`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Индустрия материнских плат: производители в ожидании подъема

0 
 

Сегодня многие сегменты IT-индустрии находятся в каком-то необычном состоянии: с одной стороны, спад вроде бы остался позади, но с другой, подъем еще не наступил. И рынок материнских плат в этом смысле не исключение. Но сначала, по традиции, об итогах года ушедшего.
Согласно результатам исследования, проведенного тайваньским Market Intelligence Center, в 2001 г. местными производителями было выпущено 80,6 млн. материнских плат -- немного меньше, чем в 2000 г. (84,4 млн.). Это составляет около 80% мировых объемов поставок. Что касается оборота тайваньских фирм, то он в сравнении с предыдущим годом практически не изменился и оказался равным 5,65 млрд. долл. (в 2000 г. -- 5,67 млрд.).

Индустрия материнских плат производители в ожидании подъема Стоит отметить, что на первый и второй кварталы 2001 г. пришлось около 40, а на третий и четвертый -- около 60% годовых поставок материнских плат. Однако вряд ли стоит в данном случае говорить о каких-то положительных сдвигах на рынке во второй половине года -- скорее всего, здесь свою роль сыграли сезонные колебания спроса.

Среди других тенденций наблюдателями отмечается постепенное вытеснение ведущими компаниями -- ECS, ASUSTeK, Gigabyte и MSI -- поставщиков второго уровня. Так, согласно последним оценкам, доля четырех крупнейших игроков в общем объеме выпуска материнских плат на Тайване достигла приблизительно 50%. Однако реально указанная цифра заметно выше: дело в том, что значительная часть небольших фирм размещает заказы на изготовление материнских плат у ведущих производителей (в роли главного такого "подрядчика" называется ECS), сосредоточиваясь на решении задач разработки новых продуктов и маркетинга. Так, по информации источников внутри индустрии, примерно из 30 владельцев торговых марок собственными мощностями располагают лишь около трети. Но не надо забывать и еще об одном нюансе: те компании, которые выполняют сторонние заказы, выпускают продукты и под собственной маркой, и, естественно, стремятся обеспечить максимальное качество в первую очередь для себя.

Ну и, о чем уже говорилась не раз, продолжается перенос производства в Китай, и, как предсказывали эксперты около года назад, в 2001 г. доля продукции тайваньских фирм, изготовленной на материке, впервые перевалила за половину, составив в конечном итоге 53%.

Тут же нельзя не упомянуть и о том, что наметилась явная тенденция к размещению мощностей по выпуску материнских плат не в северной провинции Гуандунь, где до недавнего времени они были сосредоточены, а в центральной части страны -- в районе Шанхая и Куншаня. По имеющейся информации, построить заводы там планируют такие компании, как ECS, MSI, Gigabyte, Abit, Epox, а, скажем, у ASUSTeK здесь уже есть крупная производственная база. Причин подобного явления называется несколько, в частности сокращение транспортных расходов за cчет близости к OEM- и ODM-заказчикам, наличие налаженных цепочек поставок и, наконец, налоговые льготы. Причем ряд экспертов подчеркивают: большой потребности в новых заводах нет, т. е. речь в данном случае идет не о наращивании производства, а о повышении его эффективности. Высказывается также предположение, что со временем центральный Китай может стать еще и центром исследований и разработок.


Прогноз для четырех ведущих тайваньских производителей материнских плат на 2002 г.

 Компания Обнародованный план поставок на 2002 г., млн. шт. Предполагаемая доля на мировом рынке в 2002 г., % Объем поставок в январе--апреле, млн. шт. Выполненная часть плана, %
 ASUSTeK 20   16,6 5,4 27   
 ECS 11    14 5,1 30,3
 MSI 13,1 10,9 3,4 26,1
 Gigabyte 16,9 9,1   3,3 29,8
 Всего для фирм "большой четверки" 61   50,6 - -
Источник: "DigiTimes"


Сейчас, как известно, идет много разговоров о смещении акцентов в сторону материнских плат с интегрированными графическими и звуковыми функциями, средствами доступа к локальной сети и т. д. По словам специалистов, на самом деле они в подавляющем большинстве случаев выпускаются по OEM-заказам, поскольку для сборщиков ПК стоимость всего решения имеет огромное значение. В то же время, если речь идет об устройствах, предназначенных для продвижения через дистрибьюторские каналы, то основная доля продукции приходится на неинтегрированные платы. Таким образом, соотношение интегрированных и неинтегрированных плат у каждого производителя, как правило, определяется тем, в какой степени он ориентируется на OEM-сегмент, а в какой -- на дистрибьюторов.

И сразу несколько слов об OEM-поставках. Сегодня ряд наблюдателей отмечают: слияние Hewlett-Packard и Compaq очень наглядно продемонстрировало, сколь рискованной может оказаться ставка на них. В самом деле, фактически производитель попадает в зависимость от крупных заказчиков. Так, в упомянутом случае в числе главных пострадавших называется Gigabyte, изготовлявшая платы для Compaq, в то время как HP работала с другими партнерами.

Если попытаться охарактеризовать ситуацию на рынке, сложившуюся на сегодняшний день, то ее, наверное, правильнее всего было бы назвать неустойчивой. Ярким тому подтверждением могут служить последние пару месяцев.

Так, во второй половине марта производители материнских плат из-за очень невысокого спроса вынуждены были массово снижать цены на свою продукцию. Причем, что интересно, в наименьшей степени это коснулось Европы, но не потому, что положение там оказалось лучше, а как раз наоборот: по заявлению компаний, покупательская активность в Старом Свете была столь низкой, что никакое удешевление не принесло бы заметного результата.

Однако в апреле произошло существенное увеличение продаж, и эксперты связывают его... с ростом спроса в Европе. К примеру, у MSI, поставляющей на европейский рынок около половины своих материнских плат, продажи в сравнении с мартом, согласно некоторым оценкам, стали больше на 5--10%, а у ECS, чья доля в Европе в общем объеме продаж составляет порядка 30% -- почти на 15%. Подобное развитие ситуации кое-кто объясняет агрессивной ценовой политикой AMD в отношении процессоров Athlon и последовавшим затем ответным ходом со стороны Intel. При этом отмечается, что на европейском рынке спрос на платы под Athlon традиционно выше, чем под Pentium 4.

Как видим, наблюдается некоторое противоречие: с одной стороны, никакое снижение цен не поможет, а с другой -- удешевление процессоров стимулировало спрос. Но его, наверное, следует рассматривать как отражение противоречивости ситуации на рынке вообще.

Ну и раз уж выше речь зашла о снижении цен, то стоит упомянуть, что недавно появились сведения о планах ASUSTeK по созданию дочернего предприятия для выпуска материнских плат начального уровня. По мнению специалистов, она таким образом, во-первых, стремится по крайней мере сохранить свою рыночную долю, оказавшуюся под угрозой вследствие массированного наступления в ряде регионов (в частности, в Китае) других крупных фирм, предлагающих дешевые продукты, а во-вторых, удержать уровень прибыльности своих плат, ориентированных на верхний ценовой сегмент и составляющих, как известно, одну из основ ее бизнеса, -- ранее компании приходилось снижать их стоимость, чтобы хоть как-то противостоять наступлению конкурентов.

Но вернемся к нашей основной теме. Вполне вероятно, что как раз сейчас мировой рынок материнских плат находится на некоем переходном этапе: уже на вторую половину нынешнего года и аналитики, и сами производители предсказывают устойчивый рост, особенно в OEM-секторе. Так, согласно опубликованным в середине мая прогнозам, в нынешнем году в сравнении с прошлым ожидается существенное увеличение объемов поставок. Особенно агрессивно настроена ASUSTeK, собирающаяся добиться, ни много ни мало, 25%-ного прироста. Однако есть мнение, что спутать карты здесь может вероятное перераспределение заказов от ведущих производителей компьютерного оборудования, стимулированное все тем же объединением Compaq и HP.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT