`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Дмитрий Шоломко, Google: «Через два-три года традиционный поиск окончательно утратит свою важность»

+44
голоса

На украинском рынке компания Google начала работать в 2006 г. когда ее региональным консультантом был назначен Дмитрий Шоломко. Несколько лет он был едва ни единственным сотрудником местного офиса, пока в 2010 г. не было принято решение о расширении, причиной чему послужила высокая динамика роста бизнеса в нашей стране. Как обстоят дела «Google Украина» сегодня, какие направления развития являются для нее приоритетными и куда движется рынок интернет-поиска, о технологических тенденциях, украинских программистах и многом другом рассказывает бессменный руководитель компании.

Дмитрий Шоломко, Google «Через два-три года традиционный поиск окончательно утратит свою важность» 

Сколько сотрудников сегодня работает в украинском представительстве Google и за какие направления они отвечают?

Важно подчеркнуть, что «Google Украина» – это не представительство. Мы украинская компания, которая является частью всемирной сети Google. Скажем так, общество с иностранными инвестициями. Мы полноценное юридическое лицо, платим тут налоги, нанимаем людей по локальным правилам и т.п.

Формально в киевском офисе сейчас работает 16 человек. Но фактически зачастую находится больше – за счет гостей из других офисов, партнеров. Кроме того, Google в широком смысле слова не признает границ и потому над развитием бизнеса компании в Украине работает гораздо больше людей. У нас, например, есть постоянная команда – человек 25, как минимум, которые работают с украинскими клиентами, но находятся во Вроцлаве (Польша), в Дублине (Ирландия). К тому же, у нас регулярно возникают задачи, решение которых требует больше людей, чем у нас есть в Киеве, и в таких случаях также привлекается персонал из других офисов. Поэтому я бы сказал, что количество людей, работающих в Google для Украины постоянно меняется и с этой точки зрения не имеет особого значения сколько людей числятся в киевском офисе.

Главная задача нашего офиса как раз и заключается в координации работы Google в Украине. Мы не делаем многого из того, чем обычно занимаются локальные офисы. Кроме того, многие функции у нас вынесены на аутсорсинг. Юридическое обеспечение, бухгалтерия – этими и другими вопросами занимаются сторонние компании. У нас тут нет людей, которые занимаются партнерством по YouTube, например, и по другим сервисам. Но соответствующая работа ведется с нашей помощью. Те шестнадцать человек, которые сидят в киевском офисе, отвечают за поддержку партнеров и клиентов, маркетинг, PR.

Есть ли необходимость и планы по расширению штата или открытию региональных офисов?

На другие регионы Украины мы предпочитаем расширяться за счет партнеров, которым мы даем возможность делать для своих клиентов работу, связанную с сервисами Google.

Долгое время «Google Украина» состояла из двух человек. Три года назад мы начали расширять штат и этот процесс идет постоянно. Учитывая темпы роста рынка без этого просто никак. Но опять же, сейчас сложно сказать какая часть людей будет нанята тут, а какая – привлекаться из других офисов. С точки зрения логистики, задач обучения и т.п. иногда проще это делать из ирландского офиса, например. Потому что там большой коллектив – несколько тысяч человек. А подходы к рынкам во многом одинаковые и нередко с точки зрения распределения ресурсов рациональнее, когда люди работают оттуда.

На сегодня вакансии для Украины есть как в киевском, так и в ирландском и польском офисах. Думаю, этот процесс будет продолжаться и дальше. Пока рынок растет существующими темпами, нам надо будет все больше и больше людей.

Ведутся ли в Украине какие-либо разработки для Google? Кто и как локализует сервисы и продукты компании на украинский язык?

В Украине у нас девелоперов нет – это все централизовано и разработка для нашего региона ведется в Цюрихе (Швейцария). Точно не скажу, но ориентировочно там несколько десятков человек задействованы под наши задачи.

Локализацией сервисов и продуктов на украинский язык тоже занимается сторонняя компания. Есть большая международная лингвистическая компания, которая переводит на разные языки, включая и украинский. Единственное, мы координируем их работу и участвуем в утверждении их переводов, соответственно, внося некоторые коррективы. Мы, можно сказать, выступаем в роли ранних тестеров. Однако, поскольку компания внешняя, у них есть право соглашаться с нашими предложениями или нет. Поэтому в итоге получается довольно увлекательный творческий процесс – сведение терминологии. Бывали случаи, когда перевод каких-то терминов приходилось буквально придумывать.

Ведь на заре уанета, украинского языка там фактически вообще не было. Еще в 2003 г. Google была чуть ли не единственной из крупных международных компаний, которая по умолчанию предлагала свою домашнюю страницу на украинском. Сейчас таких примеров все больше. Мы считаем, что это необходимо делать. Это элементарное проявление уважения к людям, которые живут в этой стране. У меня нет детальной статистики сколько человек пользуются украинским интерфейсом, сколько русским. Но это и не важно. У нас есть принцип, если мы приходим на какой-то новый рынок, мы обязательно будем делать локализацию.

Если взять Среднюю Азию, скажем, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан… у нас там нет локальных офисов и мы не вникали какое, допустим, в Киргизии соотношение говорящий на киргизском и русском. Но домашняя страница Google для тамошних пользователей по умолчанию предлагается на киргизском и будет такой всегда. Важно чтобы у пользователя был выбор. Я знаю, что до сих пор немало украинских пользователей по каким-то своим соображениям предпочитают стартовую страницу на английском.

Много ли украинских разработчиков представлено в Google Play?

Google Play официально не локализован для Украины, поэтому местные разработчики пока не могут там зарегистрироваться. Естественно, они имеют возможность сделать это тем или иным образом, но фактическое их расположение мы идентифицировать не можем. Поэтому пока что у нас такой статистики нет. Мы знакомы с примерами, когда компании зарегистрированы как американские или британские, но разработка ведется в Украине.

И когда планируется запустить Google Play в Украине официально?

Наша глобальная цель – сделать так, чтобы все сервисы Google, представленные в мире, были доступны и тут. Google Play на украинском есть давно и купить там приложения отсюда можно. Но иногда мы сталкиваемся с организационными или юридическими проблемами локального характера, решить которые не в наших силах. К примеру, украинская бухгалтерия довольно сложная и запутанная и некоторые вещи под нее надо писать просто с нуля. В то время, как между развитыми странами многие вопросы более-менее синхронизированы. Скажем запустив что-то в США, достаточно легко масштабировать это на страны Евросоюза. Украинское же законодательство довольно сложное, да еще и меняется постоянно, и разобраться во всем этом непросто. Тем более, что продукт-менеджеры у нас находятся в Калифорнии (США) или в Цюрихе (Швейцария). Поэтому локализовать некоторые моменты очень сложно и долго. У нас есть один проект, который мы уже четыре года никак не можем закончить. Только потому, что он очень специфичен для Украины.

А как с этим обстоят дела в соседних странах, скажем в Беларуси, России?

Для Беларуси толком ничего не локализовано. Там полноценно запущен только поиск. А в прошлом году, благодаря усилиям сообщества MapMaker, была проделана большая работа по обновлению карт. В России, по большому счету, те же сложности, что и у нас. Но надо также помнить, что там рынок гораздо больше, чем в Украине. Ведь каждый проект имеет свою стоимость. По нему есть определенный внутренний бюджет. И когда стоит выбор где делать сначала, мы понимаем, что в России наши усилия окупятся намного быстрее. Исходя из этого и формируются многие приоритеты внутри компании.

Сейчас устройства Google продаются в Украине через технологических партнеров. Есть ли какие-то планы в области собственной розничной торговли, по примеру США? Планируется ли официально поставлять сюда Google Glass?

Про перспективы Google Glass говорить еще слишком рано, поскольку это проект находится в очень ранней бете. Только сравнительно недавно удалось отменить официальный запрет на вывоз этих устройств из США. Те, кто вывозит Google Glass по своим каналам, фактически нарушают пользовательское соглашение. Официально пока только расширилась география тестеров и все.

С точки зрения дистрибуции в целом принцип довольно простой. Компания активно экспериментирует с дистрибуцией внутри США. В других же странах эти вопросы обычно отдаются партнерам и если они видят для себя в этом смысл, они берут и занимаются. То, что в Украине появились Nexus 5, например, – это исключительно заслуга LG.

По сути Google содержит и развивает софтверную экосистему, мы поддерживаем развитие Android, разработчиков и т.д. Все что касается «железа» – это забота компаний, которые являются частью экосистемы Android.

Интересно, получает ли ваша компания запросы от украинских госорганов, какого рода, как часто? Какова политика и действия компании в отношении таких запросов?

Должен сказать сразу, что обращений с целью каким-либо образом ограничить свободу слова или устранить опонентов от украинских госорганов к нам не поступало никогда. Поэтому мне кажется, что наша власть при всех своих недостатках, в этом смысле несколько демонизирована. Кроме того, продуктами Google в Украине мы не управляем и потому удовлетворить подобные запросы не смогли бы, появись они. Все подобные запросы отправляются в Калифорнию. Мы можем только проконсультировать желающих как правильно запросить требуемую информацию. Мы не знаем кто в итоге получил доступ, кто не получил, чем закончилось дело и т.д. Узнать об этом можно разве что из Google Transparency Report.

Могу сказать только, что мошенничество в киберпространстве растет довольно активно, да и обычные преступники все чаще пользуются интернет-сервисами. Так что запросов приходит немало, но в основном это какие-то бытовые вещи. Это может быть что угодно, торговля людьми, экономические преступления, незаконный оборот наркотиков, мошенничество и т.п.

Какие сервисы Google наиболее востребованы со стороны юридических лиц?

Напрямую мы работаем с клиентами только по Google AdWords (контекстная реклама). Тот же Google Apps мы тут сами не продвигаем. У нас есть реселлеры – они этим и занимаются. Это такие компании, например, как «Софтпром», «Бакотек»… Полный список авторизованных партнеров можно найти у нас на сайте. У них есть своя статистика, но они имеют полное право не делиться ею с нами. По сторонним отзывам я знаю, что динамика довольно хорошая.

Вообще для корпоративного сегмента доступен достаточно большой набор инструментов: решения для ускорения поиска, по корпоративному поиску, карты и другие геоинструменты, решения по безопасности… Это направление довольно хорошо сейчас растет.

Окупают ли себя напрямую инвестиции в Google Maps?

Рекламы в Google Maps нет. Есть какие-то платные сервисы на их основе, но это все не существенно. Карты – это исторически довольно важный проект для нас. Но говорить о том, что он сам себя окупает, наверное, не стоит. Он важен для разных вещей, связанных с G+, YouTube, AdWords… Вообще геолокационные сервисы – это важная «фича» всех мобильных устройств. Поэтому косвенно он себя наверное окупает. Но приносит ли он какие-то деньги и сколько, честно говоря, не знаю.

А как в этом плане обстоят дела с тем же Android или Chrome?

Android – это Open Source – кто хочет, тот берет. Он, конечно, определенным образом приносит достаточно существенный доход Google, но это косвенный заработок. Главная же цель и Android и Chrome – это, пожалуй, предоставить пользователям лучший опыт пользования. Chrome – просто хороший браузер, который должен демонстрировать насколько удобным может быть Интернет. А зарабатывает компания на том, что применяя его люди активнее пользуются нашими сервисами – поиском и пр. Это экосистема, которая позволят максимально эффективно использовать Интернет. Android – это по сути мобильный Интернет. И в подобном ключе они будут развиваться и дальше.

Какова динамика развития бизнеса Google в Украине?

По правилам нашей компании мы не можем раскрывать такую информацию. Могу только сказать, что Украина – это сейчас для Google второй после Турции самый быстрорастущий по доходам рынок в регионе Центральная и Восточная Европа. Последние два-три года доходы компании в Украине повышаются более чем на 50% в год. Три года назад этот показатель был еще выше. По темпам роста количества активных клиентов – мы на первом месте в ЦВЕ.

Но тут еще надо учитывать, что у нас есть «взрывные» клиенты, которые появляются и сразу выделяют крупные годовые бюджеты и это сильно влияет на всю динамику роста. Поэтому в 2012 г. мы росли медленнее, чем в 2013 г. Это как правило зависит от того насколько активно люди из Украины инвестируют в развитие интернета.

А сколько ориентировочно у компании клиентов в Украине? Как быстро растет их количество?

Количество клиентов в Украине измеряется десятками тысяч. Но при этом средний чек может быть, условно говоря, тысячу гривен. Поэтому появление действительно крупного клиента и оказывает существенное влияние на общую картину.

Опять же, есть своя специфика в том, как мы измеряем доход в стране. Мы не учитываем деньги, которые были «накликаны» украинскими пользователями. Мы считаем деньги, которые платят наши клиенты тут. А где он получит свои клики – это не важно. Тут можно привести пример МАУ. Почти все клики у них генерируются не в Украине, а в тех странах, где люди покупают билеты для полетов сюда. Поэтому некорректно сравнивать наши темпы роста с украинским рынком интернет-рекламы. Ведь в последнем случае оцениваются как раз таки объемы рекламы, показанной украинскому пользователю. У нас же, многие крупные клиенты – это компании, которые что-то делают здесь, а продают свои товары и услуги за рубежом.

Представители каких отраслей являются крупнейшими вашими клиентами?

Самая большая доля в нашей структуре доходов принадлежит клиентам из т.н. категории Local & Classifieds – сюда входят доски объявлений, сервисы сравнения цен, онлайновые аукционы, сайты знакомств и т.п. Традиционно велика доля сайтов электронной коммерции – это второй по величине наш клиент. Не секрет, что подобных проектов каждый год много открывается и закрывается. Но в последнее время можно говорить, что рынок уже более-менее консолидировался. По крайне мере основной доход нам дают три-четыре крупных клиента из этого сегмента. Следующая группа «Развлечения» – сервисы, связанные с онлайновым контентом – онлайн кинотеатры, онлайн игры и т.п.

Какие задачи в настоящее время стоят перед украинским офисом? Какие направления являются приоритетными?

Прежде всего, это, конечно же, YouTube. Хотя, честно говоря, мне кажется, что это направление и без дополнительных усилий с нашей стороны хорошо росло бы. Потому что видеоконтент довольно востребован сейчас, а у нас есть хорошая платформа для него. Мы скорее сейчас просто помогаем людям быстрее разобраться с нюансами. А так, YouTube динамично рос в Украине и до официального запуска, с точки зрения количества пользователей, партнеров и рекламы. Локализацию мы сделали прежде всего для того, чтобы наши партнеры могли нормально взаимодействовать с сервисом и зарабатывать деньги.

Важное направление – сотрудничество с сообществом пользователей, которые могут делать на наших сервисах какие-то свои решения. Нам очень интересно, когда наши сервисы применяются сторонними проектами в их продуктах. С данной точки зрения важно взаимодействие с Google Developers Groups – это группа людей, которые учатся активно использовать наши сервисы в своей работе, для интеграции с различного рода решениями. Это могут быть те же картографические решения, что-то связанное с Android. Они даже проводят свой хакатон. А мы им по возможности помогаем развиваться и двигаться вперед.

Также нам очень важна интеграция социальной составляющей в наши сервисы. В первую очередь речь, конечно же, идет про YouTube, где она очень важна. Мы сейчас довольно активно работаем над привлечением туда интересного контента и людей, которые могут что-то делать на уровне социализации в наших сервисах. Тот же Hangouts, где телевизионные каналы проводят свои трансляции…

Ваши оценки темпов роста поискового трафика в Украине? Ключевые тенденции в этой области?

Тут есть один важный момент. С каждым месяцем доля традиционного поиска сокращается. Люди начинают пользоваться Интернетом по-другому. Они все активнее пользуются социальными сетями, которые поиском практически не покрываются. Они пользуются YouTube, где есть свой поиск. Очень много людей пользуются мобильными устройствами, где поисковые инструменты пока еще не консолидированы. Поэтому привычки пользователей сейчас сильно меняются и говорить что поиск с компьютера достоверно отражает картину мира уже нельзя. Думаю что через два-три года традиционный поиск окончательно утратит свою важность.

Для себя мы перестали разделять традиционный и мобильный поиск, поэтому я не знаю их долей. По всему миру смартфонов и планшетов продается в разы больше, чем традиционных ПК. Очевидно, что будущее за мобильным поиском. Поэтому сейчас ключевое значение для нас имеют не устройства доступа, а сервисы и модели их использования.

+44
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT