`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Юрий Ротманов, Cognos: «Управление эффективностью работы компании – это ее новый образ жизни»

Статья опубликована в №25 (544) от 4 июля

0 
 

Интерес к решениям в области бизнес-аналитики на нашем рынке в последнее время растет просто стремительно. В числе компаний этого сегмента, проявляющих большой интерес к Украине, прежде всего можно отметить Cognos. Интервью с ее менеджером, отвечающим за бизнес в Восточной Европе, Юрием Ротмановым, мы предлагаем вашему вниманию.

Как давно вы работаете в Cognos?

В Cognos я пришел в 2002 г. после пяти лет работы в компании Scala. Ее известное ERP-решение в течение долгого времени предлагалось на рынке, еще до создания, например, Microsoft Business Solutions. По сути, это было начало эпохи покорения Восточной Европы и стран СНГ для многих западных софтверных фирм. Соответственно, требовался непривычный для них продукт, который, скажем, поддерживал бы локальный план счетов. Это сейчас уже повсюду работают с западным планом счетов GAAP или с двумя одновременно, что не является экзотикой как со стороны поставщика, так и со стороны заказчика.

Cognos «Управление эффективностью работы компании – это ее новый образ жизни»
Юрий Ротманов: «Чего-то ждать больше не нужно. Уже сейчас делайте шаг вперед, выходите на новые рубежи в бизнесе и развитии»

Я уволился из Scala примерно за год до ее слияния с Epicor. Работал в московской команде Scala, затем в течение двух лет в ее лондонском отделении, а также в главном офисе под Стокгольмом в городке Нака. В Cognos я ушел потому, что мне была интересна и сама компания, и то направление, которое она сегодня продвигает. Как человек, который в течение пяти лет практически был задействован в ERP-проектах, я воочию убедился, что перспективы у технологий, продуктов и решений Cognos просто огромные. Но при этом они ни в коем случае не конкурируют с ERP-системами и, на мой взгляд, скорее дополняют их функционал.

Дело в том, что все моменты, связанные с эффективностью, в рамках одной системы реализовать очень сложно. Именно поэтому Cognos предлагает специализированные дополнения к решениям, которые уже используются в компаниях. В конечном итоге заказчик самостоятельно делает выбор, с какими решениями тех или иных поставщиков он желает работать, и для наших продуктов это не является препятствием.

Нужно ли это понимать таким образом: Cognos ищет слабые места в решениях других разработчиков и устраняет их?

Мы нашли свою нишу достаточно давно, Cognos присутствует в данном бизнесе уже более 37 лет. Согласитесь, что любая фирма с таким опытом работы на рынке имеет прочную положительную репутацию. На мой взгляд, можно говорить о том, что идет обратный процесс: крупные поставщики, такие как Oracle, SAP, Microsoft, ряд других известных компаний, ищут для себя новые сферы приложения и стараются выйти в наш сегмент рынка.

Если бы вас попросили в течение 3–4 минут рассказать о Cognos, какие главные моменты были бы выделены?

В первую очередь – персонал компании. Мы имеем уникальную команду профессионалов, причем в нее входят не только «старые зубры», но и талантливые молодые эксперты. Должен сказать, что во многих случаях, выбирая Cognos в качестве места работы, специалисты остаются здесь на 15, 20 и более лет.

Второе, что я хотел бы отметить: мы – инновационная компания и находимся в своей области на лидирующих позициях по данному показателю и не следуем за кем-то, не используем технологии других поставщиков, не копируем их. Cognos выводит на рынок решения, которые до этого не предлагал никто. Мы фактически являемся первопроходцами – и это отличает нас от конкурентов и других игроков рынка.

Третье, на что я бы обратил внимание: в Cognos считают, что успех компании – это прежде всего успех наших заказчиков. Мы отдаем себе отчет в том, что как поставщик технологий выживаем на рынке только потому, что наши клиенты добиваются успеха в бизнесе за счет использования технологий Cognos. Поэтому мы ориентированы не на реализацию какого-то одного проекта у них, а на долговременное сотрудничество.

Если говорить об общих параметрах, то мы присутствуем в 135 странах мира. Вместе с отделом R&D в Cognos работает около трех тысяч человек. Мы не делаем все сами напрямую, тесно сотрудничаем с партнерами и активно развиваем наши отношения. Это и международные, и региональные компании.

Каковы экономические показатели работы Cognos в течение последних лет?

Мы довольно быстро приближаемся к объему годового дохода в миллиард долларов. В последнем финансовом году он составил около 800 млн. Ежегодный прирост доходов равняется в среднем 16%.

А каковы успехи и перспективы в регионе, за который вы отвечаете?

Давайте лучше об Украине, которая для нас является очень интересным и перспективным рынком. Правда, бизнес-ситуация здесь в последнее время была довольно непростой, очевидно, что экономика напрямую зависит от политической стабильности. Однако сейчас мы смотрим на будущее бизнеса в Украине с большими надеждами. Здесь уже есть наши весьма крупные клиенты, например «Райффайзенбанк», ряд других западных компаний. Но мы ждем развития и локальных украинских холдинговых структур из сегментов торговли, госструктур, банков, телекомов.

Мы и здесь стараемся быть пионерами, поскольку вышли в Украину одними из первых в нашем сегменте рынка и, по сути, формируем его. Я теперь довольно часто приезжаю в Киев. Но должен все же отметить, что, к сожалению, по сравнению с другими странами Восточной Европы Украина находится лишь на начальной фазе развития.

В последнее время многие западные компании рекламируют средства упрощения IT-инфраструктуры клиентов и соответствие собственных продуктов западным регулятивным законодательствам как свои крупные достижения. Но для нашего региона это все пока не особенно актуально и фактически не влияет на принятие заказчиком решения о покупке. Так ли это?

Тут я не совсем с вами соглашусь, попробуем посмотреть на проблему с другой стороны. Любая коммерческая фирма имеет инвесторов или владельцев. Очень часто развитие крупных компаний не может быть ограничено локальным капиталом. Бизнес всегда требует дополнительных инвестиций, стремится к выходу на фондовые рынки, участвует в проектах, связанных с западными банками и другими структурами.

Чего хотят инвесторы? Прежде всего – прозрачности, понимания, как их средства будут использоваться, они хотят получить возможность отслеживать эти процессы. Безусловно, у структур, которые не могут показать истинную картину, возникнут сложности в доступе к внешнему капиталу. Кроме того, часть инвесторов предпочитает не афишировать себя. То есть «прозрачность» в том смысле, как ее трактует правительство США, может быть, и не особенно нужна. Но инвесторам необходим действенный инструмент контроля и управления, чтобы не потерять вложенные средства, иногда довольно значительные. И тут предусмотренные регулятивными актами нормы и правила оказываются очень даже к месту. Это, в частности, касается и управления эффективностью – области, в которой работает Cognos.

К тому же, если что-то не востребовано в Украине сегодня, то завтра к этому обязательно проявится интерес, как и во всем мире. Западные компании также не создавались в один день и сразу в идеальном состоянии. В вашей стране, как и во многих других, молодой бизнес часто старается форсировать события (хотя я слышу и рассуждения о «собственном пути»). Конечно, везде есть свои нюансы. Но, на мой взгляд, то, что уже получилось у других, с поправками на собственную специфику, нужно использовать. Это рационально.

Примерно два года назад в Украине наблюдался бум интереса к Balanced Scorecard – системе сбалансированных показателей. Но со временем оказалось, что украинским компаниям довольно сложно определить базовые ключевые показатели. Должны ли они быть несколько другими, чем на Западе?

Это очень интересная тема. Создатели данной методологии Нортон и Каплан лично участвовали в разработке соответствующих решений Cognos (сейчас наш основной продукт здесь – Metrics Designer). Мы тесно сотрудничаем с их организацией – Balanced Scorecard Collaborative. В качестве небольшой иллюстрации хотел бы привести один весьма показательный пример. Вместе с профессором Капланом мы не так давно были в Москве, где он проводил презентацию методологии, а Cognos спонсировала данное мероприятие. Аудиторию составляли представители крупнейших компаний и холдингов России, т. е. все происходило на очень серьезном управленческом уровне. Презентация длилась весь день, и в конце не обошлось без сессии вопросов и ответов. И вот после нескольких часов лекции один из присутствующих спросил: «А что нам делать, если мы не знаем, какая у нас бизнес-стратегия». Каплан ответил: «В этом случае вам нужно закрыть совет директоров в офисе и не выпускать топ-менеджеров оттуда до тех пор, пока они ее вам не дадут».

Я хочу сказать, что новые сложные методологии ведения бизнеса могут быть востребованы только при соблюдении некоторых начальных условий. Должно быть четкое понимание того, что вы хотите изменить, и самой стратегии, которую вы хотите внедрить. Часто это необходимо, например, в процессе слияний и поглощений компаний. Так что любая технология, если за ней не стоят грамотные управленцы, останется только технологией, в то время как ее нужно осваивать и использовать, как и любой другой инструмент.

В последнее время наблюдается стремление ведущих мировых разработчиков закрепиться в секторе малого и среднего бизнеса. Разделяет ли его Cognos?

Мы хотим, чтобы заказчики, которые могут извлечь пользу от наших технологий, получали ее в любом секторе – будь то крупные холдинги или небольшие локальные структуры и компании. Однако не нужно забывать, что каждая крупная корпорация состоит из многочисленных относительно небольших бизнесов. С другой стороны, украинский аптечный холдинг, например, по сравнению с западными монстрами не так велик, но также использует наши решения.

Другими словами, есть проекты, к которым нужно подходить комплексно, а есть и очень небольшие по нашим масштабам. С Cognos можно начинать работать с одного пользователя, с одного десктопа. В этом случае все вместе – лицензия, внедрение, обслуживание – обходится заказчику всего в несколько тысяч евро. Кроме того, такой проект часто рассматривается как пилотный или тестовый, первый этап более крупных внедрений со специальным сервером и рядом рабочих мест.

В настоящее время Cognos также активно разрабатывает ряд программ, целью которых как раз является расширение присутствия наших решений на рынке малых и средних предприятий. Этот сегмент достаточно перспективен, и мы, безусловно, хотим его развивать. Однако, конечно, основные наши заказчики – крупные структуры, желающие с нашей помощью решать действительно сложные, комплексные бизнес-задачи.

А существует ли у Cognos какой-то любимый масштаб проекта?

Успешный проект всегда является любимым :). Если работа выполнена качественно и заказчик остался доволен, получил от нее пользу для своего бизнеса, то этот проект нам нравится.

Нужны ли решения Cognos тем, у кого уже развернута и используется корпоративная информационная система мирового класса? Что такого есть в Cognos, чего нет в ее модулях бизнес-аналитики?

Прежде всего нужно сказать о том, что Cognos является партнером таких компаний, как, например, SAP и Oracle. Мы не хотим конкурировать с ними и, как я уже говорил, предлагаем заказчику сделать свой выбор в пользу того или иного решения. Безусловно, мы дополняем BI-функционал, который предлагают крупные разработчики. Но не секрет и то, что они часто предпочитают не заниматься всем самостоятельно, а просто купить специализированные фирмы и интегрировать их решения в свои «сюиты».

Мы не в коем случае не говорим о том, что наши решения лучше, дешевле, функциональнее, быстрее, эффективнее и т. д. Не в этом суть. Суть в том, что мы предлагаем так называемые решения best-of-breed («лучшие из породы»), т. е., лучшие в нашем секторе IT-рынка.

Известно, что обычно клиенты не могут решить все свои проблемы с помощью единственного корпоративного приложения, сколь бы совершенным на данный момент оно ни было. Поэтому вполне естественно использование нескольких или даже многих систем в пределах одной бизнес-структуры. Наше решение в то же время может располагаться поверх этих систем, давая общую информационную платформу, извлекая необходимые данные практически из любых источников.

Более того, на мой взгляд, мы являемся номером один в области средств управления эффективностью деятельности компании. Значительная часть заработанных в этом бизнесе денег Cognos инвестирует в создание еще более действенных технологий. А вот наши крупные конкуренты получают основную часть своих доходов от продажи продуктов совершенно иного класса. Пропорции инвестиций в R&D всегда зависят от предпочитаемого заказчиками ассортимента. Именно поэтому мировые лидеры IT-рынка вкладывают наибольшие средства, например, в ERP, в то время как мы, будучи относительно небольшим игроком по сравнению с «монстрами» IT-бизнеса, инвестируем едва ли не все наши свободные ресурсы в технологии управления эффективностью работы компаний.

Не так давно сообщалось о совместном проекте Cognos и Google. Расскажите об этом подробнее.

Здесь лучше обратиться к официальному пресс-релизу, однако могу отметить, что это не более чем очередная партнерская программа, и достигнутое соглашение находится в рамках одной из главных концепций Cognos, которую хорошо выразил СЕО компании Роб Эш (Rob Ashe) на нашем ежегодном форуме: «Политика Cognos – это партнерство, партнерство и еще раз партнерство». Что касается совместного с Google проекта, то речь идет о корпоративной поисковой системе. Наша часть, как всегда, – аналитика высокого уровня, и она, конечно, придаст продукту дополнительную привлекательность.

И в заключение, что бы вы порекомендовали потенциальным украинским клиентам Cognos.

Прежде всего я хотел бы подчеркнуть, что новые технологии иногда выглядят для клиента сложными, и в этих случаях требуется, чтобы прошел некоторый адаптационный период. Поэтому нашим потенциальным заказчикам я бы сказал: во-первых, знакомьтесь с нами, с нашими партнерами, начинайте с малого. Корпоративное управление эффективностью – долгий путь. В чем-то это образ жизни. Он формируется поэтапно, и спешить здесь не следует.

Но необходимо постоянно думать о том, какова общая модель работы предприятия, о том, что следует изменить и какова конечная цель этих изменений. Основным правилом должно стать следующее: чего-то ждать больше не нужно. Уже сейчас делайте шаг вперед, выходите на новые рубежи в бизнесе и развитии.

Сегодня для этого создаются все необходимые условия, и я надеюсь, что ситуация на украинском рынке будет продолжать улучшаться, а бизнес расти. А если это случится именно так, мы уверены, что наши технологии станут востребованными и будут использоваться большим количеством компаний – как местных, так и иностранных, инвестирующих в Украину.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT