`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Хостинг сегодня и завтра

Статья опубликована в №19 (685) от 2 июня

+66
голосов

В формате Темы недели наше издание обращается к вопросам, связанным с рынком хостинг-услуг впервые, и не последнюю роль в этом сыграло то, что данную отрасль принято считать крайне инертной, с рядом устоявшихся, исторически сложившихся традиций и даже определенным внутренним «кодексом поведения».

Прежде всего будет уместным определиться с терминами. Энциклопедическая дефиниция гласит, что хостинг (как процесс содержания, владения, от англ. host, хозяин) – это услуги по предоставлению дискового пространства и вычислительных ресурсов для физического размещения информации на сервере, постоянно подключенном к WAN (Интернет). В узком же смысле слова под хостингом могут также подразумеваться и сами площадки, или серверы, на которых эти услуги предлагаются.

Услуги хостинга можно классифицировать: по цели основной деятельности (в интересах телекоммуникационных операторов и для предоставления услуг частным лицам и компаниям), по принципам оплаты (на платный и бесплатный), размещения (виртуальный хостинг – Shared hosting; виртуальный выделенный сервер – VPS, VDS; отдельный физический сервер – Dedicated, Collocation), по типу базовой OC платформы (*nix/Windows) и множеству других критериев.

На начальном этапе своего развития по основному целевому предназначению от только зарождающегося бизнеса ИТ-площадок и центров ответвилась в самостоятельное направление деятельность операторских телекоммуникационных узлов (площадки, точки и центры межоператорского обмена и распределения опта, организации объединения трафика и формирования резервных каналов). Сегодня данная деятельность – предмет отдельного анализа, однако в бизнесе каждого современного хостера она как вспомогательное направление, обеспечивающее его деятельность, осталась.

Хостинг сегодня – это в первую очередь услуга. Однако чтобы ее оказать, потребуется наличие специализированного оборудования (серверов, инженерной, телекоммуникационной инфраструктуры) и технического персонала. А вот от взаимодействия с кем хотим сразу предостеречь – так это с решившими заняться хостингом горе-предпринимателями, которые в неприспособленных для этого помещениях, где за работой серверов никто не следит, размещают оборудование, по дешевке купленное у ведущих хостеров после плановой модернизации.

Компании-владельцы крупнейших ЦОД согласно западной модели бизнеса зачастую не работают с частными лицами, а лишь предлагают массовую аренду серверов – ею и пользуются хостинг-операторы. Последние могут располагать своей собственной серверной площадкой как организованной на местном уровне, так и интегрированной с площадкой местных интернет-провайдеров. Практически все они имеют собственную серверную площадку, часть которой может быть отведена под хостинг. Эта категория поставщиков услуг также работает и с физическими, и с юридическими лицами.

Все остальные операторы, как правило, не имеют собственного оборудования и являются реселлерами разного уровня. Сложившиеся ныне мнения по поводу данной категории диаметрально противоположны. По сути, им может стать любой – владельцы ЦОД и их более крупные реселлеры предлагают специальные тарифные планы, ориентированные на данный бизнес, поэтому довольно часто в перепродаже хостинга участвуют и частные лица. Причем считается, что поскольку стабильность работы клиентов обеспечивается гарантиями родительской компании, то для начала этой деятельности не нужно быть профессионалом в хостинге, а достаточно минимальных знаний об Интернете, которые можно почерпнуть за несколько вечеров.

С другой стороны, замечено, что именно средние и малые хостинг-ресселеры наиболее гибки и активны в поиске путей дальнейшего совершенствования своего бизнес-портфеля и смелее экспериментируют с новыми технологическими направлениями рынка, к которым, в частности, относят и последние тенденции по консолидации и виртуализации ИТ-бизнеса.

SaaS как новая модель в хостинге

Радикально сократить затраты (расходы на аренду помещения, организацию ЦОД, оплату труда сотрудников и т.д.) на развертывание ИТ-системы в компании могут позволить сервисы Software as a service (SaaS) («Программное обеспечение как услуга») или Software on Demand (SoD) («Программное обеспечение по требованию»). Это модели продажи ПО, при которой поставщик разрабатывает веб-приложение и самостоятельно управляет им, обеспечивая заказчикам удаленный доступ к ПО по сетевым каналам (Интернет) через веб-интерфейс.

Многие аналитики считают, что предоставление SaaS будет медленно, но планомерно отбирать у виртуального хостинга часть потенциальных клиентов. Однако не стоит ожидать, что в ближайшее время на рынке произойдут резкие структурные перемены, хотя в долгосрочной перспективе доходы от SaaS могут превышать прибыль от продажи лицензий и оказания технической поддержки сегодняшним хостером.

ПО развертывается на ресурсах ЦОД, а не на мощностях каждого конкретного заказчика, и предоставляется на условиях аренды со взиманием периодических платежей. В идеале их схема предполагает, что в случае, если необходимость в ПО временно отсутствует, заказчик имеет право приостановить его использование и заморозить выплаты разработчику.

Своей популярностью услуга обязана мнению, что в отличие от классического подхода, (когда требуется купить, установить и развернуть лицензионные программные продукты в инфраструктуре) за минимальные сроки компания получает всю необходимую программную и аппаратную часть, подписав договор с сервис-провайдером на условиях абонентской подписки. При этом стоимость, в которую входит и техническая поддержка, определяется в соответствии с фактическим использованием услуги или же по количеству клиентских обращений за прошедший месяц.

Обновление, мониторинг и администрирование программных продуктов в такой архитектуре производятся удаленно и оперативно и могут осуществляться для всех клиентов одновременно. Таким образом, заказчик переносит риски, как правило, относимые к собственной ИТ, на плечи провайдера. Кроме того, возможны настройка ПО под потребности клиента, создание отдельных специальных программных модулей, которыми в будущем могут воспользоваться другие заказчики.

К сожалению, концепция SaaS применима далеко не ко всем функциональным классам ИТ-структур. Поскольку основная экономия ресурсов провайдера достигается за счет масштабов однотипного развертывания, SaaS окажется неэффективной для систем, требующих глубокой индивидуальной адаптации под каждого заказчика, а также для инновационных и нишевых решений. Не принято предлагать концепцию SaaS для критически важных систем, в которых обрабатывается строго конфиденциальная информация. Следует также учитывать, что непосредственно в этот сервис не входит дублирование резервных данных и ресурсов на другие территориально-разнесенные площадки – как правило, хостер предлагает лишь создание локальных резервных копий.

На распространение SaaS существенно влияют популярность и качество сетевых услуг, ведь при этой модели задействованы три стороны: не только заказчик и провайдер ПО, но и интернет-провайдер. Определенные локальные ограничения накладывает также степень проникновения широкополосного доступа в регионы – на карте Украины еще достаточно белых (где услуги ШПД не предоставляются) и серых (где не гарантируется их непрерывность либо качество оставляет желать лучшего) пятен.

Считается, что несмотря на первые разочарования, итоги которым подвели аналитики Gartner www.gartner.com/it/page.jsp?id=889713), SaaS откроет новые возможности для малого и среднего бизнеса в Украине, повысив для него доступность легальных лицензионных программных продуктов. Особым спросом пользуются CRM, решения по управлению жизненным циклом контрактов, а также системы по работе с персоналом, финансовые программы и ПО для автоматизации службы поддержки.

К сожалению, на просторах отечественного Интернета сайтов, отражающих в сводном виде предоставление данного вида услуг, аналогично Software as a Service Showplace или, по российским ресурсам, SaaS-каталогу нами не обнаружено.

Решения для «ТПК»

Хостинг сегодня и завтра

В настоящее время многие крупные компании уже отказались от архитектур с единым центром хранения и обработки данных. Наблюдается всеобщий переход на архитектуры с наличием дублирующих и резервных центров. Среди них и «ТПК» – производитель и поставщик строительных материалов для крыш и фасадов, работающий на украинском рынке с 1992 г. Сегодня его сеть сбыта состоит из 36 филиалов, два из которых находятся в Казахстане, еще один – в Молдове.

До принятия решения об упорядочении существующей ИТ-инфраструктуры компания работала на основе конфигурации собственной разработки с использованием системы «1С:Предприятие 7.7». Обмен данными производился путем пересылки файлов с обновлениями. По словам заместителя директора ИТ-департамента «ТПК» Виталия Витченко, такая система не могла в полной мере соответствовать возросшим современным потребностям бизнеса ввиду наращивания сложности инфраструктуры компании, а ее дальнейшая модернизация была нецелесообразной.

Систему управления предприятием разработал отдел АСУ компании «ТПК» на базе «1С:Предприятие 8.1». Как отметил директор ИТ-департамента компании Юрий Пьец, новая система призвана автоматизировать и оптимизировать ключевые бизнес-процессы «ТПК» и обеспечить функционирование в реальном времени порядка 280 активных пользователей ИТ-сервисов в ее украинских филиалах и заграничных представительствах. Часть последних уже работала в режиме терминального сервера, когда все бизнес-процессы исполнялись на центральном сервере во Львове, а на офисный компьютер пользователя передавалась только «картинка» приложения.

Был объявлен тендер на аппаратную часть единой системы управления предприятием на базе «1С:Предприятие 8.1». Кроме производительности и масштабируемости, среди основных предъявляемых требований фигурировало достижение лучших среди конкурентов показателей ROI. Поставщик обязан был иметь собственный склад запчастей и возможность обеспечивать качественную гарантию на аппаратную часть решения.

Победителем тендера стала компания Entry. Ее решение полностью отвечало техническим требованиям при хорошем соотношении цена/качество, и, кроме того, по словам Виталия Витченко, предложение содержало наиболее выгодные условия по поставке, отгрузке и дальнейшему обслуживанию оборудования.

Кластеризация – это традиционное решение для компаний с бизнес-процессами, подобными «ТПК». Для обеспечения надежности ее работы сервер приложений было решено построить на базе кластера для MS SQL 2005. Ядро системы состоит из SQL-сервера, сервера приложений, четырех терминал-серверов и нескольких дисковых массивов Zyratex. Компоненты взаимодействуют в Ethernet-среде, основу которой составляют коммутаторы HP Procurve.

В данный момент нагрузка на ядро небольшая, и мощности поставленного решения хватает для размещения нескольких программных компонентов на одном аппаратном сервере. С ростом нагрузки система легко масштабируется. В нее будут добавлены дополнительные серверы баз данных и приложений. При этом в кластере работает несколько таких устройств. Таким образом, построенная система экономична, является полностью резервируемой, обладает возможностью балансировки нагрузки и гибкого расширения.

Руководство компании давно осознало необходимость обеспечить высокую отказоустойчивость системы. Для реализации поставленных задач по достижению требуемой производительности и надежности работы подобной схемы было решено разместить оборудование ее ядра в ЦОД.

При планировании рассматривались два варианта: хостинг у одного из крупных операторов связи либо построение собственного ЦОД. Поскольку требования достаточно высоки, его построение собственными силами повлекло бы большие капитальные затраты на дизель-генератор, системы кондиционирования и вентиляции, мощные серверные ИБП и т. д. Кроме аппаратной части, необходимо было организовать надежные коммуникации между ЦОД и филиалами. Проведенный анализ показал, что такой объем инвестиций позволит «ТПК» оплачивать услуги хостинга в ЦОД с резервным питанием, дублированием каналов данных и климат-контролем «Голден Телеком» в течение приблизительно 4,5 лет. Именно этот фактор и был одним из основных в принятии решения о переносе серверов управленческой системы на колокацию. Кроме этого, тем самым экономятся и собственные площади компании.

Комментируя данное решение, специалисты «Голден Телеком» (оператор «Beeline Бизнес») сообщили, что подобный проект реализован не только для «ТПК», но и для множества других, среди которых – FMCG, ритейлеры, банки, страховые компании, контент-провайдеры, крупные международные представительства и пр.

Как универсальный оператор связи «Голден Телеком» размещает оборудование клиента в ЦОД операторского класса, обеспечивает его подключение к центральному офису по отдельному каналу связи и объединяет все удаленные офисы и филиалы компании единой корпоративной сетью, на которой работают все ИТ-системы предприятия, предоставляя также доступ в Интернет и телефонию. Такое решение предполагает выгодные условия подключения к Сети на скоростях от 100 до 1000 Mб/с, возможность получения дополнительных каналов, удаленное управление своими информационными ресурсами через IP-сеть и непосредственно в специально оборудованном помещении с рабочими местами и пр.

Говоря о внедренном решении, Юрий Пьец отметил, что оно отлажено и работает стабильно, а на основании полученного экономического эффекта от его реализации характеризуется как успешное. Компании удалось повысить результативность своего бизнеса за счет перехода всех своих филиалов к единой системе управленческого учета, работающей в режиме реального времени.

Что мы получаем, за что платим

Привязка заказчика к единственному разработчику и предоставителю услуги, который размещает ПО на своей площадке, осуществляет его администрирование и поддержку, может привести к ряду проблем, связанных с возможностью его нестабильной работы. Поэтому ответственность последнего должна быть четко регламентирована в договорах и предполагать конкретные компенсационные выплаты в случае их нарушения. В определенной мере данное замечание относится и к формализации отношений с классическим хостером, предоставляющим стандартный пакет услуг. Один из вариантов его решения – оформление соответствующего контракта (SLA, Service Level Agreement) на хостинг, коммуникационные услуги (доступ в Интернет) и/или аренду ПО (SaaS). Среди недавних и, как утверждают в компании, первых в Украине отечественных примеров, когда ЦОД берет на себя материальную ответственность за предоставление гарантированного уровня сервиса, – предложение услуг в новом центре «ВОЛЯ».

Уровень сервиса определяется в SLA с помощью метрик или ключевых показателей. Cоставляя его, следует дифференцировать уровень требуемого качества обслуживания среди элементов и сервисов своей системы: акцент должен в первую очередь делаться на гарантии критических узлов, сбои которых не позволяют функционировать системе целиком. Покупатель услуги вправе требовать только то, что нужно непосредственно ему, в соответствии с его реальными запросами. Так, за рубежом избалованный предложениями типовых SLA местный покупатель лишь недавно (и только благодаря кризисным явлениям) смекнул, что в значительной части того, за что он платит согласно подписанному SLA, он не нуждается. В определении цены важнейший фактор – не сама услуга, а качество ее предоставления. Размер оплаты рассчитывается лишь исходя из таких критериев, как доступность, время, необходимое на устранение сбоев и т. д.

Чем серьезнее проект, тем детальнее должно прорабатываться соглашение. Однако все же следует помнить, что SLA – документ, ориентированный на бизнес, поэтому он не должен содержать избыточного количества технических деталей (см. на сайте). Все узкотехнические аспекты могут определяться, к примеру, в SLS (Service Level Specifications – спецификации сервиса) или в SLO (Service Level Objectives – задачи сервиса).

Возвращаясь к отечественным реалиям, следует признать, что эффективность и действенность SLA напрямую связана с дальнейшим совершенствованием отечественной структуры и компетенций законодательной, исполнительной и судебной властей. Действительно, трудно ожидать справедливых решений от системы, представители которой, по свидетельству одного из ведущих хостеров Украины, приходят в офис компании с целью «опечатать Интернет, чтобы снять остатки на конец финансового года». Тем не менее SLA – единственный путь для установления взаимных цивилизованных прав, обязанностей, гарантий и компенсаций между поставщиком и потребителем услуги.

Выводы и некоторые прогнозы

Наше более детальное знакомство с особенностями данного рынка подтверждает предположение о его инертности и консервативности. За последние 3–4 года произошла четкая сегментация пользователей на четыре категории (домашние пользователи, любители, малые компании и наконец корпорации либо специализированные интернет-компании). Каждой из них будут соответствовать свои группы хостеров, предположительно со своими новыми лидерами.

Характеризуя его в общем (подробнее о локальных тенденциях – в следующей статье Темы недели) отметим, что начавшийся в прошлом году процесс консолидации бизнеса застопорился в связи с кризисными явлениями. Они же привели к усилению конкурентной борьбы среди основных игроков, повлекшей за собой некоторое расширение спектра и качества услуг. Тем не менее рынок хостинга устоялся, и, следовательно, ко всякому заметному отклонению от среднего ценового уровня предложений в рамках одного класса нужно относиться с разумной настороженностью.

Некоторое замедление высоких темпов развития лидеров привело к появлению незначительного количества малых хостинг-реселлеров, способных к углубленной персональной работе с клиентом, смело экспериментирующих с бизнес-фокусами в пограничных и смежных (в устоявшемся понимании услуг) областях. Однако их доля в общем обороте невелика.

По мере укрепления доверия к новым технологиям в отдаленной перспективе можно прогнозировать появление специальных предложений для ИТ-зависимых компаний, сутью которых станет передача (в аутсорсинг, с собственным ПО и сопровождением, либо в рамках концепции SaaS) всех основных для их бизнеса ИТ-процессов на ресурсы хостера. Один из таких примеров можно найти во врезке о компании «ТПК». Но пока большинство успешных средних и мелких фирм оказываются готовыми вынести за пределы своей ИТ-структуры лишь некритичные приложения, мотивируя свои действия высоким риском потенциального ущерба и отсутствием гарантий сервиса.

Дополнительные материалы:

Юридические аспекты SLA

Основной характеристикой услуги (кроме, собственно, самой сути) является ее качество и гарантии предоставления. Исходя их основных свойств информации (объективность, полнота, достоверность, адекватность, доступность, актуальность) как предмета и результата применения ИТ-технологий, оценка ее качества применительно к затрагиваемым в данной теме вопросам предполагает детальную формализацию сервиса, включая перечень параметров качества, методов и средств их контроля. Например, когда речь идет о хостинговых сетевых услугах, большинству компаний требуется как минимум 99% времени работы без простоя (перебои менее 43 минут в месяц).

Как правило, юридические и финансово-экономические аспекты взаимодействия двух сторон – получающей и предоставляющей услуги – находят свое отражение в Соглашении об уровне услуги (Service Level Agreement, SLA). Будучи неотъемлемой частью договора, оформляемый в виде отдельного раздела (либо отдельного приложения), он содержит детальное описание предоставляемого сервиса, в том числе перечень параметров качества, методов и средств их контроля, времени отклика поставщика на запрос потребителя, а также санкции за нарушение обязательств.

Данный документ можно отнести к категории контрактов, в которых должны найти отражение: декларация о намерениях сторон, описания обязательств сторон (включая пункты о согласованных уровнях производительности по оговоренным параметрам), сроки действия соглашения, предусмотренный ним порядок использования приложений и услуг (включая продолжительность и порядок проведения регламентных работ), а также процедуры контроля за исполнением соглашения, восстановления функционирования в случае перебоев (и связанные с ними штрафные санкции), пути решения технических проблем (спорных вопросов).

Наиболее проблематичным в процессе согласования, как правило, оказывается пункт, согласно которому поставщик услуг обязуется возместить клиенту любой ущерб, понесенный в результате нарушения исполнителем своих обязательств. Это включает и компенсацию клиенту всех издержек, связанных с юридическими претензиями третьей стороны. Отечественная практика показывает, что в предложенном первичным поставщиком договоре, эта норма, скорее всего, будет отсутствовать. Если, например, виртуальный хостер при заключении соответствующего договора с владельцем ЦОД не позаботился о нем, то он, соответственно окажется не в состоянии предложить гарантированные услуги, а значит – и возмещение возникшего не по его вине убытка конечному потребителю сервиса.

SLA следует рассматривать как документ, нуждающийся в периодическом пересмотре и внесении поправок при изменениях внешних обстоятельств, ожиданий и/или потребностей клиента, рабочей нагрузки и появления более объективных средств, процедур и параметров оценки производительности. Следует также учитывать, что обязательства по Соглашению, принятые на себя компанией-поставщиком, как правило, не переходят автоматически к ее новому собственнику после ее приобретения или слияния с другой компанией.

Практика предложения SLA в деятельности аутсорсинговых компаний показывает, что определение соглашения позволяет им не только положительно выделиться на рынке предоставления услуг, но и определиться с целями и ориентирами, к достижению которых они должны стремиться, чтобы удовлетворить или превзойти ожидания пользователей в отношении качества.

+66
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

А где искать доп. материалы? :(

Меня эта статья обрадовала своим появлением.
А потом несколько разочаровала.
Меня интересуют не технические детали, а больше со стороны клиента.
Например мне нужен просто качественный и надежный хостинг файлов.
Хоть бы кто рассказал, про это. Как это делается.
Мне кажется, что для этого и существует журнал.

Вашу позицию по поводу целевого назначения журнала мы частично разделяем. ;)
Уверен, что Вы просто поспешили высказать свое мнение, не познакомившись с отличной статьей Андрея Дегелера, в которой даны ответы на поставленные Вами вопросы.

Если нет -- не мучайте себя, переверните страничку журнала (стр 28) и почитайте. Настоятельно рекомендую! :)

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT