`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Игровая индустрия. Октябрь 2008 г.

Статья опубликована в №42 (659) от 4 ноября

0 
 

На состоявшуюся в Киеве 22–24 октября конференцию Casual Connect 2008 – единственный специализированный форум по казуальным играм в Восточной Европе – собрались разработчики, издатели, дистрибьюторы, словом, все, кто занят в этом стремительно развивающемся сегменте рынка интерактивных развлечений.

Игровая индустрия. Октябрь 2008 г.
Во время конференции прозвучал анонс сделки Amazon.com и Reflexive Entertainment

Нынешнее мероприятие уже третье по счету. Когда два года назад Casual Games Association (CGA) и ее президент Джессика Тамс (Jessica Tams) выбирали место для проведения первой подобной встречи, то Киев оказался наиболее предпочтительным местом во многих отношениях. Наличие в самой Украине солидного количества перспективных команд, способных производить высококачественный контент, тоже являлось не последним доводом. Опыт оказался вполне успешным, а конференция стала традиционной.

Надо сказать, что индустрия casual games демонстрирует поистине впечатляющую динамику развития. В 2006 г. оборот мирового рынка казуальных игр составил чуть меньше 1 млрд долл., в 2007 г. – уже 2,25 млрд долл. Аудитория их приверженцев насчитывает 250 млн человек – к ним относится каждый пятый пользователь Интернета по всему миру.

Что на этот раз больше всего бросилось в глаза по сравнению с дебютом 2006 г.? Прежде всего, явная бизнес-выраженность. Если в первый раз некоторым нашим командам все было в диковинку, и даже сама возможность пообщаться с представителями ведущих компаний мирового казуального рынка казалась чем-то из области фантастики, то нынче в воздухе витала сугубо деловая атмосфера, а многие из тех, кто некогда сидел в зале и внимал советам бывалых мэтров, на этот раз сами уже выступали в роли менторов. Кстати, динамика «посещаемости» не может не радовать организаторов: если в 2006 г. на конференции присутствовало около 300 человек, то на Casual Connect 2008 было зарегистрировано 586 участников, представляющих 173 компании из 24 стран.

Живой интерес присутствующих вызвали ключевые доклады, прозвучавшие на конференции. Одним из них было выступление под названием «От хаоса к ясности» основателя и руководителя крупнейшей на рынке компании Big Fish Games Пола Телена (Paul Thelen). Кстати, к сведению читателей, на портале Big Fish новые игры появляются ежедневно. Не лишним будет и добавить, что в сентябре эта компания получила от венчурных фондов инвестиции в размере 83,3 млн долл.

Но вернемся к докладу. Он преимущественно базировался на результатах исследования, проведенного совместно компанией Big Fish Games и небезызвестной NPD Group. Согласно полученным из него данным становится ясно, что на современном этапе, в общем-то, уже не следует делить аудиторию на традиционные «архетипы» – хардкорных и казуальных игроков – из-за диверсификации демографии, бизнес-моделей, платформ и т. п.

В результате среди хардкорных игроков были выделены четыре сектора, а у казуалов — еще десять. Однако стоит упомянуть и о том, что наблюдается определенное перекрытие между хардкором и казуалом, а кроме того — между сегментами внутри каждой из этих подгрупп.

Весьма интересной показались нам информация о нынешней популярности различных жанров казуальных игр, основанная на сведениях о продажах за последние полтора года по данным портала Big Fish Games. Лидируют игры в жанре Puzzle Adventure, за ними следуют Hidden Objects, а замыкают первую тройку Sim/Tycoon.

Игровая индустрия. Октябрь 2008 г.
Пол Телен: «В нашей продукции на долю восточно-европейских студий приходится около 40% контента»

«Среди игровых продуктов BigFish Games на долю восточно-европейских студий приходится около 40% контента. Эта цифра отражает ситуацию в мировой индустрии производства казуальных игр, в которой контент из Восточной Европы составляет примерно те же 40%», – заявил Пол Телен.

Вторым ключевым докладчиком был человек, чьи усилия в формировании российского казуального рынка трудно переоценить — Александр Лысковский, основатель и генеральный директор Alawar Entertainment (контролирующей по разным сведениям около 85% постсоветского рынка). Цифра 2,25 млрд долл. (оборот мирового казуального рынка в 2007 г.) уже озвучивалась не раз, но докладчик обратил внимание, что об активизации этого сектора свидетельствует не только уровень продаж, но и такие факторы, как инвестиции, достаточно большое количество слияний и приобретений, новые формы монетизации, завоевание локальных рынков, появление новых жанров, приход в казуальные игровые продукты брендов из других сфер индустрии развлечений, освоение персонами и компаниями новых видов деятельности и т. п.

Надо сказать, что, по данным Alawar, доля продукции от студий постсоветского пространства в мировом производстве казуальных игр сегодня составляет около 30% (как видите, чуть меньше, чем по мнению Пола Телена). При этом потенциал российского и украинского рынков оценивается экспертами как очень высокий. Согласно прогнозам, в 2008 г. рынок казуальных игр в РФ вырастет на 300%, с 10 млн до 30 млн долл.

Александр Лысковский сообщил некоторые демографические данные по отечественной казуальной аудитории, они основаны на исследованиях, проведенных Alawar Entertaiment, и свидетельствуют о существенных отличиях в портретах среднестатистического казуального геймера «у нас» и «у них». Если на американском рынке это ставшая уже притчей во языцех домохозяйка 45 лет, то у нас наибольшие доли приходятся на возрастной диапазон 19–25 лет (28,52%) и 26–35 лет (26,03%). Что касается распределения по половому признаку, то в постсоветских странах доля женской аудитории равна 57%, что значительно ниже, чем на Западе (76%).

Кстати, о кризисе. По словам многих докладчиков, они как бы его и не почувствовали. Более того, продажи не только не снизились, но даже и выросли. Существует несколько вполне резонных объяснений этому явлению. Одно из них можно представить следующим образом. Людям жить вообще без развлечений очень трудно, посему некоторые из тех, кто из-за кризиса был вынужден отказаться от каких-то «затратных» видов удовольствий (например, турпоездки или чего-то подобного) вполне может себе позволить выделить немного денег на игрушку, которая, кроме всего прочего, способна дать ему временное расслабление и помочь пережить трудные времена.

Игровая индустрия. Октябрь 2008 г.
Александр Лысковский (Alawar Entertainment): «В 2008 г. рынок казуальных игр в РФ вырастет на 300%, с 10 млн до 30 млн долл.»

В числе других докладов и круглых столов, представленных на Casual Connect Киев 2008, отметим выступление Джорджа Бэйна (George Bain), аккаунт-менеджера по вопросам отношений с разработчиками из Sony Entertainment Europe, коснувшегося вопросов создания игр для линейки PlayStation на новых рынках сбыта. Живой интерес вызвала лекция директора по рекламе и маркетингу Astrum Online Алисы Чумаченко о поисках нужного баланса между казуалом и хардкором в бесплатных MMOG. Волнующие аудиторию темы обсуждались в рамках круглых столов «Принципы игрового дизайна», «Рецепт успеха» и особенно «Есть ли деньги в пределах досягаемости», собственно и завершившим конференцию.

Нельзя не упомянуть и о том, что несколько крупных игроков рынка казуальных игр выбрали площадку киевского форума для объявления стратегических планов и обнародования информации о подписанных контрактах, которые можно отнести к числу важнейших событий года в данном сегменте рынка.

Компания Amazon.com приобрела известную игровую студию и издателя казуальных игр Reflexive Entertainment. Благодаря сделке последняя получит доступ к аудитории Amazon и расширит круг потребителей казуальных игр. Amazon.com данная покупка позволит добавить в свой каталог большое количество игр и привлечь дополнительных клиентов в интернет-магазин.

Alawar Entertainment, один из ведущих мировых издателей казуальных игр, создала две новые внутренние студии на базе независимых разработчиков Friday's Games (Россия) и FiveBN (Украина). С каждой из студий Alawar заключила соглашение по созданию совместного предприятия, контрольный пакет которого принадлежит Alawar Entertainment. Число внутренних студий этой компании таким образом достигло пяти. Появление в ее составе двух новых внутренних студий усилит собственное направление разработки казуальных игр и будет способствовать стратегическому закреплению лидерских позиций Alawar в индустрии казуальных игр.

Дочерняя компания Oberon Media – I-Play, один из крупнейших мировых разработчиков мультиплатформенных казуальных игр, заключила трехлетнее соглашение с белорусской студией Aliasworlds Entertainment. Минская фирма будет создавать для I-Play по две игры в год, а та, в свою очередь, выступит эксклюзивным дистрибьютором этих игр на разных платформах.

Известная индийская игровая компания Zapak Digital Entertainment Ltd, объявила о планах выхода на российский рынок казуальных игр и начала поиски стратегического партнера из числа местных разработчиков. Она владеет самым большим в мире порталом Zapakworld.com, который предлагает 12 тыс. казуальных игр. В их разработку в Восточной Европе Zapak вложит около 0,5 млн долл.: на этот регион сегодня приходится 10% игрового контента компании.

Следующая встреча разработчиков казуальных игр состоится в феврале 2009 г. в Гамбурге на конференции Casual Connect West Europe, где фактически будут подведены итоги нынешнего года в этом быстрорастущем сегменте рынка интерактивных развлечений.

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT