`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Google: от почты к звездам

0 
 

Гигабайт почтового пространства бесплатно

Аналогичная революция в ближайшее время может свершиться в области бесплатной Web-почты, где сегодня относительными лидерами по числу клиентов в глобальном масштабе являются MSN (сервис Hotmail) и Yahoo!. Русский и украинский сегменты Internet также радуют многообразием предоставляемых услуг -- Mail.ru, "Яндекс Почта", HotBox.ru, Ukr.net, Ua.fm и др. O намерениях почтить своим присутствием русскоязычный сектор не так давно заявила все та же Yahoo!, официально объявив о разработке русского интерфейса и предоставлении 15 МВ свободного дискового пространства всем желающим.

И все же пресс-релиз, появившийся первого апреля на сайте Google и сообщавший о новой планке качества на рынке бесплатных Webmail-услуг, наделал много шума. Проект Gmail (сегодня открытый лишь для узкого круга бета-тестеров) предоставит каждому зарегистрированному пользователю почтовый ящик в 1 GB. Кроме того, в пакет включены поиск и возможность просмотра серии сообщений как логического дерева. В Google Mail отказались от идеи папок -- вместо этого каждое письмо снабжается тематическим лейблом ("работа", "учеба", "Иван Петрович" и т. д.), по которым впоследствии также можно будет задавать поиск.

То, что пользователю был обещан гигабайт дискового пространства, и появление сообщения на сайте именно первого апреля, не вызвало особого доверия, однако после публикации пресс-релиза о новом центре хостинга на Луне к первоначальной информации о Gmail отнеслись со всей серьезностью. Впрочем, о запуске почтового сервиса крупнейшей поисковой компанией в Силиконовой Долине говорили уже давно, а в феврале этого года небольшое упоминание о планируемом нововведении промелькнуло на страницах The New York Times.


Финансовая подоплека

Об официальном старте проекта компания не сообщает, однако, скорее всего, сервис Gmail будет открыт для широкой публики в ближайшее время, так как долго томить пользователей ожиданием Google не станет, да и конкуренты успеют сообразить, как бороться с новой бесплатной услугой. Не секрет, что и Yahoo!, и Hotmail львиную долю своих поступлений получали от клиентов, нуждающихся в более крупных квотах, чем те, что предлагаются бесплатно, и за почтовый ящик в 100 МВ на Yahoo! Mail еще не так давно вполне приемлемой была цена в $60 в год. Проект Gmail наносит серьезный удар по перспективе подобной бизнес-модели.

Yahoo! отреагировала на новшества Google одной из первых, разослав ограниченному числу своих пользователей сообщения о бесплатном увеличении объема почтового ящика до 100 МВ. Для большинства этот лимит ранее составлял 6 МВ, так что льготу можно считать существенной, если не знать, что уже весьма скоро есть шанс получить в десять раз больше пространства под E-mail.

Какую же финансовую модель избрала Google? По словам ее специалистов, каждый, кто прибегает к услугам бесплатной почты, обходится в $2 в год. Таким образом, за время активного периода пользования Google предстоит отработать именно эту сумму. Компания предполагает демонстрировать контекстную рекламу, анализируя содержание сообщения и подставляя соответствующие блоки текстовой рекламы. Последнюю новость сразу же восприняли в штыки правозащитники и те, кто специализируется на отстаивании прав потребителей, однако не стоит забывать, что сегодня наша почта уже анализируется спам-фильтрами на предмет ее содержания.

Безусловно, приходят на ум классические истории о некорректном размещении рекламы от Google. Так, газета, описывавшая детали одного убийства в своей криминальной хронике и разместившая текстовый блок от Google на своем сайте, вскоре начала получать массу звонков от возмущенных читателей, так как в нем предлагалось купить набор ножей и топоров для домашнего хозяйства. В персональной почте подобные казусы могут носить более личностный характер, однако Google обещает избавить будущих пользователей от таких неудобств.


Google как платформа

Раздавать гигабайты бесплатного дискового пространства -- занятие весьма рискованное, как предположили многие. Несмотря на заявленную Google себестоимость в $2 в год, окупить которую будет совсем нетяжело, следует помнить, что ежедневно услугами Google пользуются сотни миллионов человек по всему миру. Как только к Google Mail подключится тысячный клиент, объемы дискового пространства будут исчисляться терабайтами, когда их станет миллион -- петабайтами.

С одной стороны, ожидать подобных объемов от компании, еще недавно заявлявшей, что ее профиль -- это "поиск, и никаких гвоздей", было бы трудно. С другой -- вспомним о функции Cached, которой сопровождается практически каждая найденная поисковиком ссылка. У Google уже весьма долгое время имеется в наличии эдакая грубая копия Internet, индексируемая и регулярно обновляемая, несмотря на то что речь идет о нескольких миллиардах документов. Сравнимой базой данных Web-страниц обладает и проект Archive.org, однако последний не обязуется выдавать пользователю все страницы, где можно найти ключевые слова, введенные в форму, причем делать это меньше чем за секунду.

Подобное положение статус-кво и побудило некоторых наблюдателей утверждать, что в руках у Google имеются мощнейший суперкомпьютер в мире и крупнейшая база данных, для обслуживания которой используется 100 тыс. ПК. "На своей предыдущей работе я рекомендовал закупить 40 новых серверов для Internet-поисковика, который мы строили, -- рассказывает в своем дневнике Рич Скрента (Rich Skrenta), автор проекта Topix.net. -- Администраторы одержали верх -- за те же деньги они предложили приобрести 6 дорогих серверов, так как 6 машин легче контролировать, чем 40. В результате увеличивается стоимость секунды машинного времени. Если наши инженеры предлагали алгоритм, улучшающий работу поисковика, но при этом он был в десять раз медленнее, то увеличить парк в десять раз не представлялось возможным -- когда вы только что потратили 20 млн. долл. на "тяжелые" системы, сделать это чрезвычайно трудно. У Google 100 тыс. серверов. Любой нормальный администратор купил бы сервер за 5 тыс. долл., а не материнскую плату за $500 с жесткими дисками, расположенными тут же, на "одном подносе". Но за эту цену вы сэкономили 90% своего машинного времени. И инженеры, изобретающие алгоритмы, получают фору".

Вячеслав Тихонов, известный своей работой над проектами Ping и MetaPing, в своей статье сравнил суперкомпьютер Google с виртуальной машиной Skynet и "Матрицей", с которыми в голливудских фильмах непрерывно продолжают бороться нынешний топ-менеджер из Калифорнии и всемирно известный хакер Нео. "Самое интересное, что это наибольший компьютерный кластер в мире, и очень сложно представить не только то, сколько физически занимают места эти ПК, но и каким образом персоналу удается их обслуживать. Еще сложнее представить, для каких целей может быть использована такая мощь в будущем, тем более что уже сейчас в Google работают люди, которые ранее занимались исследованиями в области распределенных вычислений в других крупнейших компаниях", -- пишет Тихонов.


С кем бой ведем?

Несмотря на то что почтовые службы сегодня существуют (пусть и в меньших объемах, но иногда и с бoльшими возможностями) практически на всех бесплатных порталах, новшество Google заставило многих наблюдателей рынка говорить об изменении всего бизнес-ландшафта в Internet и в других областях. Несомненно, в офисах MSN Hotmail и Yahoo! Mail сейчас проводятся совещания на тему конкурентоспособности собственных сервисов. Однако думаю, что в Mail.ru или Ukr.net ко всему этому отнеслись спокойнее -- их локализованные сервисы и физически близкие серверы для многих останутся именно тем преимуществом, ради которого адрес менять не стоит.

Но предположим, что маркетологу Google, окрыленному возможностями новых платформ, приходит в голову вдруг подарить случайному Internet-пользователю не один, а десять, а может, и сто гигабайт дискового пространства с правом показа рекламы или возможностью выкупить это пространство у компании Google за ежегодную плату. Тогда жесткий диск или переносная flash-карта постепенно потеряют свою актуальность. Ведь если под рукой всегда надежное подключение и скорость связи относительно высока, виртуальному почтовому ящику от Google можно доверить и свои документы. Скорее всего, не самые серьезные (вряд ли туда подгрузят финансовые отчеты организации) и не самые крупные (наверняка запретят хостинг фильмов и музыки), но все же документы, которые вы используете каждый день.

И предположим, что компания создала приемлемый набор инструментов для работы с этими документами в режиме онлайн. Внезапно на второй план отступают такие важные для сегодняшнего пользователя ПК понятия, как операционная система и офисный пакет. А вот последнее уже не может не беспокоить и Редмонд. Однако нечто подобное уже случалось в прошлом, когда самоуверенный Марк Андриссен (Marc Andreessen) в разговоре о своей компании Netscape назвал ОС Windows набором "плохо отлаженных системных драйверов".

И все же не случайным является тот факт, что поиском в Internet в последнее время заинтересовалась и сама Microsoft. Глава корпорации Стив Балмер (Steve Ballmer) на экономическом форуме в Давосе публично признал первенство Google в этой области. Редкой фирме пока удалось избежать пристального внимания со стороны Microsoft на рынках, где гигант хотел быть первым. В середине апреля свое слово в мире Internet-поиска также сказала компания Amazon.com, запустившая проект A9.com, который, кроме результатов Web-поиска (транслируемых через Google), показывает и отрывки из проиндексированных Amazon.com книг.

Так что посмотрим, чем закончится очередной проект Google -- на этот раз под названием Gmail.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT