`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

GeForce FX5900: еще один чипсет, еще одна попытка...

0 
 

Наверняка читатели помнят, что в последнем тестировании 3D-акселераторов GeForce FX5800 и его младшие собратья, мягко говоря, "не прозвучали". Однако сама NVidia относилась к этому ядру несколько прохладно, туманно намекая, что не стоит судить о семействе FX лишь по NV30, следует подождать NV35, и вот тогда... Ну что ж, вот он, долгожданный NV35, перед нами. Посмотрим, так ли хорош GeForce FX5900, как ожидалось?

Технические характеристики видеочипов
Для начала отметим, что более никаких "туманных намеков" по поводу NV30 от NVidia не будет -- GeForce FX5800 официально признан неудачной разработкой. Видимо, недаром изготовители видеокарт не слишком охотно продвигали продукты на этом чипсете. Разумеется, были и те, кто сетовал на недостаточные объемы производства чипов NV30 и, как следствие, на невозможность массового выпуска ускорителей на нем. Но их, как и тех пользователей, которые, поверив в "кинематографическое качество FX", приобрели эти ускорители по явно завышенным ценам, постигла незавидная участь -- "революционер" GeForce FX признан "врагом народа" и выброшен на свалку истории как "beta-версия ядра, прошедшая обкатку на пользователях и производителях". На смену ему пришел FX5900, причем пришел не просто как топовый ускоритель семейства FX, а именно как замена FX5800. В общем, можно в очередной раз отметить потрясающую заботу NVidia о покупателях, а тем, кому "посчастливилось" стать обладателями FX5800, остается только посочувствовать и порекомендовать впредь быть более внимательными и осмотрительными...

"Мы строили, строили и, наконец, построили..."

Ну а теперь посмотрим, какие же изменения были внесены в яд-ро NV30.

GeForce FX5900 еще один чипсет, еще одна попытка... GeForce FX5900 (NV35)
Технологический процесс 0,13 мкм
Количество транзисторов 135 млн
Интерфейс AGP 8X (3.0)
Поддерживаемая версия DirectX DX 9
+    Поддержка самого современного 3D API; качественные и стабильные драйверы; поддержка основными производителями игр последнего поколения
-    Завышенная цена; запоздалый выход на рынок; не самое высокое быстродействие
!    Перспективное ядро; основа для акселераторов High-End -- при условии снижения цены и поддержки у разработчиков 3D-приложений

Прежде всего это наконец-то появившаяся 256-битная шина памяти. Собственно, перед выпуском NV30 никто особо не сомневался, что уж он-то будет оснащен именно такой шиной, однако в итоге мы получили только 128 бит (правда, с поддержкой DDR II). Сейчас же имеется 256 бит, но... обычная DDR. Что в результате окажется лучше, покажут тесты. А пока всего лишь отметим этот факт. Впрочем, замена DDR II на DDR должна достаточно ощутимо снизить стоимость ускорителя, а это не может не радовать.

Следующие изменения менее существенны и представляют собой, по сути, дальнейшее развитие и усовершенствование технологий, заложенных в NV30. Об этом, кстати, свидетельствует и незначительное увеличение числа транзисторов в NV35 -- со 127 млн. до 135 млн.

Intellisample High Compression Technology (HCT) -- технология экономии пропускной полосы видеопамяти. Коррективам подвергся алгоритм сжатия frame-буфера. Напомним, что NV30 умел сжимать не только информацию о цвете, но и Z-буфер (сведения о глубине) с коэффициентом до 4:1. В FX5900 было произведено дальнейшее улучшение -- повышена вероятность сжатия передаваемых блоков данных.

UltraShadow. А вот это новая разработка, отсутствовавшая в NV30. Данная технология значительно ускоряет отрисовку теней при использовании stencil-буфера. Вкратце суть ее заключается в следующем -- задается диапазон в кадре, в котором возможно отбрасывание тени объектом. При таком подходе значение в stencil-буфере обновляется лишь для пикселов, попадающих в определенный диапазон. Пока эта технология работает только в API OpenGL. Но основная ее особенность в том, что увеличения производительности при ее включении "по мановению волшебной палочки" не произойдет. Разработчики движков должны тщательно анализировать сцены и точно определять области, в которых вероятна отрисовка теней. В ином случае эффективность UltraShadow существенно снижается (вплоть до нулевой в самом худшем варианте).

Собственно, на этом все нововведения и заканчиваются -- немного "подкрутили" там, чуть-чуть добавили здесь. Оптимизировали, поправили ошибки -- и все. За исключением UltraShadow, никаких глобальных изменений по сравнению с NV30 в новый чипсет внесено не было. Дальнейшие отличия относятся в основном к дизайну PCB (вследствие увеличения разрядности шины памяти) и системе охлаждения, которая стала менее массивной и, что особо радует, гораздо менее шумной.

Что касается шины памяти, то здесь есть один интересный нюанс. На этот раз Ultra и обычная версия ядра FX5900 разнятся только по объему локальной видеопамяти -- 256 и 128 MB соответственно. Рабочие частоты для той и другой версии одинаковы. Но на GeForce FX5900 Ultra установлены 16 микросхем памяти вместо привычных восьми для объема 256 MB. В итоге, при на­личии только 256-битной шины получаем двухбанковую организацию подсистемы локальной видеопамяти в версии Ultra, а в обычном FX5900 при наличии только 128 MB -- однобанковую. В принципе, именно этим и должно обусловливаться некоторое повышение быстродействия FX5900 Ultra.

Список участников

Версии нового чипсета представляли два продукта от разных производителей -- AOpen Meolus FX5900 (5900 Ultra) и Gainward Ultra/1200 XP (FX5900). Оба они выполнены по референс-дизайну NVidia и отличаются системой охлаждения.

GeForce FX5900 еще один чипсет, еще одна попытка... AOpen Meolus FX5900

Чипсет

GeForce FX5900 (NV35)
Видеопамять 256 MB DDR
Частоты (чип/память) 450/425 MHz
Интерфейс AGP 8X (3.0)
Ориентировочная стоимость $600
Продукт предоставлен K-Trade: тел. (044) 252-9222
+   Высокое быстродействие; большой объем видеопамяти
-    Явно завышенная стоимость, не отвечающая производительности; большинство функций пока мало востребованы
!    Один из наиболее мощных игровых акселераторов, рассчитанный пока, скорее, на энтузиастов

GeForce FX5900 еще один чипсет, еще одна попытка... Gainward Ultra/1200 XP
Чипсет GeForce FX5900 (NV35)
Видеопамять 128 MB DDR
Частоты (чип/память) 450/425 MHz
Интерфейс AGP 8X (3.0)
Ориентировочная стоимость Н/д
Продукт предоставлен Gainward
+    Высокое быстродействие, оснащена быстрой памятью (серия Golden Sample); низкий уровень шума и нагрева
-    Большинство функций чипсета пока мало востребованы приложениями
!   При условии разумной цены -- один из наиболее перспективных ускорителей среднего ценового диапазона с оригинальной системой охлаждения и низким уровнем шума

Компания AOpen в своем ускорителе использовала референсное охлаждение. А вот Gainward применила систему собственной разработки -- радиатор уменьшенной массы, оснащенный двумя вентиляторами нагнетающего типа, тогда как в Meolus установлен радиатор с турбинным вентилятором, доставшийся ему в наследство от FX5800. Правда, радиаторы на чипах памяти теперь не сплошные, а пластинчатые, что позволило заметно облегчить общую массу видеокарты. Но, несмотря на это, платы на FX5900 Ultra по-прежнему требуют для их установки два слота на задней стенке корпуса ПК. Справедливости ради отметим, что AOpen в будущем планирует также оснащать свои продукты собственной системой охлаждения.


В остальном же обе карты практически идентичны, за исключением схемы питания, расположенной в "хвостовой" части ускорителя. Да и здесь различие лишь в элементной базе.

Несколько слов о конкуренции...

GeForce FX5900 еще один чипсет, еще одна попытка...В этом месте логично было бы поместить раздел о конфигурации стенда и методике тестирования. Но ни то, ни другое не претерпело совершенно никаких изменений со времени нашего последнего обзора ускорителей. Вместо этого мы решили продолжить описание несколько затянувшегося противостояния между разработчиками графических чипсетов и авторами тестового пакета 3DMark 2003 -- компании Future Mark. Напомним, что весь сыр-бор разгорелся, когда была выявлена оптимизация драйверов новых ускорителей ATI и NVidia именно под данный тестовый пакет. На сегодняшний день окончательно доказано, что подобный факт действительно имеет место. Более того, были названы конкретные игровые подтесты, в которых она работает, определены ее механизмы и написаны специальные патчи, устраняющие ее. Вот об этом мы и поговорим ниже.

GeForce FX5900 еще один чипсет, еще одна попытка...Итак, времена честной конкуренции между создателями 3D-ускорителей благополучно закончились. Теперь выпустить чипсет, более быстрый, чем у конкурента, -- не цель, главное -- написать драйверы для него так, чтобы результаты в самых популярных тестах оказались выше тех, которых смогли добиться программисты (да, да, уже не инженеры, а именно программисты) конкурирующей фирмы.

Так в чем же заключается пресловутая "оптимизация под 3DMark"? Обе компании сосредоточили свое внимание на DX8-подтестах, дающих наиболее весомый вклад в общий итоговый балл, выставляемый этим пакетом ускорителю. Причем данное ухищрение коснулось как устаревшей (3DMark 2001SE), так и последней (3DMark 2003) версий.

Вкратце суть изменений следующая -- модифицируются процедуры вершинных шейдеров на сценах со сложной геометрией. К примеру, просчет траектории движения листьев и травы в тесте Nature/Mother Nature выполнен таким образом, что графическому процессору требуется меньшее число тактов на вычисления. В итоге, получаем картинку, близкую к оригинальной, но созданную по иным, упрощенным, алгоритмам. При этом используется меньшее количество членов полинома, что приводит к более грубой аппроксимации. В принципе, в динамике данные изменения практически незаметны для человеческого глаза. Но дело ведь не в том, что программисты улучшают драйверы для более оптимального рендеринга, -- это как раз было бы весьма похвально. Основная беда, что акселератор визуализирует сцену, отличную от той, которую заложили разработчики в тестовый пакет. Как следствие, пользователь имеет завышенные показатели -- оптимизация работает только в этом пакете, а на реальных приложениях скорость будет существенно меньше. Получаем заведомый подлог и подтасовку результатов. Так что главная проблема подобных действий совсем не в снижении качества картинки (которое практически незаметно), а в несоответствии данных о быстродействии в тестах и в реальных приложениях.

GeForce FX5900 еще один чипсет, еще одна попытка...Поэтому было решено провести измерения в двух режимах -- в так называемом "стандартном", когда драйверы ускорителей устанавливаются в том виде, в котором они попадают к пользователю, и с отключенными механизмами оптимизации. Для экономии места на диаграммах показатели для второго случая приводятся только для двух моделей -- Radeon 9800 Pro и GeForce FX5900. Процентное соотношение падения производительности сохраняется и для других чипов, поэтому читатель без труда сможет пересчитать результаты остальных карт.

Комментарии к результатам

В принципе, подробные комментарии тут вряд ли необходимы. Но пару слов все же сказать следует. Как прекрасно видно на диаграммах, "королем производительности" NV35 опять-таки не назовешь. Да, новое ядро стало несколько быстрее старого, но не настолько, чтобы говорить о его подавляющем превосходстве над Radeon 9800 Pro. Стоит обратить внимание на вроде бы выдающуюся скорость FX5900 в 3DMark 2003 с включенным FSAA, но вспомним о том, что мы сказали выше, и посмотрим на результаты этого же ядра, но после применения к нему antidetect-патча... И скорость сразу перестает быть такой впечатляющей. В игровом тесте (Unreal Tournament 2003) новому чипу NVidia удалось обойти Ra­deon 9800 Pro только в режиме High Quality, в Low Quality ускоритель ATI по-прежнему впереди...

GeForce FX5900 еще один чипсет, еще одна попытка...Однако можно констатировать тот факт, что механизмы FSAA, фильтрации текстур и экономии полосы пропускания видеопамяти действительно были доработаны -- скорость в "тяжелых" режимах у NV35 заметно возросла.

Ну а теперь перейдем к снижению производительности при отключении в драйверах модификации шейдерных процедур для 3DMark. Для продуктов ATI падение скорости составляет порядка 2% без FSAA и 23% при его включении. А вот для NV35 -- 47% и 37% соответственно. Комментарии тут, как говорится, излишни. В каком случае оптимизация была более "щадящей", видно невооруженным глазом.

Выводы

Ну что ж, выхода GeForce FX5900 мы дождались. Однако никакого переворота на рынке это событие не произвело. Новое ядро получилось несколько более быстрым, добавилась поддержка оригинального механизма работы с тенями, производитель отказался от дорогостоящей DDR II в пользу более дешевой обычной DDR-памяти. Кстати, именно последний момент способен сыграть немалую роль в дальнейшей судьбе NV35. Если акселераторы на данном чипсете будут продаваться по разумной цене, то их покупка станет вполне оправданной.

Можно констатировать тот факт, что сейчас на рынке высокопроизводительных 3D-ускорителей наблюдается некий паритет -- присутствуют два практически равных по быстродействию продукта от двух ведущих разработчиков. "Свергнуть" ATI с трона обладателя наиболее скоростного графического ядра NVidia так и не удалось, но выпустить равноценный чипсет сумела. Теперь ответ на вопрос: "ATI или NVidia?", -- будет зависеть исключительно от личных предпочтений пользователя. Но вот как долго продлится этот баланс?
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT