`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Доходные расходные материалы

Статья опубликована в №8 (674) от 10 марта

+33
голоса

На протяжении последних лет рынок расходных материалов, как, собственно, и всей печатной периферии, считается одним из наиболее спокойных и предсказуемых. В минувшем году лазерная печать окончательно утвердилась на позиции лидера: ее продажи почти вдвое превысили показатели сбыта струйных устройств, и в шесть раз – матричных. Соответственно, рынок «расходников» для электрографических аппаратов, который и стал темой этого номера «Компьютерного Обозрения», также является на сегодняшний день крупнейшим.

По оценкам IDC, в штучном выражении совокупный объем рынка расходных материалов для лазерных принтеров, МФУ и копиров в 2008 г. составил около 3,7 млн штук. Этот показатель включает в себя продажи оригинальных и совместимых картриджей и тонеров, а также перезаправки (каждая из которых приравнивается к единице продукции). На последнюю категорию, по мнению участников рынка, и приходится львиная доля продаж, зафиксированных в этом товарном сегменте. По словам Вячеслава Смыслова, руководителя группы расходных материалов и носителей информации компании Datalux, без учета перезаправок в штучном и денежном выражении доля оригинальных картриджей в минувшем году была выше, нежели совместимых. Это означает, что на повторно используемые картриджи приходится свыше 50% рынка.

По данным дистрибьюторов, большая часть рынка совместимых расходных материалов для лазерных устройств принадлежит отечественным брендам. Пару лидеров в денежном и штучном выражении составляют торговые марки (в алфавитном порядке) Patron и WWM, а их ближайшими преследователями являются американские компании Jet Tec и Static Control. В данном случае основное преимущество украинских производителей – доступность продукции.

До и после рецессии

Ежегодный рост рынка расходных материалов для лазерной периферии до второй половины 2008 г. составлял около 30%. Основной тенденцией «докризисного» периода можно считать медленное, но уверенное повышение доли продаж оригинальных продуктов как в денежном, так и в штучном выражении. С началом рецессии на ИТ-рынке показатели сбыта заметно снизились, в результате чего объем поставок по итогам 2008 г. оказался на уровне позапрошлого года. В силу таких изменений канал продаж «расходников» стал подвержен проблеме затоваривания дистрибьюторских складов – в первую очередь речь идет об оригинальных продуктах, импортированных в нашу страну в преддверии сезона Back to School и новогодних праздников. Эта проблема коснулась не всех отечественных компаний, однако пострадавшим от нее, по данным игроков рынка, для оптимизации складов понадобится не менее двух-трех месяцев.

А за это время структура сбыта может достаточно заметно измениться. Производители совместимых расходных материалов, поддерживаемые дистрибьюторами, в один голос говорят о существенном увеличении в текущем году доли неоригинальных продуктов. По информации участников канала, продажи таких товаров по некоторым брендам за первые два месяца 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом минувшего года уже выросли на 15%.

Состояние рынка

Ослаблению позиций оригинальных электрографических картриджей способствуют прежде всего резкие изменения их стоимости, вызванные нестабильностью курса валют. Первыми на это отреагировали домашние пользователи, ранее проявлявшие активность в покупке фирменных расходных материалов. По словам Вячеслава Смыслова, продажи оригинальной продукции в канале идут только при условии стабильного курса хотя бы на протяжении двух недель, что в текущей ситуации стало редким явлением. Одним из сопутствующих рецессии факторов является резкое увеличение количества обращений в сервисные центры, занимающиеся перезаправкой и восстановлением лазерных картриджей.

Представители корпоративного сегмента, озабоченные оптимизацией расходов, также существенно переосмысливают свое отношение к совместимым расходным материалам. По прогнозам Ирины Гавриловой, менеджера отдела периферийного оборудования MTI, в ближайшие полгода ожидается масштабная миграция представителей сектора SMB и более крупных организаций на неоригинальную тонерную продукцию отечественного и зарубежного производства. Начало этого процесса можно наблюдать уже сейчас.

«Оригинальные» шансы

В сложившейся экономической ситуации, когда главным аргументом для покупателей стала стоимость продукции, единственной возможностью для вендоров увеличить продажи через розничные сети могли бы стать актуальные ценовые предложения, делающие менее значительной разницу между оригинальными и совместимыми расходными материалами. Однако, к сожалению, в вопросе ценообразования получается замкнутый круг: снижение объемов продаж приносит компаниям убытки, которые они стремятся компенсировать в первую очередь путем увеличения маржинальности продукции. По предварительной информации дистрибьюторов, соответствующие шаги производители планируют предпринять в ближайшее время.

Говоря о взаимодействии вендоров оригинальных «расходников» с каналом продаж, стоит вспомнить, что первые в большинстве случаев занимают достаточно жесткую позицию: продавец их товаров не может одновременно заниматься реализацией совместимых продуктов. Учитывая влияние экономического кризиса на структуру и объемы сбыта, можно предположить, что в текущем году производителям придется в некоторой степени поступиться принципами: это пойдет на пользу как каналу продаж, так и им самим, позволив сохранить сколько-нибудь заметное присутствие на отечественном рынке. А наиболее предусмотрительные уже сейчас начинают реализовывать специальные антикризисные программы, направленные на стимулирование продаж оригинальных расходных материалов, пусть даже за счет снижения цен.

Последним оплотом оригинальных «расходников» все еще остаются крупные корпоративные клиенты, в распоряжении которых находятся высокопроизводительная периферия и дорогостоящие инженерные системы. В этом сегменте приверженность к «родным» расходным материалам объясняется не только опасениями за работоспособность устройств, но и банальным отсутствием совместимой продукции приемлемого качества.

Прогнозы

Учитывая нестабильную макроэкономическую ситуацию и волнообразные изменения курса национальной валюты по отношению к доллару, достаточно тяжело уверенно прогнозировать развитие событий даже на таком «устойчивом» рынке, как расходные материалы. Исходя из проявившихся в последние несколько месяцев тенденций можно предполагать дальнейшее увеличение доли перезаправленных и восстановленных картриджей, а вместе с ним – и появление множества небольших фирм, которые будут предоставлять соответствующие услуги.

По мнению участников рынка, общее падение продаж оригинальной продукции в текущем году составит 40–70%. Совокупный же объем рынка, согласно комментарию группы компаний «В.М.», в текущем году останется прежним в штучном выражении, однако его финансовая емкость в силу перемещения акцента на восстановленные картриджи уменьшится на 25%.

+33
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Це все чудово, але сумно.
Ібо тема перезапралення не розкрита ані за напрямком тонер, ані за напрямком мікросхема, ані за няпрямком принтери з картриджами без мікросхеми.
Незалік.

Хм. Вообще, в этом материале я как-то не планировал раскрывать тему вариантов перезаправки: статья-то о рынке.

Или Вы сейчас о «Теме» в целом?

Нарікаю на тему номера в цілому.
До вашої статті зауважень нема, ібо ви про перезаправку згадували неодноразово, що тішить.

Ну перезаправку ніхто і не обіцяв :)
Але думка цікава. Ймовірно ще будемо писати про це.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT