`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

DAVETV: P2P-система доставки телевизионного контента

0 
 
P2P + TV

В первую очередь проект DAVETV интересен персоналиями, стоящими за ним. Эберли является основателем сайта ShowBizData, который завоевал популярность на рынке новостей медиабизнеса. Он также имеет непосредственное отношение к Cannesmarket.com, Mediataxi.com и The Executive Decision. Помимо этого, Оливер Эберли известен своим продюсированием мегахитов научной фантастики "Звездные врата" и "Универсальный солдат" и сценарием единственной немецкой "космической" оперы "Луна-44".

Кен Липскомб стал знаменит благодаря предпринятой им несколько лет назад первой попытке соединить ТВ и Интернет. Его ZapStation, устройство стоимостью $600, базирующееся на ОС Linux, можно назвать "WebTV на стероидах". Оснащенное 30 гигабайтовым винчестером, сетевым адаптером и множеством аудио/видеоинтерфейсов, оно должно было стать единым развлекательным центром дома. Удобство управления гарантировала беспроводная клавиатура. Для 2001 года -- довольно смелый дизайн.

К сожалению, затея провалилась, и компания ZapMedia в настоящий момент почила в бозе. Зато DAVETV полна энергии и собирается предложить нечто новое... хотя и немного напоминающее о старом. Начинающая фирма анонсировала XPORT -- медиа-jukebox, работающий под управлением Windows CE .NET 4.2 и построенный на базе процессора Intel XScale. Контент будет храниться в буфере на 80 гигабайтовом винчестере, способном вместить до 200 часов видео телевизионного качества, доставляться посредством сетевого интерфейса и обрабатываться специализированным процессором Equator Broadband Signal Processor (BSP). BSP оптимизирован для выполнения операций над матрицами, имеет встроенные блоки для фильтрации изображения, внутренний DMA-контроллер, интерфейсные блоки, поддерживающие основные сетевые протоколы потоковой передачи мультимедиаданных. Отображаться загруженная информация будет посредством домашней аудио- и видеосистемы благодаря композитному и S-Video видеовыходам, стерео-разъему RCA и S/PDIF. Для подключения к домашней сети XPORT оснастили встроенными адаптерами Ethernet 802.11 a/b/g.

Существенное отличие от ZapStation заключается в стратегии, а точнее, в сфокусированности компании на сетевом распространении аудио- и видеозаписей. Никаких DVD и телевизоров. "Все движется в направлении мира интернет-пользователей", -- уверен Липскомб. Сердцем системы является специальное программное обеспечение DAVE Media Center. Выбор аппаратной платформы сегодня уже не столь важен. Предполагается, что в будущем DAVE Media Center появится в версиях для различных платформ, хотя пока поддерживается только Windows. "Мы так построили нашу архитектуру, что вы сможете получить доступ к контенту не только посредством ПК или ТВ, но и с помощью небольшой, но быстрорастущей армии смартфонов под управлением Windows CE", -- говорит Липскомб. Правда, на сайте DAVETV рекомендация приобрести именно XPORT с предустановленным ПО находится на видном месте.

Представить публике результаты своего труда компания собирается на будущем Consumer Electronics Show, и к моменту официального анонса обещано более 30 тыс. часов доступных для загрузки аудио- и видеопрограмм. "DVD-качество" воспроизведения и контроль за соблюдением авторских прав возложены на Windows Media Player 9 и технологию Windows Digital Rights Management соответственно. Для видео поддерживается только wmv-формат, для аудио -- МР3 и wmv, для фотографии -- JPEG и GIF. По признанию Липскомба, выбор в пользу Linux во времена проекта ZapMedia был сделан лишь в силу суровой необходимости: Windows CE на тот момент еще не была готова к подобному применению.

Создать контент -- это лишь полдела. Фильмы и музыку нужно еще доставить потребителю. И здесь нас тоже поджидает модное и неожиданное решение: архитектура Windows .NET вкупе с peer-to-peer-методикой распространения файлов. По поводу "чистоты" P2P-технологии возникают сомнения: в пресс-материалах упоминается grid matrix core (то есть сетевое матричное ядро), некая база для сети DAVE Broadcasting Network, где основная роль отводится "партнерским организациям, которые будут получать лицензии на географической основе по всему миру".

Однако даже при изучении описания рабочего экрана программы возникает стойкое ощущение дежа-вю. Тот, кто видел Kazaa, не забудет: "сначала вы загружаете ПО с сайта. Заполнив анкету, попадаете на домашнюю страницу сервиса -- Media Guide, щелкнув на медиафайле, инициируете его загрузку. Процесс можно наблюдать на вкладке Transfers. Файл будет воспроизведен на экране Theater". Действительно, как гласит девиз на сайте компании: "It's that simple" -- поэтому просто посмотри, как сделали другие, и сделай лучше. Принципиальное отличие DAVE Media Center от прочих P2P-служб -- доступность платного и высококачественного контента. Например, в сети Kazaa можно по пальцам пересчитать платный товар, основная часть предложения -- ворованный и часто сфальсифицированный пиратскими службами медиапродукт, вызывающий у рядового пользователя лишь непреодолимое желание деинсталлировать клиент.

Контент в DAVE Media Center в соответствии с концепцией Entertainment on Demand (EOD) будет организован по каналам. Каждый поставщик информации может создать свой канал (или даже несколько). Вопрос оплаты решается индивидуально: платный (PayPerDownload, PPD) и бесплатный или спонсируемый за счет рекламных роликов контент (Advertising). Реклама будет разрешена в двух видах: баннерная и аудио/видеоролики длительностью 5, 10, 15 или 20 секунд. Чтобы начать предлагать свои материалы, достаточно зарегистрироваться как поставщику. Прямо в пакете для прессы помещен бланк для желающих опубликовать свои произведения в системе. Более того, компания организовала собственное "производственное" подразделение DAVE TV Productions. Уже заключены соглашения с Transmission Films, AEBN Movies on Demand и радиостанцией Live365.com.

Серьезная заявка сделана относительно качества медиафайлов: для видео -- это разрешения 720x480, для аудио (равно как звуковая дорожка, так и музыкальные записи) битрейт 256 Kbps, 44 kHz. Несмотря на неясности с распространением по сети файлов в формате Dolby Digital, окружающий звук, тем не менее, поддерживается -- DTS и AC3.


Рынок и конкуренция

DAVETV далеко не единственная компания, занимающаяся доставкой медиапродукции через Интернет. 22 января 2004 г. AOL заключила партнерское соглашение с Movielink. Последняя появилась осенью 2002 г. и предложила пользователям Windows Player и Real Player возможность загружать и просматривать кинофильмы, оцененные от $3 до $5 за 30 дней хранения и 24 часа использования с момента начала просмотра. Основателями Movielink стали голливудские гиганты MGM Studios, Paramount Pictures, Sony Pictures Entertainment, Universal Studios и Warner Bros. На осень 2004 г. в активе Movielink находилось около 1000 кинофильмов. Благодаря выгодному альянсу аудитория компании выросла на 15%, а ее доля рынка в четвертом квартале 2004 г., по данным NPD Video Watch, достигла 33%.

Прямым конкурентом DAVETV можно назвать начинающую фирму Akimbo, чей сервис по доставке медиа-контента стартовал в мае 2004 г. Ее флагманский продукт -- медиаресивер на базе (триединства) технологий Windows .NET, Windows Media 9 и Windows Digital Rights Management. В аппаратном плане система состоит из материнской платы на чипсете Intel 815G, процессора Celeron 733 MHz, 64 MB памяти и винчестера 80 GB. К домашней сети устройство подключается с помощью проводного адаптера Ethernet и USB-адаптера Wi-Fi. Видеоинформация выводится на композитный и S-Video выходы, аудио -- на RCA-стереоразъем.

Аналитики усматривают слабую сторону Akimbo в малом количестве контента. Подписчики должны приобрести за $230 устройство и платить $10 в месяц за право доступа к платным медиафайлам, разнообразие которых оставляет желать лучшего. Еще один минус -- низкое качество видео: те, кто имел счастье воспользоваться услугами сервиса, сравнивают его с VHS. По признанию основателя фирмы Стива Шеннона (Steve Shannon), "разрешение составляет 640x480, качество изображения -- где-то между VHS и широковещательной трансляцией". Вдобавок вы не можете начать просмотр до того, как заказанный файл полностью загрузится, -- проблема, решенная DAVETV.

Набор предлагаемых каналов довольно специфичен: кроме Cartoon Network и CNN, здесь практически нет знакомых широкому кругу пользователей названий. Среди поставщиков фильмов в основном компании, специализирующиеся на классическом и независимом кино. Как говорит Шеннон, "на первый год существования наша стратегия -- предлагать видео, которое не является широкодоступным: передачи на иностранных языках, образовательные и спортивные программы, кулинарные шоу и экстремальный спорт".

Как и DAVETV, руководство Akimbo предполагает распространить свой сервис на максимально возможное количество систем -- на спутниковые и кабельные ресиверы, DVD-плееры с доступом в сеть и медиацентры. И согласно утверждению Шеннона, Microsoft Windows XP Media Cen-ter будет первой платформой, с которой начнется экспансия.

Не менее серьезную конкуренцию главному герою нашей публикации составит TimeshifTV. За этой службой стоит Broadband Networks под руководством ветерана AT&T Боба БЈрка (Bob Burke). Самое замечательное в TimeshifTV -- начальная стратегия продвижения. БЈрк нацелился на 62 млн иммигрантов, проживающих на территории США и страдающих от недостатка телепрограмм на родном языке. Маркетинг будет сконцентрирован на кабельных и интернет-провайдерах, обслуживающих локальные сообщества иммигрантов, численность которых недостаточна для создания своего полноценного телеканала. Основные пользователи сервиса -- испано-, франко-, итало-язычные американцы, а также поляки, японцы и индийцы, проживающие в США.

Предлагаемый медиаресивер немногим отличается от конкурирующих изделий. Подключение к Интернету осуществляется посредством Ethernet-соединения с кабельным модемом или домашней сетью. Система содержит винчестер емкостью от 40 до 320 GB. За воспроизведение контента отвечает Windows Media 9 с поддержкой DRM. Есть стерео- RCA-разъемы, композитный и S-Video интерфейсы. Стоимость аппарата варьируется от $200 до $600 в зависимости от его конфигурации, подписка обойдется еще в $20--30 в месяц.


Неведомая зверушка

Disney готовится к общенациональному старту своего сервиса MovieBeam в США в 2005 г. И это действительно "свежее решение": передача видеофильмов здесь осуществляется посредством широковещательной трансляции в эфире, oбратная связь организована с помощью телефонной линии. В данный момент пробная эксплуатация системы проходит в нескольких небольших городках США. На основании опросов, касающихся ее действия, создатели планируют доработать как программное и аппаратное обеспечение, так и маркетинговые планы.

Скорость передачи данных не указывается, но в документах на сайте говорится, что время получения фильма соответствует интервалу, необходимому для его просмотра. Буферизируются файлы на встроенном накопителе медиаресивера емкостью 160 GB.

Технология, которая легла в основу MovieBeam, разработана компанией Dotcast. Архитектура очень похожа на технологию фирмы MeshNetworks по своей методике охвата зоны покрытия: из единого вещательного центра через спутник данные попадают на локальные радиопередатчики, действующие на довольно небольших территориальных участках (для уверенного приема). Удалось выяснить, что технология вещания называется dNTSC, а максимальная пропускная способность одного аналогового ТВ-канала составляет 4,5 Mbps. При размере фильма, равном 2 GB (DVD-качество), время передачи должно составить всего 74 минуты. Но как прокомментировал анонс один из разработчиков подобных систем, "мы в Сан-Франциско из-за холмов не можем пользоваться такими (UHF, ultrahigh frequency) методиками".

Стоимость подписки в данный момент составляет около $9 плюс от $2 до $4 за "аренду" фильма. Купленная лента остается в распоряжении пользователя только 24 часа. Звуковая дорожка может быть записана в Dolby Digital, что является серьезным преимуществом перед основанными на Windows Media 9 системами. Однако сегодня многие новые фильмы доступны только в стереоформате. Качество изображения -- отнюдь не телевизионное (в сравнении с PAL).

Контент для MovieBeam поставляют девять крупнейших кинокомпаний, среди которых Dreamworks, Universal, New Line и Warner Bros. По словам одного из высокопоставленных сотрудников фирмы, каждую неделю в их репертуаре появляется 10 новых кинолент.


Оценки и выводы

Рынок IPTV, на который претендуют все вышеперечисленные фирмы, сулит немалые доходы. По данным Forrester Research, около 50 млн домовладельцев имеют доступ к сервису VOD (Video on Demand), а объем продаж медиафайлов через них в текущем году достигнет 900 млн долл. И потенциальную прибыль сейчас активно делят между собой небольшие компании, находящиеся ближе всего к нуждам "простого потребителя". По данным in-Stat/MDR, в США уже более 100 независимых локальных провайдеров предлагают загрузку видео по широкополосным соединениям.

Еще одно доказательство важности рассматриваемого сегмента -- активность Microsoft. Как известно, эта компания всегда там, где деньги. В данный момент Редмонд активно продвигает собственную платформу IPTV Edition и заключает альянсы с крупнейшими потенциальными игроками нарождающейся индустрии. Ограниченные тесты проводятся в сотрудничестве с интернациональными операторами, такими как Swisscom и Bell Canada. Подписан контракт на 400 млн долларов с SBC Communications -- одним из крупнейших операторов цифровых кабельных сетей в США, предусматривающий первые тесты в середине 2005 г. и начало коммерческой эксплуатации в конце того же года. "Мы были немного удивлены тем, как быстро американские телекомы оценили значимость данного сегмента и приняли решения на уровне советов директоров двигаться в этом направлении", -- отмечает Эд Грачик (Ed Graczyk), директор по маркетингу Microsoft TV.

Впрочем, сам Грачик достаточно скептически оценивает ближайшие перспективы: "Мы не увидим 20 миллионов подписчиков IPTV в следующем году. Переломный момент, когда начнется массовое внедрение технологии, наступит приблизительно года через три". Проблемы новичков на ТВ-рынке лишь в малой степени обусловлены технологическими ограничениями. На первый план выходят конкуренция с существующими сервисами (спутниковое ТВ, цифровое кабельное ТВ, HDTV и т. д.) и недостаточно развитая инфраструктура. Чтобы обеспечить всех потребителей каналами необходимой пропускной способности, интернет-провайдерам придется вложить немалые суммы в оборудование. Захотят ли они это делать только ради развития IPTV? Вероятнее всего -- нет. Значит, необходимо заинтересовать либо их, либо потребителей. И снова остро встает вопрос конкуренции -- ведь благодаря новым правилам игры, введенным FCC, операторы имеют право контролировать сервисы, предоставляемые через их каналы. Есть и иной путь -- совершенствование технологий сжатия видео и аудио. Но это совсем другая история...
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT