`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

«Донбасс Арена»: умный стадион, опережающий время

Статья опубликована в №37 (703) от 20 октября

+33
голоса

Может ли кризис служить причиной сворачивания ИТ-проектов? Если они связаны с участием страны в глобальных спортивных событиях, к которым относится Евро-2012, то, конечно, нет. Это возможность получения не только одномоментного дохода, но и способ в дальнейшем зарабатывать на базе созданной инфраструктуры.

«Донбасс Арена» умный стадион, опережающий время
Дизайн «Донбасс Арены» разработала компания ArupSport, в свое время создавшая стадионы «Альянц», «Эспаньол», «Манчестер Сити» и «Сидней». По задумке английского архитектора Джея Периша, 50-тысячная арена напоминает «летающую тарелку», органично вписавшуюся в рельеф местности. Необычный эффект достигается благодаря овальной форме стадиона с парящей крышей (высота от уровня пола – 54 м), а также полностью остекленному фасаду площадью свыше 20 000 м2. В состав комплекса войдут турникеты, паркинги, бары, рестораны, фитнес-центр, гостиница, парк аттракционов, музей, большая часть которых уже сегодня готова к эксплуатации. Общая проектная стоимость стадиона и красивого парка вокруг него в сумме составляет порядка 400 млн долл.

В последнее время оказание всевозможных услуг становится приоритетом для компаний различного профиля. В структуре доходов футбольных клубов около 80% поступлений приносят болельщики за счет приобретения билетов, сувенирной продукции, питания в местах проведения соревнований и т. п. Так, у мадридского «Реала» эти статьи бюджета в прошлом году принесли около 250 из 300 млн евро (в целом), причем треть дохода получена непосредственно от посещения матчей. Поэтому наличие мощной спортивной инфраструктуры на базе современных ИТ в качестве доминирующего компонента претендует стать ключевым фактором в футбольном мире, определяющем получение клубом дохода.

При строительстве нового донецкого стадиона информационным технологиям уделялось особое внимание. И сегодня «Донбасс Арена» – это не только поле с трибунами на 50 тыс. мест, но и сложная система сервисов, позволяющих комплексу обеспечить безопасность и требуемый высокий уровень комфорта всем категориям посетителей.

Сервисы, или Зачем стадиону ИТ?

Приступая к проектированию ИТ-инфраструктуры, заказчик вместе с авторами референсного дизайна Cisco прежде всего учел жесткие требования к проведению финальных матчей Кубка УЕФА, Лиги чемпионов к стадионам класса «Элит». Впрочем, были также проанализированы бизнес-возможности, свойственные концепции Smart Stadium, реализуемые с помощью современных ИТ-средств. В результате потенциально интересных сервисов, предоставляемых на лучших европейских стадионах, насчитали и решили воплотить свыше полутора сотен!

Наше краткое знакомство с некоторыми системами и службами начнем «с гардероба» – с контроля доступа. При входе на стадион имеется несколько типов турникетов: полуростовой – для обычного зрителя и ворота, обеспечивающие проход на арену людей с ограниченными возможностями (для них предусмотрено 170 мест), а также VIP-турникеты. Всего их 116 с пропускной способностью до 600 чел./ч. На случай выхода из строя турникетов, кроме стационарных, предусмотрены и мобильные терминалы пропуска на стадион. Таким образом, за полчаса до начала матча уже более половины посетителей успеют пройти в свой сектор, причем исключительно через свою зону. Работа не только со штрихкодами, но и с более современной RFID обусловила суммарную стоимость решения – 1,5 млн долл.

Если болельщик приехал на своей машине, то с автоматизированной системой он столкнется еще раньше, вступая в контакт с подсистемой управления паркингами. Доступ к ней в дни игр по RFID-картам получат только держатели сезонных абонементов определенной категории. Что интересно, оставаясь под непрерывным контролем и протоколированием, процессы въезда на паркинг, оплаты и выезда не требуют взаимодействия с персоналом.

Расчеты во всех точках питания «Донбасс Арены» – исключительно безналичные благодаря внедренной системе оплаты. Болельщику достаточно иметь карточку с необходимой суммой на счету, приобретаемую и пополняемую как в кассах и через Интернет, так и в специальных киосках. На «Донбасс Арене» внедрена автоматизированная система управления MICROS-9700, взаимодействующая с установленными здесь 320 платежными терминалами. С целью ускорения обслуживания для оплаты также используется порядка 70 мобильных устройств. Попутно отметим, что развернута и комплексная система управления складскими ресурсами, учета, калькуляции и инвентаризации «Materials Control».

«Донбасс Арена» умный стадион, опережающий время
Директор ИТ-департамента «Донбасс Арены» Дмитрий Тепляков: «на стадионе с ИТ связано практически все – от систем доступа, биллинга, внутренних платежей до беспроводной связи, IP-телефонии и др.»

Сама по себе карточка многофункциональна: она одновременно является и платежным инструментом, и сезонным абонементом, и «ключом» к паркингу, и картой лояльности для накопления бонусов. Для сотрудников она служит пропуском для прохода через турникеты и ключом от дверей помещений, куда он имеет право доступа.

Кроме двух полноцветных информационных дисплеев площадью 92 м2, в памяти посетителей в силу своей зрелищности надолго сохранится еще одна система отображения. Она создана в соответствии с концепцией цифрового управления контентом Digital Signage и позволяет адресовать информацию на каждый из пятисот установленных терминалов-мониторов в SD- либо HD-качестве. Например, на экранах, находящихся в заведениях общепита, выводятся меню, информационные ролики или прямая трансляция, а в чаше стадиона – повторы интересных моментов матчей, статистика игр и т. п. Также в экстренных ситуациях по единственной команде оператора все мониторы будут работать как указатели направлений и маршрутов эвакуации.

Безопасность – одно из самых сложных направлений, входящих в пакет «3S» основных требований УЕФА к современным спортивным сооружениям, в числе которых теперь и «пятизвездочная» «Донбасс Арена»: Safety (безопасность), Security (охрана), Service (сервис). Для обеспечения контроля над соблюдением порядка на стадионе и в парковой зоне установлено более 400 IP-видеокамер. Большую часть из них составляют сетевые топ-продукты сегмента видеонаблюдения с разрешением 3 Мп. Они способны подстраивать поток данных с учетом полосы пропускания сети и заданного приоритета (качества, скорости или трафика), а высокое портретное разрешение при необходимости позволит в дальнейшем внедрить на их основе автоматизированную систему контроля с распознаванием лиц (face control).

Системы безопасности и доступа (охранная сигнализация и видеонаблюдение, оборудование по уходу за футбольным полем, инженерные, а также системы противопожарной безопасности и многое другое) контролируются BMS. Однако в связи с высокой степенью консолидации подсистем разграничить, где заканчивается одна и начинается другая, можно только условно. Заказчик требовал от ИТ-подсистем не столько обеспечения сбора, обработки и обмена информацией, сколько отработки бизнес-процессов и правил, возвращающих результат непосредственно в виде команды или системного действия.

В роли центрального «диспетчерского пульта» большинства служб, обеспечившего слаженность функционирования 24 подсистем комплекса (паркингов, турникетов, трибун, лож, магазинов, ресторанов, баров, гостиницы, парка аттракционов, музея и т. д.), выступила Microsoft Dynamics CRM. По данным компании «Е-Консалтинг», успешно реализовавшей CRM-проект, инсталляция стала самой крупной в Восточной Европе.

С ее помощью строится система управления взаимоотношениями с клиентами, дающая возможность расширить коммуникационные возможности клуба и задействовать все доступные способы коммуникаций для общения с болельщиками. В частности, ФК «Шахтер» и «Донбасс Арена» смогут информировать владельца карточки постоянного посетителя о мероприятиях и программах лояльности, которые проводятся на стадионе. Появится и обратная связь, позволяющая анализировать его потребности и уровень удовлетворенности, определять предпочтения, а также максимально объективно оценивать популярность тех или иных сервисов и реакцию на новые услуги.

Microsoft также причастна к построению платформы виртуализации, к организации многих сетевых служб и сервисов, включая элементы информационной безопасности (доступ к системе и сохранности персональной и коммерческой информации) и другим элементам организации сети на логическом уровне.

Основа решения: «железо»

«Донбасс Арена» умный стадион, опережающий время
Кари Коли (Kari Koli), директор по международным продажам Eaton (слева), вместе с руководителем группы серверов и систем питания «Мегатрейд» Степаном Белополом не преминули еще раз убедиться в нормальном функционировании ИБП

Изначально конфигурация ИТ-оборудования (исключая локально размещенное) предполагала СКС и только несколько залов обработки информации. Однако по мере реализации проекта появилась необходимость в добавлении промежуточных элементов обработки и коммутации. В финальном виде комплекс представляет собой резервируемую протяженную оптическую пассивную сеть и сложный массив вычислительных, коммуникационных и СХД-устройств, размещенных более чем на 20 серверных и коммутационных площадках. Основные работы по созданию ИТ-инфраструктуры стадиона выполнила донецкая ДИСС («ДонбассИнформСвязьСервис») в партнерстве с компанией «Мегатрейд».

Изюминкой стадиона «Донбасс Арена» является возможность выхода в Интернет по Wi-Fi прямо из чаши стадиона, что считается новинкой не только для Украины, но и Европы. Беспроводная сеть, а также сетевое и другое телекоммуникационное активное оборудование поставлено Cisco на сумму 6 млн долл. Оптоволоконная сеть построена в основном на базе продукции R&M.

Вычислительные потребности удовлетворяются серверами Dell. Система хранения данных емкостью 250 TB (позволяющая также протоколировать результаты видеонаблюдения) выполнена на базе СХД от EMC.

Большая часть оборудования ядра сети территориально размещена в компактном центре обработки, именуемом хозяевами как Главная серверная и коммутационная. Часть этих функций и задачи уровня агрегации исполняются в Центральной серверной с узлом коммутации. Ее резервирование в случае неполадок возложено на Коммутационную № 1. Более чем в двух десятках остальных помещений производится локальная обработка данных, которые нет смысла транслировать к центрам, здесь же решается ряд коммутационных задач.

Система электропитания – обычно ахиллесова пята при проведении всех массовых культурно-спортивных мероприятий. Достаточно представить степень адекватности поведения 50 тыс. человек в темное время при отсутствии освещения. К серьезным последствиям может привести и нарушение функционирования ИТ-структуры. Недаром в системе основных требований УЕФА среди девяти главных (большинство которых носит характер общих организационно-строительных норм) непосредственно акцентируется внимание на надежности электропитания. Они подразумевают наличие резервной линии снабжения, а также обеспечение бесперебойной работы системы камер внутреннего наблюдения, охватывающей полностью всех зрителей. Это предусматривается на случай непредвиденных ситуаций и даст возможность оперативного вмешательства сотрудников службы безопасности.

Большинство этих требований на «Донбасс Арене» удовлетворены с запасом. Общая расчетная мощность, необходимая стадиону, составляет около 7,5 МВт. Для обеспечения резервируемости электропитания предусмотрено два ввода от двух различных городских подстанций, подведенных к комплексу с разных сторон. Кроме того, городская сеть дополнительно «страхуется» двумя собственными отдельными дизель-генераторными группами.

Для защиты от непродолжительных перебоев электропитания BMS и ИТ-инфраструктуры использованы ИБП Eaton. Суммарная мощность установленных во второй группе источников составляет свыше 460 кВ•А.

Для электропитания Главной серверной (ее плановое потребление – 60 кВ•А) в смежном с ней помещении установлены четыре блока ИБП серии Eaton 9390 по 80 кВ•А. Выбор модели для критичных процессов и схемы N+1 (два основных и два резервных блока) объясняется необходимостью обеспечить вероятность работы нагрузки не менее 99,9 % при любых неполадках.

Приоритетным требованием в Центральной серверной и одной из коммутационных стало сопровождение постепенного планового наполнения помещений дополнительным оборудованием. Оптимальным решением в этом случае оказалось применение Eaton BladeUPS, позволивших организовать компактную и гибкую расширяемую систему с максимальной мощностью до 60 кВ•А по схеме N+1.

В остальных коммутационных применены ИБП данного вендора мощностью от 1,5 (Eaton 9130 RM) до 30 кВ•А (Eaton 9355). Логичность использования широкого ассортимента источников станет очевидной, если отталкиваться от соотношения стоимость/мощность, а также учесть, что многие из них путем модернизации могут отдавать большую мощность, причем степень унификации основных узлов и модулей смежных продуктов достаточно высока.

Таким образом, логика построения и размещения территориально разнесенных Центров и коммутационных для данного протяженного и насыщенного ИТ-средствами объекта не позволяет усомниться в живучести и устойчивости функционирования инфраструктуры в целом. А с учетом имеющегося запаса по полосе пропускания коммуникаций остается возможность ее дальнейшего совершенствования с минимальными вмешательством в работу уже запущенных систем и затратами. Суммарно на информационные технологии было потрачено 21,5 млн долл.

+33
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT