`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Игровая индустрия. Январь 2005 г.

0 
 
Уже замечено, что уважающие традиции господа с Британских островов, а точнее представители местной ассоциации производителей развлекательного программного обеспечения ELSPA, отчитываются самыми первыми. Вот и нынче нарушений в этом плане не наблюдалось. В итоговом пресс-релизе отмечено, что суммарный оборот в сфере развлекательного ПО в Великобритании за 2004 г. достиг 1,34 млрд фунтов стерлингов (около 2,5 млрд долл. США), тем самым превысив результат годичной давности на 6,6%. Еще раз обратим внимание, что эти цифры касаются только ПО. Если учесть еще и продажи игрового железа (консолей, аксессуаров для них и т. п.), то, очевидно, показатели существенно подрастут. Хотя не следует забывать и о том, что последний рождественский сезон до некоторой степени не оправдал ожиданий розничных продавцов из-за недопоставок именно аппаратного обеспечения. Безусловно, этот фактор оказал негативное влияние и на общий уровень продаж игрового ПО. Так что, в принципе, британская игровая индустрия могла бы заработать за 2004 г. и значительно больше.

Что касается конкретных продуктов, то рекордсменом по продажам в 2004 г. в Великобритании (имеется в виду список бестселлеров с учетом всех платформ) стала очередная серия мегапопулярного симулятора автоугонщика Grand Theft Auto: San Andreas (Take 2). Серебряную и бронзовую ступеньки своеобразного пьедестала заняли, соответственно, FIFA 2005 и Need for Speed: Underground 2 (Electronic Arts). Если говорить об отдельных издателях, то нельзя не отметить, что в первую двадцатку самых продаваемых игр вошли 9 продуктов от Electronic Arts. И еще один факт, на который просто нельзя не обратить внимания: в этом списке фигурирует лишь одна (!) игра, предназначенная только для PС, -- The Sims 2 (да и та находится на скромном 12-м месте). На остальных позициях TOP 20 расположились мультиплатформенные продукты, причем в большинстве своем это сиквелы и лицензированные игры по мотивам кинофильмов.

Перенесемся с крупнейшего европейского рынка на крупнейший мировой, т. е. в США. Здесь поводов для радости намного меньше. Отчет об итогах года в американской индустрии интерактивных развлечений в середине января представила компания NPD. По данным этого исследования, впервые за последние несколько лет был отмечен спад. Совокупный уровень продаж игрового ПО, консолей и аксессуаров снизился по сравнению с 2003 г. на 1% и составил 9,9 млрд долл.

И снова "главная вина" за обозначенное снижение ложится на производителей домашних консолей. В связи с дефицитом игровых приставок в предрождественский период падение уровня их продаж (на 27% в денежном и 16% -- в штучном выражении) привело к суммарному "минусу". И даже за счет роста показателей в других секторах (к примеру, на игровое ПО потребители потратили около 6,2 млрд долл. -- примерно 62% суммарного оборота) игровой индустрии не удалось выйти на положительные результаты в целом. До некоторой степени реноме "железного" сектора сохранилось благодаря 10%-ному приросту в сфере портативных консолей (во многом за счет удачного старта Nintendo DS). Лидером среди самых продаваемых игр стала все та же Grand Theft Auto: San Andreas от Take 2 (5,1 млн копий), почти на миллион копий отстал эксклюзив для Xbox -- Halo 2 от Microsoft (4,2 млн копий).

Японский игровой рынок в 2004 г. уменьшился в объеме на 0,7% (по сравнению с 2003 г.)

и опустился до планки в 427,9 млрд иен (4,2 млрд долл.). Что касается показателей локальных издательских компаний, то Nintendo вкупе с дочерней The Pokemon Company оторвалась от всех остальных очень далеко как по количеству выпущенных игр, так и по уровню продаж.

Кстати, та же Nintendo не собирается почивать на лаврах. В январе руководство компании приняло решение увеличить расходы на научно-исследовательскую деятельность (Research & Development), а также на рекламу. В первую очередь эти средства будут брошены на поддержку только что выпущенной Nintendo DS и консоли следующего поколения, пока фигурирующей под кодовым названием "Revolution".

Термин R&D упоминался на днях и в новостях от другой компании, которой пару лет назад захотелось потягаться с Nintendo на их исконной территории портативного гейминга. Речь, конечно же, о лидере рынка сотовой телефонии -- Nokia. Если японцы добавляют денег на дальнейшие проекты, то у финнов ситуация прямо противоположная: отдел исследований и разработок сокращается, в результате чего ожидается увольнение около 350 сотрудников. Более того, британская ассоциация ELSPA объявила, что теперь не будет распространять списки бестселлеров для N-Gage. Объяснение крайне простое -- "эти чарты мало для кого представляют интерес".

Пожалуй, одной из наиболее обсуждаемых в индустриально-игровом сообществе тем в январе стало заявление COO медиакорпорации News Corp. Питера Чернина (Peter Chernin) о том, что империя Руперта Мэрдока активно присматривается к игровому рынку и даже ищет, кого бы прикупить. Правда, пока подходящая кандидатура так и не найдена. Выступая на пресс-конференции в Фениксе (штат Аризона), топ-менеджер News Corp. заявил, что не только эта компания, но и другие крупные медиахолдинги заинтересованы в проникновении на рынок интерактивных развлечений. Напомним, что в прошлом году председатель правления и CEO Viacom Самнер Редстоун (Sumner Redstone) довел свою личную долю в акциях Midway Games до 80%.

Давайте теперь попробуем оценить, какие последствия для игровой индустрии может иметь намечающееся слияние с медиаконгломератами. Честно говоря, в творческом плане, вероятнее всего, это ничего хорошего не принесет. И без того непомерное количество игр "по лицензиям" очень быстро возрастет, а новых, действительно оригинальных идей явно поубавится.

Чернин не указал, какую сумму Мэрдок и Ко готовы потратить. У них, бесспорно, есть возможность проглотить и гиганта, соизмеримого с Electronic Arts, однако очевидно, что желания тратить деньги на сделки такого масштаба у News Corp. нет (как известно, рыночная капитализация EA оценивается в 18--20 млрд долл.). Следующей в списке игроиздательских "монстров" стоит Activision, и в выступлении Чернина даже прозвучали слова о том, что якобы Activision ищет покупателя.

Однако судя по заявлениям босса Activision Бобби Котика (Bobby Kotick), его компания не думала и не думает выставлять себя на продажу в ближайшем будущем. Кстати, в своем выступлении на конференции Barney Citigroup Entertainment, Media & Telecommunications Conference он сообщил еще много других небезынтересных вещей.

Так, например, обсуждая вопросы, связанные с противостоянием PSP и Nintendo DS, он указал, что операционная маржа для DS составляет 25% (так же, как у стационарных консолей, и на 7% больше, чем у GBA), а значит, планы Sony продавать игры для PSP на 10% дороже в случае их реализации сделают дельту заработка для этой платформы самой высокой среди всех форматов.

Бобби Котик также высказал мнение, что продукты для PS3 и Xbox 2 будут на $10 дороже игр для ныне здравствующих консолей. Наконец, он прокомментировал факт несоответствия объемов телевизионной и внутриигровой рекламы (8,5 млрд -- ТВ и 20 млн -- игры), хотя налицо практически аналогичная целевая аудитория.

Сага о том, как могущественная Electronic Arts захотела "откусить кусочек вкусного французского пирога" Ubisoft, для начала выкупив 20% ее акций, еще далека от завершения. Председатель правления этого лидера европейского игрового рынка Ив Гильмо (Ives Guillemot) обнародовал некоторые детали дальнейшей стратегии компании по защите своей самостоятельности. Уважаемый представитель семейства Гильмо (которое, как известно, контролирует еще и одноименного производителя аппаратных продуктов) указал, что "имеется собственный план пресечения любых поползновений к приобретению Ubisoft со стороны EA или каких-либо других сторон, заинтересованных в такой сделке", однако пока подробности этого плана не разглашаются.

Гильмо также отметил, что разработанные меры позволят одержать победу. Под этим он, кроме всего прочего, понимает сохранение того креативного потенциала, которым сильна сегодня компания Ubisoft. Что ж, с тезисом о креативности трудно не согласиться.

Одним из шагов на пути к решению проблемы самостоятельности может стать слияние с Gameloft, юбисофтовским подразделением мобильных игр, с некоторого времени действующим как самостоятельная компания. Такое объединение способно обеспечить семейству Гильмо достаточную степень влияния внутри Ubisoft и теоретически позволит заблокировать любые действия со стороны EA.

Завершая январский обзор, хотелось бы отметить, что судя по той информации, которой мы располагаем на сегодняшний день, динамика развития игрового рынка в нашей стране может только радовать. Так, согласно данным, оглашенным на итоговой пресс-конференции "1С: Украина" в 2004 г., рост продаж продукции этой фирмы за год составил 150%. По сведениям, полученным от руководства компании "Мультитрейд", аналогичный показатель этого издателя игр за отчетный период превысил 146%.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT