`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

CrossFire как «виртуальная» технология мультипроцессорного рендеринга

0 
 

Сказать, что реализации CrossFire от ATI Technologies в готовых продуктах заждались, значит не сказать практически ничего. За время разработки конкурирующая технология SLI полностью встала на ноги, прошла продолжительный период обкатки и совершенствования и на сегодняшний день монопольно занимает рыночную нишу high-end. Что же сможет противопоставить ей ATI?

Рыночная ситуация

Прошло уже более семи месяцев с тех пор, как появились первые сведения об ATI CrossFire – технологии параллельной работы двух видеокарт над построением 3D-изображения. И даже тогда ощущалось, что CrossFire запаздывает – ведь конкурирующие решения SLI от NVIDIA уже активно продавались. И вряд ли можно было предположить, что с момента анонса до выхода готовых продуктов пройдет столько времени. Лишь теперь до нас добрались все еще несерийные семплы с поддержкой этой технологии. Причем CrossFire сейчас поддерживает только две серии графических карт – Х800 и Х850. Появление плат CrossFire Edition из новой линейки Х1000 по-прежнему ожидается, а мы уже хорошо знаем, сколько лет ждут обещанного. В то же время в стане NVIDIA ситуация весьма благоприятная – все новые продукты выходят с поддержкой SLI, кроме того, возможность работы в паре с недавнего времени реализована и в бюджетных решениях вплоть до GeForce 6600. Нет никаких проблем и с поддержкой на уровне материнских плат – чипсет nForce4 SLI уже прочно обосновался на рынке и даже успел перейти в категорию mainstream. Более того, не так давно вышла его новая версия – nForce4 SLI x16, которая обеспечивает работу обоих графических слотов PCI Express в режиме x16. У ATI существует набор системной логики Radeon Xpress200 CrossFire Edition (он же RD480), но он лишь недавно был реализован в готовых материнских платах, и они пока что в основном являются требующими доработки продуктами.

Таким образом, в силу рассмотренных выше факторов CrossFire пока не стал сколько-нибудь серьезным конкурентом SLI, и потому на сегодняшний день премиум-класс high-end решений монополизирован NVIDIA. Между тем, этот сектор весьма важен для обеих компаний по причине его высокой прибыльности, и имеет большое значение для имиджа производителя и непосредственно влияет на продажи во всех остальных сегментах.

Технологические особенности CrossFire

Итак, CrossFire – это технология параллельного рендеринга от ATI, своего рода аналог SLI от NVIDIA. Однако между ними есть ряд существенных отличий. Как известно, две видеокарты могут совместно работать над построением 3D-изображения по нескольким алгоритмам:

  • разделение кадра пополам (по вертикали либо горизонтали), причем в зависимости от особенностей сцены нагрузка может динамически перераспределяться между ускорителями в соотношении, например, 60 на 40%;
  • поочередный рендеринг, когда одна карта просчитывает четные кадры, а вторая – нечетные (этот метод невозможен при условии, если следующий кадр строится с учетом данных предыдущего);
  • построчное распределение зон рендеринга – в этом случае оба ускорителя рассчитывают один кадр, обрабатывая разные строки изображения либо разные пикселы (есть несколько вариантов схем).

В отличие от технологии SLI CrossFire может работать с любым из вышеописанных алгоритмов. При этом для разных API и приложений будет выбран наиболее оптимальный и соответствующий ситуации метод рендеринга. Не правда ли, это существенно отличается от SLI-оптимизации для отдельных игр? Таким образом, ускорение от CrossFire получат все приложения, вне зависимости от примененных технологий. Разумеется, крайне желательно для максимизации быстродействия определить оптимальный тип построения 3D-сцены для той или иной игры. Выбор может быть реализован с помощью постоянно пополняющегося списка приложений в драйвере, или сделан самим пользователем.

CrossFire как «виртуальная» технология мультипроцессорного рендеринга
DFI LANParty UT RDX200 CF-DR – одна из первых материнских плат на базе RD480 – все еще далека от стабильной работы
CrossFire как «виртуальная» технология мультипроцессорного рендеринга
Видеокарта X800 CrossFire Edition – ведущая в связке из двух ускорителей
CrossFire как «виртуальная» технология мультипроцессорного рендеринга
Тот самый Composition Engine – тут окончательно компонуется 3D-сцена
CrossFire как «виртуальная» технология мультипроцессорного рендеринга
Вместо SLI-моста – CrossFire-кабель
CrossFire как «виртуальная» технология мультипроцессорного рендеринга
Один из внешних признаков платы CrossFire Edition – наличие разъема DMS

Кроме того, при активации CrossFire становятся доступны новые типы антиалиасинга – 8xAA, 10xAA, 12xAA, 14xAA. Качество изображения в таких режимах очень высоко, однако падение производительности на существующих CF-совместимых компонентах не выдерживает никакой критики.

Для того чтобы собрать CrossFire-систему, понадобится материнская плата с поддержкой данной технологии (в настоящее время это платы на чипсете ATI RD480, он же Radeon Xpress200 CrossFire Edition). Теоретически CrossFire сможет работать на любой системной плате с двумя слотами PCI Express x16, в том числе Intel и даже NVIDIA. Тем не менее пока что относительную стабильность обеспечивает лишь чипсет самой ATI.

Также нужна видеоплата CrossFire Edition – она является ведущей, или другими словами, мастер-картой. В отличие от обычной на ней расположен блок Composition Engine, выполненный в виде отдельного чипа от Xilinx, который непосредственно осуществляет «сборку» результатов рендеринга с обеих карт и компоновку изображения.

Важно то, что в качестве второй, «ведомой» платы может применяться любая из имеющихся на сегодняшний день со следующими ограничениями: все карты серии X800 работают с мастер-картой Х800 CrossFire Edition, а серия Х850 совместима только с платой Х850 CrossFire Edition. Опять-таки, это выгодно отличает технологию CrossFire от SLI, так как последняя требует две полностью одинаковые по характеристикам видеокарты, желательно от одного производителя.

Две карты от ATI соединяются специальным шнуром, подключающимся в разъем DMS, который находится на мастер-карте. Два других конца кабеля идут соответственно к коннектору DVI второй видеокарты и монитору. Никаких проблем, связанных с одновременной работой двух видеоадаптеров от Sapphire и ATI, у нас не возникло.

В случае если на материнскую плату устанавливается только одна видеокарта, во второй разъем PCI Express нужно вставить ключ-заглушку, что автоматически лишает возможности задействовать его для чего-либо другого, кроме организации CrossFire. Справедливости ради отметим, что побывавшая у нас системная плата DFI LANParty UT RDX200 CF-DR работала нестабильно, включалась через раз, что можно объяснить «сыростью» BIOS. Когда ее все же удалось запустить, она функционировала без нареканий.

Еще одним ограничением, которое многим покажется весьма серьезным, является то, что в режиме CrossFire с разрешением 1600×1200 можно работать только при частоте обновления в 60 Hz. Нормально использовать такой режим, разумеется, нельзя, и это существенный недостаток технологии.

Результаты тестирования

CrossFire как «виртуальная» технология мультипроцессорного рендеринга
CrossFire как «виртуальная» технология мультипроцессорного рендеринга
CrossFire как «виртуальная» технология мультипроцессорного рендеринга
CrossFire как «виртуальная» технология мультипроцессорного рендеринга

Однако оставим за скобками все перечисленные проблемы и попробуем оценить то, что мы имеем на сегодняшний день. Как видно из диаграмм, прирост производительности действительно есть, притом весьма значительный. Преимущество над одиночной картой наиболее убедительно выглядит в 3DMark2005 Pro, что неудивительно – не поработать над оптимизацией под этот бенчмарк было бы грешно, учитывая сроки разработки. Однако в других тестовых приложениях также наблюдается значительное ускорение, пусть и не на уровне 100%. Учитывая, что драйверы Catalyst еще неокончательно отлажены и оптимизированы под мультипроцессорный рендеринг, это весьма неплохие результаты.

Выводы

Несмотря на все замечания и сложную рыночную ситуацию, технология CrossFire, несомненно, имеет в себе значительный потенциал. Разумеется, нынешнее поколение продуктов не в состоянии как-то изменить расстановку сил и вряд ли будет пользоваться популярностью даже при полуфантастическом условии широкой доступности в розничной продаже. Тем не менее все наработки CrossFire, бесспорно, найдут применение в следующем поколении чипов ATI, известных под кодовым названием R580. Именно с этим семейством связаны надежды канадской компании, поскольку даже в широкое распространение мультирендеринга в серии X1000 верится с трудом, хотя в самом ближайшем будущем должны появиться семплы мастер-карт X1800 XT CrossFire Edition. Как бы то ни было, будем надеяться, что ATI удастся решить все производственные и технологические проблемы, в том числе касающиеся CrossFire, так как отступать уже некуда. Темп, заданный конкурентом, востребованность и имиджевость сегмента мультичиповой 3D-графики просто не оставляют другого выбора.

Конфигурация тестового стенда
Процессор Athlon 64 3800+ (2,4 GHz)
Материнские платы DFI LANParty UT RDX200 CF-DR (чипсет Radeon Xpress200 CrossFire)
MSI K8N SLI-F (чипсет nForce4 SLI)
Видеокарты ATI Radeon X800 CrossFire Edition 256MB
Sapphire Radeon X800 XL Ultimate 256MB
Leadtek WinFast PX6800 GT (ядро 6800GT)
Память GEIL PC4200 (DDR533), 2×512 MB
Жесткий диск Western Digital WD1600JB 160 GB 7200 об/мин
Блок питания Seasonic SS-600HT APFC F3 (600W)
ОС Windows XP Professional SP2, DirectX 9.0c
Драйверы Catalyst 5.11 (ATI); ForceWare 81.95 WHQL (NVidia)
Продукты предоставлены
Видеокарты ATI ATI Technologies, www.ati.com
Видеокарты NVIDIA «Небеса»: тел. (044) 490-3577
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT