`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Creative: «Наши технологии всегда на переднем крае»

Статья опубликована в №32 (551) от 29 августа

0 
 

Президента и основателя Creative г-на Сим Вонг Ху (Sim Wong Hoo) по праву считают легендарной личностью в мире IT. Поэтому во время нашей с ним встречи речь шла не только о нынешнем состоянии бизнеса компании, но и о ее истории. И прежде всего мы попросили рассказать, что лежало в основе успеха небольшой сингапурской фирмы, начавшей со сборки ПК и за двадцать пять лет сумевшей превратиться в одного из ведущих игроков индустрии. Была это удача или, скорее, тяжелый труд?

Думаю, что и то и другое одновременно. Я основал свою компанию в 1981 г. и тогда же приступил к исследованиям в наиболее интересовавшей меня на тот момент области – мультимедиа на базе компьютера. Но, вообще-то, занимаясь малым бизнесом, ты должен уметь делать все, что связано с твоим направлением деятельности, иначе не только не сможешь подняться на уровень выше, но и просто не выживешь.

В дело, которое мы тогда начали, было вложено шесть тысяч долларов. На такую сумму, конечно же, невозможно вести глубокие научные исследования или сложные инженерные проекты. Поэтому занимались самыми разнообразными направления, включая сборку персональных компьютеров, программирование и т. д. Для ускорения оборота средств и скорейшего накопления капитала организовали выпуск корпусов, пользовавшихся тогда хорошим спросом.

Но с самого начала я был увлечен идеей создания некоего «большого» продукта, причем тогда еще не вырисовалось четкое понимание, какого именно, среди прочих обсуждался и проект мультимедийного ПК. Так, в 1984 г. появился наш оригинальный компьютер, способный «разговаривать». Причем в нем поддерживались два языка: английский и китайский. Таким образом, мы одними из первых воплотили идею преобразования текста в голос. Эту технологию компания запатентовала в 1983 г.

Признаюсь, я по образованию инженер-электронщик, поэтому вопросы, связанные с персональными компьютерами и электроакустическими преобразованиями, мне близки и понятны.

Creative «Наши технологии всегда на переднем крае»
Стратегия Creative связана со встраиванием технологии X-Fi во всевозможные аудиоустройства начиная с беспроводных головных телефонов и MP3-плееров и заканчивая автомобильной акустикой и многоканальными системами самых разнообразных типов

Следующей вехой развития нашего бизнеса стал выпуск в 1986 г. первого в мире и наиболее мощного на тот момент ПК с поддержкой мультимедиа. Напомню, что в это время уникальными считались такие его функции, как воспроизведение звука и голоса, а также способность работать с графикой высокого разрешения. Да и обеспечение многоязычного интерфейса в используемом ПО также было необычным явлением. На самом деле компьютер действительно получился выдающимся.

Хотелось бы также напомнить, что все перечисленные возможности базировались на нашем собственном программном обеспечении, так как иных аналогичных решений в середине 80-х годов прошлого века просто не существовало. Но, честно говоря, рынок оказался просто не готов к подобному продукту. Ведь еще не появились оптические приводы CD-ROM, а мультимедийные приложения чрезвычайно требовательны к объемам разнообразных данных. Других же эффективных способов переноса высокоемких файлов не было.

Потратив огромные средства на этот проект, мы, по сути, оказались у разбитого корыта, поэтому пришлось быстро переориентироваться, чтобы просто удержать свой бизнес на плаву. Среди наших достижений того времени могу назвать интересное решение по поддержке китайского языка в программном обеспечении.

И в результате длительных поисков своего места в мире ПК родилась идея воспроизведения музыки. Она нам показалась чрезвычайно удачной, так как наше решение являлось комплексным и включало и программный компонент (а значит, обещало достаточно большую прибыль), и аппаратную часть (что защищало нас от пиратства). А самое главное, музыка интернациональна, и это открывало перед нами зарубежные рынки, а не только сингапурский.

Кстати, благодаря поддержке двуязычного интерфейса наши ПК отлично продавались в Сингапуре, обеспечивая компанию оборотными средствами.

Таким образом, в 1988 г. мы сделали музыкальную карту, позволяющую играть на компьютерной клавиатуре, как на синтезаторе. Для своего времени продукт оказался просто фантастическим, поскольку открыл совершенно новое направление для использования ПК. Он отлично продавался, впервые принося нам существенную прибыль.

А можно узнать, кому именно пришла в голову такая идея и кто ее реализовал?

Идея принадлежала мне, а довести ее до коммерческого продукта помогли мои инженеры. Развивая успех, в 1989 г. мы вышли на рынок США под торговой маркой Creative Labs. Встречаясь с местными предпринимателями, занимающимися разработкой игр, я предложил им совместно развивать рынок музыки для ПК на базе нашего решения, но услышал встречное предложение обеспечить поддержку в этом продукте еще и голоса.

Проект создания подобной карты расширения показался нам весьма интересным, и в результате в 1989 г. появился SoundBlaster. А так как SoundBlaster открыл совершенно новое направление, то заложенный в него формат стал фактически стандартом аудио для ПК.

Действительно, SoundBlaster из названия конкретной линейки превратился, по сути, в имя нарицательное.

Да, в настоящее время все ПК поддерживают этот формат, который со временем получил расширение EAX для работы с объемным звуком разнообразных схем кодирования, включая 5.0 и 5.1.

Хотелось бы отметить, что SoundBlaster стал результатом нашей совместной работы с ведущими американскими софтверными компаниями.

Получается, что этот знаменитый продукт возник практически одновременно с Силиконовой Долиной?

Долина все же появилась несколько раньше, но в целом можно сказать, что премьера SoundBlaster состоялась как раз в период зарождения этого феномена.

Кстати, вспомнился такой интересный момент тех лет. В то время, когда вышел Apple II, быстро завоевавший огромную популярность, а случилось это в 1980 г., я служил в небольшой фирме и вел разработки в области звука. И мой босс предложил мне обдумать, насколько сложно было бы создать аналогичный компьютер. Я сразу же прикинул, что ничего невозможного в этом нет, нужно лишь время и инвестиции в размере нескольких миллионов долларов. Увы, но он тогда не поверил в подобную перспективу, а так не исключено, что в Сингапуре появился бы собственный Apple.

То есть вы изначально концентрировались на создании высокотехнологичных продуктов?

Да, именно так. Когда мы сосредоточили свои усилия на направлении звука для ПК, нам удалось, как мне кажется, достичь очень многого. Например, наша технология X-Fi позволяет добиться наилучшего звучания, что уже признано многими экспертами. В этот проект были вложены огромные инвестиции. И сегодня, пожалуй, никто из конкурентов не сможет не только противопоставить что-либо данной технологии, но и повторить ее, так как она защищена большим числом патентов.

Чип X-Fi представляет собой чрезвычайно сложный продукт, достаточно сказать, что в него входит около 50 млн транзисторов. Замечу, что по этому показателю он обходит даже Intel Pentium 4.

Развивая направление аудио, вы включаете в сферу своих интересов и акустические системы, и MP3-плееры. Можно ли сказать, что стратегия Creative предусматривает работу на массовом рынке в целом, а не в отдельных нишах?

Для сохранения лидирующих позиций мы делаем большие инвестиции в новые продукты и технологии. Достаточно сказать, в исследовательских лабораториях Creative трудится свыше 600 инженеров-акустиков, есть у нас и ученые, работающие над перспективными проектами. Так вот, почти все они в течение последних четырех лет занимались созданием X-Fi. И могу сказать, что направление аудио для нас является ключевым, и мы не собираемся менять приоритеты в ближайшее время.

О прогрессе в данной области, достигнутом Creative, свидетельствует следующее. Еще лет десять назад пределом мечтаний в плане качества звучания был 16-разрядный звук, сравнимый с тем, что обеспечивается на компакт-дисках. И когда мы представили поддерживающий его продукт, появились высказывания о том, что Creative не способна придумать ничего нового. И, мол, как только Intel переложит на свои процессоры функцию обработки звука, наша компания тут же будет вынуждена закрыться. Мы же за последнее десятилетие выпустили сначала 24-разрядные устройства, затем многоканальные аудиосистемы формата 5.0, потом 5.1, а вслед за ними и 7.1, ныне же настал черед технологии X-Fi.

Так вот, в тестировании система 5.0 на базе X-Fi получила максимально возможное количество баллов, а эксперты отметили отличное качество звука. Поэтому наша главная ставка ныне на X-Fi, и стратегия Creative связана со встраиванием данной технологии во всевозможные аудиоустройства, начиная с беспроводных головных телефонов и MP3-плееров и заканчивая автомобильной акустикой и многоканальными системами самых разнообразных типов от 2.0 до 5.1 и 7.1. Впрочем, возможности X-Fi таковы, что в этом смысле у нее практически нет ограничений.

Ситуация на рынке сейчас более чем благоприятна для повсеместного внедрения X-Fi. Ведь конвергенция, о которой в последние годы столько говорили, наконец-то становится реальностью, и широкое распространение концепции цифрового дома на базе ПК позволит всем игрокам, поставляющим такие решения, значительно увеличить обороты.

А специфика восприятия человека такова, что наиболее важным для него является должный уровень воспроизведения звука, причем независимо от того, с каким типом развлечений он имеет дело, будь то видео, игры или музыка. И плохое звуковое сопровождение испортит впечатление даже от самого лучшего фильма или игры. Применение же нашей технологии позволит обеспечить максимальное качество аудио. Поэтому мы будем встраивать X-Fi и в клавиатуры, и в игровые приставки, и в большие панели.

Собираетесь ли вы лицензировать эту технологию сторонним производителям или будете самостоятельно выпускать все перечисленные выше продукты?

Мы будем использовать оба подхода, все же на первых порах нужно донести до покупателей все преимущества нашей разработки. Но в перспективе основную часть прибыли все же надеемся получить именно от лицензирования X-Fi. На наш взгляд, по мере того как X-Fi будет получать все более широкое распространение и популярность, в обиход войдет не только сертификат на соответствие данному стандарту, но, возможно, и специальный разъем, с помощью которого вы будете формировать акустическую систему любой сложности, начиная с формата 2.1 и до 7.1. Мы считаем, что X-Fi должна найти применение просто всюду.

Например, сегодня домашний кинотеатр с интегрированной технологией X-Fi позволит вам получить большее удовольствие от просмотра фильма, чем при посещении кинотеатра. И мы уже сейчас готовимся к работе с представителями не только рынка IT, но и с голливудскими продюсерами, дабы применять X-Fi еще на стадии создания фильмов.

Можно ли говорить, что с появлением X-Fi вы поменяли свою стратегию и от продвижения отдельных продуктов переходите к продвижению технологии?

В отличие от времен SoundBlaster, когда мы старались утвердиться на рынке путем введения в обиход нашего стандарта без взимания лицензионных отчислений, ныне Creative будет действовать иначе. Все же стоимость такой разработки, как X-Fi, слишком высока, чтобы бесплатно открывать ее спецификацию. Прежде всего мы, конечно же, будем продавать сами чипы, однако у желающих появится возможность приобрести связанное с ним программное обеспечение и комплекты для создания и производства законченных решений. Таким образом, мы надеемся сформировать некое сообщество сторонников технологии X-Fi.

И каково, на ваш взгляд, должно быть соотношение между бизнесом, связанным с лицензированием X-Fi, и сегментом по выпуску продуктов под брендом Creative?

Пока трудно точно оценить успех данной технологии, и наша ближайшая цель – добиться утверждения на рынке бренда X-Fi, в духе того, как это в свое время сделала Intel с логотипом «Intel Inside». Creative сфокусирована на рынок развлечений в целом и предлагает партнерам широкий спектр решений. Причем речь идет не только о технологических партнерах, но и о работающих с ними игроках из сектора создания контента.

Бизнес, связанный с интеллектуальной собственностью, отличается высокими прибылями, но малым оборотом. С другой стороны, готовые продукты дают большие обороты, но прибыли от них невысоки. Поэтому мы будем стараться сбалансировать оба направления так, чтобы добиться и хороших прибылей, и хороших оборотов.

Создание хорошо узнаваемого бренда требует больших затрат.

Мы уже делаем достаточно много для того, чтобы перейти из IT-сегмента в сектор потребительской электроники. Среди наших достижений – знак «Лучший продукт», полученный на выставке CES 2006 в Лас-Вегасе, а также престижная награда от Reddot Design. Их был удостоен наш медиаплейер ZEN Vision:M. Однако у нас нет сотен миллионов долларов для маркетинга, чтобы все сразу же узнали о достоинствах устройств Creative. Так что потребуется еще какой-то период на их раскрутку. Но преимущества, например, медиаплееров семейства ZEN просто неоспоримы, поэтому не думаем, что потребителям понадобится слишком много времени, чтобы убедиться в этом.

Является ли технология X-Fi вашим единственным козырем или есть еще какие-то разработки, которые ждут своего часа?

У нас есть масса идей, связанных как с программным обеспечением, так и с аппаратурой, а также тех, что лежат на их стыке с контентом. Пока я не могу рассказать деталей, но, например, уже реализованная в нашем продукте функция виртуального MTV является хорошей иллюстрацией креативного подхода разработчиков компании. Они же придумали чрезвычайно удобный и интуитивный интерфейс для MP3-плееров, с помощью которого очень просто взаимодействовать с устройством.

Нельзя не упомянуть и новую Web-камеру Live! Cam Voice с направленными микрофонами, позволяющими улучшить соотношение сигнал/шум в условиях многолюдного офиса. Кроме того, данное устройство поддерживает и такие развитые функции по работе с видео, как увеличение и сшивка панорамы.

Таким образом, я могу смело утверждать, что наши технологии всегда находятся на переднем крае, о чем бы ни шла речь – будь то видео или аудио.

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT