`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

GeForce4: еще один "революционер". Часть 2

0 
 

В прошлом номере журнала мы остановились на общих параметрах новых акселераторов, рассмотрели, что же конкретно изменилось в сравнении с предыдущими поколениями видеочипов, и даже "краем глаза" взглянули на первые продукты, появившиеся в Украине. А теперь перейдем ко второй части материала -- оценке производительности.
GeForce4 еще один "революционер". Часть 2
Акселератор Gainward Ultra/750 XP. Ориентировочная стоимость -- $460. Продукт предоставлен компанией Service ASN: тел. (044) 213-1118
GeForce4 еще один "революционер". Часть 2
Акселератор Leadtek WinFast A250TD. Ориентировочная стоимость -- $350. Продукт предоставлен компанией "Европлюс": тел. (044) 249-7231
GeForce4 еще один "революционер". Часть 2
Акселератор ASUS V8170DDR. Ориентировочная стоимость -- $136. Продукт предоставлен компанией ASUS, www.asus.com.tw
GeForce4 еще один "революционер". Часть 2
Акселератор ASUS V8170SE. Ориентировочная стоимость -- $120. Продукт предоставлен компанией "Технопарк": тел. (044) 238-8990
Без небольшого вступления, тем не менее, не обойтись. К сожалению, оценить быстродействие полной линейки GeForce4 пока не представляется возможным ввиду отсутствия на нашем рынке всех необходимых для этого продуктов.

Так, наиболее производительный представитель серии MX -- GeForce4 MX460 -- еще "не доехал" к нам. И если данный факт не слишком сильно опечалит читателя, так как ввиду высокой цены этого продукта он вызывает, скорее, теоретический, чем практический интерес, то вот отсутствие таких интересных ускорителей, как GeForce4 Ti4200 и GeForce4 MX440 DDR огорчает. Первый, являясь полноценной моделью линейки GeForce4 Ti, обладает очень большим преимуществом перед старшими устройствами -- цена на него обещает быть в пределах $200. И этот факт позволяет надеяться, что именно данный представитель "новых Титанов" станет лидером продаж среди наиболее требовательных игроков. А вот GeForce4 MX440 уже может заинтересовать как, вполне вероятно, самое быстродействующее и сбалансированное решение для бюджетного рынка. И если GeForce4 MX460 можно получить из имеющегося GeForce4 MX440 "легким движением руки", то здесь такой фокус не пройдет... Поэтому в тестировании было решено рассматривать только те продукты, которые сейчас реально доступны отечественному пользователю. Остальные же, на данный момент отсутствующие на украинском рынке, мы будем рассматривать по мере их появления.

Итак, список участников следующий:
  • Gainward Ultra/750 XP (чипсет GeForce4 Ti4600);
  • Leadtek WinFast A250TD (чипсет GeForce4 Ti4400);
  • ASUS V8170DDR (чипсет GeForce4 MX440);
  • ASUS V8170SE (чипсет GeForce4 MX420 SDRAM).
Поскольку этот материал является не обзором продуктов, а обзором и тестированием чипсетов, то полностью описывать представленные здесь видеокарты особого смысла не имеет. Но пару слов о некоторых произведенных конструктивных изменениях мы все же скажем.

На семействе MX подробно останавливаться нецелесообразно, так как никаких кардинальных изменений эта серия не претерпела -- стал другим дизайн PCB, несколько увеличился ее размер и появился "штатный TV-Out" даже на младших моделях. А вот поддержку nView, имеющуюся в чипсете, производители пока включать в готовые продукты не спешат. Видимо, это приведет к ненужному удорожанию готовых плат, а востребованной эта возможность на рынке бюджетных игровых ускорителей вряд ли окажется. Использование пассивного охлаждения -- лишнее подтверждение тому, что это карты начального уровня. Хотя, весьма вероятно, что спустя некоторое время и среди них появятся экзотические устройства, рассчитанные на оверклокеров.

GeForce4 Ti несколько более интересен. Кроме закономерного изменения дизайна PCB и достаточно существенного увеличения ее размеров (карты стали длиннее и уже могут вызывать проблемы при установке в некоторых корпусах), поменялась концепция системы охлаждения чипсета и памяти. Наиболее близок по этому параметру к референсной карте продукт Gainward. Как именно теперь выглядит охлаждающая система, хорошо видно на приведенной фотографии. Однако, как нам кажется, предложенное компанией Leadtek решение едва ли будет менее (а скорее, и более) эффективным... Но тут есть и свои отрицательные моменты -- конструкция Leadtek WinFast A250TD оказалась настолько массивной, что возникают серьезные опасения по поводу сохранности AGP-разъема. Откровенно говоря, это самый массивный игровой акселератор из виденных нами ранее.

Все более высокие тактовые частоты, возросшая температура чипа и, как следствие, увеличенная мощность и масса охлаждающей конструкции приводят к тому, что установка карт расширения в первый разъем PCI переходит из разряда нерекомендуемых действий в категорию невозможных. Причем подчас невозможных не только ввиду температурного режима, но и попросту отсутствия к нему доступа.

Семейство "Титанов" (во всяком случае, все продукты, попавшие к нам) штатно оснащено выходом на телевизор и поддержкой двух приемников видеосигнала. И тут кроется еще один интересный момент -- некоторые производители оснащают свои продукты поддержкой обоих интерфейсов (D-Sub и DVI), другие же остановились только на DVI, а D-Sub реализуется исключительно через прилагаемые переходники.


Тестовый стенд и методика тестирования

GeForce4 еще один "революционер". Часть 2
GeForce4 еще один "революционер". Часть 2
GeForce4 еще один "революционер". Часть 2
GeForce4 еще один "революционер". Часть 2
GeForce4 еще один "революционер". Часть 2
GeForce4 еще один "революционер". Часть 2
GeForce4 еще один "революционер". Часть 2
GeForce4 еще один "революционер". Часть 2
GeForce4 еще один "революционер". Часть 2
GeForce4 еще один "революционер". Часть 2
GeForce4 еще один "революционер". Часть 2
GeForce4 еще один "революционер". Часть 2
GeForce4 еще один "революционер". Часть 2
GeForce4 еще один "революционер". Часть 2
GeForce4 еще один "революционер". Часть 2
GeForce4 еще один "революционер". Часть 2
GeForce4 еще один "революционер". Часть 2
GeForce4 еще один "революционер". Часть 2
В качестве тестовой системы использовалась платформа на основе материнской платы FIC V15 (чипсет i845D), процессора Intel Pentium 4 2,2 GHz, 512 MB PC2100 DDR SDRAM и винчестера WD Caviar WD1000BB. Тесты проводились под управлением OC Windows XP Professional, DirectX 8.1, NVidia Detonator 28.32.

Для оценки сравнительного быстродействия применялись не только предыдущие поколения акселераторов NVidia, но и продукты ее конкурента компании ATI -- ускорители Radeon 7500 и Radeon 8500. Сделано это было по той причине, что сравнение "NVidia vs. NVidia" корректно, но все же малоинформативно, так как пользователь при смене видеокарты присматривается и к продуктам других производителей, которые зачастую обладают сходным быстродействием при меньшей стоимости.

В качестве тестового использовался следующий набор ПО:
  • MadOnion 3DMark 2001SE;
  • Quake III Arena;
  • Comanche 4 Benchmark -- недавно вышедший тестовый пакет, основанный на движке игры Comanche 4 и, по заявлениям разработчиков, полностью реализующий возможности API DirectX 8.1;
  • VillageMark -- тест, демонстрирующий работу акселератора на сценах с большим количеством overdraw (взаимоперекрывающиеся объекты сцены) и позволяющий оценить эффективность алгоритмов, связанных с ранним отсечением невидимых поверхностей;
  • Code Creatures -- визуализация сложных сцен с природными ландшафтами, более "тяжелый" аналог подтеста Nature из пакета 3DMark 2001. Демонстрирует скорость работы с шейдерами.
Кроме вышеперечисленного, как это ни странно в тесте игровых акселераторов, использовался профессиональный OpenGL-тест SPEC ViewPerf. Дело в том, что приобретать карту стоимостью около $500 для игр просто нецелесообразно, поэтому мы решили оценить производительность новинок и в профессиональных 3D-приложениях.

Что касается теста в 3DMark 2001, хотелось бы отметить следующий момент. Изначально в список тестов были включены две версии этого пакета: классический 3DMark 2001 и недавно выпущенная SE-версия. Сделано это было для того, чтобы оценить разницу в быстродействии, которое продемонстрируют участники как в одном, так и в другом тесте. Но, в ходе испытания выяснилось, что производительность, показанная картами в обеих версиях программы, попросту идентична. Полученные показатели совпадали с точностью до "одного fps". Поэтому решено было оставить только SE-версию. А тем пользователям, кто задавался вопросом: "А как будут соотноситься между собой результаты этих двух разновидностей тестового пакета?", мы можем сказать, что разница отсутствует (по крайней мере, на системах с Pentium 4).


Комментарии к результатам

Ввиду ограниченного места в печатной версии материала мы приведем здесь лишь некоторые из диаграмм. С полным комплектом полученных результатов пользователи традиционно смогут ознакомиться на нашем Web-сайте.

Начнем, пожалуй, с 3DMark 2001SE. Диаграмма с общим баллом четко демонстрирует разделение акселераторов по классам и полностью подтверждает, что запланированная компанией NVidia "смена поколений" отражает реальную производительность ее продуктов. GeForce4 приходит на смену действительно всему предыдущему семейству GeForce. И в каждом из классов новый продукт быстрее своего предшественника. А вот чипсеты ATI служат неким "буфером" между поколениями чипсетов NVidia -- по быстродействию они оказываются как раз посередине в каждом из классов. Так что какой бы акселератор не решил приобрести пользователь, в любом сегменте выбор у него достаточно широкий.

Как тест Quake III на сегодняшний день уже достаточно устарел, поэтому его результаты приводятся лишь для сравнения быстродействия новинок с теми результатами, которые демонстрировали чипы предыдущих поколений. Однако 150 кадров/с в разрешении 1600 1200 при максимальном качестве позволяют составить достаточно четкое представление о "чистой", без учета всяческих расширений, производительности продукта...

Comanche 4 Benchmark, демонстрирующий быстродействие графической подсистемы в играх нынешнего поколения, отличается одной особенностью, которая и объясняет столь низкие результаты, показанные даже чипами GeForce4 Ti4600. По информации разработчика, этот движок очень чувствителен к производительности процессора. Для того чтобы полностью загрузить работой GeForce4 Ti, необходим процессор с тактовой частотой порядка 3 GHz...

А вот тест VillageMark наглядно демонстрирует, насколько хорошо у чипсета Radeon 8500 организована работа по раннему отсечению невидимых поверхностей: обогнать его удалось лишь одному продукту -- GeForce4 Ti4600. И это учитывая то, что во всех остальных тестах чипы NVidia лидируют...

Остальные диаграммы вряд ли нуждаются в серьезных пояснениях -- все достаточно ясно видно при одном взгляде на них. А вот результаты, показанные участниками в SPEC ViewPerf, еще раз подтверждают тот факт, что в профессиональной области продукт выбирается под конкретную задачу...


Выводы

"Ну-с, со свиданьицем!".
Вот и произошло столь ожидаемое многими пользователями знакомство с новым чипсетом от NVidia, который (в очередной раз!) призван "перевернуть мир 3D-графики", "вывести виртуальную реальность на новые горизонты"...

Сейчас самое время петь дифирамбы, восхищаться производительностью, гениальностью инженеров и т. д. и т. п. Что называется "растечься мыслию по текстолиту". Но почему-то не хочется...

Нет, новый чип, безусловно, удался. Быстродействие действительно существенно возросло. Была произведена весьма серьезная "работа над ошибками", функциональность также не осталась "без внимания". Но давайте зададимся вопросом "А кому это сейчас реально нужно?". Кому не завтра, не послезавтра, а именно сегодня нужен этот чипсет? Где игры, которые не в описании, а на практике, задействовали бы все его возможности? Где та причина, по которой пользователь должен выкладывать весьма немалую сумму за этот акселератор? Обещания и демонстрация "новых горизонтов" хороши в пресс-релизах и "технодемках", но вот в реальной жизни оказывается, что "игростроители" еще не успели полностью задействовать даже возможности предыдущего чипсета -- GeForce3...

Создается такое впечатление, что рынок просто устал от этой бесконечной гонки скоростей, частот, техпроцессов и стандартов. "Мир 3D", вопреки всем заверениям разработчиков, почему-то не спешит "переворачиваться" и открывать для себя "новые горизонты"... Прошло то время, когда покупатели с ночи занимали очереди в магазины, чтобы первыми получить в свои руки новейший акселератор...

Политика "реактивного" выпуска новых чипсетов, которая ранее позволила компании NVidia попасть на вершину компьютерного Олимпа, сейчас начинает работать против нее. Пользователь уже не хочет приобретать акселератор по заоблачным ценам только ради самого факта обладания новинкой. Он устал. Прошла "золотая лихорадка" и наступило отрезвление... Возник вопрос "А зачем?". И пока на него не могут ответить ни разработчики игр, ни разработчики чипсетов... Лозунг "Есть такое слово -- НАДО!" уже не оказывает магического влияния на покупателя. Выход "революционных продуктов" он уже просто "отмечает" -- да, получилось нечто, оно где-то как-то быстрее чего-то. "А сколько это стоит? А что оно мне даст? Да, нет, спасибо, я подожду".

Ситуация на этом рынке сильно напоминает выезд на трек гоночного автомобиля посреди соревнований велосипедистов. Не нужно быть конструктором, чтобы определить: да, он намного быстрее... Но зрителям не интересны такие состязания. Они пришли смотреть на гонки велосипедистов, а не на демонстрацию преимущества двигателя внутреннего сгорания над мускульной силой человека.

И в заверешение несколько слов о таком неоднозначном продукте, как GeForce4 MX. Да, чип неплох. Да, он относительно дешев. Да, он показывает хорошее быстродействие. Но, тем не менее, выпуск этого чипсета демонстрирует все большее преобладание маркетинга над инженерными решениями. В попытке продать как можно большее количество акселераторов, основанных на нем, NVidia "окрестила" свое детище совсем не тем именем, которого оно заслуживает... Сколько бы маршевых двигателей не "лепили" на планер, сколь бы громкими титулами его не именовали, ракетой он так и не станет. В крайнем случае, не выдержит конструкция, и он просто рассыплется в воздухе...

Итак, удался ли GeForce4? Да, безусловно. Ничего революционного, но все же весьма неплохой чипсет. Скажем так, это GeForce3, такой, каким он должен был быть. Нужен ли этот чип кому-либо сейчас? Опять -- да. Кому? Лишь фанатам. Тем, кто платит только за факт обладания передовым на сегодняшний день продуктом. Остальным? Однозначно -- нет.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT