`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Дело о «мобильном» интерконнекте

Статья опубликована в №11 (579) от 20 марта

0 
 

Еще несколько лет назад на пресс-конференциях операторов мобильной связи тарифы на интерконнект (взаиморасчеты за трафик между сетями) если и обсуждались, то весьма неохотно. Cейчас же вокруг данной темы разгорелась целая дискуссия, а в начале марта провайдеры второго эшелона (Beeline, life:) и «Голден Телеком») публично заявили о завышении со стороны лидеров рынка – «Киевстар» и UMC – этих тарифов.

В первый день весны на украинском рынке произошел беспрецедентный случай: UMC в одностороннем порядке заблокировала доступ к своей сети для абонентов «Голден Телекома». Причинами столь резкого шага стали не приведшие ни к чему четырехмесячные переговоры о ставках на интерконнект между этими операторами и, согласно заявлениям UMC, образовавшийся долг, поскольку в течение некоторого времени «Голден Телеком» не платила за трафик. При этом, по словам генерального директора UMC Адама Вояцки, данные тарифы были рассчитаны в соответствии с требованием закона «О телекоммуникациях», а именно исходя из себестоимости и рентабельности. В свою очередь, и. о. генерального директора «Голден Телекома» Андрей Милиневский сказал, что пересмотр условий был инициирован в связи с тем, что старый договор о взаимосоединении, заключенный еще в 1999 г., перестал соответствовать требованиям законодательства, в частности приказу НКРС № 155 («О правилах взаимосвязи»).

 Дело о «мобильном» интерконнекте
Хотя несогласные с политикой UMC и «Киевстар» относительно ставок интерконнекта мобильные операторы второго эшелона выразили совместный публичный протест, реальное изменение ситуации с формированием тарифов все же зависит от законодательства нашей страны

В течение двух последующих недель операторы не могли договориться о конкретной цифре, устраивающей обе стороны. При этом некоторое время абоненты «Голден Телекома» не имели возможности дозвониться пользователям UMC – голосовой трафик между операторами передавался через сторонних провайдеров. Позднее позицию «Голден Телекома» поддержали и другие небольшие операторы – «Астелит» и «УРС», публично выступившие с критикой UMC и «Киевстар» . В частности, они отметили, что между ними и сотовыми операторами-лидерами существует колоссальный разрыв в количестве абонентов и доходах. При этом, по некоторым данным, поступления от интерконнекта составляют существенную часть в оборотах «Киевстар» и UMC – входящих звонков к ним поступает несоизмеримо больше, чем совершается исходящих.

Конфликт, доведенный до такой стадии, – нонсенс для цивилизованного рынка, считает аналитик iKS-Consulting Мыкола Олиярнык. По мнению эксперта, он вообще не должен был стать достоянием общественности, не говоря уже о блокировке трафика, от которой пострадали рядовые пользователи.

Компромисса удалось достичь только 13 марта (ставки, которые устроили обе стороны, не разглашаются), избежав тем самым масштабного вмешательства госорганов в этот процесс.

Впрочем, совсем без их участия не обошлось. По словам Людмилы Ежовой, члена НКРС, Комиссия провела трехсторонние переговоры, по итогам которых должен был быть подписан протокол, где UMC и «Голден Телеком» выражают несогласие с действующими ставками. В этом случае НКРС инициирует процедуру досудебного разбирательства и в результате формирует ставки взаиморасчетов, носящих обязательный характер. Однако столь прямого регулирования удалось избежать, в ходе переговоров UMC и «Голден Телеком» взяли тайм-аут и в результате, как мы уже знаем, договорились сами.

В целом же подобные конфликты можно было бы исключить, если бы регулирование ставок на интерконнект полностью возложили на плечи нейтральной стороны, в частности госорганов (сейчас, согласно «Закону о телекоммуникациях», их устанавливают сами операторы). НКРС же формирует тарифы доступов к сетям лишь тех провайдеров, которые занимают монопольное положение на рынке, а на сегодняшний день в секторе мобильной связи таким статусом никто не обладает.

Причины этого не очень понятны, ведь монополистом на рынке сотовой телефонии, согласно Закону Украины «О защите экономической конкуренции», является оператор, владеющий 35% рынка, а, как известно, и «Киевстар», и UMC уже давно преодолели этот барьер (их суммарная доля превышает 80%). В ответ на наш запрос о причинах такого положения представители АМКУ отметили, что проводить мониторинг позиций операторов должна НКРС. Получается замкнутый круг.

Если бы UMC и «Киевстар» формально являлись монополистами, этого скорее всего не произошло бы. Пример регулирования ставок в таком случае – сегмент стационарной телефонии, где тарифы на входящие звонки с сетей мобильных операторов на сеть монополиста Укртелекома устанавливала НКРС, и, по словам Георгия Дзекона, главы правления, сейчас эта ставка равна 25 коп. При этом, по оценкам экспертов, для Укртелекома стоимость доступа в сети UMC и «Киевстар» в два, а то и в три раза больше.

«В Европе, для того чтобы дать возможность развиваться новым компаниям, принята асимметричная система формирования ставок интерконнекта в пользу меньших провайдеров. Операторы, которые имеют значительную рыночную долю, определяются как игроки с существенным влиянием на отрасль, и тарифы интерконнекта регулируются на государственном уровне», – говорит Олгу Динчоглу, начальник департамента по взаимодействию с регуляторными органами и операторами «Астелит». Он выразил надежду, что такой подход будет принят и в Украине, что положительно скажется на развитии всей отрасли телекоммуникаций.

Аналогичного мнения придерживается и заместитель технического директора Beeline Евгения Новикова. По ее словам, экономически обоснованная ставка за доступ к сетям операторов, занимающих значительную рыночную долю, должна быть на уровне 4 центов. Такая цена, например, принята в России. Она считает, что нынешняя «уравниловка» тарифов на интерконнект в Украине ограничивает конкуренцию и не дает развиваться новым игрокам. При этом г-жа Новикова напоминает, что себестоимость связи у развивающихся операторов достаточно высока, поскольку они вынуждены делать весьма существенные инвестиции в построение инфраструктур.

Вряд ли этот совместный шаг сразу повлияет на рынок, но стать первым камнем в фундаменте изменений регулирования ставок за интерконнект он вполне способен. Немаловажно, что в дискуссию вокруг взаиморасчетов оказались вовлечены и АМКУ с НКРС. Будем надеяться, что действия этих государственных органов в будущем позволят избежать подобных недоразумений и неразрешимых ситуаций, ведь сейчас, по большому счету, практически все зависит от действующего законодательства. А в нем относительно сектора телекоммуникаций не так и мало противоречий.

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT