`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Готовые рецепты


Наступившая в ряде стран рецессия с новой остротой поставила вопрос о том, каким законам подчиняется поведение людей и их объединений (как самоорганизующихся систем) и к каким последствиям это приводит. Однако собственно «бихевиористику» я обсуждать не собираюсь (хотя дисциплина интереснейшая), в тяжелые времена некогда теоретизировать, всем нужны готовые рецепты. Зато предложу в качестве последних рассмотреть так называемые «правила большого пальца» (rules of thumb), впервые описанные Уильямом Хоупом в далеком 1692 г. Не вдаваясь в расшифровку оригинального определения, скажу лишь, что такое правило понимается как общая закономерность, а не строгий закон, выведенная из эмпирических знаний и здравого смысла.

В эпоху Интернета просто обязан был появиться сайт «все правила большого пальца в одном месте»; он и появился, называется www.rulesofthumb.org (оригинально, не правда ли?). На нем – тысячи правил, можно добавлять свои и оценивать чужие. Немало интересных. В разделе «Бизнес» есть, например, такое: «Люди лучше всего работают, когда используют 80% своих возможностей. При 50% им становится скучно, при 100% их одолевает стресс». Полностью согласен. Вот только как вычислить эти 80%?

А вот из раздела «Деньги»: «Общая стоимость ваших средств передвижения (включая катера и внедорожники) не должна превышать половину дохода до уплаты налогов. Потратив на них слишком много денег, вы вынуждены будете ограничивать себя в жилье и еде». Еще похожее: «Расходы на жилье не должны превышать 25% дохода семьи». Многие проблемы наших банков сегодня объясняются тем, что заемщики, похоже, не знали этого.

Правило жадности Уоррена Баффета: «Будьте жадными тогда, когда другие робеют, и робкими – когда другие жадничают». Безбедная старость: «Начиная с тридцати лет старайтесь откладывать хотя бы 10% вашего дохода, чтобы обеспечить свою жизнь на пенсии». Хороший совет, подсказал бы еще кто, в какой валюте это делать.

Найдутся правила и для сферы информационных технологий, к примеру о программировании: «Там, где специалист, проверяющий новую программу, задумается, новичок провалится» или «При написании программы шансы сделать в ней ошибку удваиваются с каждым телефонным звонком» или «Никогда не берите на работу программиста, который знает только один язык программирования». А вот, кстати, совершенно конкретное: «В большинстве компьютерных программ 10% их кода работает 90% времени. Определение и переписывание этой части программы с тем, чтобы она работала быстрее, всегда стоит затраченных усилий».

Пожалуй, наиболее известное из таких правил носит имя Парето, или принципа 80/20. Классическая формулировка звучала как «20% итальянских семей владеют 80% земли». Но оказалось, что в его основе лежат фундаментальные законы статистики, и сфера применения значительно расширилась. Наверняка слыхали, что «80% пользователей задействуют не более 20% функций программы»? А Стив Балмер в письме сотрудникам корпорации по поводу инициативы Trustworthy Computing (октябрь 2002 г.) сообщил, что 20% ошибок в коде ответственны за 80% отказов системы. Немало воды утекло с тех пор, и сегодня многие эксперты называют Windows Vista самой защищенной ОС из существующих. Кстати, «шаблоны» программирования (на сайте microsoft.com есть замечательная библиотека Patterns and Practices, которой наши программисты, похоже, пока мало пользуются) тоже можно считать сводом «правил большого пальца» в сфере разработки ПО.

Но вернемся к упомянутому сайту.

«Компьютеры, как и книги, продаются по цене, в шесть раз превышающей стоимость их производства».

Видимо, совсем свежее: «Если в отделе кадров компании из Кремниевой Долины после шести вечера горит свет – ждите увольнений в следующие две недели».

А вот рекламу на телевидении, оказывается, «нужно показывать как минимум четыре раза в день, четыре дня в неделю, три недели в месяц. В противном случае лучше потратить рекламный бюджет на что-нибудь другое».

Одно из правил с высоким рейтингом: «В комитете добровольцев, состоящем из десяти человек: три не будут делать ничего; три будут обещать что-то сделать и не сделают ничего; три сделают всю работу; один не появится ни на одном из заседаний».

А лидер рейтинга выглядит наивно: «Неважно чему оно посвящено, но если электронное письмо содержит просьбу разослать его по всем вашим контактам, вероятно, это – фальшивка, которой не следует доверять».

Оказывается, очень многое в нашей жизни определяют человеческий опыт («сын ошибок трудных» – А. С. Пушкин) и, повторюсь, здравый смысл. Не стоит об этом забывать.

+44
голоса

Напечатать Отправить другу

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT