`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

IFA 2008: что будет послезавтра?

Статья опубликована в №43 (660) от 11 ноября

+33
голоса

В рамках берлинской выставки бытовой электроники IFA традиционно организуется научно-технический павильон, стоящий особняком от 25 основных и нескольких временных залов. А примечателен он тем, что здесь проходят демонстрации экспериментальных проектов и технологий послезавтрашнего дня.

Самый именитый экспонент: IBM

IFA 2008 что будет послезавтра?
Телевизор-горшок из XXII века

«Прогресс в области ИT затрагивает потребительскую электронику не только „изнутри" (проявляясь во все большей компьютеризации товаров), но и „снаружи" (преобразуя маркетинговые практики)», – таким был лейтмотив одного из организованных IBM докладов. Иными словами, из-за развития социальных сетей и других каналов обмена объективной информацией средний потребитель становится все менее зависимым от мнений, навязываемых ему рекламистами-психотехнологами, и все более основывает свой выбор на истинных достоинствах техники. С одной стороны, это грозит выбить почву из-под ног производителей, чья конкурентоспособность зиждется на респектабельном имидже, а с другой – дает карты в руки компаниям вроде IBM с ее щедрыми вложениями в научно-исследовательские разработки.

Справедливости ради следует признать, что существуют и противоположные тенденции. Во-первых, сервисы Web 2.0 распространяют как информацию, так и дезинформацию, одним из свидетельств чему является, например, непрекращающееся муссирование на веб-форумах вопроса о пользе серебряных USB-кабелей для «объемности звуковой картины». Во-вторых, маркетологи крупных компаний все больше внимания уделяют арсеналу средств вирусного маркетинга «в стиле Web 2.0». А в-третьих (и в-главных), даже самому активному участнику социальных сетей не по силам охватить все принципы работы предлагаемых ему устройств, сложность которых растет в геометрической прогрессии. Весьма вероятно, что в обозримом будущем потребители по-прежнему будут инвестировать не столько время в изучение высоких технологий, сколько деньги в товары, сбываемые под известными марками и/или под удачно подобранными маркетинговыми формулами.

Однако вернемся к экспонатам павильона. IBM ознакомила его посетителей с современным состоянием фирменной системы распознавания речи, показавшей при личном с ней знакомстве невиданно высокую эффективность (несмотря на фоновый шум и мой сильный русский акцент). На вопрос о ключевых преимуществах демонстрируемых алгоритмов перед конкурирующими представитель IBM отреагировал лаконично: «Дело в том, что другие проекты по распознаванию речи, в отличие от нашего, разрабатываются менее сорока лет».

Автоматическое распознавание речи в связке с англо-китайским переводчиком от IBM демонстрировалось также в виде подгружаемого модуля для общения с представителями Поднебесной в Second Life. Вероятно, в данном случае IBM рассматривает виртуальный мир SL в качестве отладочного полигона для проектов, связанных с выходом на рынок мобильных устройств. Так, эксперты предсказывают, что очередной виток конкурентной борьбы на нем будет связан с переводчиками, оснащенными ПО для распознавания и синтеза речи, а также системами OCR. Одним из свидетельств тому стала развернутая по соседству экспозиция немецкой компании yocoy (yocoy.com), рапортовавшей об успешной обкатке своего электронного разговорника для смартфонов на туристах, посетивших Пекин в ходе недавних Олимпийских игр.

Кроме того, компания продемонстрировала находящуюся на ранних стадиях разработки платформу OpusUna для создания виджетов, позволяющих организовывать интерактивную распределенную работу над разного рода документами.

Самый активный экспонент: Институт Фраунхофера

IFA 2008 что будет послезавтра?
Виртуальное зеркало от Института Фраунхофера допускает украшение одежды анимированными рисунками (видимо, разработка ведется с прицелом на будущее, в котором тонкость и легкость дисплеев сделает их пригодными для использования в текстильной промышленности)

Представленные на IFA проекты Института Фраунхофера (FI) настолько многочисленны и разнообразны, что нам придется ограничиться упоминанием лишь о малой их части.

Институт не ослабляет усилий, направленных на укрепление своего и без того прочного положения в области цифрового аудио. Демонстрировались, в частности, следующие технологии:

  • MP3 HD-AAC, позволяющая работать со звуком без потери качества. В ее рамках избыточная (превышающая 128 Кбод) пропускная способность канала используется для передачи уточняющей информации, которая в идеале позволяет восстановить исходную фонограмму с точностью до бита. Это делает формат MP3 HD-AAC более гибким в сравнении с получившими распространение форматами вроде FLAC и APE;
  • MP3 Surround для хранения и трансляции фонограмм в формате 5.1. С недавних пор регулярное вещание MP3 Surround наладили две большие европейские радиостанции. Правда, эфиром пока служит Интернет, а приемниками – компьютеры, оснащенные многоканальными звуковыми картами и необходимыми модулями для проигрывателя WinAmp. Бесплатное ПО для ознакомления с форматами MP3 Surround и MP3 3D (последний предназначен для улучшения звучания фонограмм, проигрываемых через наушники) можно загрузить на сайте mp3surround.com;
  • DAB Surround, благодаря которой следующее поколение DAB-приемников может приобрести совместимость с многоканальными акустическими системами. Разработчики обещают сохранение обратной совместимости с обычными MP3-плеерами и DAB-приемниками.

А самым популярным экспонатом FI (а пожалуй, и всего научно-технического павильона) стало «виртуальное зеркало», обладающее очевидным коммерческим потенциалом. Роль зеркальной поверхности в нем играет вертикально ориентированный сенсорный дисплей. Ядовито-зеленая футболка, оказывающаяся в поле зрения расположенной над дисплеем камеры, в реальном времени «перекрашивается» в любой цвет, выбирать который можно через пиктографическое меню.

IF представил также две разработки, связанные с распознаванием жестов:

  • систему GestureID, ориентированную на обработку сигнала, поступающего от обычных камер. Утверждается, что используемые алгоритмы сходны с процессами, происходящими в сетчатке глаза и зрительной коре мозга. Разработчики считают систему идеальной для управления, к примеру, автомобильными системами навигации;
  • Ipointpresenter – «комбайн», объединяющий проектор, ПК, пару направленных вверх ИК-камер и комплект ИК-светодиодов для освещения рук пользователя в едином компактном блоке. Устройство с впечатляющей надежностью и высокой частотой (50 Гц) отслеживает трехмерные координаты всех десяти пальцев, что позволяет организовать multi-touch-интерфейс, концептуально сходный с тем, что предлагается компьютером Surface от Microsoft. Разработчики продемонстрировали прототип цифрового фотоальбома, позволяющий масштабировать и вращать изображения двумя направленными в сторону экрана указательными пальцами. Интерфейс ipointpresenter, не требующий физического контакта с пользователем и потому счастливым образом сочетающий гигиеничность с вандалоустойчивостью, может найти применение в мультимедийных инсталляциях и рекламно-информационных киосках.

Поражают воображение также проекты VoiceCam, iKabel, COOPERS и 3D4YOU. Первый преследует относительно скромную цель: автоматическое наведение веб-камеры на лицо говорящего участника видеоконференции. По утверждению разработчиков, алгоритмы, используемые для пространственной локализации звука по стереосигналу, предполагают автоматическую реконструкцию геометрической модели помещения!

IFA 2008 что будет послезавтра?
Прототип двухмерной коммуникационной системы в действии

В свою очередь iKabel – амбициозная попытка объединить пользователей системы кабельного телевещания, работающей в цифровом формате DVB-C, в некое подобие социальной сети с интерфейсом, базирующимся на применении пульта ДУ. А COOPERS (Co-operative Systems for Intelligent Road Safety) – это масштабный проект, в основе которого лежит приложение понятия «генерируемый пользователем контент» к системам автомобильной навигации. К примеру, срабатывание системы антипроскальзывания колес может быть применено в его рамках для автоматического оповещения всех водителей, приближающихся к обледенелому дорожному участку.

Проект 3D4YOU, заслуживающий отдельной статьи, позволяет получить представление о внушительных масштабах работ, связанных с созданием и стандартизацией систем хранения и передачи контента для трехмерного HD-телевидения.

Экспонент, сильнее всех просчитавшийся с выбором павильона: UGOBE Inc.

В переводе на членораздельный название этой американской компании означает «You! Go and be!» (что является вполне конструктивным ответом на монолог Гамлета), а главная страница ее сайта без ложной скромности возвещает: «Мы – первые, кому удалось одухотворить машину и преобразить за счет этого взаимоотношения между роботом и человеком».

IFA 2008 что будет послезавтра?
Так, по мнению палеонтологов и дизайнеров компании UGOBE, выглядели камаразавры (травоядные ящеры юрского периода) через неделю после вылупления. Стоимость игрушки – около $350

Отмеченный в заголовке просчет связан с тем, что производимые UGOBE роботы-динозаврики Pleo рассчитаны прежде всего на аудиторию в возрасте до 16 лет, которой в безыскусно оформленном научно-техническом павильоне почти не наблюдалось. На самом деле Pleo – попытка занять рыночный сегмент, освободившийся после случившегося три года назад свертывания производства кибернетических собак Sony AIBO. Отметим, что этот год ознаменовался возвращением Sony на рынок игрушечных роботов: важной частью экспозиции компании на IFA стали зажигательно отплясывающие яйцевидные MP3-плееры Rollo (с самообучением у них не очень, зато их комплектуют ПО, позволяющим составлять для них сложные хореографические композиции).

Помимо инстинктов, побуждающих Pleo вздыхать, чихать, икать, сладко потягиваться при пробуждении, вскрикивать от испуга и т. д., искусственный интеллект динозаврика (вместилищем которого служит SD-карта) способен вырабатывать под влиянием воздействия среды условные рефлексы. Это гарантирует каждому пользователю обладание своим собственным «единственным и неповторимым» Pleo, в чьем поведении отражен его индивидуальный опыт.

IFA 2008 что будет послезавтра?
Video-Cube – красивая и многообещающая концепция интерфейса для программ нелинейного монтажа

Цикл душевного развития Pleo состоит из трех этапов («младенчество», «детство» и «юность») и рассчитан на два года, по прошествии которых «душе» семейного любимца придется пожелать счастливого пути в кибернетический рай, а тело (если оно к тому времени не износится) использовать в качестве вместилища для нового сознания. Несмотря на маркетинговые заявления о революционной новизне, Pleo по своим техническим характеристикам сопоставим с AIBO. Его резиновая кожа скрывает два 32-битовых микропроцессора (центральный и занятый обработкой изображений от встроенной камеры), четыре 8-битовых микроконтроллера, 14 сервомоторов и 12 сенсорных датчиков. Связь с ПК осуществляется посредством ИК-сигналов и USB-кабеля. Главный недостаток, из-за которого динозаврик рискует повторить печальную судьбу своих прототипов из плоти и крови, – чрезвычайно замедленный темп движения. Из-за отсутствия живости реакций общение с ним наскучивает за несколько минут (и это было хорошо видно по поведению посетителей стенда).

До конца года компания обещает создать SDK для программирования поведения Pleo на C++, что позволит считать его полноценной платформой для приобщения школьников и студентов к робототехнике. А пока что на сайте pleoworld.com можно загружать готовые «души» («personalities») размером примерно 1 МБ каждая, побуждающие динозаврика имитировать повадки игривого щенка, распевать рождественские песни и т. п.

IFA 2008 что будет послезавтра? Самонаводящаяся камера для видеоконференций VoiceCam. Возле клавиатуры – печатная плата с DSP-процессором. Получая сигналы от двух микрофонов, она выдает команды для сервомотора. Судя по тому, что этот экспонат мне разрешили сфотографировать не раньше чем я убедил разработчиков, что не являюсь «агентом какой-нибудь азиатской компании», коммерциализация проекта – дело скорого будущего

Прочие участники

Чтобы продемонстрировать оригинальную систему речевого синтеза, способную передавать эмоции, немецкий Центр исследований в области искусственного интеллекта (DFKI) предложил посетителям сыграть в покер с виртуальными говорящими 3D-оппонентами. От обычных покерных автоматов разработка отличается еще и наличием настоящих карт (со встроенными RFID-чипами). Другой экспонат DFK, иллюстрирующий применимость RFID-технологий для построения оригинальных интерфейсов, представляет собой компьютеризированную версию популярной игры Scrabble (известной в постсоветском пространстве под названиями «Эрудит» и «Мыслитель»). Вытягиваемые игроками фишки с буквами укладываются на плашки, оборудованные ЖКИ, который может использоваться для подсказок, – таким образом, маленькие дети за семейным игровым столом уравниваются в шансах на выигрыш со взрослыми. Требующие интенсивных вычислений задачи выполняются на ПК.

Сотрудники Японского Национального Института Коммуникационных Технологий (nict.go.jp) показали инструмент для ведения «трехмерных блогов». Блоггерам, установившим подгружаемый модуль для отображения 3D-контента в браузере (nTeny от Ntechnology; ntech nology.co.jp), предоставляется возможность иллюстрировать записи не только статичными изображениями и фильмами, но и интерактивными трехмерными объектами. Текстовый редактор поддерживает особые коды, позволяющие читателям видеть объект в требуемых ракурсах.

Другой примечательный проект института – «двухмерная коммуникационная система», составляющая конкуренцию домашним и офисным сетям Wi-Fi. Средой распространения информации в ней служит материал, напоминающий линолеум и предназначенный для покрытия полов и столешниц. В него вмонтированы перпендикулярно ориентированные «гребенки» проводников, размещенных с шагом около 1 см, взаимодействующие с антеннами, вмонтированными, к примеру, в днище нетбука. Разработка имеет следующие преимущества:

  • высокая скорость и малое энергопотребление в сравнении с традиционными сетями Wi-Fi (до 1 Гб/с);
  • отсутствие потенциально вредного СВЧ-облучения;
  • возможность не только передавать информацию, но и заряжать любые лежащие на столах или полу мобильные устройства (правда, КПД системы при передаче энергии составляет лишь 30%);
  • лучшая в сравнении с Wi-Fi физическая защищенность от проникновения извне.

Указываются и такие неожиданные достоинства, как возможность подогрева домашних тапочек и кофейных кружек. Срок коммерциализации данного проекта разработчики оценили примерно в пять лет.

Отметим, что в отдаленно схожем направлении движется мысль разработчиков компании HAMA, представившей на IFA оригинальный «зарядный коврик» WildCharge, на котором можно разместить до пяти мобильных устройств. Для восприятия излучаемой ковриком энергии индуктивного поля (мощностью 15 Вт) аппараты облачаются в фирменные кожухи с магнитными вкладышами, их производство НАМА планирует наладить в первую очередь для наиболее распространенных моделей. В том числе, разумеется, и для Apple iPhone и iPod.

 

IFA 2008 что будет послезавтра? Gymo – устройство ввода на базе Wii (собственно говоря, оно представляет собой пластиковый фрагмент сферы с вмонтированным в него манипулятором Wii) и разработано в Дармштадском Университете. О его физиотерапевтической ценности для пациентов с расстройствами вестибулярного и опорно-двигательного аппарата похвально отзываются медики

 

Проекты Smart Health Assistant и Smart Cooking Assistant, демонстрируемые из года в года Техническим университетом Берлина (TU), объединяют в единую сеть машины для приготовления пищи с устройствами, следящими за весом, кардиограммой, сном обитателей «умного дома», а также за содержанием воды и жиров в их телах и т. д. Это позволяет оптимизировать программы для тренажеров, диагностировать заболевания и выдавать диетологические рекомендации. За истекший год системы приобрели способность распознавать голосовые команды. Консультанты заявили о планах использовать размещаемые над кухонным и обеденным столами видеокамеры, связанные с ПО, способным распознавать продукты питания. Это частично освободит жильцов от необходимости ежедневно отчитываться о поглощенном ими меню (эти данные необходимы для работы компьютерной модели функционирования человеческого организма). Рискну предположить, что в следующем году проекты TU приобретут совместимость с быстро входящими в моду устройствами типа «фитбитов» – миниатюрных заколок, позволяющих судить о качестве сна и степени активности человека на основании показаний встроенных в них акселерометров.

IFA 2008 что будет послезавтра?
«Зарядный коврик» от HAMA

Инновационный интерфейс Video-Cube, разрабатываемый в Дармштадском университете прикладных наук, предназначен для повышения продуктивности программ нелинейного монтажа. В одном из его вариантов видеофрагмент по форме представляет собой параллелепипед, фронтальная и тыльная грани которого изображают начальный и конечный кадры, а боковые – текстурируются периферийными пикселами промежуточных кадров, организованными как в цифровом фотофинише (актуальность таких изображений недавно обсуждалась на нашем сайте). Результат – упрощение навигации и визуализация ритма монтажных склеек.

Университет представил также проект EOU («Ease Of Use») – базирующуюся на технологии Flex платформу для организации видеовещания с использованием виджетов, позволяющих зрителям и авторам трансляции взаимодействовать в прямом эфире (делиться комментариями, устраивать голосования и т. д.). За текущим состоянием проекта можно следить на сайте this-is-itv.com.

IFA 2008 что будет послезавтра? IFA 2008 что будет послезавтра?
К Google Earth в академических кругах относятся с почтением: в научно-техническом павильоне это приложение было запущено едва ли не на каждом втором компьютере. Оно послужило, в частности, для демонстрации возможностей разрабатываемого в FI 3D-дисплея Free2C, показывающего объекты по-разному в зависимости от того, с какой стороны на них смотрят (он оснащен камерой, следящей за положением глаз наблюдателя), и разрабатываемого в DFKI приложения AdvanTI-Lab для интерпретации комплексных реакций пользователя (в данном случае для их отслеживания применяется игровой манипулятор Wii Balance Board)

Открытый проект Sonivis, разрабатываемый в Техническом университете Берлина и Университете Потсдама, – средство для построения социальных сетей, призванных не транжирить рабочее время, а наоборот, повышать продуктивность его использования. Он актуален для крупных организаций, где многочисленность сотрудников исключает возможность установления личных контактов «каждого с каждым». Подключаясь к информационной системе компании, пакет Sonivis анализирует поведение сотрудников (сканируя их электронную корреспонденцию и т. д.) и объединяет их в кластеры на основании общности производственных интересов. Это позволяет выявлять пары сотрудников, личное знакомство которых может улучшить продуктивность коллективного труда.

Еще один примечательный совместный проект названных университетов – компактный звукоанализатор, воплощающий передовые достижения в области алгоритмов распознавания звуков. У него как минимум три сферы применения:

  • рынок недвижимости. Прежде чем переезжать в новую квартиру, стоит установить в ней это устройство на пару суток. Накопленная информация может быть загружена и просмотрена на ПК, что позволит за несколько минут составить объективное мнение о качестве звукоизоляции, графике движения трамваев на соседней улице, о наличии у соседей мощного сабвуфера и плохо дрессированной собаки и о множестве прочих мелочей, чреватых досадными подвохами;
  • уход за больными. Отсутствие звуков, производимых человеком, поднимающимся на ноги после грохота падающего тела, – повод для автоматического звонка в «неотложку»;
  • охранные системы. Анализ звука может выявить присутствие людей в помещении не хуже традиционных инфракрасных датчиков движения.

Идеи, носящиеся в воздухе

На забавной иллюстрации, приведенной в футурологическом буклете одного из японских экспонентов, телевизор будущего изображен очень похожим на горшок из волшебной сказки. По-видимому, современные телевизоры достигли такой степени совершенства, что дальнейшее их улучшение кажется невозможным. В результате воображение дизайнера отказалось работать в независимом режиме и нашло опору в древнем образе, идея которого витает в воздухе, вероятно, не одну тысячу лет.

Большей части разработок, представленных на научно-техническом форуме IFA, не суждено дожить даже до начальных этапов коммерциализации. Но многие из заложенных в них идей продолжат жить, чтобы когда-нибудь послужить опорой воображению разработчиков новых поколений техники.

+33
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT