`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Доменное имя: о ценности суррогатов

Статья опубликована в №46 (565) от 5 декабря

0 
 

На украинском рынке работает ряд компаний, предлагающих клиентам регистрацию доменных имен в фиктивных зонах. Понятны желания новоявленных «регистраторов» заработать определенные дивиденды, а клиентов – возможность сэкономить на получении внешне привлекательного адреса для корпоративного сайта. Однако, по всей видимости, последним придется со временем припомнить известную поговорку о дешевой рыбке...

Излишне повторять, что домен (или, правильнее, доменное имя) – это своего рода адрес в Интернете, позволяющий однозначно идентифицировать тот или иной сетевой ресурс (для подавляющего большинства пользователей ими являются Web-сайты).

Очевидно также, что лучший вариант – совпадение доменного имени компаний и организаций с названием, торговой маркой или направлением бизнеса. Поскольку домен включает все подмножество имен, он фактически становится отображением фирмы в Интернете (хотя в мировом законодательстве практически нигде это еще не закреплено юридически).

Современная иерархия публичных доменных зон такова:

  • домены верхнего уровня, не имеющие географической привязки (управляются из любой страны), например .net, .org, .com;
  • профильные доменные зоны (для тех, кто имеет отношение к соответствующему сектору индустрии) – .mobi, .travel, .job и т. п.;
  • country-code-домены (соответствуют таблице кодов названий стран) – .de, .ua, .us и т. п.

Сегодня в Украине наиболее популярна доменная зона верхнего уровня .ua – и именно здесь предпочитают регистрировать имена корпоративные пользователи, щепетильно относящиеся к своим торговым маркам. Поддержка существования доменных имен и права их владельцев обеспечиваются всей административной иерархией системы, на вершине которой находится общественная организация ICANN (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers), распределяющая права и обязанности по делегированию конкретных доменных зон.

Например, право администрирования домена .ua получило ООО «Хостмастер», которое, в свою очередь, делегировало соответствующие административные права и обязанности на публичные домены второго уровня в домене .ua – .com.ua, .net.ua, .org.ua и т. д., а также региональные домены. Деятельность администраторов контролируется ICANN, и в случае нарушения ими сетевого законодательства управление данными доменами может быть передано другим структурам. Получение прав и обязанностей на администрирование публичного домена – сложная и длительная процедура, в ходе которой новый администратор проходит всестороннюю проверку со стороны ICANN. Создание нового домена с новым администратором – еще более сложная и длительная процедура.

Однако строгая иерархия администрирования и регистрации действует только в публичных доменах. Наряду с ними в Украине работают несколько компаний, предлагающих регистрацию доменных имен в так называемых «суррогатных» доменных зонах – например .biz.ua, .co.ua, .tm.ua. По сути, они являются обычными именами в домене .ua, зарегистрироваными частными лицами, которые теперь выдают себя за администраторов новых доменных зон, хотя с таким же успехом любой владелец домена в зоне .ua (например, .vasya.ua) может рассказывать всем, что он им является.

Деятельность таких самопровозглашенных администраторов рассчитана на непонимание потребителем разницы между публичной доменной зоной и частным доменным именем. Например, рядовой пользователь может посчитать, что домены .com.ua и .co.ua обладают равным статусом и одинаковой ценностью в системе доменных имен. Но первый является официально делегированным публичным доменом, а второй – частным доменным именем, зарегистрированным владельцем торговой марки «co» на себя.

Собственники таких доменов не получали никаких официальных прав и обязанностей на их администрирование в интересах интернет-общественности. Их деятельность в этом плане никем не контролируется, регистрационная база доменов находится в частных руках, соответственно, те, кто регистрируется в них, ничем не защищены не только от возможных недобросовестных действий данных лиц, но и от различных неожиданностей, например прекращения деятельности по тем или иным причинам – банкротство, судебные санкции, несчастные случаи и т. п. Кроме того, существует возможность закрытия самих доменов, скажем, на основании того, что регистрация торговых марок «biz», «co», «tm» может быть оспорена в суде и, в принципе, отменена.

Следует признать, что с точки зрения действующего законодательства игры в новые домены абсолютно невинны. Каждый может завести себе домен и продавать регистрацию субдоменов в нем. Точно так же, как продают сертификаты на участки на Луне или свидетельства о регистрации звезды из далекой галактики на чье-то имя. Опасность кроется в другом – потребитель чаще всего думает, что ему предлагают зарегистрировать имя в полноценном домене. То есть его вводят в заблуждение по поводу реальной ценности такой регистрации и гарантий его прав.

Владельцы суррогатных доменных зон привыкли на подобный аргумент отвечать, что, дескать, потребителя в любом случае защищает законодательство. Но это тоже способ обмануть пользователей, не владеющих тонкостями вопроса. Дело в том, что самоназванный «администратор» такой доменной зоны не имеет прямых правоотношений с клиентом. Промежуточным звеном все равно является регистратор. Он заключает договор с клиентом, принимает его заявки и оплату за регистрацию. Именно он по закону несет ответственность перед регистрантом, и при возникновении проблем именно его и пригласят в суд в качестве ответчика. При этом в случае нежелательных для клиента действий со стороны «администратора» он ничего не сможет сделать для обеспечения прав регистранта. Поэтому людям, заинтересовавшимся получением имен в суррогатных доменах, необходимо понимать, что гарантий здесь не существует никаких – услугу они и заказывают, и оплачивают на свой страх и риск.

Организовать регистрацию доменных имен очень легко, хотя даже в масштабах украинского рынка прибыль от такого бизнеса весьма невелика. Несмотря на рекламную кампанию «создателей» новых доменов «мирового уровня», желающих регистрироваться в них оказалось не так уж и много. Да и что-то не заметно, чтобы среди известных сайтов встречались проекты с именами на .biz.ua или co.ua. Та же судьба, судя по всему, ждет и домен .tm.ua. Не стоит верить в то, что создатели «новых доменных зон» пытаются вывести на рынок новый продукт, чтобы удовлетворить реальные потребности интернет-сообщества, создать потребительскую ценность и т. п. Они просто пытаются подзаработать, мало заботясь о том, что произойдет завтра с этими доменными именами и их регистрантами.

Подобные «инициативы» характерны не только для Украины. Уже были попытки создавать альтернативные доменные зоны вне иерархии ICANN. Однако все они, рано или поздно, заканчивались ничем. Скорее всего, у нас интерес к суррогатным доменам так же будет утрачен – практически одновременно с началом открытой регистрации в домене .ua.

Мнение эксперта

Павел Блоцкий,

национальный регистратор доменных имен Imena.ua.

Как только в мире появляется новый публичный домен и в нем открывается регистрация, мы, как правило, начинаем предоставлять клиентам соответствующую услугу. Например, недавно мы открыли регистрацию имен в домене .mobi.

Однако в случае с доменами .biz.ua, .co.ua и .tm.ua мы занимаем однозначную позицию – пока они остаются частными и не контролируются интернет-общественностью в лице ICANN и Администратором домена .ua, мы не будем предлагать своим клиентам регистрацию в них. Более того, считаем нашей задачей разъяснять клиентам разницу между полноценными именами, зарегистрированными в публичных доменах, и частными субдоменами.

Компаниям и организациям, желающим обозначить свое присутствие в Интернете, мы рекомендуем регистрировать соответствующие их торговым маркам имена в домене .ua – это наиболее надежные инвестиции в данном рыночном сегменте Украины. А для тех, кто пока не может себе позволить регистрацию в .ua, существуют публичные доменные зоны с открытой регистрацией для всех желающих.

e-mail автора: maksim@estar.com.ua

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT