`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Кардаков

Где в Украине готовят профессиональных инженеров?

+410
голосов

ИТ-индустрия имеет существенную специфику. В отличие от других сегментов рынка она является индустрией в самом прямом смысле – производит продукты. Однако единственным ресурсом, задействованным в процессе, является интеллект тех, кто в ней работает. Соответственно, уровень и степень развития ИТ-бизнеса в Украине напрямую зависит от уровня подготовки кадров в национальной системе образования.

При этом вопрос качества подготовки студентов в украинских некоммерческих ВУЗах уже давно остается открытым. Безусловно, мы понимаем, что сегодня им приходится работать в довольно сложных условиях: существуют проблемы с финансированием, кадрами, технической базой и т.д. Однако этот рынок уже хорошо прочувствовал на себе – что такое конкурентная борьба. Соответственно, многие ВУЗы задумываются о повышении конкурентоспособности и улучшении качества удовлетворения потребностей своих клиентов.

Общеизвестен тот факт, что за последние 50 лет стандарт подготовки инженеров значительно изменился. И речь идет не только об устаревших программах по специальным дисциплинам. Безусловным требованием работодателей по-прежнему остается то, что студенты должны получать качественную профессиональную подготовку. Ключевым здесь является тот факт, что работодателю недостаточно наличия только теоретических знаний. В первую очередь, компанию интересуют конкретные практические навыки. В случае инженерных специальностей, важны навыки работы с настоящим, а не только лабораторным оборудованием. Для программиста важен опыт написания реальных программ. Однако если раньше 90% внимания уделялось технической компетенции, а 10% – всем остальным: культурным, языковым, коммуникационным, умению работать в команде…. то сейчас эта пропорция значительно изменилась. Даже те выпускники ВУЗов, которые чудом получили качественные специализированные знания, как правило, совершенно не умеют работать в системе, проектах, где требуются навыки командного, группового взаимодействия, управления временем и проектом как таковым.

В качестве примера – когда выпускник приходит к работодателю, он попадает в корпоративную среду: человеческую и информационную. В силу того, что никто не учил его элементарным правилам бизнес-этики, он начинает резко контрастировать на общем фоне. И зачастую стоимость интеграции такого студента в корпоративную культуру, реализуемая, в том числе, через взаимодействие в информационных системах, оказывается слишком высокой. Не задумываясь, выпускники переносят в профессиональную среду «албанский» язык, который уже успели почерпнуть, общаясь в Интернет. Часто оказывается так, что вполне справляясь со своей работой, они не умеют грамотно оформить и распространить ее результаты. Ведь никто не учит их навыкам письменного диалога и изложения. Работодатель же заинтересован в студентах, понимающих, что такое информационная культура, и обладающих соответствующими навыками.

Конечно, чтобы это исправить, сейчас придется перестраивать всю систему образования в ВУЗах, существующую с советских времен. Вводить новые, активные методы обучения, которые уже давно используют в свое практике ВУЗы, специализирующиеся на бизнес-образовании. Это так называемые, бизнес-симуляции и различного рода командные игры, стимулирующие студентов не только разбираться в тех или иных вопросах, но также учиться работать в коллективе.

В рамках ВУЗа нужно создавать систему, обладающую характеристиками профессиональной среды. В этом отношении, «Информатизация» (столь опрометчиво сведенная до уровня «Компьютеризации», чего определенно недостаточно для современного ВУЗа) позволит создать атмосферу, сходную корпоративной: выполняющую функции проектной организации, имеющую централизованные ресурсы, почтовую систему и т.д. В этом случае уже в ВУЗе студенты будут приучаться к правилам работы в компании и станут действительно востребованы бизнесом. Поскольку наряду с профессиональными навыками получат представление о понятии «информационная культура», принципах работы в корпоративной среде, научатся излагать мысли и вести диалог. Особое место в такой подготовке занимают навыки «работы с наработанным» – от умения пользоваться корпоративными и патентными архивами до работы с электронными библиотеками, но в настоящее время создание ВУЗовских (и не только ВУЗовских) электронных библиотек сдерживается проблемами несогласованности законодательства Украины.

В этом плане перед заинтересованными участниками лежит огромный пласт работ, направленных именно на систему образования и подготовки кадров. Сейчас нужно активно заниматься не столько организационными формами, изменением механизма финансирования и организационной структуры, сколько содержанием и новым контентом образования.

Для этих целей, с одной стороны необходима поддержка со стороны государства. А с другой, активное участие, как компаний-работодателей, так и самих ВУЗов.

C целью создания открытого диалога по теме между вышеперечисленными участниками 27 апреля 2011 г. состоится круглый стол «ИТ-образование в Украине».

Организаторы ставят перед собой цель в рамках мероприятия выработать пути решения, поставленных задач и добиться конкретных результатов на уровне государства, выраженных в новых законопроектах.

Участники круглого стола: руководители ИТ-компаний всех сегментов отрасли, руководители представительств компаний-мировых производителей, руководители ВУЗов, представители органов госуправления, в т.ч. МОН.

+410
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Ось практичний крок по адаптації фахівців до умов бізнесу:

"Шукаємо Партнерів програми «Час Кар’єри»

31/03/2011 Новини і Публікації

ВГО «Громадянський рух Олега Рябоконя» запрошує Вас до співпраці і пропонує виступити Партнером програми стажування для студентів Києва «Час Кар’єри».

Мета програми стажування – сприяння популяризації соціально відповідального бізнесу в Україні, надання українськім компаніям допомоги у пошуках перспективних фахівців, а талановитій молоді – можливості отримати практичні навички.

Програма передбачає стажування студентів 4-5 курсу в будь-якому структурному підрозділі компанії протягом одного місяця, щотижневі загальні зустрічі стажерів для участі у майстер-класах і лекціях провідних спеціалістів компаній-партнерів та церемонію вручення сертифікатів по завершенню програми. Планується проведення прес-конференції за участю перших осіб компаній-учасників (за погодженням).

Детальніше на сайті http://riabokon.com/novyny-i-publikatsiji/shukajemo-partneriv-prohramy-c...

Задачи = новое "содержание и контент" образования? Цель: выработать решение (цель, вообще говоря, сужающая) в виде принятых подзаконных актов.
Не важно, что цели а что промежуточные задачи с результатами в виде артефактов а не состояния, в конце-концов в тексте, как я понял, под новым содержанием понимается обучающая функция в различных нужных сферах, и, следуя стилю, обучение до уровня навыков некоему набору нужных скилов, зависящих от корпоративной культуры. А корпоративная культура бывает разная, но исключительно конкретная.

Это действительно интересно, но не понятно, как это может быть выражено в законопроектах (приватизация распределения? формирование затрат?), и что кому в существующих законах не хватает, чтобы сотрудничать с вузами (не хватает подготовленного преподавателя и мотивированного талантливого студента, но это другая задача).
В подзаконных актах, в стандартах МОНПС требования к программам и формам выражены быть могут (а ведь мы самостоятельности университетов вроде ходели), да.
Видимо, я просто не поняль суть маневра из текста, но все равно тема нужная и актуальная, в свете многих законодательных новаций в сторону от европейского рынка.

Будет интересно посмотреть на результаты, а еще интереснее было бы ознакомиться с имеющимися рабочими материалами. Потому как странно было бы расчитывать на четкие формулировки подходов к решению в результате проведения круглого стола.

Вот аналог российский 2007 года, интересный у него бекграунд:
http://www.apkit.ru/committees/education/meetings/standarts.php

Извините за многословность и что сам с собою))) То тема безусловно важная. Один довод, может кому-то и будет интересно, несколько цитат:

«В отличие от других сегментов рынка она является индустрией в самом прямом смысле – производит продукты. Однако единственным ресурсом, задействованным в процессе, является интеллект тех, кто в ней работает» (С).

«Основным препятствием для широкого использования математического моделирования и вычислительного эксперимента в науке, технике, управлении является недостаток квалифицированных специалистов. Решение ряда крупных проблем сдерживается не отсутствием компьютеров, а недостатком коллективов, работающих на современном уровне» (С)

«За оцінками Gartner Group [115], для фірми в ефективних економіках середні транзакційні витрати власно на реалізацію інноваційного продукту складають біля 20%, (Рис. 1.2.3). Приблизно такі самі оцінки щодо розподілу витрат ланцюга доданої вартості надаються і в інших джерелах, наприклад, у агровиробництві спостерігаються приблизно такий самий розподіл витрат (25% на власно виробництво, 75% на зовнішню «маркетингову» ланку [112])» (С)

Довод.
Какие у конструктора модели в колове и понимание экономики, такие и варианты использования заточенных в результате деятельности инструментов. Продукт, расходы на который только интеллект и его специфические эквиваленты - очень специфический. Такое понимание беспокоит.
Надеюсь, участники круглого стола примут во внимание, что бизнес-игры в программе миниMBA (менеджмент как второй после технического художественный скилл) - это нечто одно, а качественное техническое образование, включающее навыки актерского мастерства для тех кому нужно - совсем, совсем другое)))

чё-то мне кажеться что "круглый стол" закончится выпрашиванием госзаказов. Я один такой скептик?

Ибо все неплохие студенты 4-5 курсов и так имеют практически равные шансы попасть на стажировку в ИТ компании где уже определят их подготовку, разница лишь в концентрации таких компаний в определённом населённом пункте.

А подтянуть квалификаацию выпускников ИТ специальностей можно только одним способом - преподавать должны не теоретики а практикующие специалисты. Вот если бы к квалифицированному специалисту ИБ какого-нить банка пришли дяди из ВУЗа и сказали "мы хотим чтобы вы читали лекции нашим студентам, потому что вы лучше нас разбираетесь в предмете и за это вам положены такие-то плюшки" (к примеру) - тогда может и будет толк. Только такого никогда не будет.

Приходили. Знаете что ответили? Нафуя мне с Вашими дебилами возиться? У меня СВОИХ хватает.(взгляд на верх) Кроме того, не стоит, как всякому профану, считать что преподавать может каждый. Быть хорошим специалистом, совершенно не значит, быть хорошим преподавателем. Про такие "формальности" как научная степень и согласие руководства отпустить на "почитать" с сохранением зарплаты за фактический прогул, я уже молчу.

> Быть хорошим специалистом, совершенно не значит, быть хорошим преподавателем.

Видел много примеров, подтверждающих ваши слова в конце 90-х в КПИ. Зав. кафедрой неоднократно говорил нам, студентам, что вот эти конкретные преподаватели являются высококлассными специалистами в своей области. Причем востребованными именно сейчас, паралельно с преподаванием. И стоило больших усилий уговорить их продолжать читать лекции и не уходить. Но, со своей стороны, мы считали их лекции практически бесполезными для обучения. Вплоть до того, что студенты, закончившие техникум, говорили:" Я сам сегодня ничего не понял, но в техникуме это объясняли вот так..." И только после этого становилось что-то понятно. :-(

Но всё равно я считаю, что действующие специалисты могут значительно улучшить качество образования. Как это сделать, правда, не знаю.

Мне лично эффективнее всего изучать новое по учебникам и другим обучающим материалам в том числе технической документации.
А на лекциях я как правило мало что понимал и просто терял на них время.
А вот чтобы составить учебный курс требуються разные специалисты и среди них должны быть обязательно ведущие практики и теоретики. И много времени и денег. А уж прочитать потом сможет любой (в том числе и сам студент) и не обязательно стоит тратить на это время дорогих специалистов :)
------------------------------------------------------
Мерітократія, честь, компетентність, служіння.

Да никто не спорит. Просто, ценность этих кадров в другом. Они знают, что "модно" в текущем сезоне и как это "носить". За счет чего, можно хотя бы понять, чему и как учить, и хоть как-то подтянуть основной состав препов. Плюс ценные связи в соответствующих кругах, а это и наука, и практика студентов, и подработка препов, и продажа голов, и карманные фирмочки, и многое другое.

Быть хорошим специалистом, совершенно не значит, быть хорошим преподавателем

В моём институте говорили совсем по-другому
- знаете в чём разница между хорошим учителем и хорошим преподавателем?
- хорошему учителю для обучения нужны ученики, а преподаватель может читать лекцию даже в пустой аудитории.

Не хотел никого обидеть, но в нашей тлеющей системе образования подавляющее большинство именно таких преподавателей.

Вот так преподавать надо:
http://www.youtube.com/user/UCBerkeley

Три раза прочитал - ничё не понял, кроме рекламы круглого стола.
Как в Одессе: "Вам мало или вам понравилось?"
Опять такого фидбека хотим? http://blogs.pravda.com.ua/authors/shnurko-tabakova/4da432263e7cd/

Цінність круглих столів для реформування освіти близька до нуля. Сучасні ВНЗ ніяк не орієнтовані на потреби практики (це не стільки вина скільки біда)
На мій погляд, єдиний можливий спосіб реформування - створення ІТ бізнесом узгоджених кваліфікаційних характеристик (сумніваюсь, що це можливо у нас - довго і затратно) + система недержавних оціночних центрів які б могли б оцінити (на комерційній основі)випускника ВНЗ.
Результати лише такого оцінювання дають можливість оцінити якість підготовки у конкретному ВНЗ по конкретній фаховій спеціальності.
Всі загально- усереднені рейтинги нічого не варті. Люди за межами ВНЗ не уявляють наскільки ірраціональна і ретроградна система формування змісту навчання в ВНЗ і наскільки непрозора, закрита і волюнтаристська система акредитації та ліцензування, яка повністю залежна від чиновників МОН і мастодонтів, що стали академіками в часи ЕС ЭВМ.
В США немає міністерства вищої освіти взагалі, але найбільша кількість студентів-іноземців, в тому числі з високорозвинутих університетських країн. Навіщо винаходити велосипед?

Вы можете сколько угодно, пересматривать стандарты, лепить оценочные центры и пр. Только, при зряплате в 1500-3000 грн. препам пох. Клали и будут класть на все. "Умные" бизнюки ведь не собираются покупать универы, ставить там евро зарплаты, вбухивать десятки лямов в оборудование. Они хотят гос.халявы. Шоб держава усе сама замастрячила, а они типа попользуются. Угу, щас......

А наша корпоративная культура вся такая детерминированная и поддающаяся формализации?
С каких это пор у нас всё перестало быть через одно место а из, только вдумайтесь, ЧАСТНЫХ корпораций исчезла коррупция?

В некоторых местах очень согласен с вышесказанным.
Но, вот мне все подсказывает, что проблема не в ВУЗах. Это лишь следствие бизнес-культурного коллапса общего.

Проблема в том, что налицо кризис отношений между потребителем кадров и поставщиком. Обе стороны частично не понимают своей роли, потому что современная среда изменяет требования к компетенциям настолько, что бизнес не в состоянии ими даже управлять, тем более формулировать как задачу для образовательных операторов и особенно с перспективой в будущее. Думаю, не больше десятка больших компаний в Украине действительно умеют управлять знаниями и развитием. А образовательные учереждения дергаются в поисках (в том числе минимального финансирования для поддержания жизни) и не занимаются своей прямой задачей, а фрагментарно пытаются решить задачи одного бизнеса в ущерб другому.

Да, пора понять, что закончилось время, когда выпускник ВУЗа был готов к работе. Во всем мире это прошло 10 лет назад. Все усложнилось на порядок. Не изменились требования к землекопу, грузчику, сварщику. А в ИТ за 15 лет усложнение раз в 200. В высоких технологиях теперь оставшиеся 20-40% доводки под бизнес должен сам бизнес и оплачивать. Либо непосредственно на рабочем месте, либо чуть раньше, возможно, объединив усилия опредленной отрасли.

А кто не согласен - будет вымирать, а на его место (если Украина не обонкротится как государство) придут западные компании, которые умеют считать деньги и знают сколько нужно инвестировать в обучение и какое.

А что до личной мотивации учиться - тут еще хуже проблемы.
Когда бизнес потребляет за одну цену и ставит на одну зарпату людей отличающихся в три раза по продуктивности и знаниям, резонный вопрос, который молодые люди себе задают - "А ЗАЧЕМ УЧИТЬСЯ?"

Вот, поругал бизнес.
А ВУЗы ругать нечего. И деньгами им государство тоже не поможет. Это как наркотик. Государство должно не мешать бизнесу работать и поддержать приток инвестиций в живую экономику, где хоть 20% производства будет распологать центры разработки в Украине. Тогда будет понятно зачем учиться.
Прежде чем ВУЗы на круглый стол звать, бизнесу бы собраться и понять куда все движется и какие должны быть стратегии в образовании на ближайшие 5-10 лет.

twitter/facebook: igorpal

Подписываюсь под каждым словом.

Ну и общий совет. Вместо того, чтобы писать бред сивой кобылы. Купите себе универ, в провинции это сущие копейки, при Ваших доходах. Наймите супер.спецов с годовой зарплатой от 200 000 евро. Купите оборудование, постройте лаборатории, организуйте практику на своих предприятиях. И покажите всем КАК НАДО УЧИТЬ! А мы посмотрим.

позволю себе вопрос - пардон, а нахера это делать???

есть кучи вузов за бугром. вот там и нужно учиться. здесь высшего образования нет, так как нет основной его составляющей - преподавателей. то, что у нас называется преподавателями, там бы не было допущено даже на порог университетов.

дальше можно дискутировать до потери пульса, но сколько не говори "сахар-сахар-сахар" во рту слаще не станет.

а кардакову большой привет - он решает свои задачи, забота про выщу освиту в украйыни тут не при чем :)

КАТЕГОРИЧЕСКИ не согласен, что нас спасут западные ВУЗы. При таком подходе, сразу всем стоит уехать там и жить и работать. Коллапс и кризис образования - МИРОВОЙ!
Я изучал программы европейских ВУЗов и даже их модель компетенций. Так вот эту модель обновляют раз в ПЯТЬ лет. Там нет архитектора PaaS, например, или консультанта Open Enterprise 3.0.

Вы думаете зачем Обама в США собирал лидеров ИТ индустрии недавно? - Он их "просит" помочь создать новые программы обучения для новой эпохи (не только постиндустриальной, но и постинформационной=конвергентно-когнитивной).

Только вот параметры этой новой эпохи человечество еще не нащупало, хотя переход будет быстрым. Там точно будет не только ИТ в целевом состоянии, потому создавать стратегию нужно шире. Тут соглашусь.

twitter.com/igorpal
facebook.com/igorpal

Можно подумать что те, кто там обучаться, "там" не останутся. Ведь не даром по статистике до 60% молодежи мечтает эмигрировать, а тут такая возможность! Как обучите, так и помашете им ручкой.

позволю себе вопрос - пардон, а нахера это делать???
========================================================
Это основной,ключевой, основополагающий вопрос всей Укрляндии.

Краткий ответ на него, цензура не пропустит. А в развернутом, речь пойдет не столько об образовании, сколько о политике и философии. Если Вы отдаете своих детей в чужие руки, не удивляетесь тому, что через 5 лет - это будут уже не Ваши, а ИХ дети. Ваш же "авторитет" будет равняться нулю. Ну и "суперовость" зарубежного обучения слишком преувеличена, примерно как "супер технологичность, научность и прогрессивность" Японии. Рванула Фукусима и где это все? Так и в образовании. Да есть 5-к универов в каждой области, которые что-то из себя представляют. Остальные такой же провинциальный шлак, как у нас, с очень похожими проблемами, только у них юшка погуще.

P.S. Цели Кардакова понятны. Бизнес хиреет, пора присосаться к гос.кранику и начать "сеять" разумное, доброе, вечное за МОЙ счет.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT