`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Игровая индустрия. Год 2007

Статья опубликована в №5 (622) от 5 февраля

+22
голоса

В начале 2007 г. на рынке были представлены уже все три игровые консоли нового поколения, посему отчетный год должен был дать ответ, кто из конкурентов окажется удачливее в борьбе за расширение своей пользовательской базы. В конечном итоге на первом промежуточном финише лидером стала Nintendo.

Последним регионом, в котором стартовала PS3, стала Европа, где устройство поступило в продажу весной минувшего года, причем в функциональном отношении эта версия получилась несколько «урезанной». В ней отсутствовал Emotion Engine, центральный процессор PS2, обеспечивавший на аппаратном уровне совместимость с играми для предыдущего поколения консолей, и выполнение данной задачи было переложено на программный эмулятор, работающий не всегда корректно. Европейский вариант PS3 комплектовался жестким диском 60 ГБ. Впоследствии Sony еще несколько раз изменяла конфигурацию устройства, однако продажи PS3 более-менее заметно активизировались лишь к концу года. Вторым важным фактором следует считать и незначительное количество действительно «ударных» игровых продуктов. Добавим также, что пытаясь догнать лидера в сфере портативных игровых систем – Nintendo DS, Sony выпустила новую модель PlayStation Portable, отличающуюся более изящными формами и улучшенной функциональностью.

Произошли и существенные изменения в руководстве компании. Возможно, именно не очень удачный запуск PS3 послужил причиной ухода из Sony Computer Entertainment ее многолетнего главы Кена Кутараги (его место занял босс американского подразделения Каз Хираи).

Таким образом, общее количество реализованных PS3 в мировом масштабе достигло почти 10 млн, в то время как Nintendo Wii удалось превысить 20-миллионный рубеж и обойти при этом Xbox 360, пользовательская база которой к концу 2007 г. исчислялась примерно 16,5 млн устройств. Но абсолютным лидером на сегодняшний день является Nintendo DS, встретившая новый год с мировыми продажами 64,8 млн штук.

Главные составляющие успеха Nintendo – оригинальность и неординарность ее консолей, а также игровых продуктов для них. Но прежде всего необходимо сказать об ориентации на самую широкую аудиторию, включая те категории потребителей, которые раньше вообще не играли в игры.

К моменту подготовки материала уже были обнародованы отчеты по итогам года от аналитических фирм, специализирующихся на исследовании региональных игровых рынков.

Показатели, с которыми завершила 2007 г. японская индустрия, приведем по данным агентства Enterbrain. Итак, в Стране восходящего солнца по сравнению с 2006 г. в аппаратном секторе оборот увеличился на 25%, а в сегменте игрового ПО – снизился на 1%. В целом по индустрии наблюдался рост 9,9%. Совокупный японский игровой рынок прошлого года оценивается в 687,66 млрд иен (6,44 млрд долл.). Уровень продаж игрового «железа» достиг 327,41 млрд иен (3,07 млрд долл.), а ПО – 360,25 млрд иен (3,37 млрд долл.). Никого не удивило, что на верхней строчке общегодового рейтинга игровых консолей обосновалась портативная Nintendo DS (ее было продано 7,1 млн штук). «Серебро» досталось Wii (3,6 млн штук), а «бронза» – PSP (3 млн штук). PS3 закончила год с результатом 1,2 млн, а Xbox 360 – 258 тыс. единиц.

Как видите, несмотря на массу усилий, прилагаемых Microsoft для продвижения своей игровой приставки в этом регионе, ее популярность у японцев по-прежнему низка. Продажи PS3 возрасли только к концу года, но все равно количество реализованных домашних консолей от Nintendo втрое больше.

Аналогичная картина (с несколько иными цифрами) зафиксирована и на крупнейшем из региональных рынков – североамериканском (по данным NPD Group). Здесь, как и в Японии, бесспорным лидером среди игровых платформ стало двухэкранное чудо Nintendo DS – 8,5 млн штук за год (и 17,65 млн за все время присутствия на рынке). Второе место еще у одного неординарного продукта от Nintendo. С реализацией в 2007 г. 6,29 млн приставок общая инсталляционная база Wii в Соединенных Штатах достигла 7,38 млн. Число проданных экземпляров Xbox 360 в минувшем году оказалось равным 4,62 млн (за все время продаж – 9,15 млн). «Старушка PS2» все еще чувствует себя неплохо, и свидетельство тому – разошедшиеся за год 3,97 млн консолей (а значит, за всю ее славную историю – 41,12 млн). Ее младшая сестренка, еще одна представительница племени портативных консолей PSP, немного отстала (годовой итог – 3,82 млн штук и общее количество – 10,47 млн). И наконец, PS3 завершила отчетный период с 2,56 млн проданных приставок, доведя свое присутствие в домах американских граждан до 3,25 млн.

В очередной раз результаты игрового года в США дали повод журналистам и аналитикам говорить о рекордах. И действительно, в консольной сфере зафиксирован рост оборота на 43% и наивысший объем реализации – 17,94 млрд долл. (суммарные данные, включающие доходы от продаж консолей, аксессуаров и игр для них). А если добавить к этому еще 910,7 млн долл., заработанных индустрией PC-игр, то получится почти 19 млрд. Согласитесь, цифра более чем впечатляющая. Кстати, не будем забывать, что анализируя сектор игр для ПК, NPD учитывала только коробки, «передвигавшиеся» в розничных сетях, и не принимала во внимание доходы от онлайновых игр.

И, конечно, говоря об итогах года в США, нельзя не отметить смену лидера среди ведущих независимых издателей игр. Можно сказать, своими собственными силами, даже без учета недавней громкой сделки по слиянию с Vivendi Games (о которой мы расскажем чуть ниже), Activision сумела опередить бывшего лидера – Electronic Arts, доведя рыночную долю в консольном секторе до 17,7% (в 2006 г. – около 7%). Главной ударной силой компании в 2007 г. стали мультиплатформенная Call of Duty 4: Modern Warfare (совокупный тираж – более 7 млн копий) и музыкальный франчайз Guitar Hero.

Одним из крупнейших европейских рынков является британский. Пока мы располагаем данными, опубликованными ассоциацией ELSPA и агентством ChartTrack, которые отражают уровень продаж в этом регионе собственно игр (без учета «железа»). Итак, общий тираж игрового ПО по итогам 2007 г. в Великобритании составил (в скобках после цифр – изменение по сравнению с 2006 г.) 75,9 млн копий (+16%), что в денежном выражении дает 1,72 млрд фунтов стерлингов (+ 25%). Из них на сектор домашних приставок приходится 58,2 млн копий (+26%), или 1,41 млрд фунтов стерлингов (+34%), а на портативные консоли – 21,4 млн копий (+45%), или 434 млн фунтов стерлингов (+28%). Отметим, что здесь Electronic Arts удержалась на первой позиции в списке ведущих издателей, получив рыночную долю в 17,4% и опередив Nintendo (12,9%) и Microsoft (9,1%).

Официальные сведения, отражающие состояние игрового рынка в России и других постсоветских странах, не публикуются, но кое-какие цифры все же удалось обнаружить. Так, руководитель отдела лицензирования и продвижения игрового подразделения фирмы «1С» Николай Барышников в интервью британскому индустриальному еженедельнику MCV заявил, что объем российского игрового рынка в 2007 г. оценивается примерно в 370 млн долл. (194,4 млн – в 2006-м).

Надо сказать, что у наших соседей в последние годы интерес к игровым консолям возрастает. Одно из наиболее ярких доказательств тому – официальный вывод на российский рынок всех трех устройств нового поколения (в Украине такой статус пока имеет только PS3). Кроме того, важным является факт открытия официального представительства в России Electronic Arts, да и активность таких компаний первого эшелона, как Vivendi, Eidos, THQ, Ubisoft, SEGA на выставке «ИгроМир-2007» свидетельствует о серьезности их планов в этом регионе.

Что касается Украины, то здесь самым заметным событием года был, пожалуй, выпуск в свет долгостроя «С.Т.А.Л.К.Е.Р.: Тень Чернобыля». Команде GSC все-таки удалось создать продукт мирового уровня, получивший высокие оценки специализированной прессы и, главное, признание игроков всего мира. Игра долгое время находилась на верхних строчках списков бестселлеров в разных странах и разошлась весьма высоким тиражом.

Примечательно, что известные зарубежные компании все пристальнее присматриваются к украинским производителям. В результате открываются их подразделения в нашей стране. В качестве последних примеров приведем Crytek и Ubisoft.

Если в индустрии «больших» игр появление отечественных игр мирового класса пока редкость, то в сфере казуальных продуктов разработчики из бывшего СССР, в том числе из Украины, на очень хорошем счету. Об этом много говорилось на второй конференции Casual Connect: East Europe, проведенной в октябре в Киеве. В частности, в рамках этого мероприятия лидер данного сектора рынка, компания Oberon Media, объявила о приобретении украинской студии Friends Games. Хочется подчеркнуть, что казуальная индустрия с каждым годом крепнет: в 2007 г. ее оборот составил 2,25 млрд долл. (по данным ассоциации CGA и аналитической фирмы Screen Digest).

Среди тенденций, ярко проявившихся в минувшем году как на локальных рынках, так и в мировом масштабе, нельзя не назвать движение в сторону консолидации. Так, в России был создан холдинг Astrum Online Entertainment, в состав которого вошли четыре крупные компании, работающие в сфере онлайновых игр: Nival Online, IT Territory, TimeZero и NIKITA Online. Произошло объединение американско-белорусской Wargaming.net и минской Arise Entertainment.

Electronic Arts завершила процесс приобретения тандема блестящих разработчиков BioWare/Pandemic (860 млн долл.). И наконец, самая неожиданная и при этом самая «денежная» (18,9 млрд долл.) сделка года – слияние Activision и Vivendi Games и образование в результате мощнейшего конгломерата Activision Blizzard.

По-новому выглядел в 2007 г. «пейзаж» игровых выставок. Шумная и «гламурная» E3 ушла в историю, уступив место «камерной» E3 Media & Business Summit, расположившейся в отелях прибрежной Санта-Моники. Измененный формат мероприятия был воспринят индустриальным сообществом неоднозначно, хотя большинство журналистов, в том числе и ваш покорный слуга, сошлись во мнении, что условия для плодотворной работы стали комфортнее. Судя по всему, организаторы из ассоциации ESA «потрудились над ошибками», и в 2008 г. E3 Media & Business Summit выйдет на качественно новый уровень. Кстати, состоится он в середине июля и обоснуется в «старом добром» Los Angeles Convention Center, где на протяжении многих лет обитали прежние экспозиции E3.

Первый опыт проведения выставки E for All (в том же Лос-Анджелесе), ориентированной на потребителей, как утверждают многие специалисты, был неудачным, чего не скажешь о лейпцигской Games Convention, год от года набирающей силу и привлекающей все больше экспонентов и посетителей, а также о японской Tokyo Game Show.

Есть основания полагать, что в наступившем году конкурентная борьба на фронтах «консольных войн» обострится еще сильнее, а значит, следует ожидать появления новых высококачественных игровых продуктов, способных привлечь широкие массы пользователей. =

+22
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT