`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Индустрия визуальных технологий: национальные особенности

Статья опубликована в №48 (567) от 19 декабря

0 
 

3 декабря специалисты в области компьютерной графики и визуальных технологий в очередной раз отметили собственный профессиональный праздник – 3December! Прошедшее торжество стало весьма удачным поводом не только для знакомства с положением дел в этой динамично развивающейся отрасли, но и позволило оценить реальные перспективы украинского VFX-продукта на внешних рынках.

Имеет ли право на существование такое определение, как отечественная (постсоветская) школа Visual Effects? Востребованы ли наши художники в зарубежных студиях? Что ни говори, а аббревиатура VFX совершенно новая для нашей страны. Безусловно, существует хорошая старая школа SFX (Special Effects), называвшаяся комбинированными съемками и объединявшая в себе средства производства эффектов, не требующих вмешательства цифровых технологий. В их числе необходимо упомянуть макеты, декорации, всевозможную пиротехнику, рирпроекционные экраны и т. п. В свое время это была довольно мощная отрасль советской кинематографической индустрии: вспомнить хотя бы такие бестселлеры, как «Экипаж» или «Гостья из будущего». К сожалению, сегодня специалистов в области SFX осталось не так уж и много, что очень печально, ведь зарождение рынка компьютерных эффектов никоим образом не отменяет наличия традиционных технологий визуальных иллюзий. Наоборот, решения SFX и VFX позволяют дополнять друг друга весьма эффективным образом. Во всяком случае, за рубежом идеально сосуществуют оба направления.

Индустрия визуальных технологий национальные особенности
Индустрия визуальных технологий национальные особенности
Индустрия визуальных технологий национальные особенности
Украинские VFX-студии становятся востребованными на новых рынках. Сегодня к услугам отечественных команд наиболее активно прибегают представители российской киноиндустрии. Один из последних проектов – фильм «Очень Русское Кино» – потребовал для своего воплощения интенсивного вмешательства компьютерной графики и, как следствие, значительных усилий от супервайзера по спецэффектам. Все подготовительные работы также выполнялись нашими специалистами

Говоря о наших специалистах в области VFX, следует признать, что их катастрофически не хватает. Львиная доля работников – это практики, долгое время занимавшиеся графикой в сфере производства рекламы. Именно из этой среды выросло много postproduction-специалистов, имеющих различный уровень подготовки и опыта, большей частью достаточный для удовлетворения текущих потребностей рынка. Однако приходится констатировать, что требования к продукту растут быстрее, увеличивается число специалистов и на рынке ощущается острая нехватка профессионалов. Налицо замкнутый круг – нет учебных заведений, потому что не хватает преподавателей. Ввиду постоянной занятости и востребованности практически никто из опытных VFX-специалистов не может позволить себе преподавательскую деятельность, хотя желание есть у многих. «Одним из наиболее реальных выходов в создавшейся ситуации может стать приглашение иностранных специалистов, а также привлечение к проектам западных менеджеров и руководителей», – считает Руслан Огородник, ведущий супервайзер столичной студии Terminal FX. Как показало время, для становления профессионала VFX-профиля обычно требуется не один год. В среднем этот процесс длится от пяти (для самых талантливых и пытливых) до двенадцати лет – по истечении упомянутого срока уже накапливается достаточный опыт и знания для того, чтобы соперничать со средним зарубежным специалистом. Отсутствие специализированного образования у наших мастеров в некоторой степени компенсируется ситуацией на рынке, когда новичок активно изучает необходимую программную базу хотя бы на уровне азов (что греха таить, этому во многом способствует все еще не решенная проблема использования нелицензионного ПО), ищет информацию на соответствующих сайтах и т. д. С достижением некоего начального уровня в процессе столь активного самообразования появляются достаточно высокие шансы попасть в действующую студию, где рядом с опытными коллегами усовершенствуются профессиональные навыки.

Говоря о высокой востребованности наших специалистов за рубежом, можно с уверенностью сказать, что чаще всего это красивые истории о другом мире в стиле Михаила Задорнова: «они идиоты, а мы умные и находчивые». Не так уж много наших специалистов попадают в зарубежные компании. Если говорить о рынке кинопроизводств, то это единицы. В случае с индустрией Game Development шансов гораздо больше. Не секрет, что в Киеве находится одна из самых мощных GameDev-баз в Европе с множеством компаний, воспитавших большое количество специалистов в этой индустрии.

Параллельным, весьма успешным направлением деятельности студий можно считать разработку собственных программных продуктов, так называемых in-house. Инструментарий, создаваемый для решения определенных узкоспециализированных задач, по окончании проекта может быть с легкостью перепрофилирован для универсального применения. В Украине и России на сегодняшний день всего лишь несколько студий занимаются разработкой собственного ПО. Главным образом это административные базы для управления проектами. Безусловно, развитие данного направления требует формирования огромного штата программистов внутри компании, способных оперативно и качественно создавать программы под конкретные задачи подобно тому, как это делается за рубежом. Пока что основной объем выполняемых работ редко выходит за рамки специализированных скриптов. Некоторые российские фирмы, в частности Cinemateka, серьезно заняты разработкой программных продуктов, которые потенциально востребованы на рынке. Не отстают и отечественные студии. В качестве примера следует привести Terminal FX, создавшую собственное ПО для управления массовками виртуальных актеров в масштабных батальных сценах.

В завершение следует отметить, что выполненные при непосредственном участии украинских студий блокбастеры «Ночной Дозор» и «Дневной Дозор» изменили мнение многих продюсеров о возможностях отечественных специалистов в сфере VFX, хотя говорить о какой-то победе еще рановато. Сегодня студий, способных конкурировать с иностранными, крайне мало. Причем имеются в виду не гиганты уровня ILM, Digital Domain или Framestore. Нам пока трудно равняться даже с большинством зарубежных мастерских, где работают люди с опытом десять и более лет. Кроме того, не стоит забывать, что в их распоряжении имеется развитая технологическая база и материальные ресурсы, которые не только позволяют держать всю инфраструктуру на плаву, но и активно ее совершенствовать.

При сравнении наших и зарубежных студий в дружном VFX-сообществе постсоветского пространства нередко можно услышать что-то наподобие «мы, думаем, что отстали от них на десятки лет, оказывается, мы отстали от них навсегда!». Так ли это? Посмотрим!

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT