`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

e миллиардов долларов: Google становится ОАО

0 
 

29 апреля представители компании Google обратились к фондовой комиссии США (SEC) с просьбой разрешить первичную эмиссию акций (IPO -- Initial Public Offering) на сумму в 2 718 281 828 долл. (сумма совпадает с константой e). Это только стоимость акций, выставляемых на продажу широкой публике, -- с учетом пакетов основателей компании, ее руководителей и ранних инвесторов итоговая рыночная капитализация Google находится в пределах 25--30 млрд. долл. И это при условии, что акции расти не будут.

Google как передовик капиталистического производства

Однако весьма маловероятно, что акции фирмы не будут расти. Ведь сегодня Google -- это Internet-компания, которая на втором году своего развития уже вышла на прибыль и теперь известна миллионам пользователей WWW. Ее выхода на биржу ждала практически вся Силиконовая Долина, тем более что успешные IPO в последнее время стали здесь редкостью.

Google многое сходило с рук. Так, еще несколько лет назад представители компании высмеивали политику "порталостроительства", где в один сайт разработчики пытались запихнуть поисковик, бесплатную почту, игры и заголовки новостей. Сегодня же у Google есть поисковая машина, поисковик по Internet-магазинам, информационный портал и бесплатная почта -- однако никто создателей проектов в попытке "объять необъятное" не обвиняет.

Для сравнения: сайт MSN.com на момент написания этой статьи содержал 234 HTML-ссылки, Yahoo.com -- 256 ссылок, Google.com -- 12 (а Google.com.ua -- вообще 9). Между тем уже довольно долгое время именно подобная простота и привлекает пользователей. По данным компании Com- Score Media Metrix, наиболее популярным сайтом в США продолжает оставаться Yahoo!, однако второе место занято Google, который обогнал и MSN, и AOL. Что касается поисковых механизмов, то, по информации все той же ComScore Media Metrix, за Google числится 49,7% рынка, за Yahoo! -- 45,4%, а у прочих поисковиков все меньше шансов выжить в такой борьбе -- на третьем месте в рейтинге находится "комбинация из нескольких поисковиков" (2,3%), на четвертом -- Ask Jeeves (1,9%), на пятом -- "все остальные" (0,7%).


"Извините, что к вам обращаемся..."

Параллельно с подачей заявления в фондовую комиссию США создатели компании Ларри Пейдж (Larry Page) и Сергей Брин (Sergey Brin), фотографии которых в последние несколько недель не сходили с первых полос практически всех национальных бизнес- изданий, обратились к будущим акционерам с объяснением своих взглядов. Подобные шаги уже не редкость -- аналогичную тактику применяет в своей работе миллиардер Уоррен Баффетт (Warren Buffett), глава компании Berkshire Hathaway.

О чем же предупреждают будущих акционеров создатели Google? У многих финансистов с Уолл-стрит появление такого письма наверняка вызвало множество вопросов.

Во-первых, г-да Пейдж и Брин утверждают, что IPO делается не ради денег. Компания и без этого зарабатывает много, у нее высокий процент прибыли, и сегодня она может без особых проблем существовать самостоятельно.

Во-вторых, Google не будет следовать законам Уолл-стрит, пытаясь выцедить каждый цент прибыли в каждом квартале. Стратегические направления остаются приоритетными, и основатели оставляют за собой право в будущем принимать соответствующие решения, предупреждая, что иногда они могут показаться акционерам нерациональными.

В-третьих, Google не собирается прогнозировать объемы прибылей, от которых и будут отталкиваться трейдеры на фондовой бирже. Компания намерена просто работать, без отчетов о том, что Google "побила прогнозы" или, наоборот, их не достигла.

В-четвертых, за рулем Google попрежнему останутся три человека: кроме основателей, активное участие в управлении Google принимает и генеральный директор Эрик Шмидт (Eric Schmidt).

В-пятых, аукцион по продаже акций будет проводиться по голландской модели, где цены устанавливаются на очень высоком уровне и затем планомерно падают, пока клиент не согласится купить.

В-шестых, компания не намерена слушать советы со стороны, особенно тех, кто для укрепления финансовой базы рекомендует уволить часть сотрудников. Кому подобная позиция не нравится -- может акции не покупать.

В-седьмых, основатели Google убеждены в том, что никогда не скатятся до действий, которые им было бы неприятно оглашать. Одним из таких действий, как утверждают Пейдж и Брин, является взимание платы за включение в индекс поисковика.

И наконец, в-восьмых, компания собирается основать благотворительный фонд для борьбы с глобальными проблемами человечества, в который будет отчисляться 1% от прибылей.


Тщательнее надо, ребята

С одной стороны, компания принадлежит Ларри Пейджу и Сергею Брину, и они могут делать с ней, что захотят. С другой -- выставление новых условий Уолл-стрит и разговоры о радикальных экономических изменениях и "новых" типах компаний нам уже известны -- не так давно улеглась шумиха вокруг доткомов. К слову, один из "детенышей" расцвета Internet-проект Lycos.com сегодня выставлен на продажу за "скромные " 200 млн. долл. А ведь в период бума (но никак не расцвета, поскольку Lycos и тогда терял деньги) компания обошлась испанской Terra в 12,5 млрд. долл.

Аналогично, если посмотреть на Google как на бизнес-предприятие, а не сайт, то оказывается, что на публи чный рынок выходит рекламный агент. Google с ежегодным оборотом в 1 млрд. долл. сегодня входит в число десяти крупнейших рекламных агентств планеты. За исключением того, что свои деньги компания полу чает не за размещение бигбордов, телероликов и радиотрансляций, а за показ текстовых баннеров на своих и чужих сайтах.

Согласно документу S1, поданному Google в комиссию SEC (из-за чего у последней "подвис" Web-сайт, когда миллионы заинтересованных пользователей решили ознакомиться с многострани чным финансовым документом), сегодня 78% всех рекламных доходов компании извлекается из продажи текстовых блоков на сайтах Google.com (и его международных вариантах). Остальные 22% Google зарабатывает с помощью программы AdSense, где Web-мастера англоязычных сайтов могут размещать баннеры, проданные через Google, и полу- чать свои комиссионные с кликов. Сюда принадлежат и сделки, заклю ченные Google с компанией Ask Jeeves, которая располагает текстовые блоки на ряде популярных сайтов (в том числе Ask.com, Excite.com, iWon.com и MyWay.com).

Итак, на рынок выходит рекламная компания со всеми вытекающими отсюда последствиями. От нее не стоит ждать бурного роста, она подвержена серьезным колебаниям, может "сползти " вниз, когда урежут маркетинговые бюджеты крупные клиенты. Поэтому инвестиции в Google сегодня -- это, как предупреждают создатели компании, инвестиции лично в Ларри Пейджа и Сергея Брина. Такой шаг способен принести дивиденды, а может обернуться и неудачей.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT