`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

IBM покупает SPSS. А что дальше?

Статья опубликована в №27-28 (694) от 18 августа

0 
 

28 июля корпорация IBM анонсировала приобретение SPSS Inc. (Statistical Package for the Social Sciences) – одного из ведущих поставщиков программных решений для прогнозирования и анализа данных (Business Intelligence, BI) с помощью сложных моделей, основанных на статистических алгоритмах. ПО от SPSS достаточно широко известно на мировом рынке – большей долей здесь располагает только SAS Institute – и имеет обширную и очень лояльную базу клиентов.

По сути, эта сделка ценой 1,2 млрд долл. для рынка прогнозной аналитики и «добычи данных» (data mining) имеет такое же значение, как почти два года назад – покупка тем же Голубым Гигантом компании Cognos для всего сегмента BI. В обоих случаях IBM приобретает одного из лидеров отрасли, и в том и в другом получаемый ею портфель продуктов лишь незначительно пересекается с существующей линейкой разработок, чем, кстати, не могли похвастать другие «мегавендоры» во время последней мощной волны слияний и поглощений.

С одной стороны, для IBM покупка SPSS выступает вполне логичным шагом – она продолжает создавать полный стек решений для построения аналитических управленческих систем, руководствуясь идеологией Information On Demand (IOD), недавно трансформировавшейся в Information Agenda. С другой, возникает вопрос: а будет ли эффект синергии от предложения SPSS клиентам IBM вместе с другими продуктами из линейки Information Management, включающей разработки Cognos, InfoSphere и пр.? Давайте попробуем разобраться.

Развитая аналитика, основанная на статистических алгоритмах, была и остается уделом лишь нескольких высококвалифицированных специалистов даже в крупных организациях. Это довольно узкий круг потребителей, который практически не склонен к расширению. В отличие от BI-средств, рассчитанных на неподготовленных пользователей, инструменты SPSS не могут применяться кем угодно – требуются хорошее понимание статистического математического аппарата и достаточный опыт его эксплуатации. Безусловно, эффект от правильного их использования может положительно сказываться на работе всего предприятия.

IBM покупает SPSS. А что дальше?
IBM покупает SPSS. А что дальше?
Программные средства SPSS являются аналитическими инструментами со сложным математическим аппаратом для узких специалистов, в то время как решения Cognos ориентированы на построение управленческих информационных систем общего назначения

Нужно отметить, что есть определенная мистификация и идеализация средств data mining – вокруг них (очевидно, не без помощи маркетинга) создан некий ореол «чудодейственности». Многие полагают, что такие инструменты способны сразу дать существенный эффект. Между тем более зрелым представляется подход, предполагающий сначала создание информационной инфраструктуры, которая позволяет получать очищенные и согласованные первичные данные, потом настройку базовой коллективной работы организации с ними посредством BI-решений, и наконец, получение дополнительных преимуществ с помощью высокоинтеллектуальных инструментов для прогнозной аналитики и data mining. Перескочить к третьему этапу, миновав два предыдущих, иногда можно, но, как правило, результаты таких действий оставляют желать лучшего.

Уместно также сказать, что время, когда считалось, что статистическими моделями можно описать и предсказать любые тенденции в бизнесе, безвозвратно уходит. Увлечение статистическим анализом приходится на 70–80-е годы прошлого века – именно тогда и зародились сегодняшние «монстры» этого рынка. Однако в конце 90-х и в начале нынешнего столетия все заметнее сдвиг в сторону «вебдванольности» систем поддержки принятия решений – так как становится приоритетной не столько замена эксперта-аналитика высоконаучным математическим алгоритмом, сколько создание удобной информационной среды для совместной работы таких специалистов.

Впрочем, касательно этой сделки имеются разные соображения. Синди Хоусон (Cindi Howson), создательница проекта независимых исследований в области бизнес-аналитики BIScorecard считает, что прогнозная аналитика долго была горячей темой, но в то же время единое мнение о том, как вывести ее из тыла на передовую (т. е. сделать массовой) так и не сложилось. «Очевидно, для построения хороших прогнозных моделей нужны должные знания, умения и навыки, и это не что-то такое, что когда-либо будет распространено. В то же время идея применения результатов этих моделей в ежедневных решениях, чем могут воспользоваться даже неподготовленные сотрудники, стала представляться неким священным Граалем», – уверена г-жа Хоусон.

Джеймс Кобиелус (James Kobielus), ведущий аналитик по BI-тематике Forrester Research, полагает: «Благодаря этому приобретению IBM получает в распоряжение один из последних необходимых компонентов для ее портфеля решений по управлению данными Information On Demand». По словам эксперта, Голубой Гигант, возможно, будет первой компанией, которая признала, что в последние годы в процессе выстраивания направлений BI, хранилищ данных и других составляющих своего предложения IOD несколько потеряла фокус на рынке средств PA/DM (predictive analytics / data mining). На самом деле поставщик никогда не покидал указанный сегмент. Дело в том, что три года назад он решил изменить позиционирование линейки инструментов Intelligent Miner, поддерживающих исследование структурированных данных, в виде набора самостоятельных приложений. Тогда они были перемещены, и, по сути дела, похоронены внутри семейства ПО InfoSphere Balanced Warehouse, где предлагались как одна из опций при построении корпоративных информационных хранилищ, а не как независимая продуктовая линейка, которая может функционировать и развиваться самостоятельно, считает г-н Кобиелус.

Сделка должна завершиться во второй половине текущего года, положив начало процессу интеграции разработок SPSS и IBM. Что же можно ожидать с точки зрения их совместного продуктового развития? Очевидным первым шагом будет объединение инструментов Cognos и SPSS – кроме единой аутентификации (Single Sign-On) и портальной интеграции, вероятнее всего, мы увидим здесь использование единого слоя метаданных. Что, кстати, будет резонным и красивым шагом, ведь предложение IBM Cognos отличается такими свойствами.

Можно также ожидать появления решений SPSS в составе отраслевых продуктов вроде Banking Risk Management Cockpit. Некоторые «заточки» под ПО SPSS, вероятно, будут в СУБД IBM DB2 и пакете InfoSphere Warehouse, на ней основанном. Хотя, конечно же, предложение компании останется гетерогенным – Голубой Гигант гораздо реже других крупных поставщиков средств корпоративной автоматизации был замечен в переориентации получаемых в результате приобретений разработок исключительно под свою платформу.

И напоследок несколько предположений о том, как повлияет рассматриваемая сделка на других участников рынка. Наверное, в самом затруднительном положении окажется компания SAP, последние полтора года активно развивавшая отношения с SPSS; результатом данного процесса стал продукт BusinessObjects Predictive Workbench. Возможно, немецкий поставщик переориентируется на SAS Institute, что, между прочим, будет еще одним шагом в сторону материализации слухов о покупке Teradata.

Oracle находится в более выигрышном положении, чем SAP, так как ранее уже сделала ряд приобретений в области развитых аналитических возможностей и даже пыталась агрессивно их продвигать, невинно жонглируя понятиями predictive analytics, advanced analytics и business analytics. Но, по-видимому, со временем интерес к этой идее несколько угас.

Ну а SAS Institute будет продолжать заявлять о себе как о независимом игроке этого рынка. Впрочем, сделка, возможно, повысит вероятность стратегических альянсов SAS с разработчиками СУБД.

Что произойдет дальше – покажет время. Как уже упоминалось, золотая пора прогнозной аналитики в бизнесе постепенно уходит. Так что альянс IBM и SPSS хоть и логичен, но, похоже, уже не столь актуален, как раньше.

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT