`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Где же Enterprise 2.0?

+33
голоса

Enterprise 2.0 — концепция, выдвинутая еще в 2006 г. профессором Гарвардской школы бизнеса Эндрю МакАфи и подразумевающая применение внутри компаний социальных инструментов Веб 2.0 для улучшения коммуникаций между сотрудниками, с партнерами и клиентами, а в конечном итоге — для формирования единого информационного пространства, в котором крупицы знаний и новые идеи будут формироваться как бы исподволь, сами по себе. Все остальное — лишь следствия из этого главного ожидаемого результата.

Концепция достаточно простая и в теории вполне красивая. Некоторые технические моменты совсем очевидны, скажем, массовое обсуждение действительно гораздо удобнее проводить на онлайновом форуме, чем по электронной почте. Но, конечно, хотелось бы добиться большего, чем просто решения подобных конкретных задач. Сплоченный коллектив наверняка переиграет команду индивидуалистов, а социальные инструменты, казалось бы, должны всячески этому способствовать. Однако до сих пор о громких успехах в результате переноса опыта Веб 2.0 внутрь компаний не слышно.

Тем не менее, надежда умирает последней, и интерес к данной теме по-прежнему велик, несмотря на всю ее неоднозначность. В блоге КО она также вызывает бурные дебаты, так что наверняка нашим читателям будет интересно получить некий срез объективного состояния дел в этой сфере. Основой для данного материала послужило свежее исследование консалтинговой компании Chess Media Group под красноречивым названием State of Enterprise 2.0 Collaboration. Результаты не показались нам однозначными, но, как обычно, самое интересное читается между строк, тем не менее начнем с основных выводов:

  1. Бизнес и ИТ все чаще занимаются внедрением социальных инструментов совместно. Хотя последние стали настолько просты и доступны, что бизнес-отделы иногда даже вообще не прибегают к помощи ИТ-служб.

  2. Однако чаще всего внедрение происходит «с кондачка», в лучшем случае о какой-то стратегии задумываются лишь постфактум.

  3. Менеджеры затрудняются посчитать ROI социальных инструментов, да и вообще сомневаются в экономическом эффекте. Так что это вовсе не проблема СНГ (более половины опрошенных из Северной Америки). Аналогично, в большинстве случаев нет и никаких KPI.

  4. Однако многие соглашаются с тем, что в случае с Enterprise 2.0 более или менее прямая финансовая отдача вовсе не является обязательной. Не меньшую ценность может представлять создание экспертной среды, быстрый поиск нужных специалистов, привлечение коллективного разума к проблемам бизнеса.

  5. Наибольший эффект дает сочетание структурированного и неструктурированного подходов, именно оно приводит к постепенному росту числа вовлеченных сотрудников. «Обязаловка» не работает.


Даже в этих тезисах, которые являются квинтэссенцией всего исследования просматриваются некоторые противоречия. Вообще, все подобные исследования на основе опросов вызывают закономерные сомнения, начиная с формирования выборки. Так и в данном случае. К примеру, более половины опрошенных относятся к управлению, ИТ-службам, маркетингу, а две самые представленные отрасли — технологическая и консалтинговая, 28 и 25% соответственно. Для сравнения, на долю идущего следом финансового сектора пришлось уже всего 9%, на образовательную сферу — 6%. Отчасти это напоминает исследование распространенности Интернета в самом Интернете. Значительная часть опрошенных наверняка активно применяет в своей практике (т.е. не в личных целях, а для работы) публичные социальные инструменты и уже в силу этого лояльно (хотя и в основном бездумно, как показывают результаты) относится к идее их внедрения внутри компании. Тем не менее давайте обратимся к подробностям, они любопытны даже со всеми возможными отговорками.

Чем можно измерить эффективность социальных инструментов в отсутствие, как уже говорилось, экономических метрик? Наверное, какими-то именно социальными показателями (из которых как раз и могли бы получиться KPI), к примеру, уровнем вовлеченности целевой аудитории внедренных систем. Здесь ситуация двоякая: с одной стороны, в 27% случаев доля активно сотрудничающих работников не превышает 10%, причем к этой же группе можно смело приплюсовать еще 10% опрошенных, затруднившихся дать ответ, — массовое они наверняка заметили бы. С другой — в 30% компаний охват превышает 50%. Причем наиболее активно используют социальные инструменты управление и отделы бизнеса, продаж, ИТ. Что, кстати, косвенно подтверждает высказанные выше сомнения.

Где же Enterprise 2.0?
Каков процент целевой аудитории активно вовлечен в сотрудничество?

В обсуждении в блоге КО главным препятствием к массовому принятию внутренних социальных сетей называлось нежелание персонала брать на себя дополнительную нагрузку, а также делиться собственными наработками с коллегами. Действительно, противодействие со стороны обычных сотрудников имеет место и оно достаточно велико (наблюдается в 20% случаев), однако менеджеры сопротивляются еще больше (хоть и не на много — 21%). ИТ-отделы, кстати, уступают обоим предыдущим группам, при том, что они мыслят совершенно иными категориями. Так, хотя главным аргументом против Enterprise 2.0 и у менеджеров, и у ИТ-специалистов является неприоритетность организации социального взаимодействия (32 и 24% соответственно), то безопасностью озабочены только последние (20%). У менеджеров 2-3 места с 26% делят экономические соображения, в том числе та самая сложность с подcчетом ROI. Для ИТ экономические показатели также находятся на третьем месте, но выглядят гораздо более приземленно: отсутствие бюджета. Среди менеджеров довольно популярно мнение (четвертое место с 22%), что открытое социальное взаимодействие попросту чуждо корпоративной культуре их компаний.

Где же Enterprise 2.0?
Кто больше других сопротивляется идеям Enterprise 2.0?

А вот обычные сотрудники, как оказалось, не так уж боятся поделиться с коллегами своими ноу-хау. Этот аргумент попал всего лишь на четвертое место с 21%. Гораздо большую роль играют нежелание изучать новые технологии (33%), недостаток времени (32%), достаточность, по их мнению, уже существующих систем (24%). Впрочем, это — взгляд со стороны (т.к. опрашивались не рядовые сотрудники), и он может не так сильно коррелировать с реальностью.

Где же Enterprise 2.0?
Какие социальные инструменты уже используются в вашей компании?

Из самой постановки вопросов о противодействии идеям Enterprise 2.0 следует, что во многих случаях это явление приходится действительно преодолевать. А чтобы понять, ради чего (ввиду отсутствия, как уже говорилось, четких экономических метрик) прилагаются такие усилия, полезно изучить список наиболее популярных инструментов. Между прочим, полнофункциональные системы сотрудничества внедряются довольно часто, о них сообщили 60% опрошенных. Но мы их оставим в стороне, ввиду невозможности проанализировать частоту использования отдельных сервисов. Тогда явных лидеров останется четыре: блоги, микроблоги, видео и форумы. Остальные, безусловно, также представляют интерес, но их проникновение в корпоративную среду многократно ниже. В общем, картина вполне ожидаемая, но давайте разберемся, для чего используются данные инструменты. Оказывается, главной нагрузкой для первых трех являются... коммуникации общего характера. Т.е. именно то, что и приводят в числе основных эмпирических возражений противники Enterprise 2.0. Конечно, это не единственное применение, так, в тройку лидеров у блогов также входят маркетинг и обмен идеями, у микроблогов — сотрудничество и поиск ответов на вопросы, но факт остается фактом. Только форумы — луч света в темном царстве — служат едва ли не исключительно в производственных целях: поиск ответов и сотрудничество были указаны, соответственно, в 72 и 71% ответов. Но форумы, пожалуй, и не совсем корректно причислять к Веб 2.0, они появились гораздо раньше и к ним давно выработалось спокойное отношение.

А вот у видео, которому вроде бы прочат большое будущее в корпоративной среде, единственное действительно популярное применение в рабочих целях — маркетинговые активности. Впрочем, можно еще поспорить, за каким пунктом скрываются видеоконференции, относятся ли они к общим коммуникациям либо к сотрудничеству внутри компании или с партнерами?

Где же Enterprise 2.0?
Популярность различных применений видео

В любом случае, такие результаты целиком расходятся с изначальными целями Enterprise 2.0, среди которых — объединение коллег из различных групп для обмена знаниями и опытом, повышение продуктивности (способствует ли этому развитие «общих коммуникаций»?), привлечение сотрудников к общим задачам и инновационной деятельности и пр. Причина этого, как нам кажется, также достаточно понятна. Сами по себе социальные инструменты неспособны организовать внутрикорпоративное сотрудничество с нуля, их задача — лишь поднять его на новый уровень там, где оно уже достаточно развито, но натолкнулось на какие-то объективные ограничения. (Скажем, трем сотрудникам совсем просто устроить мозговой штурм, хоть в курилке, десяти — уже сложнее, нужна переговорная комната. А сотне? Ведь нужно не только дать возможность высказаться каждому желающему, но и зафиксировать возникающие идеи.) Однако, как было отмечено выше, во многих компаниях это идет вразрез с устоявшейся корпоративной культурой. Тем страннее выглядят заключительные выводы исследователей (впрочем, это их хлеб) о необходимости разработки стратегии развития сотрудничества в духе Enterprise 2.0, т.е. инструмент преподносится как самоцель. Хотя кажется ясным, что продвигать идеи сотрудничества нужно прежде всего надо в умах, а не на компьютерах.

+33
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

У новой версии IBM Cognos 10 есть уже такой функционал - называется Collaborative BI
http://www-01.ibm.com/software/analytics/cognos/cognos10/collaborative-b...

Хочешь-не хочешь, а уже встроен и довольно здорово работает. Не только "пустое" обсуждение, а конкретное- кто-то что-то задал, ждет ответа от другого- потом обязательно нужен ответ от третьего и т.п. и все (кому разрешено) видят результаты обсужденияи могут добавлять свои комментарии, или использовать это для принятия своих решений.

"не пустое" называется типа поток решений, прочие возможности сильно напоминают GWave))

Хорошая это штука, всякие там: виртуальные малые группы, электронный канбан, прочие скрамы для поддержки социальных технологий и культуры 2.0 - да не все могут спринтовать по жизни. Здесь могут в смысле can&might&able. Как показывает опрос, даже среди специально отобранных айтишников\консультантов.
Да и если в энтерпрайзе 2.0 сидеть, когда работать то, заказы там размещать и тому подобное. Ответ на вопрос "зачем эти усилия, если результат - только электронные записи" еще требует своих методологов.
Есть, конечно, частные проблемы которые надо решать нетрадиционно))). Например, основная проблема видео для поддержки процессов обмена знаниями\принятия решений (благодаря и вопреки большей информативности) - невозможность подстроить время восприятия имхо. Вот и ищет народ согласия в курилаках. опять же, кто и как реализовывал результаты обсуждений штука плохо определяемая, а вот кто экспат или идею подал - в обсуждении запротоколировано во всей красе.

Да и все эти 2.0 штука очень не четкая. Является ли форум или микроблоги (форум 2.0) чем-то существенно новым, достойным следующего мейджор-номера, имплементирующим новые методы вплоть до несовестимости со старыми способами взаимодейсвия в линейной-матричной структуре интерпрайза?

По любому, за статистику какую-никакую спасибо.
Собственно, в бурных дебатах было предложено подождать вестей с Докфлоу о наших харизматичных субъективных реалиях.
Было бы интересно (так же как и обещанные продолжения об опыте внедрения Аксапты на Картонном заводе)), и Евы у ритейлера, который срочно искал потом финдира, ибо совпало с ростом)))

Недавно McKinsey quarterly опубликовал
"Social technologies on the front line: The Management 2.0 M-Prize winners"

https://www.mckinseyquarterly.com/Organization/Strategic_Organization/So...
(потребуется регистрация)

Реальные примеры, иногда даже немного наивные...

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT