривать. Многих российских компаний интересуют прежде всего телекоммуникационные операторы, предоставляющие лишь услуги традиционной телефонии и, в основном, на рынке малых и средних предприятий. Например, в «Датагруп» входит и оператор телефонной связи «Крокус Телеком», с которым, безусловно, конкурируют некоторые фирмы, уже перешедшие в собственность российских структур. Но это все-таки на рынке телефонии, но никак не в сегменте передачи корпоративных данных. Да и какая угроза может возникнуть с приходом россиян? К счастью, не только деньги имеют значение, немаловажны локальный опыт и знания. Так что фактор, о котором вы говорите, можно принимать к сведению, но как реальную опасность мы его не рассматриваем. Тем более что такого пакета услуг, какой предоставляет «Датагруп», нет сегодня ни у кого, а за то время, пока возможные конкуренты будут наращивать свой потенциал и догонять, у нас появятся новые сервисы... Например, в этом году «Датагруп» начала развертывать беспроводную сеть.

По поводу компьютерной телефонии, как идут дела в этом сегменте?

В классической компьютерной телефонии дела идут очень хорошо, и мы развиваемся вместе с рынком. Это особый товар, который нужен для определенных ниш, я думаю, что сегодня мы – безоговорочный лидер по внедрениям в данной области, по вариантам предложений и имеющемуся опыту.

А какова востребованность этой услуги?

Несколько инсталляций в месяц. Я не могу похвастать сотнями внедрений за прошедший год, но их были десятки.

Вопрос, относящийся к департаменту защиты информации. Тема достаточно сложная, так как здесь задействованы государственные интересы...

Сегодня существует большое количество коммерческих организаций, остро нуждающихся в услугах по защите информации. Сам департамент был образован в прошлом году, после слияния некоторых наших подразделений и «Укринвестконсалтинга» – компании, уже много лет входившей в состав «Инком». В результате мы смогли выйти на рынок с новыми предложениями и качеством.

Наверное, можно говорить, что в каждом департаменте была хорошая динамика?

Даже в самом скромном по численности и возрасту департаменте IT-консалтинга реализован первый для нас «чистый» проект по этому направлению, который не связан с продажей оборудования, договор заключался отдельно с новым клиентом. Мы и раньше делали консалтинговые проекты, но в рамках генеральных соглашений.

Но ведь еще пару лет назад существовало мнение, что заказчик не готов платить за подобные решения и еще не скоро будет готов.

Видимо, время пришло или приходит, по меньшей мере.

А сколько вообще человек сейчас работает в компании?

Сегодня уже намного больше тысячи. Честно говоря, не могу вам назвать точной цифры, поскольку меня волнует прежде всего не численность того или иного департамента, а его финансовый результат. Людей набирают под конкретные задачи, и не всегда их количество отражает значимость направления или его востребованность.

Можете ли Вы назвать какие-то направления, которые считались перспективными и в силу разных причин не получили развития?

Таких, пожалуй, и не припомню, потому что за все историю «Инком» не было ни одного провального проекта. Даже если у нас что-то на первых порах не получается, завершить начатое – это уже дело чести. Мы постоянно присматриваемся к разным направлениям. Вот недавно очень внимательно изучали вопрос специализированного оборудования для банков, но пока не совсем ясно, как на нем зарабатывать. Рынок уже насыщен, есть стабильные игроки, так что выходить в данный сегмент можно, только ломая его, т. е. за счет демпинга, что неправильно. Новых же идей, которые позволили бы переключить клиентов на нас, мы еще не нашли, поэтому вопрос пока отложили.

Среди ваших клиентов есть те, кто очень жестко конкурирует между собой. Как удается работать и с теми и с другими?

У нас есть определенные ноу-хау. А если серьезно, то это очень непростой вопрос, и перед тем как начать работу, мы подписываем договор, в котором четко оговаривается, какая информация клиента является конфиденциальной.

Вопрос по поводу сборки компьютеров. В прошлом году вы существенно обновили и расширили данное направление, после чего сразу же появились слухи о том, что это сделано под будущий заказ по сборке ПК для одного из ведущих западных брендов...

Слухи пусть остаются слухами, я не буду ни подтверждать их, ни опровергать, посмотрим, как будет развиваться ситуация. Но мы действительно существенно расширили наши возможности по производству компьютеров. Так, например, вспомогательные и сопутствующие площади увеличились в три раза, а непосредственно сборочный цех сегодня занимает 1500 м2. Мы рассчитываем, что такой инфраструктуры нам должно хватить на 3–4 года при активном росте. Это производственное подразделение, которое обеспечивает компьютерами наши проекты и готово работать на внешние заказы.

А хватает ли нынешнего помещения, в котором располагается компания?

Пока еще да, хотя и с трудом. Но мы активно осваиваем соседние территории. Кстати, мы с вами очень много говорили об аутсорсинге. Так вот, «Инком» также выполнение многих задач поручает сторонним организациям. Например, у нас в здании десяток аквариумов и бассейн с рыбками, за ними следит фирма, которая специализируется на этом. Или, скажем, на нашей территории работают три буфета и столовая, это также аутсорсинг. И среди основных требований было следующее: при разнообразном меню всегда должно быть два комплекта блюд – не более 7–8 грн за полный обед. Естественно, чтобы фирма могла держать такие цены, мы ей предоставили полностью оборудованную кухню в бесплатную аренду и прочие льготные условия. И это, кстати, очень важный вопрос в плане организации работы компании, чтобы персонал не бегал по округе в поисках еды и мог потратить на обед 10–15 мин, будучи уверенным, что с восьми утра до восьми вечера тебя нормально покормят. В обеденное время, конечно, возникают очереди, но в ресторане установлена видеокамера, которая на внутреннем сайте показывает, что там происходит. Вообще же, наши сотрудники шутят, что структура офиса полностью автономная, не хватает разве что только гостиничных номеров.

Сегодня «Инком» ориентируется в основном на крупный бизнес?

Не только. У нас есть четкие планы и в отношении SMB-рынка, это крайне необходимо для устойчивости.

Но раньше рынок малых и средних предприятий не входил в ваши приоритеты.

Мы просто это не афишировали. Данное направление у нас всегда было, и уже со времени кризиса 1998 г. существовал четкий план, сколько клиентов в процентном отношении должно быть из сегмента SMB.

А какая доля приходится на SMB?

Сегодня около трети. С 1998 г., естественно, этот показатель увеличился с 15 до 30%.

Планируется ли расширять список вендоров, с которыми вы работаете?

Могу сказать, что мы работаем, так или иначе, почти со всеми заметными вендорами. Масштабы наших проектов просто диктуют такие условия. Мы не только продаем, но и занимаемся проектной работой. Так, скажем, мы можем не иметь высокого статуса у IBM, но активно используем ее решения... То же самое касается Hewlett-Packard. Приведу простой пример из телекоммуникационной области: сегодня мы являемся самым крупным партнером Cisco в Украине, но при этом и самые большие продажи Nortel Networks приходятся на «Инком».

Возвращаясь к вопросу о российском факторе. В свое время произошел некий рывок московских интеграторов в Украину. Два-три года назад IBS открыла подразделение «Ай-Ти», потом на рынок вышла «Ланит», до этого здесь уже присутствовала «Борлас»...

Не хочу говорить об упомянутых компаниях ничего плохого, но у большинства российских интеграторов реально здесь ничего не получилось. Хотя если одну-две из названных вами фирм еще как-то можно заметить в определенных сегментах рынка, то всех остальных «пришельцев» не видно и не слышно.

А не поступали ли к вам предложения о продаже бизнеса, скажем, со стороны российских компаний?

Разговоры были самые разные, но, по моим наблюдениям, компании продаются в четырех случаях. Первый – когда фирма изначально создавалась именно для продажи. Второй – компания достигла своего пика, а затем ее бизнес пошел на спад, т. е. пока она не потеряла значение на рынке, ее необходимо быстро продать. Третий случай – крайне нужны большие деньги для развития, которые нельзя привлечь с помощью кредитов и т. д., и приходится ради этого продавать часть компании, а то и всю ее. И наконец, четвертый вариант – когда акционеры обнаружили более прибыльный бизнес и требуют перенаправить свои деньги именно туда. Теоретически возможен еще один случай, когда акционер, он же руководитель, просто устал и хочет избавиться от фирмы.

«Инком» не подпадает ни под один из этих пунктов?

Именно. Компания, которая находится на подъеме, практически никогда не продается, так как это просто экономически невыгодно.

Но, как известно, любая компания – это бизнес, который можно оценить, а следовательно, продать, вопрос только в предложении...

Значит, предложения, которое устроило бы нас, мы еще не получили. Но признаюсь честно, мы его и не ищем, поскольку ставим перед собой другие задачи.

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT