`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Citrix Access Essentials: только самое существенное

0 
 

Сегодня все больше производителей серьезного корпоративного ПО обращают внимание на сектор среднего и малого бизнеса, предлагая продукты с разумной ценой и достаточной функциональностью. Не осталась в стороне и Citrix.

Использование терминальных сервисов с целью экономии на программно-аппаратной основе не настолько привлекательно, как обычно считают. Ведь стоимость около $200 за рабочее место вполне может перекрыть цену лицензии на полноценную Windows XP. Некоторую экономию средств дает использование морально устаревшей аппаратной части (вследствие неприхотливости клиентского ПО) или бездисковых станций, однако во многих случаях и этот пункт не является главным преимуществом терминальных решений. Настоящие выгоды скрыты совершенно в другой плоскости – попробуем выделить наиболее явные из них.

Возможность быстрого развертывания клиентских машин появляется в результате того, что основная часть прикладных программ может (и должна) находиться на сервере, настраиваться централизованно и более-менее однообразно для всех пользователей. Соответственно очень часто добавление новых рабочих мест сводится лишь к установке клиентской части терминальной системы (скажем, на действующие ноутбук или КПК).

Централизованное управление. Серверное размещение приложений существенно упрощает обновление ПО, резервное копирование и массу других административных операций.

Информационная безопасность. Поскольку основной программный код исполняется на сервере, именно он в основном и требует защиты (антивирусной и т. д.). Централизованный характер хранения информации также препятствует ее утечке или утере.

Три приведенных выше пункта можно расшифровывать до бесконечности, но вполне понятно, что все они в основном связаны с такой статьей расходов, как ТСО, традиционно считающейся актуальной для крупных корпораций. Однако очевидные выгоды можно обнаружить и в других сегментах. Достаточно представить, к примеру, относительно небольшую структуру на 50–60 клиентских рабочих мест, обязанную работать в режиме 24/7. Соответственно простой даже одного из них в течение нескольких десятков минут повлечет за собой значительные убытки (явные или косвенные). Причиной же для инцидента может послужить как выход из строя оборудования или заражение вирусом, так и необходимость обновления локально установленного ПО – которое хоть и стало уже обязательной практикой, по-прежнему приводит не только к перезагрузке компьютера, но и к перебоям в работе после нее.

Наконец, можно привести еще несколько плюсов терминальных систем, зачастую напрямую не связанных с экономией средств, но обеспечивающих значительную гибкость при организации информационной инфраструктуры.

Кросс-платформенность. Поскольку клиентское ПО терминальных систем (в первую очередь от Citrix) доступно для достаточно широкого набора платформ, частично решается проблема кросс-платформенности приложений. Разумеется, это также не панацея, однако во многих случаях такой выход кажется едва ли не единственным.

Представьте, скажем, сисадмина, в обязанности которого по тем или иным причинам входит контроль за работой нескольких различных серверов баз данных – Oracle, Informix, Microsoft SQL Server. Непосредственно обслуживающий их администратор БД (DBA) давно разработал для аналогичных целей замечательный инструмент, собирающий всю необходимую статистику и выводящий ее в удобном виде. Однако воспользоваться им оказывается весьма непросто, поскольку сисадмин работает на машине SPARC-архитектуры под управлением ОС Solaris, а DBA предпочел платформу Wintel (да и свой инструментарий создавал на Visual Studio). Решений может быть несколько: предоставить администратору дополнительную машину, попытаться портировать необходимые программы на чуждую платформу, спешно мигрировать на технологии WBEM и т. д. На деле же удалось обойтись всего лишь установкой клиента Citrix, занявшей несколько минут времени персонала.

Конечно, речь не идет о специальном развертывании терминальной системы для решения таких задач, данный пример лишь показывает возможные косвенные выгоды от ее присутствия.

Возможность удаленной работы. Сам характер организации терминальной системы практически устраняет различия между работой локальной (в центральном офисе) и удаленной (из дома, аэропорта, зарубежного филиала). При этом эффект от первых трех преимуществ только усиливается.

Экономия сетевого трафика. Проявляется в том случае, когда терминальные решения приходят на смену традиционным клиент-серверным, которые, как известно, могут создавать довольно большую нагрузку на сеть и даже требовать ее модернизации.

Впрочем, все приведенные рассуждения достаточно давно являются прописными истинами для многих специалистов, не первый день работающих с терминальными системами, и напомнить их читателю, разумеется, далеко не единственная цель статьи. Мы не зря отметили, что такие решения во многих случаях представляют интерес и для небольших предприятий. Для них даже выпускаются специальные продукты, один из которых – вышедший нынешним летом пакет Citrix Access Essentials.

Итак, Citrix Access Essentials представляет собой несколько упрощенную версию Presentation Server. Ядро продукта практически такое же, как и в «полноценной» версии – основные ограничения связаны именно с ориентацией на небольшие организации. Оно не имеет средств для объединения серверов и распределения нагрузки, а число пользователей не должно превышать 75. Отсутствуют также средства подробного сбора статистики и формирования отчетов, равно как и возможность публикации приложений Unix/Linux. В то же время такое решение обещает стать экономичнее, чем полновесный Presentation Server, – в первую очередь, за счет того, что в стоимость клиентской лицензии Citrix Access Essentials (не более $250 в зависимости от комплектности) включена плата за лицензию на Microsoft Terminal Services (около $150). Кроме того, заявлены следующие нововведения: более эффективное применение аппаратных ресурсов (т. е. на одном и том же оборудовании Citrix Access Essentials сможет обслуживать больше подключений), подсистема печати, обещающая чуть ли не четырехкратный прирост производительности.

Что и говорить, предложение весьма заманчивое. Однако даже самый впечатлительный читатель не преминет задаться вопросом – а стоит ли внедрять на платформе Windows продукцию Citrix, если все серверы Microsoft уже включают службу Microsoft Terminal Services (MSTS), а клиентские лицензии на нее все равно нужно приобретать? Попробуем разобраться, каковы дивиденды от дополнительных вложений в эту продукцию.

Первое, на что следует обратить внимание и чем всегда славились продукты Citrix, – это наличие клиентского ПО под самые разные платформы. Конечно, Microsoft также не стоит на месте, скажем, сегодня уже поддерживаются MacOS X и, что вполне закономерно, Pocket PC, но для Linux по-прежнему требуется присутствие стороннего клиента. Так или иначе, в данном вопросе продукты Citrix, как и ранее, оставляют MSTS позади.

Исторически (во времена, скажем, Windows NT 4.0) в решении Citrix использовались более прогрессивные и эффективные протоколы, однако в результате сотрудничества двух компаний и кросс-лицензирования (Presentation Server представляет собой фактически надстройку над MSTS) это различие практически стерлось, особенно в отношении производительности. Тем не менее некоторое преимущество у Citrix все еще имеется – за счет различных расширений протокола RDP.

MSTS не позволяет клиенту «опубликовать» отдельное приложение независимо от сервера. Сначала нужно подсоединиться к конкретному серверу, загрузить рабочий стол и только затем запускать приложение, что не всегда удобно. Citrix же дает возможность просто запустить на сервере одно приложение и работать только с ним – примерно так, как это делается в среде X Window.

Citrix имеет более совершенную систему политик доступа, включающих либо отключающих определенные функции протокола в зависимости от размещения клиента, а также некоторых других особенностей клиентского устройства. Подобной функциональностью среди современных терминальных решений обладает только Citrix.

Также стоит упомянуть более удачную реализацию в продуктах Citrix переноса клиентской сессии между терминалами. Хотя в последней версии MSTS этот аспект также был улучшен – в семействе Presentation Server, например, сессии автоматически перенастраиваются с учетом особенностей нового устройства. Более того, в отличие от MSTS, пользователь волен «переносить» на иное устройство только необходимые приложения, а не весь рабочий стол.

Вышеприведенные особенности, по скромному мнению автора, действительно стоят той разницы в цене, которая наблюдается между Citrix, MSTS и продуктами других производителей. Возможно, реалии нашей страны еще не позволяют применять подобные решения везде, где это было бы действительно удобно и полезно, однако Citrix Access Essentials имеет все шансы изменить ситуацию к лучшему.

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT