`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Gmail: бесплатная Web-почта от Google

0 
 

Несколько тысяч бета-тестеров системы, которым инженеры Google разослали приглашения подключиться к Google Mail, ко Дню солидарности трудящихся получили возможность отослать аналогичные приглашения своим друзьям, в результате чего сегодня продуктом пользуется около десятка тысяч клиентов. Официальный запуск Gmail компания обещает к осени этого года, когда будут протестированы и отработаны детали пользовательского интерфейса, защита от спама и дополнительные функции. Поскольку учетная запись на сервере Gmail у автора появилась в первые недели бета-тестирования системы, он может рассказать о новом сервисе подробнее.


Реклама. Интерфейс Google Mail предельно прост и не перенасыщен ссылками. Страница разделена на три стандартные колонки: левая содержит пользовательское меню, центральная (самая широкая) -- письмо или список писем, а правая -- дополнительные опции плюс рекламу. Реклама в Gmail ограничена текстовыми блоками, которые подбираются в зависимости от содержания письма (что и вызвало скандал о нарушении тайны переписки клиентов). Я ни разу не видел больше трех рекламных баннеров одновременно, хотя в случае сообщения значительного объема интерфейс это позволяет.

Дискуссии. После входа в систему пользователь видит список писем, которые сгруппированы несколько иначе, чем в других аналогичных Web-сервисах и домашних почтовых клиентах. Когда отправитель начинает переписку и получает ответ от своего адресата, то сообщения, поступающие на сервер с типичной пометкой Re:, группируются в дискуссию. В верхней части списка писем находятся те дискуссии, ответы на которые пришли недавно. Аналогично такие операции, как удаление почты, ее пересылка и присвоение ярлыка (о них позже), могут осуществляться как над единичными сообщениями, так и над дискуссиями в целом. Gmail умело реагирует на вовлечение в переписку новых людей (скажем, адресат Б переправил сообщение адресату В, и теперь тот отвечает на оригинал письма от А).

Ярлыки. А вот папок в интерфейсе Google нет. С одной стороны, это неудобно, так как в течение уже нескольких лет их создание для многих из нас является привычным при работе с почтой. С другой, замена папок на ярлыки может ускорить обработку корреспонденции. Gmail предлагает к каждому письму или дискуссии прикрепить ярлык, название которого определяет сам пользователь. После этого письма из ящика Inbox не уходят, и в левой части окна появляется полный список ярлыков. При желании одним щелчком мыши на экран выводятся все дискуссии, соответствующие определенному ярлыку. Система также поддерживает фильтры, снабжающие письма ярлыками автоматически (при этом в качестве опции допускается выбор ключевых слов, темы сообщения или имени его автора). Чем же данный принцип отличается от принципа, основанного на папках? Одно и то же письмо может содержать несколько ярлыков. Следовательно, при работе фильтров не приходится по утрам открывать ряд папок сразу, читая в каждой новые сообщения. Подобный подход одновременно создает определенные трудности -- ведь в других системах некоторые письма (рассылки и листы дискуссий) мы иногда специально помещаем в отдельные папки, чтобы они не мешали читать корреспонденцию в Inbox. В Gmail подобная возможность отсутствует, так как, за исключением стандартных Inbox, Trash, Sent и Spam, других папок нет.

Пометки. Каждое письмо можно пометить желто-голубой звездочкой для того, чтобы потом к нему вернуться или же просмотреть только выбранные сообщения. Подобная функция (она чаще всего называется flag или mark) присутствует в большинстве домашних клиентов, поэтому останавливаться на ней подробно не стоит.

Архив. Чтобы не захламлять Inbox пользователя различными сообщениями, к которым он уже наверняка потерял интерес, Google дает возможность архивировать почту. Занесенная в архив, она исчезает из списка последних сообщений (или дискуссий), однако ссылка All Mail позволяет просмотреть как свежие, так и архивированные письма. После получения ответа на заархивированную дискуссию она автоматически переносится в раздел свежих и удаляется из архива.

Представление сообщения. Gmail при переписке автоматически скрывает процитированный текст, открыть который, впрочем, можно, щелкнув по ссылке. Система старается фильтровать все то, что несущественно в момент получения письма. Если нужно открыть перечисленные элементы, опция Expand All позволяет раскрыть другие письма из этой дискуссии, а ссылки Show quoted text и Hide quoted text дают возможность при необходимости посмотреть и убрать текст предыдущего письма. Неудобно то, что сообщение нельзя включить в уже существующую дискуссию -- иногда ответ от адресата приходит с другого адреса (скажем, человек прочитал письмо на работе, а ответил на него дома), но добавить новое сообщение в старую дискуссию нельзя.

Дисковое пространство. Gmail предоставляет 1 GB дискового пространства. Ближе к концу страницы, там, где расположены информация о компании и значок ©, можно увидеть, сколько мегабайтов используется именно в данный момент. И мусорная корзина, и папка со спамом входят в лимит 1 GB, однако их можно очистить одним щелчком. Максимальный размер одного сообщения ограничен 10 MB (включая прикрепления и текст письма, количество прикреплений не ограничено).

Прикрепления. В Gmail на экране представлен только текст письма. Если сообщение пришло с прикреплениями в форматах PDF, DOC, GIF, JPEG и т. д., то они все равно не отображаются автоматически, несмотря на то, что у Google есть механизм, позволяющий переводить файлы форматов Microsoft Office и PDF в стандартный HTML. Когда же изображения содержатся в письме, отосланном в формате HTML, то Gmail покажет только текст, а для загрузки картинок, внедренных в HTML-сообщение, придется воспользоваться опцией Display External images. Аналогичная опция сегодня существует и в Yahoo!Mail, где подобное новшество было введено с целью борьбы со спамерами, использующими внешние ссылки в HTML-сообщениях для проверки реальности адреса.

Кириллица. Никаких проблем с кириллицей при переписке не обнаружено. Были испробованы как варианты с одного адреса @gmail.com на другой, так и адреса российских и украинских почтовых Web-служб. К слову, контекстной рекламы для писем, созданных на русском, Gmail не показывает. Поисковик, впрочем, с русским языком не работает, о чем пользователь предупрежден.

Спам. Gmail предлагает встроенную защиту от спама и соответствующую папку, куда фильтруется вся нежелательная почта. Любое сообщение, прошедшее через спам-фильтры, можно отослать представителям компании, которые выяснят, почему оно преодолело защиту. Увы, результаты нашего тестирования пока трудно назвать однозначными, так как, даже несмотря на публикацию адреса moskalyuk@gmail.com на ряде сайтов, спама приходило рекордно мало. После разговоров с другими пользователями Gmail впечатление осталось двойственное -- их мнения варьировались от "Защита от спама работает идеально и сравнима с серверным SpamAssassin" до "Защиты от спама практически нет, проходит половина всего мусора".

Адресная книга. Имена всех адресатов, которым отправлены письма, автоматически заносятся в адресную книгу, из которой при желании ненужные адреса можно удалить. При создании нового сообщения по мере введения адреса функция автозаполнения предложит нужный адрес из книги. Опции импорта-экспорта адресных книг в Gmail нет.

Общие впечатления. Gmail удобна. К ярлыкам и автозаполнению адресов привыкаешь довольно быстро. Интерфейс активно использует JavaScript и на данный момент официально поддерживается только для броузеров Microsoft Internet Explorer и Mozilla, причем при попытке входа в систему с броузером Firefox честно предупреждает о возможных проблемах, не мешая, впрочем, после этого работать. Полнотекстовый поисковик столь же простой, как и в Google, -- большой плюс, если вспомнить аналогичные интерфейсы других служб. Gmail не поддерживает POP3 и IMAP, не собирает почту с внешних адресов и не разрешает ее переадресации, что для многих станет серьезным препятствием.

Допускаются клавиатурные эквиваленты команд, например клавиша c (Compose) создаст новое сообщение, а восклицательный знак пометит его как спам. Ну и наконец, самое очевидное преимущество -- 1 GB почтового пространства разрешает избавиться от таких проблем, как регулярная "чистка" ящика, и во время отпуска вдали от Internet не беспокоиться о том, что друзья или знакомые пришлют мегабайтовые фото -- ящик окажется переполненным, и система откажется принимать новые письма.

Сегодня не совсем понятно, что делать, если лимит в 1 GB достигнут. Будет ли Gmail предлагать платный сервис для тех, кто хотел бы открыть себе ящик в 5 GB, или же, конкурируя с российскими Mail.ru и Яндекс-почтой (которые успели сообщить о "безразмерности", т. е. снятии всех ограничений на объем своих ящиков), просто добавит пользователю дополнительный гигабайт?

В целом Gmail оставила очень позитивное впечатление. Скорость сервиса и его доступность не вызывают никаких нареканий. Заметно желание Google сделать почту такой же простой в применении, как и поисковик. Лозунг "Ничего лишнего!" наверняка висит над монитором дизайнера пользовательского интерфейса. Пока что интерфейс системы и внутренний поисковик доступны только на английском языке, однако в описании к Gmail подчеркивается временность такого положения дел. При публичном запуске Gmail вполне может переманить миллионы клиентов Hotmail и Yahoo!Mail упоминанием только об одном преимуществе -- одногигабайтовом почтовом ящике.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT