`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

GeForce4: еще один "революционер". Часть 1

0 
 

"Ну вот, наконец новый чипсет от NVidia добрался и до Украины...". Именно такими словами начиналась одна из последних новостей нашей Тестовой лаборатории. И там же мы обещали в ближайшее время сделать полноценный обзор новинки. Сегодня без долгих вступительных слов мы свое обещание выполняем... А, точнее, не выполняем, а начинаем выполнять, т. к. это только первая, вступительная, часть материала.
Компания NVidia уже достаточно продолжительное время является "законодателем мод" в области игровой 3D-графики. Как бы ни оспаривали этот факт приверженцы других разработчиков графических чипов, сути дела это не меняет -- флагманом на этом рынке все же является NVidia. Все остальные пока находятся в роли догоняющих.

GeForce4 еще один "революционер". Часть 1
Вот так выглядят новые чипсеты от Nvidia. Уже исходя из размеров самих микросхем можно сложить представление о разнице в функциональности: NV25 хоть и не значительно, но все же заметно больше NV17.
GeForce4 еще один "революционер". Часть 1
В немалой степени такое положение дел обеспечила просто феноменальная способность этого производителя выпускать новые чипы с поразительной скоростью. Однако, кроме высокой частоты разработки и анонсов "свежих" продуктов, NVidia обладает еще одним очень весомым преимуществом -- широтой охвата рынка графических акселераторов. Начиная с самого нижнего ценового диапазона и заканчивая профессиональными ускорителями -- в каждом из сегментов представлены решения на основе ее чипов. А если еще принять во внимание огромное количество производителей, выпускающих карты на чипах этой компании, то получается, что рынок "бытовых" видеокарт практически полностью занят одним разработчиком.

Однако быстрота выхода новых продуктов имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Рынок просто не успевает использовать возможности не так давно появившегося чипа, а тот уже снимается с производства, и ему на смену приходит новая линейка чипсетов.

Если обзоры GeForce2, да и GeForce3 можно было начинать со слов "выход столь ожидаемого продукта наконец-то состоялся", то в отношении GeForce4 это немного не так. Выход-то состоялся, но вот был ли этот продукт "ожидаемым"? Вряд ли. Несмотря на доминирующее положение на рынке, компания NVidia чем дальше, тем больше идет по пути экстенсивного наращивания производительности и функциональности своих чипов. Покупатели уже перестали ждать от нее чего-то революционного. Заведомо известно, что новый продукт будет быстрее предыдущего, будут исправлены замеченные недочеты. Ну и цена, соответственно, будет весьма и весьма высокой. И это при том, что более или менее востребованным новый акселератор станет спустя продолжительное время, в течение которого разработчики игр успеют адаптировать свои продукты. Поэтому новые High-End-чипсеты уже практически не вызывают интереса у покупателей. Другое дело -- бюджетные акселераторы, основанные на менее производительных, МХ-версиях старшего чипа. При достаточно высоком быстродействии они обладают гораздо меньшей ценой и, как правило, сходной функциональностью.

Так было в момент выхода GeForce3, и то же самое можно наблюдать после анонса GeForce4 -- полноценная версия чипсета вызывает восторги при взгляде на диаграммы, но цена сразу притупляет желание его приобрести. А вот к семейству GeForce4 MX у покупателей особый практический интерес -- кроме простого изучения его производительности, многие всерьез подумывают о покупке такого акселератора. Однако высокая популярность именно младших моделей ускорителей не прошла незамеченной и для NVidia, определенные выводы разработчиком были сделаны, более того, эти выводы нашли реальное воплощение в кремнии. Но об этом мы поговорим чуть ниже, когда посмотрим на характеристики чипов.


Описание чипсетов

GeForce4 еще один "революционер". Часть 1
Вот таким образом компания NVidia планирует производить смену существующих линеек акселераторов на вновь вышедшие. Как видно из диаграммы, GeForce4 MX460 действительно несколько выпадает из общей схемы "смены поколений"...
Как мы уже говорили выше, основными отличительными чертами маркетинговой политики компании NVidia являются высокая скорость разработки и выпуска чипов и охват максимально широкого сегмента рынка.

Но с выходом семейства GeForce4 эта компания перещеголяла саму себя. Больше всего выпуск этих чипсетов напоминает ковровую бомбардировку рынка графических ускорителей. Во-первых, с момента анонса GeForce3 постоянно выходили его различные модификации (появление серии Titanium), и "разрыв" между анонсами GeForce3 и GeForce4 -- менее года. А во-вторых, в этот раз NVidia "выстрелила" целой обоймой чипсетов и их модификаций, которые уже с момента анонса призваны заменить все имеющиеся сейчас на рынке акселераторы семейства GeForce. То есть пользователю не нужно ждать, пока производитель "соберет сливки" с топовых моделей, а лишь потом приступит к выпуску бюджетных продуктов на их основе. Вся линейка GeForce4 доступна на рынке уже сейчас и целиком.

Итак, GeForce4. Модельный ряд разделен на две части. Первая -- полноценные, высокоуровневые акселераторы GeForce4 Ti. Вторая -- бюджетные продукты серии GeForce4 MX. В каждой из частей имеется по 3 модели. А теперь рассмотрим их более детально.


GeForce4 Ti

GeForce4 еще один "революционер". Часть 1
Две видеокарты на одинаковом чипсете (GeForce4 Ti4600), но насколько разный подход к охлаждению памяти...
В этом ряду присутствуют три модели -- GeForce4 Ti4600, Ti4400 и Ti4200. Различия между ними состоят лишь в тактовых частотах чипа и памяти. В остальном функциональность чипов идентична. Акселераторы этой серии пришли на cмену линейке GeForce3.

Чипсет GeForce3 Ti500 уже снят с производства, а с остальными (GeForce3 Ti200 и обычный GeForce3) это произойдет в самое ближайшее время. В данном сегменте NVidia проводит очень агрессивную политику и планирует произвести полную смену модельных рядов в самые кратчайшие сроки.

Ниже перечислены основные отличия нового чипсета (NV25).
  • Появление суперскалярного (двойного) блока аппаратной трансформации и освещения (T&L).
  • Использование переработанного четырехканального контроллера памяти, позволившего существенно увеличить ее эффективную пропускную способность.
  • Появление поддержки Pixel Shaders версии 1.3 (1.1 -- в предыдущих акселераторах).
  • Использование не одного, как было ранее, а двух блоков обработки Vertex Shaders, что позволило существенно повысить просчет геометрически сложных сцен.
  • Переработанные и улучшенные механизмы полноэкранного сглаживания (FSAA). Кроме того, в дополнение к уже имеющимся появился новый метод сглаживания -- 4хS.
  • Используется четыре раздельных кэша: для кадрового и Z-буферов, текстур и геометрии.
  • Существенной доработке подверглись алгоритмы отсечения невидимых поверхностей и очистки Z-буфера.
  • Интеграция в чип модуля вывода изображения на телевизор. Поддержка двух независимых CRT-контроллеров, что обеспечивает раздельный вывод сигнала на два приемника. Интегрированный TDMS-трансмиттер и два интегрированных RAMDAC с частотой 350 MHz.
  • И наконец, существенно повышенные рабочие частоты. Для старшей модели они составляют 300/325 MHz для ядра и памяти соответственно против 240/250 MHz у GeForce3 Ti500.
Как видно из приведенного списка, перечень блоков, подвергшихся изменениям и дополнениям, достаточно широк. Но все это уже так или иначе использовалось ранее как самой компанией NVidia, так и ее конкурентами. Технология nView (трансформированная TwinView) изначально появилась еще в серии GeForce2 MX, пиксельные шейдеры версий 1.3 и 1.4 поддерживались уже в чипсете ATI Radeon 8500. Применение двух интегрированных RAMDAC, возросшие частоты и доработанные алгоритмы -- это, разумеется, со счетов сбрасывать нельзя. Но это вряд ли может претендовать на то, чтобы называться чем-то новым, революционным. "Улучшенное", "доработанное", "добавлен" -- очередная, хоть и весьма серьезная, работа над ошибками, не более того. Получается именно та ситуация, о которой мы говорили в начале этого материала: NVidia сейчас не рассчитывает на выпуск революционного продукта, предпочитая вместо этого заниматься доработкой и улучшением существующей архитектуры.

В двух словах "идеологию GeForce4 Ti" можно описать следующим образом: "берем GeForce3, устраняем замеченные недочеты и исправляем ошибки, добавляем поддержку самых современных трехмерных API, разгоняем, заворачиваем, продаем...". Именно так. Выпускать продукт, используя покупателей в качестве бета-тестеров, а в следующих ревизиях учитывать их пожелания становится, похоже, традицией для IT-индустрии. А поддержка чипом тех стандартов, которые еще только начнут (когда-нибудь) использоваться разработчиками ПО, -- красивое, но практически бесполезное для покупателя решение. Единственное "но": штатный разгон, т.е. устойчивое функционирование чипа на более высоких частотах, все же требует переработки ядра чипа и серьезной доводки технологического процесса, что и было сделано NVidia.


GeForce4 MX

GeForce4 еще один "революционер". Часть 1
Похоже, некоторые производители решили совместить две "революции" в одной -- приход на рынок новых графических чипсетов и наступление "эры DVI". На нижней карте разъемы D-Sub попросту отсутствуют...
Ну вот и столь полюбившаяся отечественным пользователям серия МХ. Впервые она появилась на рынке одновременно со своими старшими собратьями. Как и модельный ряд GeForce4 Ti, эта линейка продуктов состоит из трех моделей с индексами 460, 440 и 420.

Основным отличием являются опять же тактовые частоты чипа и памяти. Кроме того, изначально GeForce4 MX420 как самую младшую модель предполагалось оснащать лишь SDRAM-памятью, тогда как более старшие -- DDR SDRAM. Однако в последнее время NVidia сообщила, что MX420 все же будет поддерживать DDR SDRAM, а некоторые производители (к примеру, Gainward) уже анонсировали подобные продукты. Так что на сегодняшний день единственным существенным отличием между моделями этого ряда являются все же тактовые частоты.

Чипсеты MX420 придут на смену весьма популярному и сегодня GeForce2 MX400, соответственно MX440 заменит всю линейку полноценных GeForce2, включая и не так давно анонсированный GeForce2 Ti. Возникает вопрос: а как в таком случае позиционируется самая старшая модель -- GeForce4 MX460? Вопрос тем более интересен, потому, как выяснилось, волнует он не только покупателей, но и разработчика! Цена на нее оказалась весьма высокой, вполне сравнимой с одними из самых дешевых GeForce3 Ti200, а вот производительность и функциональность... Но об этом несколько ниже, после того как мы разберемся, что же на самом деле представляет собой новый МХ.

Итак, "в наследство" от линейки GeForce4 Ti серия МХ получила обновленный контроллер памяти, переработанные старые и поддержку новых алгоритмов полноэкранного сглаживания, новый механизм организации кэшей, два интегрированных RAMDAC, TDMS-трансмиттер и модуль вывода изображения на TV, алгоритмы повышения эффективной пропускной способности памяти. В дополнение к этому имеется несколько функциональных особенностей, отсутствующих в старших моделях:
  • аппаратное декодирование MPEG2-видео;
  • система аппаратного управления питанием.
Пока, вроде бы, все хорошо. Но ведь недаром это "МХ"! Может быть, снижены частоты и урезана шина памяти, как это было ранее? Отчасти верно -- частоты действительно несколько ниже, чем у GeForce4 Ti, но вот ширина шины памяти осталась неизменной -- 128 бит. Тогда что же? Неужели NVidia сделала очередной подарок пользователям и выпустила полноценный GeForce4? Но по меньшей цене и несколько менее "проворный"? К сожалению, нет... Времена альтруизма ушли вместе с GeForce3 Ti200...

Итак, в отличие от GeForce4 Ti, GeForce4 MX имеет:
  • аналогичный, но двухканальный вместо четырехканального, контроллер памяти;
  • не поддерживает пиксельные шейдеры, хотя вершинные шейдеры реализованы;
  • отсутствие поддержки объемных текстур;
  • в отличие от GeForce3 и GeForce4, максимальное число текстур, накладываемых за один проход, у GeForce4 MX ограничено двумя (против четырех). Объяснение этому очень простое -- два конвейера текстурирования, по два блока TMU на каждом без накопления результатов их работы (четыре конвейера с накоплением у старших моделей);
  • реализация анизотропной фильтрации абсолютно аналогична семейству GeForce2 -- обеспечивается лишь двойная выборка сэмплов.
Вот теперь все стало на свои места. Если подытожить приведенное выше описание и посмотреть на таблицу с техническими характеристиками, то можно заметить следующий факт: GeForce4 MX имеет очень отдаленное отношение к семейству GeForce4. То есть что-то, безусловно, он унаследовал от старших собратьев. Но это "что-то" никак не достаточно для того, чтобы поставить эти акселераторы даже между GeForce3 и GeForce4. Скорее, это некий гибрид GeForce2 MX и GeForce2 GTS плюс улучшенные алгоритмы и переработанный (но урезанный) контроллер памяти от GeForce4.

Тут стоит сделать паузу, подумать, а потом задаться вопросом: "А как это?". Да вот так. Как мы и предупреждали, времена альтруизма прошли... Напрашивается два возможных предположения: первое -- это то, что маркетинговый отдел NVidia несколько "погорячился" (хотя и понятно, по каким соображениям), присвоив этим чипсетам индекс "4". И второе -- теперь серия МХ будет не просто урезанной по функциональности вариацией базового чипа, она будет переводиться попросту в другой (зачастую весьма более низкий) класс акселераторов. По нашему мнению, справедливы оба предположения.

Итак, все чаяния пользователей получить GeForce4 по низкой цене не оправдались. А ведь в момент появления на нашем рынке ускорителей серии МХ уже начинали звучать восторженные возгласы о том, что, мол, "Получить GeForce4 по такой цене -- это же подарок!". К сожалению, подарки бывают только на Рождество... То есть не сейчас. Как бы ни надеялись покупатели, но "правда всего одна" -- GeForce4 MX -- это не GeForce4. И ничего с этим не поделаешь.

Настораживает еще один момент -- вслед за компанией--разработчиком чипа производители видеокарт подхватили не совсем честное решение с именованием этого чипсета и даже пошли дальше. На коробках с продуктами и весьма уважаемых брэндов красуются надписи о "полной поддержке DirectX 8.0", "полноценной поддержке nfiniteFX II Engine", наличии "двух блоков обработки пиксельных и двух блоков обработки вертексных шейдеров"... Наводит на очень грустные размышления...

Во-первых, видимо, производители видеокарт имеют в своем арсенале какую-то особенную версию API DirectX 8, для которой поддержка пиксельных шейдеров необязательна. А во-вторых, огорчает число покупателей, которые приобретут GeForce4 MX не сознательно, а в расчете на "дешевый GeForce4"...


Выводы

Таблица технических характеристик чипсетов семейства GeForce
Данная часть материала рекомендуется к прочтению после того, как истощится запас гнилых помидоров (для читателей версии off-line) либо после возвращения из "Форума" (для читателей on-line).

Тесты. Столь любимые многими диаграммы, цифры и комментарии отсутствуют. Отсутствуют... в этом материале. Восточные мудрецы не зря говорили, что "сокровенное знание требует глубокого осмысления полученного в ходе долгих медитаций и созерцания". Именно этим мы и предлагаем заняться читателю на протяжении тех семи дней, после которых "на суд общественности" будут вынесены результаты тестирования (в следующем номере "Компьютерного Обозрения"). И тогда каждый сможет оценить для себя производительность и перспективность "нового поколения чипсетов" от NVidia.

А пока, вооружившись калькулятором и четками, можно перемножить число TMU на количество конвейеров, прибавить квадратный корень из частоты работы чипа и оценить предполагаемую, теоретическую производительность новинок. После чего перейти к медитации и чтению "сутр" (в данном случае -- технических спецификаций). Повторять это рекомендуется до наступления полного просветления и понимания того, насколько все-таки необходим среднестатистическому пользователю GeForce4. Экономным же покупателям рекомендуется осознать, что поколение чипа, равно как и набор его функциональных возможностей, определяет... всего лишь цифра в названии...

Для категории самых нетерпеливых мы можем предложить концентрированный, или кумулятивный, вариант обоих материалов -- "GeForce4 -- лучший графический чипсет всех времен и народов. Цена -- ничто. Производительность -- все". Незабвенный Остап Ибрагимович недаром говорил, что "с деньгами нужно расставаться легко". Видимо, это нетленное произведение достигло и заокеанских разработчиков -- они предлагают еще один изящный и красивый способ "легко расстаться с деньгами".

А вот тем, кто относится к медитациям над громкими названиями, частотами и битами с некоторым сарказмом, да еще к тому же предпочитает тратить свои деньги не просто "легко", но еще и осмотрительно, мы рекомендуем подождать выхода результатов тестирования. Тем более что на улице весна, и вряд ли GeForce4, какой бы он ни был, достоин того, чтобы занять все время в этот сезон...
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT