`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Фотовыставка как зеркало фоторынка

0 
 

C 12 по 15 мая в Киеве проходила Вторая международная фотовыставка Kyiv DigiPhoto Show 2005, а ровно неделю спустя – Третья международная «Киевская фотоярмарка». Пожалуй, никакой другой, даже гораздо более развитый рынок не может себе позволить проведение двух фотошоу одновременно. Конфликт между выставками есть не что иное, как отражение конкурентного противостояния между российскими и украинскими фотокомпаниями. Давайте же попытаемся спокойно, без лишних эмоций, проанализировать происходящее.

Битва за рынок

Как известно, первую «Киевскую фотоярмарку» организовала российская компания из Санкт-Петербурга ИВЦ «Реал» в мае 2003 г. Следует отметить, что до того на нашем рынке уже неоднократно предпринимались попытки провести собственную фотовыставку, однако по ряду объективных и субъективных причин дальше планов дело не шло. Несмотря на то что это мероприятие вызвало довольно большой резонанс среди украинской фотографической общественности, некоторые моменты тогда все же существенно испортили общее положительное впечатление от фотошоу. Во-первых, на выставке не были представлены стенды ряда вендоров (Konica Minolta, Olympus и др.), чьи продукты весьма популярны у отечественных пользователей. Во-вторых, в данном событии не принял участие крупнейший украинский оператор фоторынка – компания «Юг-Контракт».

Фотовыставка как зеркало фоторынка
Автомобиль на стенде компании «Юг-Контракт» – приз лучшему дилеру в рамках проводимой компанией программы лояльности

Мотивы отказа и недоверия к российским организаторам были вполне объяснимы. Выставка открыто протежировала ряду сильных российских компаний, способных благодаря своим крупным оборотам в России предлагать товар по более низким ценам на украинском рынке. «Юг-Контракту», которому на тот момент принадлежало (и, кстати, принадлежит по сей день) более 60% рынка, это было не нужно, и он, естественно, проигнорировал данное мероприятие. Кроме того, сказывался извечный антагонизм «белых» и «серых» поставщиков. Корпорации, вкладывающие крупные средства в развитие сервисной поддержки, организацию дилерских сетей в регионах, формирование культуры продажи и потребления товара, не хотели находиться под одной крышей с фирмами, традиционно преследующими сиюминутные цели «побыстрей купить и спихнуть товар», тем более на стендах примерно равных по площади. Таким образом, конфликт между организатором выставки и крупным дистрибьютором возник из-за того, что первый должным образом не учел специфику украинского фоторынка.

После первой «Киевской фотоярмарки» скрытое противостояние усилилось, в российской прессе вышло несколько весьма ядовитых статей, в которых украинский фоторынок представлялся отсталым и провинциальным, всячески критиковался «монстр-монополист» «Юг-Контракт» и прославлялся «передвижник и просветитель» ИВЦ «Реал».

Автор вовсе не склонен убеждать читателя в том, что сложившаяся система идеальна. Но скажите, при всех ее недостатках и общих оговорках, могла ли на первых этапах становления отечественного рынка какая-нибудь небольшая компания содержать изначально убыточную сеть сервисных центров, открыть свои представительства практически во всех регионах Украины и, наконец, просто обеспечить на складе достаточный запас техники, а не кормить клиентов обещаниями «под заказ»? Что же касается российских промоутеров и поставщиков, имеющих якобы вполне благородные цели (разнообразить ассортимент, сбить довольно высокий уровень цен и т. д.), то сегодня уже очевидно, что они так и не пошли дальше банальных деклараций.

Скажу больше, появление на украинском рынке «монополии» явилось и следствием специфического отношения к нашей стране целого ряда известных производителей. Ведь до сих пор многие крупные бренды, чьи изделия у нас весьма популярны, не только так и не открыли здесь свои представительства, но, по большому счету, даже внимания должного Украине не уделяют. Некоторые по-прежнему расценивают нас как часть российского рынка, причем такое отношение зиждется как на нежелании ряда брендов учитывать существующие реалии, так и в явной заинтересованности в подобном положении дел многих московских офисов, отвечающих за украинский рынок.

Безусловно, скрупулезному экономному японцу, анализирующему скупые колонки чисел, соответствующие объемам продаж цифровых камер в России и Украине, затея с организацией у нас регионального офиса покажется невыгодной. Тем не менее, очевидно, только такой подход может свидетельствовать о серьезном отношении к стране с почти 50-миллионным населением, только такой подход позволит детально изучить специфику национального рынка и только такой подход способен обеспечить в будущем высокий уровень продаж. Таким образом, изменение нынешнего положения дел в сегменте может произойти лишь при условии, что украинский фоторынок выйдет из тени российского.

Однако вернемся к теме. Весной прошлого года состоялась Вторая международная «Киевская фотоярмарка», где «Юг-Контракт» также не был официально представлен, однако его «незримое» и, очевидно, вынужденное присутствие ощущалось в поддержке стендов вендоров, дистрибьютором которых он является. Такая ситуация, естественно, не могла долго сохраняться, и ею умело воспользовался известный игрок украинского выставочного бизнеса –компания «Евроиндекс».

Безусловно, компании «Юг-Контракт» было выгоднее начать работать с тем организатором мероприятий, который знал бы реалии местного рынка и считался бы с ее авторитетом. В результате осенью прошлого года в центре «КиевЭкспоПлаза» состоялась Первая международная выставка цифрового фото-, видеооборудования и медиатехнологий Kyiv DigiPhoto Show 2004. Вопреки всем ожиданиям скептиков, она прошла на ура, отличный настрой участников обеспечил ей необходимые ритм и динамику, которых так не хватает иным фотошоу. Воодушевленные успехом, организаторы практически сразу объявили дату повторного мероприятия – май 2005 г., решив тем самым серьезно озадачить конкурентов по выставочному бизнесу.

Реакции ИВЦ «Реал» на эти события долго ждать не пришлось. Одним из основных аргументом отказа ряда компаний и представительств от участия в «Киевской фотоярмарке» была следующая претензия: как может фирма из другой страны, не имеющая даже своего офиса в Украине, организовывать фотовыставку и пытаться влиять на отечественный бизнес. По этой причине ИВЦ «Реал» в начале года продает право собственности в Украине на бренд «Киевская фотоярмарка» еще одной известной отечественной компании «Премьер Экспо», занимающейся выставками, причем сроки действия договора, равно как и прочие детали сделки, не разглашаются. Очевидно только, что ИВЦ «Реал» вовсе не утратил интерес к украинскому рынку, а просто немного ушел в тень, став одним из соорганизаторов «Киевской фотоярмарки». Кроме того, заручившись поддержкой двух десятков немецких фирм, приезд которых профинансировало министерство экономики Германии, учредители «Киевской фотоярмарки» также уверены в успехе.

Так, конфликт между российским организатором выставок и крупным украинским дистрибьютором перерос в противостояние выставочных компаний, которое этой весной довольно ощутимо сказалось на всем отечественном фоторынке. Однако такое положение дел свидетельствует и о весьма активных процессах становления и развития. Кстати сказать, сегодня в Украине наблюдается настоящий бум цифрового фото: по прогнозам экспертов, в 2005 г. продажи вырастут на 150% по сравнению с прошлым годом, а к концу года цифровые камеры будут иметь около 10% украинцев.

Очевидно, весомым аргументом для «Юг-Контракта» в пользу участия в весенней Kyiv DigiPhoto Show 2005 стала возможность совместить данную выставку по срокам с IV международной конференцией цифровых технологий (ежегодный крупнейший в Украине форум профессионалов фотобизнеса), которую компания организует для своих партнеров. Эти мероприятия всегда проводились в середине мая. Налицо стечение таких обстоятельств: желание «Юг-Контракта» убить сразу двух зайцев: провести дилерскую конференцию и продемонстрировать свой ассортимент гораздо большей аудитории потенциальных клиентов, а также стремление «Евроиндекса» обострить борьбу за выставочный бизнес в сфере фото. Станет ли весенняя Kyiv DigiPhoto Show традиционной – покажет время, все будет зависеть от состояния рынка.

Фотовыставка как зеркало фоторынка
На мастер-классах знаменитого литовского фотохудожника Римантаса Дихавичюса всегда царил аншлаг

Сегодня же страсти кипят, конфронтация выставок достигла своего апогея. Учитывая тот факт, что оба фотошоу проходят практически одновременно (с разницей всего в одну неделю), можно констатировать и несколько негативных моментов. Во-первых, ряд брендов вынуждены участвовать сразу в двух мероприятиях, что влечет, естественно, двойные расходы и, как следствие, недовольство ситуацией на рынке. Во-вторых, ни одна из выставок не отображает сегодняшних реалий. Некоторые известные производители, такие как Nikon, Pentax, Rekam, Rollei, не имели своих стендов на Kyiv DigiPhoto Show 2005, но зато эти компании будут выставляться на «Киевской фотоярмарке» (здесь, очевидно, не обошлось без влияния российских представительств). Впрочем, имеется и ряд производителей, участвовавших только в фотошоу от «Евроиндекс» (например, Lomond, Olympus и др.). В-третьих, слишком близкие сроки проведения влекут за собой массу неудобств для иногородних пользователей, желающих получить более-менее цельное представление об отечественном фоторынке. В выигрыше, пожалуй, остаются лишь киевские фотолюбители – благодаря перипетиям конкурентной борьбы в выставочном бизнесе фотошоу растянулось на две недели.

Некоторые наблюдатели пытаются слегка смягчить конфликт выставок, находя различия в их позиционировании: мол, Kyiv DigiPhoto Show ориентирована в основном на бизнес и на цифровые медиатехнологии, в то время как «Киевская фотоярмарка», помимо технической составляющей (как цифровой, так и аналоговой), изначально несет в себе «мощное творческое начало». Впрочем, вряд ли можно считать эти аргументы весомыми, если учесть, что различного творчества на Kyiv DigiPhoto Show 2005 также было предостаточно: и ряд оригинальных фотогалерей, и мастер-классы известных фотодизайнеров. Так что конфликт все же остается довольно острым. Чем он закончится, пока неизвестно. Вполне возможно, что организаторы выставок договорятся: и одна из них будет традиционно проходить весной, вторая – осенью, как это узаконилось на российском фоторынке: в апреле – московский Фотофорум, в октябре «Санкт-Петербургская фотоярмарка».

Kyiv DigiPhoto Show 2005 – тактическая атака

Kyiv DigiPhoto Show 2005 (весна) представляла собой традиционное бизнес-фотошоу, направленное на развитие украинского фоторынка и партнерских взаимоотношений между компаниями. Посетители могли ознакомиться с новейшей продукцией таких известных брендов, как Apacer, Canon, Casio, Epson, Hi-Ti, Kodak, Konica Minolta, Noritsu, Olympus, Samsung Techwin, Sony, UFO и др., ранее представленными на PMA 2005, CeBIT 2005, Фотофорум 2005. Вся техника была доступна для обозрения и тестов – каждый желающий мог свободно взять камеру в руки, пофотографировать и тут же получить готовые отпечатки.

Выступившая на IV международной конференции цифровых технологий Карен Петерсон, директор PMAI по центральной и восточной Европе, рассказала об опыте немецких ретейлеров по созданию успешного цифрового бизнеса. В частности, она отметила, что благодаря их усилиям сбыт цифровых аппаратов в 2004 г. достиг рекордного уровня – 8,43 млн штук, что на 23% больше, чем в 2003 г.; кроме того, объемы продаж карт памяти в Германии в прошлом году увеличились на 64%, в то же время сбыт пленки сократился до 20%.

В докладе «Обзор цифрового рынка Украины: тенденции и развитие» Виталия Дорошенко, руководителя департамента цифровой фототехники компании «Юг-Контракт», среди прочего отмечалось, что одним из рычагов дальнейшего увеличения объемов продаж является грамотно построенная работа по обучению конечных продавцов, повышению уровня их профессионализма, технической осведомленности.

Фотовыставка как зеркало фоторынка
Стенд Olympus представлял собой участок внеземного пейзажа

Пожалуй, центральным на фотошоу был стенд Olympus, оформленный как участок диковинного инопланетного пейзажа. Вблизи живописных водопадов выставили для обозрения всепогодные аппараты серии µ-mini Digital. Рядом с действующими вулканами в комфортных стеклянных скафандрах размещались новейшие имиджевые камеры серии IR, являющиеся составной частью настольной мобильной фотостудии Dock & Done.

Выставка наглядно продемонстрировала, что в сфере фотопечати в ближайшее время нас, очевидно, ожидает массовое внедрение фотокиосков. Фотокиоск, как известно, состоит из компьютера, оснащенного чувствительным к прикосновению экраном и всевозможными слотами для чтения флэш-карт, производительного принтера и ПО, обеспечивающего удобный пользовательский интерфейс. Как видим, идея крайне проста. Тогда почему же вокруг этих устройств столько шума? Причин тому несколько. Фотокиоск позволяет оперативно и качественно выводить снимки практически с любых цифровых носителей. Отпадает необходимость в операторе: элементарную доводку фотографии – устранение эффекта «красных глаз», кадрирование, исправление цветового баланса – клиент осуществляет самостоятельно. Кроме того, гарантируется определенный уровень конфиденциальности, и вы можете быть уверены в том, что ваш удачный снимок не будет украден.

Фотошоу выявило два подхода к организации киосков. Такие компании, как Fujifilm, Agfa, Noritsu, в ближайшее время собираются продвигать киоски, подключаемые к уже существующим мини-лабам. После выполнения всех желаемых манипуляций с изображениями подобная система ставит задание в очередь и автоматически выдает пользователю специальную квитанцию. Клиент оплачивает ее в кассе магазина, чек показывает оператору, который обязан тут же выставить высший приоритет пользовательскому заданию для печати в мини-лабе. Безусловно, такие системы не несут чего-то новаторского и лишь продолжают и расширяют сервис уже имеющихся фотолабораторий.

Совершенно другую целевую аудиторию призваны охватить фотокиоски, оборудованные встроенным принтером. Они рассчитаны на установку в супермаркетах, кафе, барах, ресторанах, казино и т. д., для их инсталляции понадобится не более одного квадратного метра площади. По сути, эти киоски и ориентированы на тех, кто действует по принципу: «снял – и тут же распечатал». Такие системы на выставке демонстрировали Kodak, Olympus, Sony. По информации «Юг-Контракта», за время, прошедшее с момента презентации в Украине первых фотокиосков (т. е. по сути, с осенней выставки Kyiv DigiPhoto Show), было продано немного подобных систем, однако интерес к данной продукции растет с каждым днем. Правда, на пути широкого распространения фотокиосков все же имеется препятствие – принцип оплаты услуг. Дело в том, что сертификация модулей приема наличных денег стоит очень дорого, поэтому ряд брендов в ближайшее время намерены выпустить препейд-карточки и продавать их в местах установки киосков.

Пожалуй, впервые в Украине столь широко была представлена продукция компании Lomond. Ее универсальные матовые и глянцевые, тисненые и акварельные, рулонные и листовые фотобумаги и фототкани являются более дешевой альтернативой фирменным носителям изображений, предлагаемым производителями принтеров. Кроме того, компания выпускает картриджи, чернила и т. д. для многих типов печатающих устройств. Заметим, что на российском рынке Lomond присутствует более 10 лет, в Украине – около трех. Вообще же тема расходных материалов приобретает все большую актуальность, что напрямую связано с ростом продаж фотоаппаратов.

В отношении продаж, кстати, можно отметить интересную тенденцию при сбыте цифровой фото- и видеотехники, причем как на Западе, так и в Украине. Несмотря на то что эти продукты все шире начинают использоваться, они постепенно уходят с прилавков крупных супермаркетов электроники, где вам, как правило, не только не дадут исчерпывающей информации, но и не позволят протестировать аппарат, ощутить его эргономику. Торговля таким товаром становится прерогативой небольших специализированных магазинчиков либо же отделов в универмагах, где опытный менеджер даст конкретные рекомендации, подберет товар в точном соответствии с задачами и целями клиента, научит элементарным приемам работы.

Кстати, такую же политику проводят крупные поставщики в отношениях со своими партнерами – консалтинг постепенно выходит на первый план.

Некоторые участники сетовали, что на нынешней фотовыставке у «Евроиндекса» посетителей было меньше, чем на прошлогоднем осеннем Kyiv DigiPhoto Show. Тем не менее можно с уверенностью сказать, что запланированная целевая аудитория была практически полностью охвачена. Отчасти этому способствовала IV международная конференция цифровых технологий «Юг-Контракт», куда съехалось более 500 человек практически из всех регионов Украины. Кроме того, для посещения мастер-классов знаменитого литовского фотохудожника Римантаса Дихавичюса и известных фотодизайнеров из Великобритании Артеми Кирияку и Хью Турвей иногородние фотолюбители посылали многочисленные делегации от своих клубов (например, из Ровно, Одессы, Николаева). Стоит отметить, что на выставке практически не наблюдалось праздно шатающихся сборщиков рекламных проспектов, многие посетители четко знали, зачем они пришли на данное мероприятие. Одним словом, выставка, по нашему мнению, удалась, будем ждать следующего Kyiv DigiPhoto Show.

Вторая международная выставка цифрового фото-, видеооборудования и медиатехнологий Kyiv DigiPhoto Show 2005

Организатор – «Евроиндекс», генеральный партнер – компания «Юг-Контракт», информационный спонсор – журнал «dFOTO: цифровое фото и видео».

Общая площадь выставки составила 1980 м² (по сравнению с 2004 г. увеличилась на 35%).

В выставке приняли участие 36 компаний из Украины, Великобритании, Литвы, Нидерландов, России, США, в частности Canon, Casio, Epson, Olympus, Samsung Techwin, WEGA Distribution, «Кодак Украина», «Коника Минолта Украина», Noritsu, Panasonic, Polaroid, «Юг-Контракт» и др.

На шоу было представлено более 70 известных мировых производителей фототехники и цифровых медиатехнологий: Canon, Casio, Delkin Devices, Epson, Fujifilm, HiTouch Imaging, Kodak, Konica Minolta, Lomond, MIMAKI, Olympus, Panasonic/Lumix, Pretec, Samsung, Sony, UFO. Кроме того, посетители смогли ознакомиться с широким спектром оборудования и материалов для фотолабораторий Agfa, Fujifilm, Noritsu, Kodak, Konica Minolta, Noritsu, Sony.

Неотъемлемой частью Kyiv DigiPhoto Show стали фотогалереи. В этом году в экспозиции выставки были представлены:

  • галереи работ участников «dFOTO-Турнира. Весна 2005»;
  • галерея работ фотоконкурса Epson 2005 «Моя любимая фотография»;
  • выставка литовского фотохудожника Римантаса Дихавичюса «Видения»;
  • галерея работ фотоконкурсаVisions of Science, которую представлял Британский Совет;
  • выставка лучших авторскихработ в фотогалерее порталаFoto.ua;
  • фотогалерея от Duracell;
  • фотогалерея профессиональных фотографов.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT