`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Gartner: "Корпоративные IT снова требуют изменений"

+33
голоса

В области корпоративных IT последние годы были связаны со всяческими понуканиями CIO аналитиками и профильной прессой. Они требовали, чтобы CIO стали более крупными инициативными лицами и лучшими цифровыми партнерами. Теперь маятник качнулся назад − Gartner говорит о том, что они должны также заботиться и об операционном превосходстве предприятий.

Любая, даже самая точная наука развивается не только благодаря новым теориям и фактам, но и благодаря домыслам и надеждам учёных.
Станислав Лем, «Сумма технологии», 1963

Gartner Symposium 2016

В текущем сезоне конференции под общим названием «Gartner Symposium 2016» прошли  в восьми регионах мира, с сентября по ноябрь.

 

Gartner − корпоративные IT снова требуют изменений

Данный материал написан по итогам Североамериканского Gartner Symposium 2016 в Орландо (16-20 октября). Основные треки этого симпозиума были в целом традиционны для Gartner:

- Mastering Leadership
- Create a Dynamic Organization
- Transform the Technology Core
- Architect the Digital Platform
- Drive Business Performance
- Plan for the Digital Future

Однако в этом году повышенное внимание уделялось направлениям Cloud, Security and Risk Management, а также Cost Optimization.

Как хорошо написано в отчете по этому мероприятию на ресурсе TechRepublic, «После изложения величественного видения IT как формирующей общество силе, представленного в ключевом выступлении старшего вице-президента Gartner Research Питера Сондергаарда (Peter Sondergaard), его коллега, аналитик Дэвид Каппуччио (David Cappuccio) обратился к реальным проблемам и задачам, возвращая несколько тысяч IT-лидеров, собравшихся в зале, обратно на землю». Вот об этом мы и поговорим подробнее.

Четыре секунды ожидания

Gartner − корпоративные IT снова требуют изменений

Дэвид Каппуччио довольно просто сформулировал задачи IT-лидеров предприятий − «Все это − искусство возможного и искусство вероятного»

Он также просто и понятно замкнул логическую цепь, начатую Сондергардом − раз уж служба IT берет на себя более широкую роль, она должна также создать и поддерживать операционное преимущество предприятия.

IT служба теперь не может просто замкнуться в своих байтах и позволить ухудшение показателей предприятия «по независящим от нее причинам», − тем более, что клиенты все более полагаются на цифровые технологии.

Каппуччио напомнил аудитории, что возвращение однажды потерянного клиента обходится вчетверо дороже, чем его сохранение. И если ваши действия не будут достаточно хороши, то может потребоваться всего четыре секунды времени ожидания, чтобы потерять его.

Gartner − корпоративные IT снова требуют изменений

Каппуччио обрисовал в общих чертах десятку наиболее важных технических тенденций с точки зрения Gartner, затрагивающих IT операции в трех категориях − стратегической, тактической и организационной

Общие современные тенденции в IT

1. Исчезающие датацентры. «Не секрет, что едва ли не все организации теперь одинаково страстно увлечены облаком, − точно так же, как на первых порах опасались его. Но важно помнить, что «даже если ваши рабочие нагрузки перемещаются в облако, то корпоративная IT-служба все еще остается ответственной за них», − сказал Каппуччио. − «Таким образом, корпоративные IT службы должны научиться разумно применять облака и разбираться в связанных проблемах, − таких, как системы хранения и полоса пропускания».

2. «Соединительная ткань IT». Корпоративная IT-служба должна выбрать и реализовать лучшие решения, объединив их в целенаправленную экосистему. Она будет включать большое количество сервисов и приложений, связанных с различными облаками и поставщиками, − как и с собственными внутренними (on-premise) системами. В конечном счете клиенты хотят получить «сервисы, предоставляемые из правильного места, за правильную цену, и с использованием правильной платформы».

3. Контейнеры, микросервисы и потоки приложений. Контейнеры представляют новую технологию, реализующую «проворную разработку» (agile development) для быстрой разработки на основе программных модулей (modular ways). Это делает IT намного более динамическими. Микросервисы — современное представление сервис-ориентированной архитектуры (Service-Oriented Architecture, SOA), используемое для создания распределенных программных систем. (Изложение принципов работы и использования этих технологий выходит за рамки данной статьи).

4. Управляемые бизнесом IT (Business-driven IT). По данным Gartner, сегодня до 30% общих IT расходов приходятся на внешние работы. Поэтому интегрируемые IT процессы оказываются слишком медленными и тяжелыми. Корпоративная IT политика должна изменить правила игры, − не для того, чтобы получить больше контроля, но для того, чтобы принять большее участие в построении процессов.

5. Data Center-as-a-Service.
В этом отношении Каппуччио подчеркнул два момента − во, первых, речь идет о самом принципе применения, а не о способе построения IT инфраструктуры, а, во-вторых, речь идет только о поставке вычислительных ресурсов для бизнеса лучшим возможным путем, а не о конструкции «моего датацентра, как я его вижу».

6. Переплетения и избыточность. У сисадминов часто срабатывает довольно примитивная логика − «если горит красный, нужно срочно принимать меры, если горит зеленый, не дай бог что-нибудь тронуть». Проблема состоит в том, что многие «зеленые» вещи потребляют ресурсы и стоят денег даже после того, как они больше не служат достижению основной цели.

Gartner − корпоративные IT снова требуют изменений

До 40% корпоративных IT ресурсов могут расходоваться впустую, поскольку ненужные службы не отключаются, а общая IT инфраструктура не оптимизируется

7. Воздействие IoT. Проекты IoT могут быть реализованы практически везде, − если подразделения действительно хотят получить от них новую деловую ценность и знают, как это сделать. Однако они всегда связаны с большим количеством сложностей, несовместимостью составляющих частей, поступающих от разных поставщиков − и, соответственно, проблемами интеграции.
 
8. Управление удаленными устройствами и вещами. Относительная незрелость IoT также затрудняет корпоративным IT службам самостоятельное управление IoT-системами. Отсутствие программной платформы IoT единого промышленного стандарта (а это сейчас так) означает, что развертывать и интегрировать IoT продукты придется IT службе предприятия на свой страх и риск. Приглашенные консультанты и интеграторы не являются выходом, поскольку в какой-то момент корпоративная IT служба оказывается перед необходимостью самостоятельно поддерживать все эти «вещи».

По этой причине лидеры IT должны заранее думать об архитектуре будущего решения и стратегии IoT всего предприятия. Сегодня это − одно из важнейших условий, поскольку IoT развивается и распространяется, и если IT не действует сейчас, предприятие может получить десятки несовместимых решений, как это было в ранние годы создания корпоративных информационных систем (ERP, CRM, SCM и др.)..

9. Вычислительная среда − «микро» и «на краю». Сегодня предприятия выдвигают беспрецедентные требования как облакам, так и к краевым системам (edge computing), что может вызывать существенные проблемы. Это может стать особенно проблематичным, когда необходим быстрый анализ данных в реальном времени или используются системы машинного обучения (machine learning). Именно поэтому IT подразделения с дальновидными лидерами уже сегодня проектируют новые сети, которые способны к обработке данных непосредственно на краю сети.

10. Новые роли в IT. Все эти архитектурные изменения соответственно создают спрос на различные новые типы профессиональных ролей персонала, которых в IT прежде не было. Каппуччио назвал из них шесть наиболее определившихся.

Gartner − корпоративные IT снова требуют изменений

Кем быть? В области корпоративных IT появились новые варианты выбора

Сверху вниз:

- Архитектор «Интернета вещей»
- Специалист по «растягиванию облаков»
- Стратегический архитектор
- Оптимизатор нагрузки и ресурсов
- Менеджер внешней части IT систем
- Менеджер потоков и производительности

Роль «Архитектора IoT» предложила Gartner, как делегирование части функций «Системного архитектора». Со своей стороны, предполагается, что «Стратегический архитектор» будет заниматься планированием и реализацией API всей экосистемы предприятия (что, собственно, и имел в виду Сондергаард в своем ключевом выступлении).

Стратегические инициативы IT в 2017

Gartner − корпоративные IT снова требуют изменений

Аналитик Gartner Дэвид Кирли (David Cearley) охарактеризовал десять наиболее важных стратегических трендов для планирования IT на 2017 г. «Это − тенденции, которые CIO просто не могут позволить себе проигнорировать», − сказал он

Gartner традиционно обнародует много разных списков и предсказаний на «Gartner Symposium and ITxpo». Некоторые из них связаны с мечтами и размышлениями. Однако «стратегическая десятка» на следующий год всегда имеет непосредственную ценность для того, чтобы планировать, располагать по приоритетам и составлять практический бюджет. Дэвид Каппуччио крупными мазками обрисовал перспективный IT пейзаж на несколько лет вперед. Дэвид Кирли, выступавший после него, назвал конкретные пункты «руководства к действию» Gartner для IT лидеров на 2017 г.

1. Artificial intelligence and advanced machine learning.
К 2020 г. искусственный интеллект станет следующим «полем битвы» для поставщиков и их клиентов. Конечно, AI не заменит все, что работает сегодня, но он приведет к появлению ряда автономных систем, которые будут работать независимо и позволят IT службе предприятия понимать происходящее глубже и делать больше и лучше.

2. Интеллектуальные приложения (Intelligent apps). Они будут включать «чатботы» (chatbots), виртуальных помощников (virtual assistants, наподобие Siri и Alexa), а несколько позже и то, что Gartner называет «умными советниками» (smart advisors) − корпоративная версия AI помощников, нацеленных на определенные задачи (производство, логистика, финансы и т.д), − и очень компетентных в них.

Самый яркий пример здесь − виртуальный медицинский помощник (virtual health care assistant), реализованный на IBM Watson. На сегодняшний день он оперирует содержанием большей части медицинских журналов и текстов всего мира, и его можно напрямую спросить едва ли не о чем угодно в этой области.

3. Интеллектуальные вещи (Intelligent things). В рамках этого направления «вещи» − такие, как роботы, дроны и автономные транспортные средства − поднимают свою физическую автоматизацию на новый уровень, за счет соответствующего ПО и принципов машинного обучения.

4. Виртуальная и дополненная реальность (Virtual Reality and Augmented Reality).
В то время, как Gartner все еще называет VR и AR потребительскими технологиями, она видит большие перспективы для виртуальной и дополненной реальности на предприятиях.

5. Цифровые близнецы. Digital twins − на сегодня наименее сформировавшийся, самый «неуловимый» из пунктов в списке Gartner. Ее определение пока следующее − «динамическая программная модель вещи или системы, которая полагается на датчик и/или другие данные, чтобы понять его состояние, реагировать на изменения, улучшить операционную деятельность и добавить ценность». «Это − по существу комбинация метаданных, условий и состояний, данных о событии, плюс аналитика, необходимая для построения систем, управляемых событиями (event-driven systems)», − сказал Кирли.

6. Блокчейн и распределенные книги записей (Blockchains and Distributed Ledgers).
У blockchain и bitcoin есть очевидные преимущества для построения «распределенных бухгалтерских книг», систем поставок и, в конечном счете, создания глобальной финансовой системы. Однако, Gartner также воспринимает blockchain как большое положительное разрушение для IT и мирового сообщества в целом, «поскольку это уменьшает трение в бизнесе, и это − основная ценность blockchain».

7. Диалоговые системы (Conversational systems).
AI ассистенты могут помочь людям работать лучше и умнее, − как упомянутый выше IBM Watson. Но все больше систем собираются стать диалоговыми, причем речь идет не только и не столько о голосовой идентификации, сколько о том, каким образом люди станут взаимодействовать с компьютерными системами. Интересно, как сформулировал это Кирли − «все более и более системы изучают, как им приспособиться к людям, вместо обратного подхода, как это всегда было ранее».

8. «Мешапы»* и сервисная архитектура (Mesh app and Service Architecture).
Новые аппы и сервисная модель на предприятии будут основаны на облаке и бессерверной среде (serverless), ориентированы на сервисы. Они будут определяться соответствующим ПО с API (software-defined with APIs) и управляться событиями (event-driven).

* Mesh app − это новый подход к коммуникации для любого вида групповой активности. Согласно принципу действия, технология MESH сочетает функциональность нескольких аппов в одном небольшом, или, как говорят, «лаконичном» (concise) аппе. Предполагается, что для каждого применения может быть собран индивидуальный мешап, согласно потребностям и условиям.

9. Цифровые технологические платформы (Digital technology platforms).
В новую цифровую платформу/экосистему, которую все IT службы будут пытаться построить в ближайшие годы, как естественная составляющая войдут средства IoT.

10. Адаптивная архитектура безопасности (Adaptive security architecture).
За редким исключением, почти все организации должны думать о безопасности заранее, и более глубоко исследовать в этом отношении свои цифровые процессы. «Вы уже не можете положиться только на защиту периметра. Вы должны применить послойный, иерархический подход». − сказал Кирли. − «AI и машинное обучение будут играть важную роль в создании более динамических и адаптивных систем безопасности».

Заключение

Здесь хотелось бы остановиться на двух пунктах, согласно разделам данной статьи, и кратко обобщить их.

1. Перспектива до 2020 г. − Дальнейшая интеграция корпоративных IT экосистем, широкое использование контейнерных технологий, устранение избыточности, дальнейшее развитие IoT, вычисления на краю сети и появление нескольких новых специализаций архитекторов IT инфраструктуры.

2. Насущные задачи CIO на 2017 г.
− Искусственный интеллект и виртуальная реальность на предприятиях, умные советники и диалоговые системы на естественном языке, интеллектуальные вещи, появление платформы IoT единого промышленного стандарта, бессерверная среда и адаптивная архитектура безопасности.

В целом, как считают аналитики Gartner, сегодня уже есть достаточное количество новых концепций, технологий, устройств и алгоритмов. Если ограничиться временным периодом до начала третьего десятилетия 21-го века, то оставшиеся три-четыре года будут связаны скорее с отлаживанием технологий, попытками применения их в самых различных областях и интеграцией, − чем с появлением новых революционных идей в IT.

Накопленная «сумма технологий» должна обеспечить человечеству новый качественный скачок уже в скором времени, − и, соответственно, «операционное превосходство» компаний, CIO которых сумеют использовать инновации наилучшим образом.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+33
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT