`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Достиг ли дна рынок ноутбуков?

+22
голоса

Продажи мобильных ПК в Украине второй год подряд сокращаются почти вдвое. По итогам 2015 г. отечественный рынок ноутбуков откатился на восемь лет назад. Однако, его участники надеются, что в текущем году падение прекратится и объемы как минимум сохранятся на уровне прошлого. Подробности о состоянии дел в нашем материале.

Валерий Базыленко

директор по развитию бизнеса ASUS в Украине

Достиг ли дна рынок ноутбуков?

За прошлый год конечным пользователям было продано примерно 510 тыс. ноутбуков. То есть в количественном выражении украинский рынок мобильных ПК в 2015 г. упал приблизительно на 40%. Если говорить об устройствах, поставленных в страну, то эта цифра будет еще скромнее, поскольку все производители на начало года имели на складах дистрибьюторов существенные объемы складских остатков. Соответственно, в первом полугодии поставки нового товара в страну значительно сократились.

В январе-феврале прошлого года наблюдался всплеск продаж, вызванный резким скачком валютного курса, когда конечные потребители покупали технику, чтобы спасти гривневые сбережения. Затем ситуация стабилизировалась, и на протяжении всего года рынок шел с отрицательной динамикой 35-39% к 2014 г. В денежном выражении падение продаж еще более серьезное, поскольку спрос вынужденно сместился в нижний ценовой сегмент.

В прогнозах на текущий год участники рынка умеренно оптимистичны, ожидая в 2016 г., как минимум, стабилизации рынка и достижения в количественном выражении результатов продаж прошлого года.

Наш рынок по-прежнему крайне зависим от цен на устройства и покупательной способности населения. Категория рабочих ноутбуков имеет тенденцию смещения спроса в самый нижний ценовой сегмент. На системы начального уровня, работающие на базе процессоров Celeron и Pentium, приходится свыше 60% продаж.

Ценовые сегменты пострадали от кризиса в разной степени. Премиум-сегмент остался на прежнем уровне, составляя приблизительно 5% от общих объемов продаж. Несмотря на то, что цены в долларах в этом сегменте не падали, а в гривневом выражении они сильно выросли, этот рынок остается стабильным. Поскольку спрос сместился в сегменты начального уровня (ноутбуки до $450), больше всего пострадали продажи систем средней производительности на базе платформ Core i3 и Core i5. Основная причина – снизившаяся покупательная способность населения. С другой стороны, можно ожидать, что пользователи временно покупали то, на что хватало денег, и они планируют в перспективе переход на более серьезные машины.

Корпоративный сектор тоже находится в стагнации, бюджетных денег очень немного и государственные бюджеты точно так же, как корпоративные, формируются с учетом экономической ситуации и удорожания цен. Спрос на корпоративном рынке также смещается в нижний ценовой сегмент.

Следует отметить активную работу Microsoft по переходу на новую операционную систему Windows 10. Потребителям были предложены новые условия и бесплатное обновление. Кроме того, компания фактически дарит свою ОС в планшетных устройствах и мобильных ПК с диагональю экрана меньше 10 дюймов. За умеренные деньги клиент может получить полноценную ОС с технической поддержкой, гарантией и антивирусной защитой. Кроме того, нередко в подарок пользователь получает также и офисный пакет. Для нашего рынка это важно еще и с той точки зрения, что такой шаг позволил снизить уровень пиратства.

Андрей Букреев

менеджер по продажам мобильных ПК представительства компании Acer в Украине

Достиг ли дна рынок ноутбуков?

В прошлом году объем украинского рынка мобильных компьютеров уменьшился приблизительно в два раза в сравнении с 2014 г. Особенно сложным выдалось первое полугодие, показавшее падение продаж в два с половиной раза год к году: 110 тыс. ноутбуков против 274 тыс. за тот же период 2014 г. Надежды на традиционно более успешный четвертый квартал не оправдались – динамика не стала положительной. Средняя цена продаваемого ноутбука упала на 25-30%, что отражает изменение курса гривни к доллару и соответствующее падение покупательной способности.

В 2016 г. мы все-таки ожидаем умеренное восстановление рынка, и предполагаем, что поставщикам удастся продать 500 тыс. ноутбуков. При этом средняя цена устройства продолжит снижаться, но уже не так существенно, как в прошлом году – на 10-15%.

Главными факторами, повлиявшими на выбор покупателей в 2015 г., стали девальвация национальной валюты, падение реальных доходов населения и рост потребительских цен. Сложная политическая и экономическая ситуация не способствовали закупкам оборудования бизнесом. В текущем году сложно рассчитывать на серьезное улучшение качества жизни или условий ведения бизнеса, однако стабилизация ситуации сама по себе благоприятно отразится на потребительских настроениях. Отмена импортного сбора уже положительно сказалась на ценах.

Средний сегмент ноутбуков снизился наиболее существенно – произошло смещение в бюджетный сегмент из-за роста гривневых цен. Премиальный сегмент также пострадал, но не столь существенно. Устройства 2-в-1 не потеряли количественно, но из-за ухудшения курса оказались в сегменте дорогих для массового потребителя устройств. Даже частичная компенсация этих факторов потребовала значительных инвестиций от вендоров. Корпоративный сегмент не делает массовых закупок, решая срочные проблемы наиболее доступным для каждого конкретного случая путем.

2015-й год запомнится конфликтом с соседним государством, девальвацией, мобилизацией, пятипроцентным сбором, ростом цен на коммунальные услуги и продукты питания. Тем не менее, бизнес Acer в Украине не остановился, как и не исчезла потребность в хороших компьютерах – напротив, мы успешно вывели на рынок ультрабюджетную серию ноутбуков Aspire ES и недорогие, но производительные игровые ноутбуки Aspire V Nitro, представили новый улучшенный ноутбук-планшет Aspire Switch 12 S, а также предложили украинским геймерам линейку Predator, включающую ноутбуки, десктопы и мониторы.

Алексей Кононский

менеджер по работе с партнерами компании Dell в Украине и странах СНГ

Достиг ли дна рынок ноутбуков?

Год 2015 запомнится всем нам как сложный и даже переломный, но он показал потенциал и дает возможность смотреть в будущее с оптимизмом. Сегмент ноутбуков в Украине просел в третьем квартале на 48,2%, по подсчетам аналитиков. Динамика рынка мобильных ПК показала, что он в этом периоде прошел дно, и в 2016 г. аналитики прогнозируют незначительный, но все же рост. Несмотря на негативную динамику рынка на протяжении года, доля Dell на падающем рынке выросла и держится около 10%. Для нас это сигнал, что мы движемся в правильном направлении и предлагаем именно те сбалансированные продукты и решения, которые нужны потребителю в Украине.

Не секрет, и это еще раз подтвердил 2015 г., что одним из ключевых факторов для потребителя остается цена. Поэтому наименее страдает сегмент ноутбуков с ценником до $400. Однако стоит заметить, что спрос на самые дорогие модели также остается. Производительные геймерские ноутбуки Alienware и ультрабуки XPS 13 пользовались спросом и в прошлом году. Если есть потребность в мощности, и это важно для комфортной работы, то потребители делают выбор в пользу качественного и надежного устройства. По-прежнему, наиболее уязвим средний ценовой сегмент. Но нам удается держать позиции и тут.

Тенденции сегмента мобильных ПК отражают ожидания гиков и ценителей комфорта по всему миру: ноутбуки дольше работают от батареи, становятся легче, мощнее, компактнее. В прошлом году мы представили наш обновленный ультрабук XPS 13 – самый компактный 13-дюймовый ноутбук в корпусе, сравнимом с 11-дюймовыми моделями, с сенсорным экраном 4К.

Претерпевают изменения, ввиду тенденций мобильности и BYOD, и устройства для корпоративного сегмента. Они становятся более тонкими и с еще большим вниманием к безопасности. Так, к примеру, корпусы ноутбуков Dell Latitude серии 5000 стали на 20% тоньше, чем у лэптопов предыдущего поколения, а также в 2015 г. появились Latitude 13 серии 7000 (7350) в форм-факторе трансформеров 2-в-1.

Мы смотрим на 2016 г. достаточно оптимистично, ведь после кризиса остается отложенный спрос, который непременно вызовет рост. Потенциал есть во многих сферах, и компания Dell готова предоставить рынку инновации, которые помогут и потребителям, и бизнесу повысить эффективность и комфорт.

Виктория Константинова

директор по маркетингу представительства компании Lеnovo в Украине, Беларуси, Грузии, Молдове и Армении

Достиг ли дна рынок ноутбуков?

С учетом ситуации в стране, в прошлом году мы наблюдали сокращение рынка мобильных ПК. При этом ситуация существенно менялась на протяжении года. Начало первого полугодия было позитивным, но ближе к середине пошел спад. В начале лета был достигнут низший показатель продаж за последние семь лет. Во второй половине лета наметился небольшой рост продаж и к октябрю наблюдался легкий дефицит в некоторых ценовых сегментах. Но ожидания от IV квартала не были оправданы в полной мере, к сожалению. В целом, второе полугодие было успешнее первого, и позволило закончить год более оптимистично, чем мы предвидели.

В текущем году мы ожидаем небольшой рост по отношению к 2015 г. При этом многое будет зависеть от обстоятельств в стране.

Среди внешних тенденций для рынка ноутбуков могу отметить изменение покупательной способности в целом по стране в зависимости от экономической и политической ситуации. Они влияли на рынок в основном в первом полугодии.

Внутренние тенденции показывают существенное смещение в более доступном сегменте в плане продаж. Дорогие продукты продаются по-прежнему стабильно, но в меньшем количестве. Средний ценовой сегмент сократился больше остальных. В этом смысле мы не ожидаем особых изменений.

В нише ноутбуков начального ценового сегмента отмечен меньший спад продаж. Такие устройства всегда составляли значительную долю общих продаж. И это типичная реакция рынка в условиях кризиса.

В корпоративном сегменте появился спрос на модели с высоким уровнем энергоэффективности. Также нарастает интерес к устройствам формата Convertible, позволяющим заменить несколько различных гаджетов. Яркий пример – ThinkPad Yoga. В госпредприятиях существуют жесткие ограничения по стоимости, поэтому выбор сводится к самым доступным моделям.

Однозначно оказало влияние на рынок введение в прошлом году 5% пошлины и временный резкий скачок курса доллара выше 30 грн. Что привело к стремительному падению рынка. Стоит отметить осознанный подход всех игроков к импорту товаров на локальный рынок и оптимизацию складских запасов на начало 2016 г.

+22
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT