`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Его величество сертификат

0 
 

Западный предприниматель легко бросает свой бизнес, если он перестает быть прибыльным, и устремляется в другие ниши. Поэтому персонал, нанятый для выполнения определенной работы, никогда не может чувствовать себя в полной безопасности. В результате у преуспевающих специалистов вырабатывается умение держать нос по ветру и заранее инвестировать в свое дополнительное обучение в перспективном направлении. В области быстро эволюционирующих информационных технологий это оказывается наиболее актуальным.

Карьера

То, что IT-специалист должен интересоваться ближайшим будущим своей компании и, по крайней мере, знать, ожидается ли смена платформы или миграция на новую версию, не вызывает сомнений. Однако далеко не каждый человек, которому его настоящее место работы кажется вполне стабильным, заботится о повышении или расширении своей квалификации.

Конечно, если планка поднимается, стареющие IT-профессионалы, много лет проработавшие на своих местах, вряд ли будут довольны. Но бытовавшая ранее практика – окончить колледж или университет и трудиться по полученной специальности до пенсии – больше не действует. Сегодня IT-персонал с продвинутым знанием внутренних деловых процессов компании гораздо более защищен от увольнения, чем не только рядовые служащие call-центров и службы поддержки пользователей, но и «широкозахватные» выпускники профильных учебных заведений.

Кому мешает аутсорсинг

Уже в течение нескольких лет глобальный офшорный аутсорсинг остается горячей темой в мире информационных технологий. Она настолько важна для американцев, что получила свое отражение даже в последней предвыборной президентской кампании. Тогда много говорилось об отрицательных последствиях данной тенденции для рынка рабочей силы в США и о том, что можно сделать для ее сдерживания. Мы также обращались к этой теме ранее. Тем не менее тенденция продолжает оставаться актуальной. Еще около двух лет назад Forrester Research опубликовала исследование, согласно которому около 3,3 млн рабочих мест в IT-индустрии в течение ближайших 15 лет будет выведено из США за границу.

В мае 2004 г. Forrester обновила прогноз, предсказав, что только в 2005 г. западный мир лишится до 830 тыс. рабочих мест, а экономия от глобального аутсорсинга за пять лет (с 2003 по 2008 гг.) увеличится с 6,7 до 20,9 млрд долл. Это положительный результат для американских компаний, но слабое утешение для увольняемых сотрудников. Вместе с тем многие полагают, что глобальный аутсорсинг приведет к созданию качественно новых вакансий для американских IT-специалистов. Information Technology Association of America (ITAA) считает, что в 2003–2008 гг. появится около полумиллиона новых рабочих мест и половина из них останется в США. Причем это будут высококвалифицированные и высокооплачиваемые должности, а в офшор уйдут наиболее простые задачи и операции.

Что делать профессионалу

В отчете McKinsey Quarterly (июль 2004 г.) подчеркивается, что «корпоративную экономию от глобального аутсорсинга можно инвестировать в новые ниши, что увеличит производительность и создаст рабочие места более высокого уровня».

Однако возникает вопрос – а сможет ли развиваться специалист от простого к сложному, если все простые задачи будут выполняться за границей? Ответить на него собираются National IT Apprenticeship System (NITAS) – национальная система IT-обучения – и сотрудничающее с ней Министерство труда США. Они предлагают развернуть в национальном масштабе программу подготовки IT-специалистов, которая предполагает обучение на рабочем месте (on-the-job training).

Тем не менее сегодня правильно поступают те, кто не сосредоточивается на строительстве карьеры исключительно в IT-индустрии – из рабочих мест для «компьютерщиков» разного рода, созданных в 2004 г., почти 89% предоставили не IT-компании. Один из примеров – геопространственная промышленность, занимающаяся сбором, анализом, интерпретацией, распределением и использованием географической информации. Эта область очень быстро развивается, что во многом определяется ее ролью в обеспечении национальной безопасности. Данный сектор мирового рынка оценивается приблизительно в 5 млрд долл. и ежегодно растет на 10–13%, причем этот рост продолжится в течение по крайней мере ближайшего десятилетия. Девять из десяти опрошенных компаний отрасли отметили, что они имели трудности с комплектованием штата. Другой пример – здравоохранение, где к 2010 г. IT-специалистов потребуется на треть больше, чем сейчас.

Так что, по словам одного из аналитиков, «решение проблемы аутсорсинга заключается не в защите имеющегося рынка труда, а в новшествах, которые должны появиться в IT-индустрии».

Кем быть

Ежегодно один из наиболее авторитетных американских журналов, посвященных проблемам подготовки IT-специалистов, Certification Magazine проводит подробные опросы тысяч служащих, в какой-то степени определяя на их основе динамику и перспективы отрасли. Мы использовали данные этих исследований, прошедших в 2004 и 2005 гг., чтобы выяснить, как меняется популярность (а следовательно, и привлекательность) самых распространенных IT-профессий (см. табл.).

Изменения в оплате труда IT-специалистов
Место Специальность Оплата, тыс. долл. Разница
2004 2005 2005 2004 Тыс. долл. %
4 1 Security 92,8 78,9 13,9 17,6
2 2 Storage 86,6 81,0 5,6 6,9
3 3 Network Design 85,9 80,9 5,0 6,2
6 4 Project Management 85,9 77,9 8,0 10,3
1 5 System Design 85,8 83,5 2,3 2,8
5 6 Database Administration 80,0 78,6 1,4 1,8
7 7 Internet/Java 79,6 74,0 5,6 7,6
8 8 Database Analyst/Specialist 75,2 72,1 3,1 4,3
11 9 Network Engineering 73,3 68,7 4,6 6,7
10 10 Application Development/Programming 72,5 70,1 2,4 3,4
15 11 Network Management 66,6 59,5 7,1 11,9
12 12 System Administration 64,2 64,9 -0,7 -1,1
14 13 Telecom 64,0 61,4 2,6 4,2
16 14 Teaching/Training 61,1 55,4 5,7 10,3
9 15 E-Commerce 60,1 72,1 -12,0 -16,6
17 16 Support 55,5 54,9 0,6 1,1
13 17 Internet/Web Development 55,4 61,8 -6,4 -10,4
18 18 Network Administration 53,3 50,9 2,4 4,7
20 19 Hardware Support 46,2 43,8 2,4 5,5
19 20 Help Desk/Applications Specialist 41,2 45,1 -3,9 -8,6
21 21 PC/Hardware Technician 36,9 35,6 1,3 3,7
    В среднем по отрасли 67,7 65,3 2,4 3,7
Исходные данные: CertMag Salary Survey, 2004, 2005

Основные результаты сравнительного анализа следующие. Прежде всего, в среднем по отрасли зарплаты IT-специалистов немного увеличились – на 3,7%, или 2,4 тыс. долл. в год. Отчасти это можно объяснить инфляцией, но и общее оживление экономики США внесло сюда свою лепту.

Как и ранее, довольно велик разброс компенсаций в зависимости от специализации – они отличаются более чем вдвое. Наименее оплачиваемыми неизменно оказываются техники, обслуживающие ПК и другое аппаратное обеспечение. Существенно уменьшились оклады сотрудников служб поддержки пользователей – за счет выноса их части в офшор (как и разработчиков в области Интернет/Web). Повышение окладов сетевых администраторов и специалистов аппаратной поддержки в точности соответствует среднему уровню, что говорит о достигнутой стабильности в значимости этих служб для организаций.

Более всего упал интерес к специалистам в области электронной коммерции – многие компании разочаровались в данном канале сбыта, а относительно незначительное количество выживших структур уже построили законченные системы и нуждаются только в их поддержке.

В середине таблицы стоит обратить внимание на обучение/тренинг и сетевой менеджмент. Несмотря на средний уровень оплаты они добавили к прошлогодним цифрам соответственно 10,3% и 11,9%.

В группе самых высокооплачиваемых специальностей свои позиции в наибольшей степени утратило системное конструирование, отступив с первой сразу на пятую строку и сохранив оклады практически на прошлогоднем уровне.

Специалисты по системам хранения информации и конструированию сетей уверенно удерживают вторую и третью позиции в списке. К ним подтянулись также проект-менеджеры, чья зарплата за год увеличилась на 10,3%. Разработчики на Java остались на седьмом месте, но существенно сократили отрыв от более «ценных» профессий. Довольно стабильно чувствуют себя аналитики и администраторы баз данных.

Его величество сертификат
Любопытные изменения в политике оплаты специалистов: до 30 лет получить высокую зарплату все более проблематично, зато «старые зубры» теперь зарабатывают чуть ли не вдвое больше, чем год назад. К чему бы это?

Но хитом 2005 г., безусловно, является безопасность информационных систем. Оклады сотрудников этой сферы выросли на целых 17,6% и почти вплотную приблизились к заветному рубежу в 100 тыс. долл. в год, являющемуся в США существенным показателем благосостояния. Учитывая множество проблем с безопасностью и недостаточное количество специалистов высокой квалификации в этой области, можно смело прогнозировать популярность данного направления в ближайшие несколько лет.

Учиться всю жизнь

В США принято считать, что требуемые от потенциального IT-сотрудника базовые знания в зависимости от специализации полностью изменяются каждые пять – десять лет. Попробуем взглянуть на данную проблему с другой стороны: полученные профессиональные знания обесцениваются со скоростью 10–20% в год, и через сравнительно небольшой промежуток времени их уже никто не купит. В области IT к 10%-ному уровню относят, например, сетевые технологии и хранение данных, к 20%-ному – беспроводные сервисы и программирование. Так что работодатель с опаской воспримет старый сертификат (если вообще обратит на него внимание), и «специалист» – не пожизненное звание.

Для успешной карьеры в IT сегодня понадобится также целый ряд «soft skills» – универсальных для любой области деятельности знаний и навыков. Среди них на первом месте, как ни странно, находится умение поддерживать письменные коммуникации. В эпоху всеобщей грамотности это кажется само собой разумеющимся, но практика показывает, что четко излагать свои мысли на бумаге могут далеко не все, а попытки научиться этому порой бывают бесплодными в силу личностных ограничений.

Всегда приветствуются хотя бы базовые знания в области управления проектами. Несколько неожиданное их применение – управление собой. Личное планирование, распределение ресурсов, рациональные действия и их контроль оказываются весьма полезными для построения правильных взаимоотношений с руководством, сослуживцами и подчиненными. В целом, согласно бытующему в корпоративной среде США высказыванию, «то, что помогает вам стать лучшим человеком, одновременно помогает стать лучшим служащим или начальником и получить лучшие перспективы».

Сертификаты

Отчасти поэтому сертификация как вид бизнеса одинаково процветает и в хорошие экономические периоды, и в трудные времена. В первом случае это способ закрепить и улучшить свое положение в компании, во втором – найти хоть какую-то работу. Но и государство не остается в стороне от программ пожизненного обучения. Так, существует специальная директива Министерства обороны США № 8570, согласно которой все лица, имеющие отношение и доступ к информационным системам, как гражданские, так и военные вплоть до генералов и адмиралов, должны получить соответствующие сертификаты. Общее количество персонала, подпадающего под эти требования, оценивается в 150 тыс. человек. Фактически сертификат сегодня является своеобразным мостом, соединяющим претендента на рабочее место с системой образования, с одной стороны, и с работодателем, – с другой.

Предприниматели

Нужно отметить, что практика сертификации в IT-отрасли, в отличие от многих других профессий, требующих периодического прохождения курсов повышения квалификации, сравнительно молода – ей всего около 20 лет. Поэтому прежде работодатели не слишком серьезно относились к бумагам кандидатов, которые ложатся на их стол. И правда, ранние программы обучения не снискали высокой репутации из-за нечетких критериев и отсутствия у выпускников практических навыков. Но в последние годы возникла обратная проблема – сегодня все больше техников-практиков не считают нужным тратить деньги на формальное многолетнее профильное образование.

Действительно, иногда сертификата вполне достаточно для выполнения определенной работы, но все же большинство руководителей до сих пор расценивают степень хотя бы бакалавра (и не обязательно по данной специальности) как общий показатель уровня соискателя, который уже сам по себе к чему-то обязывает. Будущее видится за серьезными учебными центрами сертификации, которым доверяют как разработчики и производители, так и работодатели всех отраслей. Статус таких курсов повысится, а учиться там будут люди, для которых соответствующий документ станет основной целью и залогом получения высокой квалификации и работы.

И все же «бумажные тигры» – те, кто увлекается только коллекционированием сертификатов – должны быть осторожны. Отношение к ним со стороны предпринимателей весьма прохладное. Идеальный портрет современного американского IT-специалиста – базовое IT-образование, ряд сертификатов и не менее чем 3–5-летний опыт работы.

Как не промахнуться

Таким образом, стремление защитить свое будущее заставляет IT-специалистов заботиться о переучивании и получать сертификаты в области бурно развивающихся направлений впрок, в расчете на возможные изменения в отрасли. Однако часто предположения оказываются либо ошибочными, либо преждевременными.

Его величество сертификат
Стоимость программы сертификации не имеет большого значения. Практические занятия, упорное самообучение и честная сдача трудных экзаменов сегодня – наиболее верный путь к успеху в IT
Его величество сертификат

Например, в настоящее время Ethernet является устойчивой и повсеместно принятой технологией, постоянно требующей определенного количества специалистов. Но десять лет назад вовсю бушевало сражение Ethernet vs. Token-Ring, и многие утверждали, что тот, кто возьмет курс на Ethernet, напрасно потратит деньги на обучение. Считалось, что еще несколько лет назад будет внедрен IPv6, но его время до сих пор не пришло и перспективы неясны.

Современный пример – вроде бы уверенно развиваются 3G-сервисы и WiMAX, однако решиться рискнуть и сделать на них ставку, т. е. пройти обучение и быть готовым к смене работы, очень непросто. Беспроводные 3G-сервисы на слуху не менее пяти лет, но те, кто хотел заниматься ими в начале столетия, вплоть до нынешнего года не находили себе применения, а их инвестиции в образование практически полностью обесценились. Еще пример – сегодня условия таковы, что на одно из первых мест по востребованности выдвигаются специалисты по безопасности информационных систем. Однако еще несколько лет назад это направление считалось менее важным, чем поддержка конечных пользователей.

На что советуют обратить внимание аналитики отрасли и какие IT-профессии называются в числе наиболее перспективных?

Дополнительный сертификат в области безопасности может быть рекомендован специалистам с квалификацией от CompTIA A+ и Network+ до сетевых инженеров расширенного MCSE и Cisco Certified Internetwork Expert (CCIE).

В сфере хранения данных целесообразно ориентироваться в основном на фирменные сертификаты производителей – Adaptec, Brocade, EMC, Hitachi Data Systems, McData, Sun/Veritas, Dell. То же касается VoIP, где ценятся Cisco Certified Voice Professional (CCVP) и Avaya.

А вот для беспроводных коммуникаций желательно получить независимые Planet3 Wireless Certified Wireless Network Associate (CWNA), Certified Wireless Network Professional (CWNP) и Certified Wireless Security Professional (CWSP).

Администраторы баз данных имеют не очень большой выбор – MCDBA, Oracle Certified Professional (OCP) и IBM DB2 Certified Database Administrator.

И, наконец, управление проектами – типичными являются независимые свидетельства от PMI PMP, CompTIA Project+ и Certified Associate in Project Management (CAPM).

Вершина горы

В последнее время на Западе много говорят о «продвинутых» (advanced) сертификациях, равно как и о «продвинутой» IT-карьере. Как мы уже упоминали, здесь очевидно влияние офшорного аутсорсинга – принятая на сегодня парадигма такова, что в развитых странах мира должны остаться только топ-менеджеры и ключевые сотрудники коллективов, вынесенных в менее богатые страны.

Строго говоря, «продвинутая» IT-карьера – не IT-карьера вообще. Сегодня CIO (Chief Information Officer) предписывается прежде всего работать над пониманием отраслевой стратегии бизнеса, и в круг их обязанностей входит гораздо больше, чем поддержка инфраструктуры, минимизация затрат на нее и обеспечение бесперебойной операционной деятельности. В какой-то степени CIO принимают на себя функции других руководителей С-уровня и замечено, что освоение ими тонкостей бизнеса проходит в целом более успешно, чем изучение информационных технологий бизнесменами. CIO теперь принимают самое активное участие в поисках ответов на главные вопросы, стоящие перед компанией в любой сфере деятельности. Каковы стратегия и цели организации? Кто конкуренты? Что нужно сделать для успеха на рынке? В чем реальная ценность компании для клиентов? И лишь затем – как IT могут использоваться для достижения поставленных целей?

Центр внимания CIO сегодня смещается с локальной конфигурации на глобальную архитектуру. Конфигурирование, управление, поиск неисправностей и т. п. остаются техническим специалистам. На более высоком уровне цель заключается в проектировании эффективных решений для основной деятельности компании и формировании команды, которая сможет создавать, поддерживать и совершенствовать их.

Вопрос заключается в том, нужно ли CIO дополнительно заканчивать бизнес-школу МБА или ему достаточно специальных разделов в курсе «продвинутой» сертификации. В последние два года появилось несколько подобных программ, но следует иметь в виду, что предназначены они не для любого желающего и принесут пользу не каждому. «Продвинутая» сертификация отсеивает кандидатов, неспособных к выполнению функций CIO. Отбор здесь строже, подготовка сложнее, чем на технических курсах, но и последующие должности и оплата прошедших ее оказываются значительно выше.

Лучшие из лучших

Любой обзор «продвинутых» сертификаций должен начинаться с описания курса и экзамена Cisco Certified Internetwork Expert (CCIE), который по праву считается своеобразной «сетевой докторантурой». CCIE заработал высокий уровень признания и уважения по единственной причине: наличию легендарного «непроходимого» практического экзамена. В то время как почти все курсы ограничивались имитационным моделированием, CCIE становился для «бумажных кандидатов» моментом истины. В этом Ватерлоо могли выжить только те, кто имел действительно глубокие знания, хорошо сформированные навыки и годы практического опыта (поговаривали, что необходимо также наличие некоего шестого чувства – ощущения того, что и где может случиться или случилось). Именно эта неподкупность сделала CCIE невероятно желанным для сетевиков. Его обладатели фактически становились членами элитного клуба и по своим качествам были даже в чем-то похожи друг на друга, образуя сообщество будущих CIO.

В администрировании систем роль подобного фильтра выполняют Microsoft Certified Systems Engineer (MCSE) и Red Hat Certified Engineer (RHCE), однако они все же скорее технические, чем CIO-сертификации. Многообещающая новая квалификация в этой сфере – Microsoft Certified Architect (МСА), программа которой предусматривает изучение не только сегодняшних инфраструктуры и решений, но и будущей корпоративной архитектуры, использующей .NET и SOA. Этот учебный курс рассчитан на руководителей IT-служб крупных предприятий, возглавляющих коллективы специалистов в несколько сот человек. Такую же цель преследует и новый курс Red Hat Certified Architect (RHCA).

В области Java/J2EE доминируют «продвинутые» сертификации Sun Certified Architect, BEA Enterprise Architect и IBM Certified Enterprise Developer. Кроме собственно технологии курсы призваны дать слушателям глубокое понимание J2EE, разработки порталов, интеграции бизнес-процессов и архитектуры, ориентированной на сервисы. Главное внимание в этих программах сосредоточено на проектах: как перевести деловые требования в технические, какие выбрать инструменты и технологии, как строить решения. Для .NET аналогичную роль играет Microsoft Certified Solution Developer (MCSD).

Настоящий бум переживает сегодня область безопасности, и наиболее солидное подтверждение квалификации старшего профессионала в этой сфере – сертификат Certified Information Systems Security Professional (CISSP) от International Information Systems Security Certification Consortium (ISC)2. Данный курс охватывает десять различных направлений безопасности, а обладатель квалификации CISSP должен уметь точно оценить соответствующие риски и обеспечить возможно более надежную защиту корпоративной информационной системы.

Подытоживая, следует отметить, что все «продвинутые» сертификации, описанные выше, имеют одну общую черту – они направлены на достижение слушателями четкого понимания делового контекста, или, иными словами, того, как организовать работу технологий для определенной и измеримой бизнес-цели.

Не хлебом единым

После описания всех этих «ужасов» становится понятным, почему карьера в области информационных технологий, согласно многочисленным исследованиям, проведенным в Северной Америке и Западной Европе, все менее привлекает молодых людей. Эта отрасль уже давно подпитывается умами из регионов с менее высоким уровнем жизни, готовых преодолевать трудности для улучшения своего благосостояния. Уже более-менее четко определены и направления, для работы в которых им нет необходимости менять место жительства – в офшорный аутсорсинг отдается все, что не является критичным для ведения основного бизнеса западных компаний.

Дополнительной движущей силой для изменений структуры рынка труда в секторе информационных технологий стали фирмы, довольно успешно занимающиеся хостингом приложений, и развитие архитектуры, ориентированной на сервисы. В результате численность IT-персонала в компаниях продолжает неуклонно снижаться.

Уволенным специалистам по поддержке аппаратного обеспечения или определенных пользовательских программ приходится самим думать, что делать дальше: решиться заплатить несколько тысяч долларов за сертификационные курсы и в очередной раз начать грызть гранит науки или найти себе место по способностям в других отраслях, что сегодня становится если не господствующей тенденцией, то, по крайней мере, заметным явлением во многих развитых странах.

Как станет понятно из других материалов данной темы недели, такая проблема существует и в Украине – не более четверти выпускников факультетов информационных технологий вузов способны работать в этой отрасли. Остальные попросту не соответствуют выдвигаемым работодателями требованиям. Здесь есть о чем задуматься нашим старшеклассникам, выбирающим свой дальнейший жизненный путь: работа должна быть посильной и по возможности приносить удовольствие, ведь не хлебом единым жив человек.

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT