`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Google: пора искать по-новому

0 
 
Залог популярности Google среди пользователей -- точность результатов поиска и практическая невозможность искусственного влияния на их ранжирование. Если раньше поисковики, анализирующие текстовую составляющую сайтов, постоянно сталкивались с попытками взлома системы ранжирования со стороны сайтовладельцев, то в случае Google использование метатегов и насыщение страницы ключевыми словами не приносили желаемых результатов.

В последнее время на многочисленных форумах и страницах Internet-изданий все чаще звучат утверждения о том, что алгоритмы Google уже не дают тех результатов, что раньше, а часть владельцев и оптимизаторов сайтов уверяют, что неприступную систему Google можно взломать. Пользователи жалуются на появление в числе первых ссылок пустых страниц и HTML-файлов, никак не связанных с ключевыми словами, а Web-мастера высказывают свое недовольство тем, что приоритетные места по некоторым ключевым словам и фразам занимают сайты, имеющие отдаленное отношение к тематике запроса.


Google Bombing

Этот термин был введен в обращение Адамом Мэйтсом (Adam Mathes), который 6 апреля 2001 г. оставил в своем Web-дневнике сообщение, призывающее пользователей Internet поучаствовать в интересном эксперименте. Всем сайтовладельцам предлагалось проставить ссылку на сайт www. ohmessylife.com/ со словами talentless hack. После этого, при условии захода на сайт индексатора Google, первой ссылкой на запрос talentless hack должен был стать именно вышеуказанный ресурс. Поводом для эксперимента, по словам Мэйтса, стало желание злоупотребить алгоритмом ранжирования Google. Страничка принадлежала другу Мэйтса, Энди Прессману (Andy Pressman).

На сегодняшний день в результатах Google ссылок на сайт Прессмана не найти, однако поначалу этот "хак" для Google оказался успешным. Система реагировала на ссылки, учитывая при этом как URL, на который она дается, так и слова, содержащиеся в ссылке. Принимая во внимание рост популярности Web-журналов, небольшая группа людей по договоренности могла влиять на результаты Google. Справедливости ради отметим, что уровень этого влияния не стоит преувеличивать -- энтузиазма создателей Web-дневников наверняка не хватило бы, чтобы передвинуть страницы Apple и Dell с первых мест при запросе computers, однако в некоторых случаях "бомбардировка" Google давала результаты.


Хакинг на коммерческой основе

Одной из особенностей алгоритма PageRank является учет не только количества сайтов, проставивших ссылку на определенный ресурс, но и их качества. По утверждению разработчиков Google и Web-мастеров, занимающихся оптимизацией сайтов, одна ссылка с Yahoo.com зачастую значит больше, чем с десятка других ресурсов на бесплатном хостинге. В целом, система работала следующим образом: если определенные сайты были популярными среди пользователей, то и вес ссылок с них увеличивался, что привело к созданию весьма специфической отрасли Internet-индустрии.

Сайт, имевший авторитет в Google, за определенное вознаграждение мог проставить ссылку на молодой коммерческий ресурс, что влияло на место последнего в результатах поисковика. С выпуском Google Toolbar у представителей этой отрасли появилось еще больше поводов для развития -- абстрактный вес своего сайта в механизме ранжирования Google можно было узнать, просто взглянув на панель, которую он поставляет пользователям Internet Explorer. Чем выше популярность определенного ресурса, тем бoльшую сумму придется выложить за размещение на нем своей ссылки.

Скажем, такая широкоизвестная "в узких кругах" контора, как PR Ad Network, перепродает ссылки на популярных в Google сайтах тем рекламодателям, которые не прочь повысить свой рейтинг. Рекламная сеть работает с площадками, получившими определенный коэффициент PR, не раскрывая при этом своих спонсоров и участников. Последним предлагается проставить ссылки на ресурс рекламодателей, причем сделать это не с помощью системы баннерного обмена, а именно вручную, чтобы индексатор Google при заходе на сайт в следующий раз учел новую ссылку и повысил ее значимость в базе данных.

Более открыта в этом плане компания SearchKing, объединившая ряд известных Internet-ресурсов. Основными критериями для участия в виртуальной сети SearchKing являются популярность, наличие внешних ссылок и, соответственно, вес в системе Google. В августе 2002 г. она объявила о начале продаж прямых текстовых ссылок на своих площадках. Потенциальным рекламодателям предлагается выйти на прямой контакт с руководством SearchKing, которое затем найдет нужные площадки среди Web-мастеров, участвующих в программе. Как утверждают представители этой компании, текстовые баннеры иногда продаются по 50 центов за тысячу показов. Кроме увеличения своего авторитета в Google, рекламодатели получают доступ к целевой аудитории. (Согласно последним данным, рейтинги сайтов SearchKing неожиданно стали терять вес в списке результатов, и сегодня компания судится с Google, обвиняя поисковик в подрыве бизнес-деятельности.)

Ссылки стали новой валютой Internet-сообщества и Web-мастеров. Популярность Google, а также тот стремительный темп, с которым компания подписывала партнерские соглашения и оставляла позади своих конкурентов, заинтересовали многочисленные коммерческие структуры, чьим основным источником заработка является повышение популярности сайтов.


Ответный удар империи

"Что-то все-таки произошло", -- так охарактеризовал последние изменения в Google ведущий популярного ресурса SearchEngineWatch.com Дэнни Салливан (Danny Sullivan). По мнению создателей информационного ресурса SearchEngines.ru, основного места встречи многих сайтостроителей и владельцев поисковых машин, последнее обновление Google, судя по всему, привело к тому, что внешние ссылки стали меньше влиять на ранжирование страниц. Складывается впечатление, что Google сегодня старается анализировать не только внешние ссылки, но и текст HTML-документа для определения его релевантности.

Автор популярного Web-дневника Марк Пилгрим (Mark Pilgrim) обратил внимание на изменения в механизме ранжирования Google. В частности, он был возмущен результатами поиска в доселе безупречном Google: "Поиск по словам reservation и hotel дает в числе первых ссылку на пустую страницу итальянской компании, по имени газеты News Observer -- на явно спамерскую страницу Internet-казино и опять-таки пустую страницу. Поиск по имени популярного исполнителя eminem дает прежде всего ссылки на крупный портал, на несуществующий сайт и пустую страницу, которая переадресовывает броузер на себя же".

В сентябре этого года многочисленные издания сообщили об очередном курьезе, связанном с поисковой системой Google: запрос go to hell выдает в качестве первой ссылки Web-сайт компании Microsoft. Многие обозреватели объясняют данный факт наличием Web-страничек, где высказывается негативное отношение к корпорации. Тем не менее несколько дней спустя первое место в результатах занял релевантный сайт Hell.com, а главная страница Microsoft.com оттуда исчезла. Налицо "ручное" управление ссылками, в то время как Google долгое время гордился отсутствием каких-либо искусственных механизмов ранжирования, предоставляя сортировку результатов алгоритму PageRank.


Web-дневники как нарушители спокойствия

Наибольший удар по чистоте результатов поиска, по-видимому, нанесли владельцы многочисленных блогов, или Web-дневников, популярность которых в последнее время продолжает расти. Так, если верить New York Times, один из самых известных сайтов для ведения онлайн-дневников LiveJournal.com к началу сентября поддерживал Web-логи 700 тыс. пользователей, каждый день открывая 1100 новых учетных записей. Многие Internet-авторы предпочитают держать дневники на собственных сайтах, применяя для этого такие механизмы, как Blogger, Movable Type и Radio Userland.

В одном из материалов мы уже рассказывали о специальном поисковике для Web-дневников, расположенном по адресу www.daypop.com. Их специфика позволяет авторам в течение дня заносить в свои журналы многочисленные ссылки, снабжая их всевозможными комментариями. Следовательно, миллионная армия Web-логеров при удачном стечении обстоятельств может сослаться на неизвестный до этого сайт, что приведет к бурному росту его популярности в Google. Даже небольшая группа владельцев дневников способна таким образом повлиять на качество результатов поиска.

По мнению упомянутого выше Марка Пилгрима, Google принял решение ограничить влияние Web-логеров. По крайней мере, ссылки на персональные онлайн-дневники теперь уже не встречаются так часто на первой странице результатов Google. Журнал самого Пилгрима, который до этого можно было найти как ссылку номер два при запросе mark, теперь опустился на несколько ступенек.


В заключение

Google, очевидно, предпринял весьма жесткие меры по борьбе с "бомбардировщиками" и продавцами страниц с высокими PageRank-коэффициентами. Вместе с тем можно констатировать несовершенство нынешнего алгоритма ранжирования сайтов, использующего лишь механизм учета обратных ссылок. Справедливости ради заметим, что алгоритм в его чистом виде не применял даже Google, а большинство поисковиков предусматривают комбинацию нескольких факторов для определения места сайта в списке результатов.

Однако вопрос остается открытым: с появлением эффективных возможностей взлома алгоритмов Google и системы внешних ссылок, что можно считать показателем качества сайта и его соответствия ключевым словам запроса? Поэтому уже в ближайшее время в сфере Internet-поиска скорее всего можно ожидать новых идей и концепций.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT