`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Infopulse: Пять уроков о миграции в облако Azure

+57
голосов

Миграция в облако – критически важный шаг на пути к цифровой трансформации и непростое решение для любого бизнеса. Непростое оно не только потому, что требует значительных ресурсов.

Предположим, что в компании отточены все процессы, а все локальные системы работают как часы. Значит ли это, что и миграция в облако пройдет проще простого? Увы, это не так.

В нашей статье вы прочтете пять небольших уроков о миграции в облако – на примере кейса компании Infopulse, официального CSP и сертифицированного партнера Microsoft в Украине.

Облачная трансформация для крупного поставщика IT-услуг

Клиент Infopulse, о котором пойдет речь в нашей статье – большая европейская компания, в свое время разраставшаяся путем покупок компаний помельче. Как это часто бывает в таких случаях, в наследство наш клиент получил множество разрозненных систем и устаревших серверов. И вот, когда затраты на поддержку стали превышать рентабельность и КПД в целом, клиент задумался о переходе на облачные технологии. Приблизительно в этот период, компании начали массово избавляться от быстро стареющего железа и унифицировать технологические стеки. Тогда, в 2014 году, и начался наш многоступенчатый проект длительностью в несколько лет и состоящий из двух основных и нескольких промежуточных этапов:

  • Миграция в Office 365 (SaaS) с построением гибридного облака Exchange Online. Проект реализовывался с активным участием проектной команды Infopulse на протяжении 2 лет.
  • Миграция дата центров (IaaS) в Azure с полным закрытием устаревших дата центров. Проект продолжается по сей день.

Итак, вот пять главных уроков, которые мы вынесли из этого кейса.

1. Миграция пользователей из старых систем занимает много времени.

Когда необходимо развернуть и настроить Office 365 с нуля – это делается достаточно быстро и просто. И совсем непросто, когда, как в нашем случае, нам пришлось мигрировать в облако данные порядка шести тысяч пользователей из двух устаревших систем. Половина пользователей использовала Exchange 2010, а вторая половина – отслужившую свое, но все еще популярную на тот момент в Европе систему IBM Lotus.

Миграция получилась очень сложной технически и заняла почти 2 года – казалось бы, нереальный срок. Выглядело это следующим образом:

 Пять уроков о миграции в облако Azure

Рис.1. Интеграция между Azure AD и On-Premises AD

 

 Пять уроков о миграции в облако Azure

Рис.2 Миграция данных в Office 365

Скорость миграции была ограничена из-за необходимости вырабатывать индивидуальный подход к каждому пользователю. В связи с большим количеством пользовательских данных, мигрировать нам удавалось по десять-двадцать пользователей в день, с использованием специального программного обеспечения. Не обошлось и без множества технологических конфликтов.

Стоила ли овчинка выделки? Безусловно, ведь для пользователей все закончилось идеально – ни один килобайт данных не утерян, все интегрированы в единую инфраструктуру и получают современные сервисы с обслуживанием в облаке. Стоит заметить, что все это время бизнес не простаивал – перенос данных не затронул работоспособность пользователей. Но самое главное здесь – не процесс, а итоговые результаты.

Вывод: Проекты миграции – не всегда быстрый процесс.
Многое зависит от имеющегося технологического стека, от особенностей инфраструктуры, и от многих других факторов, оценить которые (и соответственно, понять сроки и объемы) – одна из первоочередных задач перед началом проекта миграции. В любом случае, всем компаниям раньше или позже приходится проходить через тернии миграции. И конечно, чем раньше вы начнете, тем скорее перейдете на следующий этап.

2. До миграции необходимо подготовить сетевую инфраструктуру.

Наш клиент владеет большим количеством дата центров, расположенных на различных локациях в Европе. Часть дата центров находилась в очень запущенном состоянии, а у другой части заканчивалась аренда. Чтобы не продлевать аренду, не возиться со старым железом и его поддержкой (стоящей, к слову, немалых денег), необходимо было выполнить миграцию всех систем и серверов в облако. Для этих целей Microsoft предоставляет Azure Site Recovery, службу облачного восстановления, помимо всего прочего, позволяющую мигрировать физические и виртуальные сервера в облако.

Согласно процедуре ASR (и для того, чтобы все работало как надо), необходимо было вложить много усилий в построение и настройку надлежащей сетевой инфраструктуры. Со стороны Infopulse, этой задачей занималась отдельная команда, которая должна была обеспечить хорошую связь между локальными и облачными серверами, а также с софтом для Azure, позволяющим видеть виртуальные машины. Нам необходимо было сделать полный дизайн, все нарисовать, нарезать сеть, организовать связь, и так далее. Помимо этого, мы также внедрили сервис Microsoft ExpressRoute, с помощью которого локальная сеть расширяется до виртуальных сетей Azure. Все это заняло около двух месяцев. Только после этих всех процедур мы смогли вынести часть серверов Active Directory, начали строить сервисы и переносить данные в Azure.

Вывод: миграция – это не просто перенос данных.
Такие проекты подразумевают усовершенствование множества других, казалось бы, отлично работающих компонентов.

3. Инвентаризация и документация – два критически важных шага.

Еще один важный шаг перед миграцией – это проведение процесса инвентаризации серверов. При миграции крупного дата центра нам необходимо работать с сотнями серверов, отвечающих за работу самых различных сервисов и систем. Какие сервера отключать, какие переносить в другие дата центры, а какие мигрировать – без инвентаризации и последующей документации этого не выяснить.

Для того, чтобы разобраться во всем детально, необходимо наладить коммуникацию с владельцами каждого сервера и провести пилотную миграцию на простеньких и никому не нужных серверах. Именно так мы и сделали, параллельно работая над планом миграции. Этот подробнейший документ описывает все детали этого процесса, вплоть до того, какую кнопку нажать, какой IP-адрес поменять, и что восстановить – шаг за шагом.

После серии предварительных тестов, мы смогли наконец подобраться к продуктивным серверам и провести их полную инвентаризацию: что на них работает, какие сервисы, какие приложения, определить степень важности и приоретизировать по очередности, разделяя сервера на лоты согласно их критичности. Только после этого мы смогли приступить к миграции серверов.

Вывод: хорошо налаженная коммуникация помогает решить даже самые сложные проблемы. Без надлежащего понимания ролей и вовлеченности в процессе всех сторон степень успешности выполнения задач резко падает.

4. Устаревшие системы и сервера требуют особых подходов.

Миграция серверов потребовала от нас вырабатывать множество нестандартных подходов и приемов.

Одной из сложностей, с которой мы столкнулись – было организовать процесс миграции так, чтобы наша работа никак не отразилась на рабочих процессах клиента. Иными словами, мигрировать крупные сервера в рабочее время было нельзя, ведь это могло повлиять на доступность сервисов. Поэтому нашей команде иногда приходилось работать в не бизнес-время.

Но были и куда более сложные нюансы, оказавшие влиявшие на течение всего проекта миграции. К примеру, множество серверов было настолько старыми, что они не поддерживались программным обеспечением, применяемым для миграции. Чтобы смигрировать неподдерживаемый сервер (например, Windows 2003) из VMware в Azure, нужно было провести дополнительную конвертацию:
Сначала мы использовали инструмент MVMC от Microsoft, чтобы перенести виртуальную машину VMware в виртуальную машину Mircrosoft Hyper-V.
И только после этого Azure поддерживает переезд такой машины с онпрема в Azure.

Обе операции требуют даунтайма.

Еще один пример: у пользователей одного древнего приложения должен был быть статический MAC-адрес, иначе приложение переставало работать. В Azure пока что нельзя развернуть сервис со статическим MAC-адресом. Пришлось оставить такие сервера как есть.

К тому же, при переезде менялся IP-адрес серверов, что также добавляло нюансы.

Весь процесс выглядел следующим образом:

 Пять уроков о миграции в облако Azure

Рис.3. Миграция дата центров в Azure

К тому же далеко не все данные поддавались переносу, поэтому и не все сервера можно было мигрировать в Azure – частично из-за того, что это крайне сложно сделать. В некоторых случаях нам пришлось воссоздавать сервера и базы данных с нуля вручную, но зато без ошибок и очень аккуратно.

Вывод: каждый кейс – уникален.
Нет таких единых универсальных подходов, которые можно было бы применить повсеместно, зачастую даже в рамках одного проекта.

5. Миграция – ресурсоемкий проект. Но результаты оправдывают вложения.

Подобные изменения показательны в том плане, что требуют множество усилий и ресурсов от всей компании. Инфраструктура нашего клиента была слишком уж устаревшей по всем техническим показателям. И с этим огромным количеством старых серверов нужно было срочно что-то решать, чтобы не думать о затратах на поддержку, настройку и замену запчастей. Мало того, системы постоянно и регулярно падали, а чинить и оплачивать время простоя значительно дороже, нежели вынести все в облачный сервис.

В результате, наш клиент получил глобальную экономию ресурсов и ускорение всех процессов. Столь глобальное обновление инфраструктуры стоит рассматривать не как затраты, а исключительно как инвестиции в развитие бизнеса, которые довольно быстро окупают себя. Помимо того, что облако упрощает и автоматизирует многое из того, что ранее делалось вручную, Azure также предоставляет очень удобную статистику. Тут все прозрачно - учитывается каждый гигабайт. Если вы считаете, что облачный сервер стал «занимать слишком много места» и потреблять слишком много средств, его можно временно отключить. Это в высшей степени удобно, ведь в этом случае можно не платить за этот сервер, а данные при этом сохраняются.

Вывод: не стоит засиживаться на старых технологиях.
Принцип «если что-то работает - не трогай это», может в результате больше навредить, чем принести пользы, ведь рынок и темпы его развития диктуют свои условия.

Подводя итоги

Успех этого проекта был критически важен для бизнеса нашего клиента. Теперь, благодаря построению гибридной инфраструктуры Azure, в облаке размещаются большинство серверов и сервисов, связанных с Active Directory, а также сотни бизнес-приложений. При этом менеджмент многих сервисов до сих пор происходит в онпреме, что добавляет гибкости возможностям управления. Благодаря миграции, нам удалось консолидировать тысячи пользователей, ускорить процессы и автоматизировать множество задач. Все новые сервера будут создаваться сразу в облаке.

Немного статистики: 

  • Произведена миграция 6000 пользовательских аккаунтов и данных;
  • ~ 9000 активных пользователей Exchange Online;
  • ~ 500 активных пользователей OneDrive в день;
  • ~ 1500 страниц SharePoint Online, 200 активных страниц в день;
  • ~ 1000 активных пользователей Yammer в день;
  • Из эксплуатации выведено 10 физических серверов Exchange 2010, а также 4 физических и 20 виртуальных серверов IBM Lotus 8.5;
  • Упрощено управление доменами: 3 домена Active Directory вместо 27;
  • Закрыт устаревший дата центр: 80+ серверов мигрированы в Azure, оставшиеся 200+ были закрыты либо перемещены в другой дата центр.

Что же дальше? Проект миграции дата центров успешно продолжается. А учитывая размеры бизнеса нашего клиента, нам предстоит еще много совместной работы.

Вместо постскриптума

Можем смело вас заверить – решить можно любую задачу даже в самых сложных случаях. Каким бы большим и сложным ни был ваш бизнес, нужно не бояться проводить изменения. Помните – технологии – это в первую очередь инструмент, и в правильных руках – это залог вашего успеха.

Об Infopulse
Компания Infopulse, часть скандинавской группы IT-компаний EVRY ASA – поставщик услуг и решений в сегменте высоких технологий, работающий на международном рынке с 1991 года. Больше информации – на официальном веб-сайте компании www.infopulse.com.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+57
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT