`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Дороги к информационному обществу


Работая в «Майкрософт Украина», я время от времени принимаю участие в различных мероприятиях, но везде разговор ведется либо о технологиях моей компании, либо о событиях, связанных с ее деятельностью. Поэтому возможностью, предоставленной мне «Компьютерным Обозрением», мне хотелось бы воспользоваться для освещения более общих вопросов и смежных тем, а первый опыт посвятить хронологии построения информационного общества в некоторых отдельно взятых странах.

Не буду здесь упоминать о работах Ф. Фукуямы, О. Тоффлера или С. Переслегина, а сразу начну с того, что в конце 70-х годов прошлого века молодой американский конгрессмен Ал Гор активно занялся продвижением высокоскоростных телекоммуникаций как важного фактора экономического роста и совершенствования системы образования. Информационные технологии все еще были уделом крупных компаний, а фантасты делали себе имя на описании межгалактических одиссей. Затем появились первые ПК, и предварительные рассуждения выросли в проект «Закона о коммуникациях и высокопроизводительных вычислениях», который, по представлению уже сенатора Гора, был принят в США в 1991 г.

То был год операции «Буря в пустыне», британский фунт стерлингов стоил почти два доллара (через несколько лет – чуть больше полутора), а рынок недвижимости США уже начинало лихорадить. Скоро на смену республиканцам пришли демократы и успех «новой экономики». Такие термины, как «информационная супермагистраль» и «всемирная деревня» стали привычными не только на их родине, но и в других странах мира. Появилось понятие электронной готовности, а также множество методик ее (готовности) измерения.

Затем были: интернет-бум, его окончание и очередной всплеск. Концепция информационного общества стала приоритетной и для Евросоюза. 13 марта 2001 г. Еврокомиссия опубликовала «коммуникацию» под названием «eEurope 2002» (более дешевый, быстрый и безопасный Интернет; инвестиции в людей и их навыки; стимулирование использования Интернета). Через год, 28 мая 2002 г., был озвучен план действий «eEurope 2005», включающий реализацию онлайновых публичных услуг (электронного правительства и здравоохранения, дистанционного обучения), развитие электронного бизнеса, защиту информационной инфраструктуры, обеспечение широкополосного доступа по разумным ценам, а также накопление и распространение передового опыта. Его поддержали пятнадцать стран-членов ЕС, а к ним присоединилась и десятка стран-кандидатов со своим документом «eEurope+».

1 июня 2005 г. вышла новая коммуникация Еврокомиссии «i2010: Европейское информационное общество – для роста и занятости». Там впервые была поставлена задача построения единого информационного пространства, в остальном развивались прежние позиции. В целом предлагалось содействовать инновациям и исследованиям, обеспечивать доступ к информационным услугам с целью повышения качества жизни, а приоритеты выглядели следующим образом:

• формирование единого рынка информационных услуг и его конвергенция;

• увеличение расходов на исследования в сфере ИКТ на 80% (на тот момент в ЕС они составляли лишь 80 евро в год на жителя против 350 для Японии и 400 для США);

• открытый для всех доступ в информационное общество.

Стоит отметить, что во исполнение этой стратегии ведется статистика – по странам (более 40 показателей), по компаниям (кроме финансовых показателей, также анализируется объем расходов на НИОКР), отраслям промышленности.

Нельзя не сказать и о Всемирном саммите по вопросам информационного общества под эгидой ООН и о документах, принятых по его итогам.

А теперь – о нашей стране. Национальная программа информатизации действует с 1998 г., проект закона «О Национальной программе “Электронная Украина”» был разработан к 2003 г., но не принят парламентом Украины. Зато 9 января 2007 г. проголосован Закон Украины «Об основных принципах развития информационного общества в Украине на 2007–2015 гг.».

Напомню также, что рост украинского ИТ-сегмента составляет десятки процентов в год. А, к примеру, в США – очередные проблемы: кризис рынка недвижимости, падающий доллар, зарубежные военные операции и, как следствие, увеличение государственного долга.

Мой прогноз? Смею предположить, что лет через двадцать ведущее украинское издание «Нанотехнологическое обозрение» расскажет нам о том, что нужно было в свое время сделать, чтобы научиться производить экологически чистую и возобновляемую энергию, остановить распространение пандемий и т. п. Впрочем, каждый может сам экстраполировать приведенные хронологии.

+22
голоса

Напечатать Отправить другу

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT